Обзор: Техническое мастерство спортсмена (часть 3)
« Назад 17.11.2023 17:50
Профессор Э. Р. Андрис Техническая подготовка - это часть подготовки спортсмена направленная на овладение техникой избранного вида спорта и совершенствования в ней. (Дьячков В. М., 1972; Матвеев Л. П., 2006; Платонов В. Н., 1986; Холодов Ж. К., Кузнецов В.С. 2003; Кривоносов М. П., Юшкевич Т. П., 1986; Андрис Э., Ходжаев Ф. 2022; Бернштейн Н. И., 1940; Тюпа В, В,, 1981). Спортивная техника – специализированная система одновременных и последовательных движений, направленных на рациональную организацию взаимодействия внутренних сил и внешних сил (действующих на тело спортсмена) с целью наиболее полного эффективного использования их для достижения высоких спортивных результатов. (Дьячков В. М., 1967). Процесс передачи и усвоения спортивной техники обозначают как спортивно-техническое обучение. С точки зрения спортсмена оно делится на изучение и совершенствование спортивной техники. В тренировочно-методическом аспекте изучения спортивной техники – сознательное формирование спортивных двигательных способностей и двигательных действий. Совершенствование же спортивной техники – это целесообразный процесс, направленный на развитие спортивных двигательных способностей, а также на уточнение и закрепление двигательных актов. Обучение спортивной технике и ее совершенствование является демонирующей частью подготовки спортсмена. На этапе обучения решаются задачи овладения в основном правиль-ной техники (правильная структура движений, выполнение их без излишнего напряжения где надо, достаточно больших усилий, автоматизация основных координационных процессов). На этапе совершенствования решаются задачи дальнейшего развития, повышения технического мастерства за счет улучшения деталей техники, «шлифовки» отдельных движений, улучшения физических и волевых качеств и на этой основе – достижения более высокого уровня техни-ческого мастерства. (Дьячков В. М., 1967; Озолин Н. Г., 1971; Харре Д., 1971; Круцевич Т. Ю.,2003: Зухова И. С., 2013). Типовая схема обучения технике видов легкой атлетии (вариант А) В большинстве случаев обучения технике видов легкой атлетики происходит путем форми-рования навыков в осноных элементах упражнения с постепенным расширением навыков, с доведением упражнения до современной техники. Это наиболее целесообразный путь, соот-ветствующий педагогическому принципу от главного к второстепенному. Например, в метании диска, копья, толкании ядра после освоения держания и выпуска снаряда изучают финальное усилие. По существу это уже метание с места. (Халанский Ю. Н., Ситкевич Г. И., Прокопов О. В., 2017; Холодов Ж. К., Кузенков В. С.,2003). Дальше нужно только расширять навык, доводя его до совершенной техники. Для этого изучается техника разбега с последующим объединением разбега с финальным усилием в целостное упражнение. В прыжках в длину и в высоту главным элементом техники является отталкивание. Ему предшествует разбег, а за отталкиванием следует полет и приземление. При обучении этим прыжкам также следуют принципу от главного к второстепенному, но при этом выполяется все упражнение. Внимание занимающихся сосредоточивается на технике отталкивания, разбег же делается коротким и с невысокой скоростью. Упрощается также полет и приземление. Во многих случаях при обучении следуют принципу от известного к неизвестному. Нап-ример, при обучении технике тройного прыжка основываются на имеющихся навыках разбега и отталкивания, приобретенных при изучении прыжков в длину, и обучают своеобразному приземлению на толчковую ногу и последующим движениям. Тем же путём идут при обучении различным способам прыжка в высоту на основе имеющихся навыков разбега и отталкивания, сформированным в процессе обучения прыжку способом «перешагивание». При обучении целесообразно следовать правилу от простого к сложному. В беге на короткие дистанции наиболее сложным является старт и стартовое ускорение, а бег по дистанции наиболее прост по технике и одновременно является главным элементом упражнения. Поэтому обучать всегда начинают с бега по дистанции. Более сложные элементы техники – старт и финиширование – изучаются позже. Учитывая изложенные принципы, обучать элементам техники различных видов легкой атлетики следуеть в одних случаях в той последовательности, как они следуют один за другим при выполнении упражнения (прыжки в высоту и длину, метание молота). В других – начиная с последних (толкание ядра, метание диска) копья, в третьих – в произвольной после-довательности (бег на короткие дистанции, тройной прыжок, барьерный бег). Типовая схема обучения в легкой атлетике (вариант Б) В результате обобщения научно-методической литературы и опыта работы по обучению видам легкой атлетики можно установить общие педагогические положения в типовой схеме обучения технике легкоатлетических упражнений, состоящих из трех этапов (Русаков А, А,, Кузекевич В. Р., 2016). 