Э.Р. Андрис «... От новичка до высококвалифицированного спортсмена»
« Назад 16.02.2020 00:00
«... От новичка до высококвалифицированного спортсмена» «... создать метательскую школу, как в гимнастике, где одни стоят на наборе, другие возятся с детворой, третьи пашут на среднем уровне, четвертые отбирают лучших». Анатолий Бондарчук, Олимпийский чемпион. Профессор Э.Р. Андрис Вопросы подготовки спортсменов от «новичка» до «высокой» квалификации не теряет своей актуальности. В.Г. Никитушкин (2009) считает, что в настоящее время наиболее разработанными разделами системы подготовки юных спортсменов являются: - методика развитя физических качеств в возрастном аспекте; - система построения многолетней подготовки юных спортсменов; - нормирование и структура тренировочных нагрузок; - система отбора юных спортсменов; - методика комплексного контроля за подготовленностью учащихся спортивных школ; - организационно-методические основы юношеского спорта. В системе многолетней подготовки спортсменов общепринятой является этапность подготовки: - начальная подготовка; - учебно-тренировочная подготовка; - спортивного совершенствования; - высшего спортивного мастерства. Сегодня четко установлено, что базовая подготовка закладываемая на протяжении детско-юношеского возраста является предопрделящим фактором будущих успехов в спорте. «Путь от начала занятий до достижения норматива мастера спорта спортсмен проходит за 8 – 10 лет, независимо от вида спорта, а до мастера спорта международного класса – за 10 – 12 лет». (Никитушкин В.Г., Зеличенок В.Б., Бауэр В.Г. и др.). Однако современный спорт требует совершенствования системы многолетней подготовки спортсменов: организационных форм, возрастных границ, конкретизации тренировочных средств и методов, преемственности структур многолетнего процесса подготовки спортсменов, их значимости, взаимосвязи и др. (Булгакова Н.Ж., Платонов В.Н., Тимакова Е.С., Никитушкин В.Г., Сахновский К.П., Озимек М., Кудинова В.Н., Филин В.П. и др.). Достижение высоких спортивных результатов возможно лишь при регулярной многолетней тренировке спортсмена – от новичка до квалифицированного атлета. Схема многолетних тренировок определяется многими факторами. В том числе: среднее количество лет постоянных физических нагрузок, требуемое для достижения лучших результатов; оптимальные возрастные рамки, в которых по максимуму открываются способности атлета; отличительные черты спортсмена и прогресс роста его спортивной квалификации; с какого возраста начал заниматься спортом и когда приступил к специальным тренировкам. Общепризнанными являются три зоны спортивных достижений в процессе подготовки легкоатлета: 1. зона первых больших успехов; 2. зона оптимальных достижений; 3. зона высоких результатов. (Н.Г. Озолин, В.Н. Платонов, К.П. Сахновский, Мариуш Озимек, А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин и Е.В. Сидорчук). Оптимальные возрастные границы для высших достижений в большинстве видов легкой атлетики достаточно стабильны, на них не оказывает серьезного влияния ни система отбора и тренировок, ни время начала занятий, ни другие факторы. Зная возраст ученика и пользуясь данными таблицы, можно определить то количество лет, которое он может затратить на пути к мастерству. Обычно путь новичка до мастера спорта международного класса занимает 8 – 10 лет. При этом надо учитывать, что в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, условий его жизни и режима тренировок могут быть и некоторые отклонения от представленных в таблице возрастных зон. У женщин путь к достижению высокого спортивного мастерства обычно короче, чем у мужчин. Многолетняя спортивная подготовка может быть подразделена на этапы:
Возрастные зоны спортивных успехов (по Озолину Н.Г.) Табл. 1. Процесс многолетней подготовки спортсмена должен осуществляться на основных методических положениях:
Преемственность задач, средств и методов тренировки детей, подростков, юношей, девушек, юниоров, мужчин и женщин.
