Статья от профессора Э.Р. Андриса
« Назад
Обзор: Факторы определяющие спортивный результат (содержание, значимость и повышение эффективности воздействия)
Профессор Андрис Э. Р.
Что такое спортивный результат? Базовым понятием принято считать, что спортивный результат - это количественный или качественный уровень показателей спортсмена в спортивных соревнованиях.
... «Спортивный результат, это итог выполнения спортивного акта или сложных последовательных действий (спортсменом или командой) измеренный или оцененный в соответствии с четко определенными нормативными требованиями правил соревнования». (G.Schnabel, D. Harre, A. Borde- 2003).
... «Спортивный результат – это определенный исход выступления отдельных спортсменов (или команды) в соревнованиях, непосредственно отражающий степень реализации наличного уровня подготовленности спортсмена на данный момент времени. Он выражается с помощью количественных и качественных показателях предусмотренных правилами, и положением о соревнованиях в соответствующем виде спорта и считается официальным, если он зафиксирован в протоколах проведеноого соревнования» (Дрейвина О.А., 2003).
... «Спортивный результат является специфическим и интегральным продуктом всей системы подготовки и соревновательным действием спортсмена». (Курамшин Ю. Ф., Двейрина О. А., 2002, 2004)
Долгое время разработка проблематики высших достижений в спортивной науке проводилась с позиции теории физического воспитания и спортивной тренировки, а не соревновательной деятельности и ее непосредственным результатом.
На первый план при таком подходе выступали вопросы повышения тренированности, отдельных сторон подготовленности, а не анализ структуры и особенностей соревновательной деятельности и ее результатов. Как следствие этого в пособиях и учебниках по теории и методике видов спорта до конца 70–х годов ХХ века отсутствовал раздел, посвященный собственно соревновательной деятельности и ее непосредственным результатам. Только в начале 80-х годов появляются публикации, в которых выдвигается идея о том, что конечный результат в избранной спортивной дисциплине, специфика соревновательной деятельности в главном старте определяют содержание и характер подготовки спортсменов высокого класса.
Аксиоматическим становится положение, что спортивные соревнования порождают тренировку, а не наоборот. Спортивный результат начинает рассматриваться в качестве центрального звена всей системы подготовки спортсменов (Курамшин Ю. Ф., 2002).
Базовой основой для изменения ситуации послужили труды спортивных педагогов и ученых занимавшихся вопросами моделирования и програмирования в спорте (Новиков А. Д., Озолин Н.Г.,Дъячков В. М., 1972, Зациорский В. М., 1974, Платонов В. Н., 2004, Harre D., 1971, Bauersfeld K. –H., 1979, и др.), особенно в конце 60-х и 70-х годах прошлого века.
Предметом области теории спорта является процесс спортивного совершенствования в целом. Предметом научного исследования являются законы познания структуры и функционального совершенствования человека в экстремальных условиях тренировки и соревнования, а также управления им. Как теория она дает целостное представление о закономерностях взаимосвязей между предметами, явлениями, процессами реального мира.
Предметными областями спортивной науки, в ее практическом приложении, представлена триадой «тренировка – участие в соревнованиях – спортивный результат», находящяяся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Немецкие исследователи и практики трактуют это понятие по иному: -Предметными областями в спортивной науке обычно считаются «тренировка, - способность к высоким спортивным достижениям - соревнования». (Hohmann A., Lames M., Letzler M. 2006).