1-й этап. Задача: создать у занимающихся правильное представление о технике данного лег-коатлетического упражнения. Средства: 1. Описание упражнения с объяснением основных закономерностей и условий его выполнения по правилам соревнований. 2. Образцовый показ техники упражнения в соответствии с правилами соревнований. 3. Иллюстрация техники упражнения с помощью различных наглядных пособий и указаний к выполнению упражнения. 4. Демонстрация упражнений для наглядного предстваления о фазах и элементах техники изучаемого упражнения. 5. Опробование элементов или упражнения в целом в облегченных условиях. 2-й этап. Задача: обучение технике основного звена упражнения, его деталям и технике упражнения в целом с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Средства: 1. Специально-подготовительные упражнения для развития двигательных качеств применительно к конкретному виду легкой атлетики. 2. Специально-подводящие упражнения для овладения основными фазами техники изучаемого вида. 3. Выполнение изучаемого упражнения в упрощенном виде, обращая внимание на главную фазу.. 4. Выполнение специально-подводящих упражнений для развития физических качеств и техники движений. 3-й этап. Задачи: формирование устойчивого навыка выполнения целостного упражнения применительно к конкретному виду легкой атлетики с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Средства: 1. Специально-подготовительные упражнения для развития ддвигательных качеств прпименительно к конкретному виду легкой атлетики. 2. Выполнение изучаемого упражнения в условиях приближенных к соревновательной деятельности. 3. Апробация приобретенных умений в соревновательной деятельности. Предлагаемое деление обучения на этапы следует понимать условно. Этапы этого процесса тесно взаимосвязаны и определяют лишь преимущественную направленность в решении тех или иных задач обучения и совершенствования, и используемых средств. Рассказ и показ педагог использует не только в начале изучения техники движения, но и на всех этапах обучения, постепенно уточняя предстваления и углубляя знания об изучаемом движении. Особенности в технике выполнения упражнения уточняются и совершенствуются на втором и третьем этапах обучения. Педагог должен их учитывать с самого начала и постепенно подводить занимающихся к лучшему варианту выполнения целостного движения. Этим педагог помогает обучающемуся более полно выявить свои возможности и проявить способности. Овладение легкоатлетическими упражнениями должно начинаться с наиболее доступных видов ходьбы и бега, которые способствуют развитию физических качеств легкоатлета и необходимых навыков, на основе которых можно изучать более сложные виды легкой атлетики. Основным видом легкоатлетических упражнений является бег. Все начинающие легкоатлеты прежде всего обязаны научиться правильно бегать. Изучение целесообразно начинать с овладения правильной техникой бегового шага в беге на средние и длинные дистанции. Затем переходить к изучению бега с большой скоростью и, наконец, с максимальной, т. е.бега на короткие дистанции с учетом особенностей бега со старта, на вираже, на финише и т. п. Далее изучать технику бега с барьерами, с препятствиями и эстафетного бега. Обучение технике прыжков можно начинать с прыжка в высоту, который дает возможность лучше овладеть толчком в сочетании со скоростью разбега. Затем приступают к изучению прыжка в длину с разбега, трудность которого состоит в сочетании быстрого разбега с мощным отталкиванием. Более технически сложные виды прыжков – тройной прыжок с разбега и прыжок с шестом, которые требуют более высокого уровня социальной подготовки занимающихся. При обучении технике метаний необходимо овладеть броском (толчком) снаряда, выполняемым с ускорением от начала разбега к заключительной фазе финального усилия, т. е. с определенным ритмом движений. Обучение технике метаний следует начинать с выполнения бросковых упражнений общего характера с использованием вспомогательных и основных снарядов различного веса. После этого переходить к овладению толкания ядра, затем метанием копья, диска, молота. Обучение – это педагогически процесс формирования и совершенствования необходимых знаний, умений и навыков, а также овладение ими. В процессе обучения учащиеся приобретают специальные знания о технике выполнения упражнения, основные правила разучивания и способы выполнения. Однако успешность обучения зависит не только от специальных , но, также от прежнего опыта двигательных умений и навыков. Рассматривая готов-ность учащегося к обучению необходимо выделить группу основных предпосылок, которые позволяют характеризовать ее. (Мутаева И. Ш., Коновалов И. Е., Черняев А. А., Снесарев С. А., 2016). Первая предпосылка – это физическая подготовленность обучаемого. Решение двигательной задачи требует определенного уровня развития физических