Этап предварительной тренировки. - Как правило, этап предварительной подготовки приходится на средний школьный возраст от 10 до 13 лет. Основными задачами в этом этапе являются: укрепление здоровья, физическое развитие, навыки правильного выполнения физических упражнений, а также интерес к занятиям физкультурой и спортом. - Большое внимание нужно уделить детям и вопросам общественного поведения, воспитания любви к спорту и сознательного отношения к физическим занятиям. Именно в это время дети заинтересовываются в своей специализацией, а также на данном этапе проводится набор детей в спортшколы. - Тренировка должна строиться в игровой форме, используя эстафеты, подвижные игры и т. д. Нагрузки не должны быть значительными, как в физическом, так и в психологическом плане. - Также выполняется работа над техническими элементами. Это может быть плаванье, гребля, ходьба на лыжах, футбол, баскетбол, гимнастика и т.д. Это необходимо для того, чтобы создать базу навыков движений. На основе этих навыков ребенку будет легче совершенствоваться в своем виде специализации. p.s. Многолетняя концепция подготовки спортсменов ФРГ предусматривает в этом возрасте дополительное занятие другими видами спорта. Этап начальной спортивной специализации. - Этап начальной спортивной специализации обычно охватывает первые годы пребывания занимающихся в спортивной школе (13 – 15 лет). Основные задачи на этом этапе тренировки: разностороннее развитие физических возможностей организма; устранение недостатков физической подготовленности; освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации); создание благоприятных условий для углубленной специальной спортивной подготовки. - Многочисленными исследованиями доказано, что на начальном этапе занятий спортом наибольший эффект дают разносторонние тренировки. Поэтому на занятиях с подростками наряду с обучением спортивной технике необходимо развивать физические качества, применяя разнообразные средства и методы физического воспитания. - Физическая подготовка на этом этапе при небольшом объеме специальных упражнений более благоприятна для последующего спортивного совершенствования. Чрезмерное увлечение узкоспециализированными упражнениями приводит к преждевременной стабилизации спортивных результатов на других этапах тренировки. Поэтому техническое совершенствование на этом этапе должно строиться на разнобразном материале для избранного вида специализации. В результате спортсмен должен достаточно хорошо овладеть техникой многих специально-подготовительных упражнений с тем, чтобы сформировать у себя способности к быстрому освоению техники избранного вида легкой атлетики, соответствующей его морфологическим и функциональным возможностям. - Учитывая высокий естественный темп роста физических способностей, на этом этапе нецелесообразно широко использовать остро воздействующие тренировочные средства: комплексы упражнений с высокой интенсивностью и непродолжительными паузами, тренировочные занятия с большими нагрузками, ответственные соревнования и т.п. Этап углубленной тренировки в избранном виде. - Этап углубленной (точнее «узконаправленной») тренировки в избранном виде легкой атлетики направлен на создание всех необходимых предпосылок для исключительно напряженной подготовки с целью максимальной реализации индивидуальных возможностей. Главной целью является формирование мотивации к достижениям высоких результатов, этапный подход по целенаправленной работе над специальной подготовленностью спортсмена. Также стоит отметить, что этот этап приходится на возраст от 16 до 20 лет. - В начале этапа применяются тренировки по общей подготовке, широко используя большое количество элементов различных видов спорта постепенно переводя их к более узкому тренировочному процессу – специальной подготовке по избраннму виду легкой атлетики. Также и в видах легкой атлетики спортсмены переходят со смежных дисциплин в узконаправленные. Например, чтобы бежать марафон целесообразно пройти вначале через подготовку на средние дистанции, а потом более длинные, прыгуны, например, поготавливаются через спринтерский бег. - Тренировки, направленные на физический, технический и теоретический уровень развития увеличивается благодаря увеличению тренировочного времени на избирательную направленность. Отметим, что в начале подготовительного периода широко применяются занятия комплексной направленности. Соотношение занятий на избирательную