Обзор: Техническое мастерство спортсмена
« Назад 20.06.2023 07:00
Профессор Э.Р. Андрис «Техника спортивного упражнения суть биомеханически обусловленный способ индивидуального решения двигательной задачи». Гавердовский Ю. К. (2007) Под техникой какого-либо спорта понимают совокупность способов действий, приемов или спортивных упражнений применяемых спортсменом. Под техническим мастерством или технической подготовленностью спортсмена понимается степень готовнсти – результат разработки и обучения тренером эффективной технике конкретного вида спорта и успешного проведения педагогического процесса, основанных на фундаментальных теориях и методики спорта. Это позволяет атлетам более полно реализовать свои физические способности, обспечивающие достижение высших достижений. (Тутевич В. Н. 1969; Матвеев Л. П. 2005; Копылова Н. Е., Бочкарева С. И., Высоцкая Т. П., Ростеванов А. Г., Голубничий С. П., Зайцев В. А., Нарциссова С. Ю., 2007; Гавердовский Ю. К., 2007, Озолин Н. Г., 1970, Дьячков В. М.,1972, Донской Д. Д.,1971; Зациорский В.М.,1979; Годик М. А., 1988). Платонов В. Н. (2016) заключает – «Спортивная техника (техника вида спорта) – совокупность движений, приемов и действий, обеспечивающих наиболее эффективное решение двигательных задач, определенных спецификой конкретного вида спорта, его дисциплины, вида соревнований». Прием или несколько приемов, применяемых для решения определеннной тактической задачи, является действием. ...Техническая подготовленность - степень освоения спортсменом системы движений, приемов и действий, соответствующей особенностям данного вида спорта и направленной на обеспечение эффективности подготовки и достижения высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, а следует представлять, как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно связаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие. Вполне естественно, чем большим количеством движений, приемов и действий владеет спортсмен, тем в большей мере он подготовлен к решению задач, возникающих в процессе развития и реалзации в соревновательной деятельности различных двигательных качеств. В структуре технической подготовленности следуют базовые и дополнительные движения и действия. Базовые движения составляют основу технической оснащенности вида спорта. Без них невозможна эффективная соревновательная борьба с соблюдением существующих правил. Освоение базовых движений и действий является обязательным для спортсмена, специализирующегося в любом виде спорта. Дополнительные движения и действи,я обусловленные спецификой и условиями соревновательной деятельности в спорте высших достижений. Движения и действия, относящиеся к этой группе, обеспечивают разнообразность технической подготовленности, способность адекватных технико-тактических решений в разных ситуациях, характерных для соревновательной деятельности. Дополнительные движения и действия обусловленные индивидуальными особенностями спортсменов. Именно эти движения и действия во многом формируют индивидуальную техническую манеру, стиль спортсмена. Следует отметить, что выдающиеся спортсмены отличаются доведением до совершенства весьма ограниченным кругом движений и действий, при вполне заурядном освоении остального технического арсенала. Наиболее наглядно это проявляется в спортивных играх, однако не менее существенно и в других видах спорта (что не желательно в легкоатлетичеких многоборьях (Прим.автора)». (Далее по тексту: стр. 144 – 148. Платонов В. Н. «Двигателные качества и физическая подготовка спортсменов» -М.: Спорт, 2019. - 656 с). Под техническим мастерством понимается совершенство самого двигательного компонента, рациональность технических структур и степень владения ими. При функционально - структурном подходе к организации и управлению двигательными актами очевидно, что это понятие более широкое. Оно включает структурно-техническое совершенство двигательного акта и механизмы управления и регулирования техническими действиями. С позиции требования экстремального режима спортивных действий под техническим мастерством следует понимать совершенное владение наиболее рациональными двигатльными структурными спортивных упражнений при установке на максимум – в условиях обостренной спортивной борьбы. (Дьячков В. М.,1972: Колот А. В. 2016). Справка: Методологической основой в формировании концепции совершенствования технической подготовки спортсменов на современном этапе развития спорта являются фундаментальные положения физиологии двигательной активности и теории построения движений Н. А, Бернштейна, теории функциональных систем П. К. Анохина, теории подготовки спортсменов в олимпийском спорте В. Н. Платонова, а также системный подход и фундоментальные законы механики. (Гамалий Владимир, 2015; Колот Л. П., 2016; Платонов В. М, 2019; Анохин П.