качеств. Перед началом обучения следует выяснить уровень физических качеств учеников и, если он недостаточен для освоения запрограммированных двигательных действий, необходимо провести курс предварительной физической подготовки. Вторая предпосылка – это двигательная готовность, в том числе координационная. Быстрота овладения новым двигательным действием зависит от быстроты формирования его ориентировочной основы. Двигательное представление формируется по мере закрепления двигательного опыта и фиксируется в долговременной памяти. Чем богаче двигательный опыт, тем вероятнее наличие в нем представлений, необходимых при освоении нового действия, тем быстрее может формироваться ориентировочная основа нового действия и соответствующий двигательный навык. Третья предпосылка – психическая готовность. ее основой является мотивация учащегося к занятиям физической культурой. Обучение двигательным действиям будет успешным только в том случае, если достижение цели обучения станет доминирующим мотивом занятий. В процессе обучения решаются следующие основные задачи: подготовить занимающихся к изучению конкретного вида легкой атлетики, т. е. вооружить занимающегося знаниями, умениями и навыками выполнения упражнениями относительно простыми движениями, которые необходимы для владения техникой; овладеть основами техники изучаемого легкоатлетического упражнения, а также техникой специально-подготовительных упражнений добиваясь при этом прочности умений и навыков, их приспособляемости к изменяющимся условиям; овладеть знаниями, а также умением продемонстрировать легкоатлетические упражнения; овладеть основами двигательных умений и навыков, которые в дальнейшем будут необходимы в спортивной, трудовой и бытовой деятельности. Меры безопасности на занятиях легкой атлетики. При проведении занятий по обучению технике отдельных видов легкой атлетики необходимо соблюдать технику безопасности. Заключающуюся в следующем: а) перед проведением занятий по бегу, беговые дорожки должны быть проверены, бег необходимо проводить только в одном направлении; б) на занятиях по барьерному бегу проверять правильность расстановки барьеров; в) на занятиях по прыжкам необходимо, чтобы место приземления было вскопано и выровнено, а место разбега было ровным и сухим; г) на занятиях по метанию не допускать встречных метаний, выдерживать безопасный интервал между занимающимися, устанавливать очередность выбрасывания снаряда, проверять исправленность инвентаря и предохранительных заграждений. Современная тренировка рассматривается как многолетний процесс спортивной подготовки от новичка до высот мастерства представляемый в виде последовательно чередующихся больших стадий, включающих отдельные этапы многолетней подготовки, связанных с возрастными и квалификационными показателями спортсмена (Матвееев Л. П., 1999; Филин В. П.,, 1995; Харре Д., 1969, 1969, 1979, 1986). Примерная структура многолетнего процесса подготовки: (Гелецкий В. М., 2008) Этап предварительной подготовки охватывает младший школьный возраст и переходит в следующий этап с началом спортивной специализации. На этом этапе в тренировочных занятиях решаются следующие задачи: • освоение занимающимися доступных знаний в области физической культуры и спорта; • формирование необходимого основного фонда двигательных умений и навыков из отдельных видов спорта, закрепление и совершенствование их; • содействие гармоничному формирования растущего организма, укреплению здоровья, всестороннему воспитанию физических качеств, преимущественно скоростно-силовых способностей, общей выносливости. (Иванков Ч. Т., 2005). Подготовка детей характеризуется разнообразием средств, методов и организационных форм, широким использованием элементов различных видов спорта, подвижных и спортивных игр. Игровой метод помогает эмоционально и непринужденно выполнять упражнения, поддерживать интерес у детей при повторении учебных заданий. На этом этапе не должны проводиться тренировочные занятия с большими физическими нагрузками, предполагающие применение однообразного, монотонного учебного материала. Этап начальной спортивной специализации: Основными задачами на этом этапе являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, дальнейшее овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.Специализация имеет «многообразный», отнюдь не узконаправленный характер. Наряду с овладением техники избранного вида спорта и других физических упражнений особое внимание уделяется развитию тех физичеких качеств и формированию двигательных навыков, которые имеют важное значение для успешной специализации в избранном виде спорта. Разносторонняя подготовка при относительно небольшом объеме специальных упражнений более перспективна для последующего спортивного совершенствования, чем узкоспециализированная тренировка. