Основные стороны спортивной подготовки и двигательные ошибки - Профессор Э.Р. Андрис
« Назад 13.10.2024 14:45
«Ошибка – выполнние упражнения с отклонением Достижение высоких спортивных результатов в спорте не возможно без отлаженной спортивной подготовки. Эта система строится как многолетний процесс, включающий в себя, систему отбора и спортивной ориентировки, систему соревнований, факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса, а также непосредственную тренировку. (Чикуров А.И., 2008, Матвеев Л.П.. 1991, Платонов В. Н., 2004). Спортивные достижения обусловлены комплексом видов спортивной подготовки, влияющих на их динамику. Основу которых составляют; физическая, техническая, тактическая и психологическая подготовки спортсмена. Спортивная подготовка представляет собой рациональное использование знаний, методов и средств, позволяющих нацелено воздействовать на спортсмен и обеспечивающих желательную степень готовности к спортивным достижениям. Главной целью спортсмена является достижение наивысших спортивных результатов на различных спортивных состязаниях и соревнованиях.(Волков М.В. с сотр.,2021,). Спортивнопедагогический коллектив сотрудников Кубанского государственного университета им. И.Т. Трубилина, под руководством Быкова М.И. вы-полнили монументальное исследование зависимости между видами спортивной подготовки и их значимости в спортивных состязаниях и пришли к заключению: каждый вид спортивной подготовки зависит от других, определять ими, и влияет на них. Например, показатели физических связаны с экономичностью техники, специальной психической устойчивостью к утомлению, умением воспроизвести рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в различных условиях. Но и тактическая подготовка не может быть осуществлена без высокого уровня технического мастерства. Хорошей функциональной подготовленности, развития целеустремленности, смелости, воли и решительности. Соответственно анализируемым данным, можно сделать вывод о том, что все виды подготовок влияют на достижение высоких спортивных результатов в каждом виде виде спорта и взаимосвязи меду собой. Эффективность технической подготовки тем выше, чем, больше тренер знает о процессе обучения и умеет воздействовать на его основные элементы. Это относится к формулировке целевых установок на каждом этапе спортивной подготовки, выбору специализированных методов обучения, подводящих и подготовительных упражнений с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных анатомо-физиологических и психических особенностей занимающихся, использованию соответствующих носителей информации одновременно или последовательно. Овладении техникой является обязательным условием на пути к повышению спортивных достижений. В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию и используют в случаях, когда необходимо освоить подводящие упражнения для следующего разучивания более сложных двигательных действий и когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих двигательных действий для последующего формирования двигательных навыков. (Чикуров В.И., 2008). Естественно, такое изобилие двигательных действий требует от тренера и ученика осознанного отношения к технической подготовке, соответствующей основным критериям оценки спортивной техники: - объем; - разносторонность; - рациональность / технических действий; - эффективность; - освоенность; (Матвеев Л.П., 1991, Платонов В.Н., 2004, Боген М.М., 1985, В процессе спортивной тренировки двигательные умения несут вспомогательную функцию и используют в случаях, когда необходимо освоить упражнения для следующего разучивания более сложных двигательных действий и когда необходимо добиться простого освоения техники соответствующих двигательных действий для последующего формирующего формирования двигательных навыков. (Чикуров А.И., 2008). Двигательная ошибки: их предупреждение и исправление (Чеботарев В.А.А., 2018) Выполнить движение сразу правильно, без ошибки в обычных условиях, как правило, оказывается невозможно. Данное обстоятельство очень осложняет процесс освоения движений. Некоторые ошибки обусловлены закономерностями формирования двигательного навыка., другие связаны с отсутствием необходимых представлений, третьи – с несоблюдением определенных условий и т.