Узбекнефтегаз Узатлетикс
(+998 72) 141-13-65
email: FLAU@exat.uz uzb@mf.worldathletics.org
Проспект И. Каримова д.98 А
Citius, Altius, Fortius!
Главная  Статьи  Наталья Ильина - Психология тренера

Наталья Ильина - Психология тренера

« Назад

23.12.2020 06:49

 

 

В пособии систематизированно изложены теоретические и прикладные аспекты профессиональной деятельности спортивных тренеров, рассмотрены особенности профессиональной деятельности тренеров, профессиональные качества, необходимые для успешной деятельности в данной профессиональной области, особенности индивидуальных стилей деятельности. В качестве кейсов используются примеры из практики спортивных тренеров и практики работы спортивных психологов с тренерским составом национальных команд, которые помогут применить теоретический материал в практической работе тренеров. Выполнение практических и контрольных тестовых заданий способствует закреплению знаний, полученных по вопросам психологии тренерской деятельности, содействует формированию практических навыков в сопровождении становления педагогического мастерства тренера. Предназначено для студентов, специализирующихся в области спортивной психологии, может быть полезно преподавателям, осуществляющим подготовку спортивных психологов, психологам-практикам, а также спортивным тренерам.

Введение

Эффективность подготовки высококвалифицированных специалистов – спортивных тренеров и психологов во многом зависит от того, имеется ли в распоряжении студентов качественная, современная учебная и учебно-методическая литература, в том числе и по психологии спорта и физической культуры.

Роли обычного педагога в процессе социализации и формировании личности подрастающего поколения уделяется достаточно внимания – как на уровне государственной поддержки учителей, так и на уровне научных разработок для оптимизации эффективности процесса обучения.

Важный вклад спортивного тренера в процесс воспитания не только чемпионов, но и просто детей и подростков, занимающихся физической культурой и спортом, не для всех является очевидным.

Современный спорт отличается достаточно ранней специализацией, в спорт приходят дети 3–5 лет, и через спортивную деятельность осуществляется формирование их личности, усвоение социальных норм, приобретаются навыки взаимодействия с окружающими людьми и вырабатываются стратегии управления самим собой. Руководит всем этим процессом – тренер. Оттого и требования к личности и деятельности педагога-тренера достаточно высокие.

В учебном пособии «Психология тренера» рассматриваются не только формальные обязанности тренера (составляющие учебно-тренировочного процесса, соревновательная деятельность и пр.), но и психологическая структура педагогической деятельности спортивного тренера и процессы формирования его личности. Обозначены основные трудности, которые испытывают тренеры на разных этапах своей работы, и разбираются варианты путей их преодоления. Приведены результаты отечественных и зарубежных исследований известных и весьма успешных спортивных тренеров (их мотиваций, особенностей индивидуального стиля деятельности, опыта и пр.).

Глава 1

Профессия тренера

1.1. Особенности профессии тренера

Профессиональная деятельность тренера трактуется очень просто: спортивный тренер – специалист по воспитанию спортсменов и подготовке их к соревнованиям. Ключевые понятия в этом определении – «воспитать» и «подготовить». За ними стоит многолетний педагогический процесс, требующий от личности педагога-тренера необходимые для успешности этого процесса качества и широкий спектр профессиональных знаний и умений. Как сложно воспитать выдающегося учёного или врача, так же нелегко воспитать сильнейшего спортсмена. О профессии спортивного тренера существует много мнений.

Так, Евгений Маслов, заслуженный тренер Московской конфедерации бильярдного спорта, серебряный призер Чемпионата СССР 1991 г., абсолютный чемпион России 1998 г., считает: «…хорошим тренером <…> можно стать только по призванию. <…> Настоящий тренер – это не только человек, который может что-то показать или подсказать, он обязательно должен быть педагогом и психологом, интеллектуальным, грамотным человеком. К сожалению, в российском бильярде (применимо к спорту в целом. – Н. Л.) сейчас много хороших инструкторов, но очень мало тренеров, способных воспитать настоящих чемпионов» (Куприянов, 2009).

Рудольф Загайнов, известный спортивный психолог, пишет: «Профессионализм минус интеллект равняется фанатизм. „А фанатики и губят людей“, – заявил однажды один из великих спортсменов XX века Виктор Санеев. Не сосчитать, сколько загубили тренеры-фанатики своих учеников, оказавшихся неспособными противопоставить их воле свою. Елена Мухина, чемпионка мира по гимнастике, так и осталась парализованной на всю жизнь по вине своего тренера, заставившего ее в состоянии сильного утомления сделать еще одну попытку сложного упражнения» (Загайнов, 2006, с. 71).