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в годы начальной специализации должно быть увеличение объема при незначительном приросте общей интенсивности тренировки. Хотя интенсивность упражнений тоже возрастает, степень ее увеличения нужно нормировать в более узких пределах, чем прирост общего объема. Особая тщательность в соблюдении меры напряженности нагрузок требуется во время интенсивного роста и созревания организма, когда резко активируются естественные пластические, энергетические и регуляторные процессы, что само по себе является для организма своего рода нагрузкой. Большие циклы тренировки характеризуется расширенным подготовительным периодом. Соревновательный период представлен как бы в свернутом виде. Этап углубленной специализации в избранном виде спорта: Приходится на период жизни спортсмена, когда в основном завершается формирование всех функциональных систем, обеспечивающих высокую работоспособность и резистентность организма по отношению к неблагоприятным факторам, проявляющимся в процессе напряженной тренировки. На этом этапе тренировочный процесс приобретает ярко выраженную специфичность. Удельный вес специальной подготовки неуклонно возрастает за счет увеличения времени, отводимого на выполнение специально-подготовительных и соревновательных упражнений. Суммарный объем и интенсивность тренировочных нагрузок продолжают возрастать. Существенно увеличивается количества соревнований в избранной спортивной дисциплине. Система тренировки и соревнований все больше индивидуализируется. Средства тренировки в большей мере по форм и содержанию соответствуют соревновательным упражнениям, в которых специализируется спортсмен. На этом этапе основная задача состоит в том, чтобы обеспечить совершенное и вариативное владение спортивной техникой в усложненных условиях. Ее индивидуализацию, развить те физические и волевые качества, которые способствуют совершенствованию технического и тактического мастерства спортсмена. Этап спортивного совершенствования: Этап спортивного совершенствования совпадает с возрастом благоприятным для достижения высоких спортивных результатов. На этом этапе главными задачами являются подготовка к соревнованиям и успешное участие в них. Поэтому по сравнению с предыдущими этапами тренировка приобретает еще более специализированную направленность. Спортсмен использует вес комплекс эффективных средств, методов и организационных форм тренировки, чтобы достигнуть наивысших результатов в соревнованиях. Объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают высокого уровня. Все чаще используются тренировочные занятия с большими нагрузками, количество занятий в недельных микроциклах достигают 10-15 и более. Тренировочный процесс все более индивидуализируется и строится с учетом особенностей соревновательной деятельности спортсмена. (Верхошанский Ю. В., 1988). Дополнение к предыдущей публикации автора «Обзор: Техническое мастерство спортсмена (часть 2): В разделе Техническая подготовка бегуна на короткие дистанции по Bauersfeld K-H., 1980, стр. 4, приводятся основы овладения рациональной техникой бега на короткие дистанции на этапе начальной специализации в избранном виде спорта. Bauersfeld K-H, предлагает его осуществлять по схеме: критерии техники дисциплины→ профиль технических требований для базового обучения (начальная специализация)→ профиль технического обучения для этапа спортивного совершенствования в избранном виде. Критерии техники бега на короткие дистанции (Bauersfeld K-H., 1980) - Высочайшая координация общего движения, поддерживаемая при максимальных усилиях и скорости; ∙ гармоничная связь движений ног и рук; ∙ раскованная, не напряженная беговая поза с расслабленным беговым шагом, даже при наступлении утомления; ∙ оптимальное соотношение длины и частоты шагов; - наиболее возможной движущей силой создаваемой посредством: ∙ оптимально высоким силовым воздействием на этапе опоры фазы заднего шага; ∙ низкий тормозным эффектом при максимально короткой передней опоре; - эффективными маховыми движениями, поддерживающие скорость передвижения; ∙ более широкой амплитудой в фазе заднего маха; ∙ максимальным касанием голенью ягодицы; ∙ длительное сохранение заостренного колена при маховом движении вперед вверх; ∙ оптимально полным разгибанием и рациональным возвратным махом голени в фазе переднего маха (эффективная подготовка к приземлению); ∙ активными, прямыми движениями руками; ∙ прямое, фронтально направленное и расслабленное положение туловища. Профиль технических требований для этапа спортивного совершенствования (Bauersfeld K-H., 1980). По сравнению с другими дисциплинами, в спринтерском беге сравнительно сложно поставить конкретную цель по уровню освоения техники для отдельных уровней подготовки – главным образом это связано с тем, что: - ввиду необходимой целостной последовательности движений постоянно требуется относительно равномерная выраженность отдельных фаз и элементов; - основная форма бега