п. Успех в освоении движений во многом зависит от того, насколько правильно определены при-чины происхождения двигательных ошибок и насколько методы их исправления соответствуют истинным причинам их возникновения. Наиболее типичными являются следующие группы: -внесение в длительный акт дополнительных ненужных движений; Для повышения эффективности освоения двигательных действий и профилактики ошибок большое значение имеет правильный порядок их выполнения. Основными параметрами такого порядка являются число повторений и интервалы отдыха между ними. Их конкретные характеристики могу быть самыми различными, так как определяются многими факторами (сложностью движений, этапом освоения, индивидуальными возможностями занимающихся и т.п.) Вместе с тем во всех случаях следует помнить и соблюдать следующие правила: Выявление и исправление ошибок (Андрис Э.Р. ,2018, Померанев В.А., Старченков М.В., 2004). Теоретическое и практическое освоение двигательных навыков во всех случаях происходит путем постоянного исправления ошибок, чтобы постепенно приблизиться к созданию возможно точного представления и корректного двигательного стереотипа выполнения изучаемого упражнения. Талант тренера состоит в выявлении основных ошибок, препятствующих освоению упжнения, и устранении причин, приводящих к совершению ошибок. Только после этого появляется возможность использовать соответствующие средства и методы для устране-ния ошибок. Примечание: Дорогой читатель! В прилагаемой ниже статье «Выявление ошибок» отражен опыт творческой работы основателя техники метания молота в Советском союзе, Заслуженного тренера СССР Шукевича Евгения Михайловича. Обратите внимание на его монументальность, глубину и поиска взаимодействия двигательных действий сложнейшей техники метания молота. Литература: Андрис Э Р. Обзор: Еще раз о технической подготовленности спортсмена. Uzathletics.uz. 2018. Почему появляются ошибки (ЛА- 1964-№11) В течение многих лет Евгений Михайлович Шукевич был тренером большой группы спорт-сменов, специализировавшихся в одном из труднейших видов легкой атлетики — метании молота. Под его руководством занимался экс-рекордсмен мира Михаил Кривоносов, рекорд-смен страны Ромуальд Клим и ряд других известных метателей. Статья Е. М. Шукевича, которую мы публикуем, представляет собой обобщение опыта его педагогической работы, попытку систематизировать недостатки в технике метания мо-лота и наметить пути к их исправлению. Редакция надеется, что статья будет полезна, как для начинающих, так и для более квалифицированных метателей. И3 ПРИЧИН, тормозящих дальнейший рост достижений большой армии советских метателей, наиболее существенными, на наш взгляд, являются недостатки в технике движений, которые свойственны спортсменам на всех ступенях их совершенствования —от новичка до мастера. Во-первых, не все легкоатлеты правильно понимают технику движений. Этому способствует недостаточно четко разработанная терминология и неясности в описании от дельных элементов метания. Во-вторых, у нас есть серьезные недостатки в методике обучения. И, наконец, многие склонны к излишнему увлечению скоростью, что подчас приводит к нарушению нормального ритма движений. Рассмотрим некоторые наиболее часто встречающиеся ошибки в технике метания молота. СТАРТОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ВРАЩЕНИЯ Наиболее характерные недостатки в стартовом положении, и прежде всего у новичков,— это узкая постановка ног, прямые или почти выпрямленные ноги и излишнее напряжение. Между тем, наиболее выгодно, когда ноги расставлены несколько шире плеч и достаточно согнуты. Это положение каждому занимающемуся следует подбирать индивидуально, учитывая степень физической подготовленности, устойчивость избранного положения и возможность активного воздействия на снаряд в последующих движениях. Излишнее напряжение может возникать вследствие неустойчивости положения, занятого спортсменом, неумения расслаблять мышцы, не участвующие в движении. Этому в значительной степени могут способствовать и неверные представления метателя, возникшие в связи с неправильными и неточными определениями, нередко встречающимися в нашей литературе. Так, например, в комментариях к кинограмме мирового рекордсмена Г. Коннолли («Легкая атлети-ка», № 10 за 1962 г.) автор, говоря об исходном положении метателя, пишет: «Тело закручено направо...» Стремление спортсмена добросовестно выполнить этот совет, приведет к ненужным напряжениям. Более правильным было бы сказать просто: тело повернуто направо. Это определение встречается в повседневной жизни и знакомо каждому. Недостатки в технике