Работа тренера достаточно многопланова. Обязанности тренера напрямую зависят от того, в каком виде спорта он специализируется. Тренеру в процессе работы приходится выполнять функции специалистов из разных областей, он является и педагогом, и учёным, и врачом, и менеджером, и дипломатом. Специалисты-педагоги выделили в деятельности тренера пять основных компонентов:

• проектировочная или конструктивная деятельность – планирование учебно-тренировочной нагрузки как на длительный период, так и на каждую тренировку;

• организаторская деятельность – организация места занятий (оборудование, инвентарь), деятельности занимающихся, собственной деятельности;

• коммуникативная деятельность – организация педагогического общения (вербального и невербального) с целью управления деятельностью спортсменов;

• гностическая деятельность – познание достоинств и недостатков собственной работы, ее анализ и внесение коррективов;

• двигательная деятельность – выполнение физических упражнений, показ упражнений, элементов техники, страховка спортсменов и пр. (Деркач, Исаев, 1981).

Тренеру, чтобы быть успешным в своей деятельности, необходимо постоянно развивать и совершенствовать способности, связанные с компонентами профессиональной деятельности: проектировочные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные.

Выделяют специальные требования к тренерской деятельности:

• знание теоретических и методических основ физического воспитания, медицинского контроля;

• умение владеть технико-тактическими навыками и знание современных научно-методических достижений по своему виду спорта;

• умение выбирать наиболее способных к данному виду спорта лиц;

• способность планировать перспективную подготовку спортсменов, учитывая их индивидуальные особенности;

• умение воспитывать у своих учеников стремление регулярно заниматься спортом;

• способность готовить спортсмена к достижению высших результатов на соревнованиях и др.

При этом профессия тренера имеет дополнительные «риски», которые вносят свою лепту в общее эмоциональное состояние тренера:

• серьёзные результаты спортсмены демонстрируют спустя 8-10 лет после начала занятий спортом;

• вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточности признания и положительной оценки.

Прочитать всю книгу



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Wanda Diamond League Это высший уровень глобальный соревнований, включающий 14 турниров в Азии, Африке, Европе и США, каждая из которых имеет призовой фонд 350 000 долларов США. Спортсмены зарабатывают очки в течении сезона, чтобы попасть в финал, где они будут соревноваться за главный Бриллиантовый трофей и денежный приз 30 000 долларов США в 32 дисциплинах, по 16 для женщин и мужчин.
Чемпионат Азии в закрытом помещении Чемпионат Азии в закрытом помещении, 10-12 февраля, 2023 год, Астана, Казахстан, легкоатлетический комплекс "Qazaqstan".
Чемпионат Мира по легкой атлетике по пересеченной местности Город Батерст, Австралия 18 февраля 2023 год. Старейшее соревнование в календаре мировой легкой атлетики, связывающее современный профессиональный спорт с его корнями в 19 веке. Медали разыгрываются как за командное первенство, так и за индивидуальные выступления во взрослых и юниорских категориях.
Чемпионат Азии U18 по легкой атлетике Город Ташкент, 27 - 30 апреля 2023 год
20-й Чемпинат Азии среди юниоров Город Йечхон, Южная Корея 4 - 7 июня 2023 год.
25-й Чемпионат Азии по легкой атлетике Городод Паттайя, Таиланд, 12-16 июля 2023 год
Всемирные Летние Университетские Игры (Универсиада) Город Ченду, Китай, 1 - 6 августа 2023 год. Международное мультиспортивное мероприятие, организованное для спортсменов университетов Международной федерацией студенческого спорта (FISU). Проводятся каждые два года.
Чемпионат Мира по легкой атлетике Город Будапешт, Венгрия, 19 августа - 27 августа, 2023 год. Жемчужина глобальной программы соревнований World Athletics. Это третье по величине мероприятие в мире, в котором принимают участие около 2000 спортсменов из более, чем 200 стран, которые борются за 49 комплектов медалей. Соревнования проводятся раз в два года, обычно в августе.
Чемпионат Мира по шоссейному бегу Город Рига, Латвия, 30 сентября - 1 октября, 2023 год
Чемпионат Мира в помещении Город Глазго, Великобритания, 1 - 3 марта 2024 год. Чемпионат мира по легкой атлетике в помещении проводится каждые два года и включает в себя три насыщенных событиями дня интенсивных соревнований на закрытой арене, где болельщики могут увидеть лучших спортсменов мира с близкого расстояния. Обычно проводится в марте.
XXXIII Олимпийские игры Город Париж, Франция, 2 августа - 11 августа 2024 год
Чемпионат Мира по легкой атлетике U20 Город Лима первый город в Перу, который примет Чемпионат Мира в период с 20 по 25 августа 2024 года. Соревнование собирет лучших спортсменов юниоров со всего мира в возрасте 18-19 лет. Ожидается участие 2200 спортсменов и официальных лиц из 170 национальных федераций. Шестидневное мероприятие обычно проводится в июле каждого четного года.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
НАШИ ПАРТНЕРЫ:
Партнер 1
Партнер 2
Партнер 3
Партнер 4
Партнер 5