уже усвоена и частично автоматизирована в ходе онтогенетического развития; - Различия проявляются только в уровне координации и, возможно, в детализированных элементах и, следовательно, только в отдельных характеристиках. Поэтому следующие особенности следует понимать не столько как рекомендации по степени разработки (так называемый профиль технических требований). Скорее, они служат указанием на координаты, которые следует методологически расставить в процессе обучения. - Во время наращивания и продолжения тренировок основное внимание должно быть уделено координации и динамическому совершенствованию спринтерского бега. Это называется: - дальнейшее развитие оптимальной координации спринтерского шага на все более высоких скоростях; ∙ мощный, свободный и не напряженный, как- бы, «игровой» бег; ∙ задействуйте только те мышцы/группы мышц, которые участвуют в беговом движении; - Улучшение разгибания при отталкивании посредством; ∙ взрывного применение силы;; ∙ направления разгибания; - Разработка индивидуально целесообразной величины и повышение эффективности маховых движений; - Индивидуальная разработка длины и частоты шагов с учетом кратковременной передней опоры и маха вперед от тазобедренного сустава маховой ноги. • Под профилями технических требований (для совершенствования или базовой подготовки) мы понимаем ориентир уровня освоения последовательности движений в конце этапа. Обобщая отмеченное выше, позволяет заключить, что современная основа подготовки легкоатлетов, (повсеместно принятая в Германии), является соблюдение жесткой системы возрастных границ, объема и характера направленности средств тренировки. Разно-напраленность средств тренировки на первых этапах, многоборная подготовка и избегание ранней специализации. Показательным фактором является высокий уровень технического исполнения легкоатлетическиx упражнений юными спортсменами всех возрастных групп. Особенно U16 (15/14) и U18 (17/15), что является отражением системы подготовки в детском возрасте. Литература Андрис Эгон, Ходжаев Фахритдин. Детская легкая атлетика, базовая основа спорта высших достижений. Учебное пособие для учителей. –Т.: Изд. Ilmi texnika axboroti-press nashriyoti, 20022. -100c. Бернштейн Н. И. Исследования по биодинамике ходьбы, бега, прыжков. М.: Физкультура и спорт. 1940. 192с. Верхошанский Ю. В. Програмирование и организация тренировочного процесса. –М.: Физ-культура и Спорт. 1985 Гелецкий В. М. Теория физической культуры и спорта. Уч. пособие. / Cиб. Федер. ун-т. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. – 342с. Дьячков И. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. М.: Физкультура и спорт. -1967. Зухова И. С. Специальные беговые упражнения в подготовке легкоатлетов. МКОУ ДОД «Марьяновская ДЮСШ». Омск.: 2013. Иванов Ч. Т. Методическе основы теории физической культуры и спорта. –М.: «ИНСА». -2005 Круцевич Т. Ю. ред. Теория и методика физического воспитания. – Киев.:-2003. В 2-х томах. Кривоносов М. П.,, Юшкевч Т. П., Методика обучения легкоатлетическим упражнениям. Высшая школа. -Минск.: -1986. -312с. Коновалов И. Е., Мутаева И. Ш., Черняев А. А. Методика преподавания видов легкой атлетики в высших учебных заведениях физкультурного профиля: Учеб. пособие. – Набережные Челны:РИО КамГИФК, 2007. 95с. Летягина Е. Н., Орлова Е, А,, Бастрыкина О. Ю, Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород.: ННГУ им. Лобачевского. 2018. -42с. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет СПБ Лань, 2003. -160с. Мутаеваа И. Ш., Черняев А. А., Снесарев С. А. Легкая атлетика: Курс лекций. – Набережные Челны.: Поволж. Гос. Акад. ФК, СиТ. – 2016. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать –М. Изд. Астрель, изд. АСЕ, 2004. -286с. Озолин Н. Г. Совершенствование системы спортивной тренировки. –М.: Физическая культура и спорт. – 1970. – 478с. Обучение технике легкоатлета. https://rosatletika. ru/ content/ Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов М. ФиС, -1986. -286с. Попов В. Б.Легкая атлетика: методические приемы совершенствования в технике соревновательных упражнений /В.Б. Попов// Физическая культура в школе. 2002. №3. –С. 52-56. Русаков А, А., Кузекевич В. Р. Теория и методика преподавания легкой атлетики (курс лекций). Учебн. пособие –Иркутск.: Изд-во «Аспринт», 2016. -103с. Тюпа В. В. Биомеханика бега: Учебное пособие для институтов физкультуры. М.: ГЦОЛИФК. 1981. 76с. Холодов Ж. К,, Кузнецов В. С., Теория и методика физического воспитания и спорта. Уч. пособие. Изд-кий центр «Академия», 2003.-480с. Халанский Ю. Н.., Ситкевич Г. Н., Прокопов О. В. Легкая атлетика и методика преподавания. Курс лекций. –Витебск. ВГУ им. П. М. Машерова. 2017. -239с. Харре Д. Учение о тренировке. –М.: Физкультура и Спорт. 1971. -254с. Bauersfeld K- H., G. Schröter. Grundlagen der Leichtathletik Sportverlag Berlin, 1980. КомментарииКомментариев пока нет |