направленность и комплексной примерно 40 к 60 процентов. Занятия с большой нагрузкой на этом этапе занимает около 50 – 60 процентов времени. Тренировочный процесс все больше углубляется в избранный вид легкой атлетики, занятия становятся специализированными, целенаправленными и с индивидуальным подходом. Этап спортивного совершенствования. - Этап спортивного совершенствования предвидет достижение максимальных результатов в тех видах легкой атлетики, которые избраны для углубленной специализации. Он начинается с 18 – 20 лет и длится 8 – 10 лет. Основная задача на данном этапе – использование тренировочных средств в максимальном режиме, которые могут вызвать бурный ход адаптационных процессов. В связи с чем доля специальных упражнений увеличивается в общем объеме тренировочной нагрузки, а также обязательная соревновательная практика. Максимума достигают суммарные величины объема и интенсивности тренировочной работы, резко возрастает объем специальной психологической, тактической и интегральной подготовки. - На этом этапе важным фактором является обеспечение условий, в которых период максимальной расположенности легкоатлета к достижению наилучших результатов совпадает с периодом максимально напряженных и сложных в координационном отношении тренировочных нагрузок. При этом стечении обстоятельств спортсмен добивается самых высоких «реальных» результатов в приемлемое время, в противном случае они оказываются значительно ниже. - Особенности и продолжительность подготовки к высшим достижениям в основном зависит от специфики развития спортивного мастерства в каком-либо виде легкой атлетики, у женщин и мужчин. Так, мужчинам – спринтерам, необходимо не меньше 3 – 4 лет напряженных тренировок, чтобы преодолеть путь от мастера спорта до побед на международной арене, женщинам требуется около 2 – 3 лет, у прыгунов первые успехи на мировой арене приходят в возрасте 22 – 24 лет, а бегуны и метатели молота, токатели ядра – в 27 – 30 лет. Наиболее длинный путь проходят многоборцы и марафонцы, но бывают и исключения. Этап спортивного долголетия. - Этап спортивного долголетия направлен на сохранение приобретенных с годами достижений и характеризуется только индивидуальным подходом к спортсменам. Большой тренировочный и соревновательный опыт легкоатлета помогает на данном этапе в совершенстве изучить свойственные ему особенности, сильные и слабые стороны в подготовке, найти наиболее действенные методы и средства в подготовке, варианты планирования нагрузок на тренировках. Это дает возможность увеличить эффективность и качество тренировочного процесса и сохранить уровень спортивных достижений. - На этапе сохраниения достижений, необходимо изменять средства и методы тренировочного процесса; использовать комплексс упражнений, которые не применялись раньше, новые тренажерные устройства; нестандртные средства которые стимулируют работоспособность и эффективность исполнения двигательных действий. Существенные изменения тренировочных нагрузок помогут решить эти задачи. Так, на фоне общего сокращения объемов нагрузок в годовом тренировочном цикле эффективным может выявиться использование «ударных» малых и средних тренировочных циклов с исключительно большой нагрузкой. - Длительность этапа спортивного доголетия зависит от мотивации легкоатлета, и также, что не маловажно, от здоровья атлета. В современном мире спорта можно выступать в соревнованиях до глубокой старости. Организовывают подобные соревнования для ветеранов региональные, национальные и международные федерации ветеранов легкой атлетики, также фиксируются рекорды по всем видам легкой атлетики в разных возрастных группах. Большое число выдающихся легкоатлетов добивались побед на всевозможных соревнованиях, в том числе и на Олимпийских играх, в возрасте за 30 лет. Основательная разработанность тематики многолетней подготовки спортивного резерва и практическая проверка показали ее состоятельность и необходимость дальнешего совершенствования. (В.А.