предварительных вращений оказывают значительное влияние на форму последующих движений и, в первую очередь, на вход в поворот. Из встречающихся здесь ошибок напомним о следующих: большое количество вращений, вращение молота в лицевой плоскости (прямо перед собой) и даже слева, прямые ноги, отсутствие компенсаторных движений, большое сгибание рук в момент, когда они проходят над головой и когда снаряд находится справа и внизу, излишнее напряжение. Из различных, разрешаемых правилами исходных положений, наиболее выгодным следует считать такое, когда шар молота лежит в кругу справа за метателем. Такое исходное положение создает благоприятные условия для начала предварительных вращений. В практике принято делать два предварительных вращения. Они обеспечивают необходимую начальную скорость движения молота для входа в поворот. Начинающие же делают больше двух вращений не потому, что скорость снаряда мала, а вследствие отсутствия навыка и неумения занять удобное исходное положение. Предварительные вращения выполняются по-разному. Часть метателей, особенно новичков, посылает молот далеко влево. Этот недостаток, а также отсутствие компенсаторных движений бедрами и тазом, мешают своевременному повороту плеч. В этом случае, поворот делается рывком, так как молот тянет за собой плечи. Некоторые лучшие метатели, например, А. Балтовский, Г. Кондрашов, Р. Клим посылают молот вперед-вверх по более крутой траектории. Это предотвращает указанную ошибку, уменьшает излишнее напряжение при вращении и дает возможность активно вести снаряд без уменьшения радиуса и скорости вращения. Ошибкой следует считать и значительное сгибание правой руки. Рассматривая причины этой ошибки, трудно согласиться с мнением мастера спорта А. Самоцветова («Легкая атлетика», N° 8, 1963 г.), который считает, что правая рука в предварительных вращениях сгибается вследствие высоко поднятого плеча и рекомендует опустить левое плечо и наклониться вперед. На наш взгляд причины сгибания руки заключаются в том, что метатель, переходя на правую ногу, останавливает движение оси плеч, в то время как руки со снарядом продолжают двигаться вдоль лицевой плоскости. Избежать большого сгибания правой руки при предварительных вращениях можно, активно воздействуя на молот плечевым поясом и перемещая таз в сторону левой нои. Шар молота лежит в кругу справа от метателя. Сейчас рекордсмен страны Ромуальд Клим начнет предварительные вращения сторону левой ноги. Такие предварительные вращения экс-рекордсмен мира М. Кривоносов считал наиболее удобными для входа в поворот. ВХОД В ПОВОРОТ И ОДНООПОРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Один из существенных недостатков техники входа в поворот — это «стаскивание» снаряда с кругового пути прямолинейным движением левого плеча влево. Этот недостаток в значительной мере вызван непониманием употребляемого в методической литературе термина — «тянуть молот». По-видимому, выражение понимается некоторыми спортсменами буквально. Активное выведение молота руками вперед (перед собой) будет способствовать более пра-вильному круговому движению снаряда. Ноги должны быть согнуты так, чтобы спортсмен чувствовал натяжение мышц бедра, а таз выведен вперед, что тонизирует мышцы поясницы. «Снятие» правой ноги при входе в поворот зависит в первую очередь от избранного варианта входа, от формы и скорости движения. Г. Кондрашов, на пример, при входе в поворот значительно выпрямляет левую ногу и отклоняет туловище в противоположную молоту сторону (см. кинограмму, опубликованную в журнале № 8 за 1963 г.). Такое положение позволяет более продолжительное время воздействовать на снаряд и в то же время исключает ранний отрыв ноги от грунта. Сгибание правой ноги в одноопорном положении в первом и последующих поворотах является серьезной ошибкой и следствием неправильных движений при входе в поворот. Руки и ось плеч должны составлять равнобедренный треугольник. У метателей, соблюдающих указанное правило, руки бывают прямые или почти прямые. Одной из причин сгибания рук нужно считать «скручивание» тела в одноопорном положении за счет энергичной работы правой ноги. Это приводит к нарушению правильного соотношения движений оси плеч и оси таза. В результате правая рука при вращении влево сгибается. Между тем, в одноопорном положении активное воздействие на молот нерационально и активная работа правой ноги лишь тормозит движение снаряда. В одноопорном положении движения