К.,- 1980; Бернштейн Н. А.,1947; Бернштейн Н. А., 1991; Лукьяненко В. П., 2005). В процессе долговременных занятий спортом техника соревновательных действий филигранно отрабатывается, шлифуется, приспосабливается к максимальным проявлениям функциональных возможностям спортсмена. «В процессе долговременных занятий спортом техника соревновательных действий филигранно отрабатывается, шлифуется, приспосабливается к максимальным проявлениям функциональных возможностям спортсмена» (Матвеев Л. П., 2019). В 1982 году группа авторов – известных советских ученых в спортивной науке, тренеры высокой квалификации, сами прошедшие путь от новичка до победителей чемпионатов страны, международных соревнований олимпийских игр, наисали и издали уникальный труд – «Учебник тренера по легкой атлетике». В этой творческой научно-педагогической работе было отражено актуальное состояние системы подготовки высококвалифицированных спортсменов легкоатлетов. Ведь страна к 1980-тым годам вышла на высочайший уровень в мире. Первое командное место на Олимпиаде 1980 в Москве. Второе командное место на Олимпиадах 1988 в Сеуле и 1992 в Барселоне. Третье место на Чемпионате мира по легкой атлетике в Хельсинки 1987 г. и второе место 1991 г.в Токио. На трех Олимпиадах -1980, 1988 и 1992 весь пъедестал занимали советские молотобойцы. В эти же годы были установлены по настоящее время три вечных рекордов мира: 1986 г – Юрий Седых - метание молота-86,74 м, Наталья Лисовская - толкание ядра-22,63 м, и Елена Чистякова - прыжки в длину -7,52 м. Позже в 2008 г – Елена Исинбаева – прыжки с шестом – 5,03, 5,04 и 5,05, а 17 июня 28 августа 2009 в Цюрихе – 5,06. Авторский коллектив: Н. Г. Озолин, Л. С. Хоменков, В. В. Петровский, Г. И. Чевычалов, Ф. П. Суслов, Ю. А. Попов, В. В. Чистяков, В. М. Дьячков, В. Б. Попов, В. М. Ягодин, О. Я. Григалка, Е. Н. Матвеев, А. П. Бондарчук, А. Л. Фруктов, Н. А. Ушаков. В новом издании «Учебник тренера по легкой атлетике» – виднейшие специалисты по легкой атлетике более полно изложили опыт работы ведущих тренеров с спортсменами высокой квалификации. Основное внимание в главах, посвященных видам легкой атлетики, уделено самым существенным сторонам современной техники и методики овладения спортивным мастерством. Ценным в этом труде является сохранение актуальности этого и поныне. (Далее цитировано по тексту Хоменкова Л. С., 1982). Система спортивной подготовки Система спортивной подготовки осуществляется как процесс, направленный на достижение постоянной цели (рекорд, победа), требующий управления и определенных условий. Процесс спортивной подготовки идет по трем взаимосвязанным и взаимообусловленным направлениям – воспитание, обучение и повышение функциональных возможностей организма легкоатлета – и реализуется на практике через общую физическую подготовку (ОФП), специальную физическую подготовку (СФП), техническую, фактическую, морально-волевую и психологическую, теоретическую подготовку. Подготовленность и спортивная форма В результате использования всех средств и видов подготовки спортсмен приобретает спортивную подготовленность, которую в спортивной практике и теории называют тренированностью и определяют высокий уровень ее как спортивную форму. Подготовленность характеризуется повышенной работоспособностью легкоатлета, особенно в тех упражнениях, в которых он специализируется. Приобретаемые в процессе подготовки спортсмена качества, навыки, умения и опыт обусловливают его подготовленность, которая характеризуется не только готовностью к состязаниям, но и высоким уровнем физического развития, здоровья, силы, смелости, выносливостью др. Основные средства подготовки легкоатлетов В подготовке легкоатлетов используются физические и идеомоторные упражнения, аутогенная тренировка, определенные условия внешней среды, средства восстановления и гигиенический режим. Нет необходимости подробно говорить об этих средствах, они общеизвестны. Укажем лишь на особо важную роль возросших сегодня по значению специальных упражнений для преимущественного развития физических и волевых качеств применительно к избранному виду легкой атлетики и для совершенствования техники и тактики. Необходимо лишь, чтобы по кинематической и динамической характеристикам движений, а также по психологической