Кудинова, 2011). В своих исследованиях автор исследовала организационно-методические основы стратегии многолетней подготовки легкоатлетов. Доказала целесоообразность уже в возрасте 6–7 лет отбирать двигательно одаренных детей для занятия спортом. В этом возрасте (этап спортивно-оздоровительный) ребенок должен заниматься в неспециализированной спортивной группе, посещать тренировочные занятия по гимнастике, спортивным (настольный теннис, футбол, баскетбол, воллейбол) и подвижным играм, единоборствам (фехтование, борьба) формируя высокий уровень здоровья, широкий арсенал базовых двигательных умений и навыков, скоростные и координационные способности, сообразительность и способность дифференцировать динамические и пространственно-временные характеристики двигательных действий. Естественно, что ребенок пройдя этот спортивно-оздоровительный этап, переходя в этап предварительной подготовки, имея уже определенный двигательный опыт, и иной уровень физической подготовленности, по- иному воспринимает новые задания. Дополнение автора. Многие отделения легкой атлетики спортивных клубов и обществ Германии активно занимаются этим вопросом. Проводят занятия по специальным планам детей дошкольного и младшего школьного возраста (5–7 лет). Группы организуются по просьбе родителей, всегда присутствующих на тренировках. Однако эффективность этой работы (в смысле дальнейшего продолжения занятий легкой атлетикой) очень низка. Отступление: Проблемами совершенствования системы многолетней подготовки легкоатлетов активно занимается Международная федерация легкой атлетики ИААФ (IAAF). Особое внимание уделяется детской легкой атлетике. Представители ИААФ проводят семинары и методические занятия с тренерами различных регионов, повышают их квалификацию. В этих целях разработана специальная программ ИААФ «Детская легкая атлетика» (см. Легкоатлетический вестники ИААФ: «Командные соревнования для детей, 2006 г.»; «Развитие спортсмена»; «Детский спорт 1/2. 2013» и др.). Разработана и основательно обоснована программа «Пять этапов пути развития спортсменов ИААФ» и др. В этом документе подчеркивается особая значимость первых двух этапов многолетней подготовки: - этап детской легкой атлетики (5/7 лет – 11/ 12 лет) и – этап комбинированных занятий (11/12 лет – 13/14 лет). Следует отметить, что согласно концепции программы ИААФ «Детская легкая атлетика» не должна завершаться лишь проведением соревнований. Предлагаемые легкоатлетические игры должны активно включаться в школьную программу уроков физкультуры, в ДСШ на этапе предварительной подготовки. Безусловно,что тренеров и специалистов спорта всегда интересуют особенности подготовки зарубежных легкоатлетов. на примере двух легкоатлетических держав США и Германии. Попытаюсь коротко осветить организацию подготовки легкатлетов. «...американские школы и вузы являются той основой на которых построен национальный спорт страны, как любительский, так и профессиональный. Спортсмены – учащиеся школ и вузов составляют главный резерв, из которого комплектуются национальные команды для участия в международных соревнованиях и профессиональные клубы.» (Физическая культура в школе. Опыт работы Канады и США. RFSPORT.INFO 27.08.2013) «…тренировочный процесс для детей в США не организован в российском понимании этого слова. Спортивных школ как таковых нет, но зато в большом количестве государственные стадионы и другие спортсооружения, на которые местные легкоатлетические ассоциации приглашают всех желающих. Дети тренируются в основном самостоятельно (при этом всегда можно получить консультацию). Для детей начиная с шести лет устраиваются легкоатлетические соревнования, веселые эстафеты. Соревнования проводятся довольно часто, легкая атлетика – один из самых популярных видов спорта. Есть специальные дистанции для детей: 50 и 75 м. С 5-ти лет до 8-ми лет 50 м., 8-ми до 11-ти лет – 75 м., и с 12-ти лет уже бегают 100 метров, для самых юных есть эстафеты 8 по 25 меторв... Как правило это очень массовые соревнования, как по составу участников так и зрителей.... Все участники без исключения участвующие в этих соревнованиях получают медали.... Примерно с 14 лет юные спортсмены начинают принимать участие в командных легкоатлетических состязаниях среди общеобразовательных школ, которые затем переходят в университетские, в чемпионаты страны и т.