метателя в первую очередь должны быть подчинены задаче обгона снаряда, сохранению при этом хорошего равновесия и широкой амплитуды движений. Стремление к максимальному «закручиванию» и преждевременной постановке правой ноги на грунт в свое время тормозило рост результатов призера XVI Олимпийских игр А. Самоцветова, который не мог реализовать своих возможностей вследствие неправильного понимания техники движений в одноопорном положении. Надо сказать и еще об одной ошибке, возникающей в одноопорном положении. Это подседа-ние на опорной ноге, что приводит к потере нужного тонуса мышц туловища и к потере контро-ля за снарядом. При подседании спортсмен опускает общий центр тяжести тела, что при большой скорости приводит к потере равновесия. Говоря о постановке на грунт правой ноги, нужно предостеречь спортсменов от ударов о грунт. В большинстве случаев это будет не активная постановка ноги, а падение, вызванное потерей равновесия. Иногда это происходит вследствие излишне высокого подъема бедра правой ноги. Метатели, хорошо сохраняющие равновесие в одноопорном положении, никогда не топают ногой при ее постановке, а делают это бесшумно. Такую технику выполнения поворота можно наблюдать и у В. Руденкова и у Р. Клима. ФИНАЛЬНОЕ УСИЛИЕ Из ошибок, встречающихся в финальном усилии, следует прежде всего отметить резкое выпря-мление ног, которое приводит к потере равновесия. В этом случае спортсмен не метает молот, а как бы «избавляется» от него, уходя в момент выпуска в сторону, противоположную метанию. Между тем, распрямление ног должно происходить постепенно вместе с движением молота. Нередко метатель, особенно новичок, желая усилить воздействие на снаряд и придать ему еще большую скорость, также излишне отклоняет туловище в противоположную сторону, стаскивая молот с того пути, по которому он движется. Некоторое отклонение туловища не является ошибкой. Оно неизбежно и происходит независимо от метателя, как следствие противодействия центробежной силе. Но чем сильнее спорт-смен, тем меньше у него это компенсаторное отклонение. Кстати, изменение направления движения молота при поворотах и финальном усилии обычно можно установить пальцами левой руки. При изменении направления снаряда давление на пальцы увеличивается и на руках порой остаются следы в виде кровоподтеков. Наши лучшие метатели ведут молот широко и прямыми руками, плавно увеличивая скорость вращения. Это помогает созданию хорошего ритма, который обеспечивает благоприятные условия для максимального приложения усилий в финале. Создается даже впечатление, что метатель движется несколько замедленно. Однако есть спортсмены, которые стремятся к максимальной скорости, забывая о рациональной форме движения. Они думают, что максимальная скорость от начала до конца метания даст лучший результат, нежели несколько меньшая начальная скорость с постепенным ее увеличением. Нечего и говорить, что это мнение ошибочно. Следует помнить, что скорость, хотя и является одним из важных средств для достижения высокого результата, однако не самоцель. Она должна сочетаться с правильной формой движений и свое временными максимальными усилиями. По этому поводу не лишним будет вспомнить, что одной из причин проигрыша Михаила Кривоносова на Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 г. было быстрое, непривычное для него, начало. Почти максимальная скорость привела потере привычного ритма и не позволила показать свой обычный результат. А вот другой случай. Белорусский метатель А. Балтовский показал свой лучший результат 68,17 на соревнованиях памяти братьев Знаменских в 1962 г., когда многим специалистам казалось, что он слишком медленно делает первый поворот. Более быстрое начало в последующих попытках не привело к улучшению результата. Таких примеров можно привести много. Они свидетельствуют что хороший, постепенно ускоряющийся ритм в метании молота нельзя приносит в жертву скорости. В заключение следует сказать, что появление многих ошибок в метании объясняется незнанием биомеханических законов, на основе которых строится движение. Это приводит к ошибкам в методике обучения, к заучиванию неправильных движений. Поэтому для спортсменов и тренеров первостепенное значение имеет овладение современной методикой тренировки, созда-ние правильного четкого представления о всех деталях техники метания молота. Евгений ШУКЕВИЧ, старший преподаватель института физкультуры. Волгоград КомментарииКомментариев пока нет |