д. Также с 14 лет с «хайскул» (старшая школа) начинаются настоящие тренировки. До 12 класса американские ребята стараются преуспеть в различных видах легкой атлетики. На данном периоде у них нет специализации и каждый из них старается понять, что у него получается лучше. В России подобный период называется многоборной подготовкой. Определенность со специализацией приходит к выпускному классу. ... Самые успешные ученики передаются профессиональному тренеру колледжа являющего связующим звеном между массовым спортом и началом профессиональной карьеры юных легкоатлетов». (Особенности детской легкой атлетики в США) Богатый опыт организационной и методической работы по подготовке резерва в легкой атлетике имеет Германия. Спорт в первую очередь рассматривается как фактор сохранения и улучшения здоровья населения страны – от младенческого возраста до старости. Во всех видах спорта принята возрастная градация с интервалом в два года: дети - U8 (6-7лет), U10 (8-9 лет), U12 (10-11лет), юноши – U14 (12-13 лет), U16 (14-15 лет), U18 (16-17 лет), U20 (18-19 лет) и юниоры – U23 (20-22 года), далее - взрослые и ветераны. Тренировочный и соревновательный процессы всех занимающихся : виды легкой атлетики, тренировочные нагрузки и их напрвленность, дистанции и вес снарядов, методические подходы и др. строго определены и их все придерживаются. Во многих спортивных клубах и объединениях тренеры работают с детьми определенного возраста передавая их в последующую возрастную группу. Единая долгосрочная концепция тренировочного процесса построена на ступенчатой возрастной основе предусматривающей направленность многолетней подготовки резерва для национальных сборных команд. 19 Олимпийских центров осуществляет медицинский контроль и уровень подготовленности кандидатов в сборные команды. Огромное внимание, в особенности на начальном этапе тренировки юных легкоатлетов в возрасте до 15 лет, придается внимание координационной подготовке (развитие моторики), многоборности, культуре выполнения легкоатлетических упражнений. Вся система многолетней подготовки легкоатлетов в Германии методически разработана и изложенав виде учебных пособий для тренеров и спортсменов: «Детская легкая атлетика» «Школьная легкая атлетика», «Базовые основы легкой атлетики для юношей» и «Официальные примерные планы тренировки для юношей» по группам видов легкой атлетики: спринт, прыжки, метания, виды выносливости. Вся литература доступна и оперативно поставляется по заказу издательством. Заключение. Анализ состояния подготовки легкоатлетов, в настоящее время, показывает наличие единого подхода во всех странах. Это прежде всего наличие этапности подготовки детей с учетом их возрастного развития. Определены возраст и временные границы для каждого из этапов и их целевые задачи. Основным является сохранение преемственности при постановке задач и определение средств и методов для организации процесса многолетней подготовки на очередном этапе. Связь между этапами должна быть очень устойчивой, так как тренировка и соревновательная деятельность на предыдущем этапе служит базой для последующего. Необходимо соблюдение преемственности тренировочных и соревновательных нагрузок. Их целевая направленность позволит избежать форсированной подготовки молодых легкоатлетов посредством ранней специализации. Вопросы узкой специализации нужно решать только после пубертатного периода. Основой успешной подготовки современных легкоатлетов является: - спортсмены должны получать удовольствие от тренировок и соревнований, - необходимо развивать большой комплекс координационных способностей через игры и «детскую легкую атлетику», - осваивать элементы техники легкоатлетических упражнений и развивать базовые физические качества. Литература. Бугаев А.В. Инновационные пути подготовки юных легкоатлетов. Автореф. дисс. канд. пед. наук дис. М.: 2009. Московский унив. МВД. Жилкин А.И., Кузьмин В.С., Сидорчук. Легкая атлетика. Учеб. пособие. «Академия» М.: 2009., 464 с. Кудинова В.А. Стратегия многолетней подготовки юных легкоатлетов. Научно-теорет. журнал. «Ученые записки» 11 (81) – 2011 г. Волгоград. госуд. акад. сельского хоз. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов. Метод пособие М.: 2009. Попова О.С. Модернизация региональных систем подготовки российских легкоатлетов. Монография. «Академия естествознания». М.: 2014. Платонов В.н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. К.: Олимпийская литература. К.: 2004. – 808 с. Питер Джон Л. Томпсон. Введение в теорию тренировки. Официальное руководство ИААФ по обучению легкой атлетике. 2009. Филин В.П. Спортивная подготовка как многолетний процесс Современная система подготовки. –М.: СААМ, 1995 – С. 351 – 389. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2003. 310 с. Легкоатлетический вестник ИААФ. Ежеквартальный журнал ИААФ издаваемый Московским региональным центром развития ИААФ. www.iaaf-rdc.ru/ КомментарииКомментариев пока нет |