направленности специальные упражнения подходили возможно ближе к избранному виду легкой атлетики. Специальные упражнения выполняются со снарядами (легкоатлетическими, набивными мячами, мешками с песком, гантелями, гирями, штангой, грузом на блоках и др.), на снарядах (гимнастических, барьерах, канате и др.), тренажерах и без снарядов. Эти упражнения могут таже выполняться в усложненных условиях: в горной местности, в барокамере, при уреженном дыхании, по мягкой дорожке, на трудном профиле пути, при встречном ветре, одежде, в условиях «поля боя». Это делается для психологичской подготовки легкоатлетов, воспитаания у них волевых качеств и повышения уровня физического развития. В зависимости от внешних условий выполнения упражнений, их целенаправленность и эффетивность воздействия на спортсмена будут изменяться. Надо подчеркнуть роль идеомоторных упражнений, т. е. мысленного исполнения физического упражнения, его части, элемента, связки, что способствует овладению техникой и тактикой, настраивает на предстоящее фактическое выполнение упражнения, упрочивает навык, совершенствует проявление двигательных качеств. В процессе идеомоторного упражнения начинается образование двигательного навыка. Особого внимания требует к себе и аутогенная тренировка, позволяющая воздействовать на психическое состояние спортсмена (до отдыха, снижения предстартовой настройки) посредством самовнушения или внушения тренером или психологом. К сожалению, все еще недооцениваются музыка и ритмолидеры, с помощью которых можно делать занятия более эмоциональными, увеличивать объем тренировки, интенсивность, преодолевать пределы выносливости и скорости бега. Соответствующая музыка – хорошее средство для настройки перед стартом. В настоящее время повысились требования к местам занятий. Синтетическое покрытие дорожек и мест для прыжков и метаний, амортизационные подушки для приземления стали обязательными на легкоатлетических стадионах и манежах. Рекомендуется иметь несколько круговых дорожек из мягкого синтетического материала, опилок или песка, с травяным покровом. Желательна наклонная дорожка (2 - 3⁰) для спринта, прыжков в длину и тройным. Очень важно иметь современное оборудование для физической подготовки: гантели, набивные мячи, скакалки, мешки с песком, утяжеленные пояса, жилеты и манжеты, гири, штанги, гимнастические снаряды, мячи, эспандеры, блоковые аппараты, универсальные тренажеры и др. На стадионе желательно оборудовать городок физической подготовки со снарядами, на которых можно выполнять упражнения в висе и упоре, с тяжестями, с различными предметами. Все места занятий следует оснастить механическими и электронными средствами срочной информации о действиях спортсмена. Важное значение имеет подготовка в условиях среднегорья (1500 - 3500 м над уровнем моря). Тренировка там в течение 20 – 30 дней способствует повышению жизнедеятельности организма спортсмена его работоспособности. Эффективность тренировки в среднегорье проявляется после возвращения спортсменов в обычные условия. В первые 5 дней после спуска с гор результаты (особенно в спортивной ходьбе и беге на 400 м и более) могут значительно повышаться. Затем в период реакклиматизации (6 – 14 дней) работоспособность, как правило, понижается, но в последующие 15 – 30 дней достигает наивысшего уровня. Горная тренировка перед кульминационными соревнованиями планируется с таким расчетом, чтобы можно было стартовать через 2 недели после спуска с гор. Разумеется, при этом следует учитывать индивидуальные особенности, продолжительность пребывания в горах и интенсивность тренировки там. Очень важно для каждого легкоатлета экспериментально определить требующийся ему срок для наиболее эффективного участия в соревнованиях после спуска с гор. Техническая подготовка Для достижения наилучшего результата в легкой атлетике необходимо владеть совершенной техникой – наиболее рациональным и эффективным способом выполнения упражнения. Под совершенной техникой следует понимать разумно обоснованные, целесообразные движения, способствующие достижению высоких спортивных результатов. При этом всегда учитываются индивидуальные особенности спортсмена., а также условия, в которых приходится выполнять движения. Рациональная спортивная техника не только правильная, обоснованная форма движения, это еще и умение проявлять значительные волевые и мышечные усилия, выполнять движения быстро, вовремя расслаблять мыщци. Расчеты на большую физическую силу, случайность, которые якобы могут заменить технику, никогда не оправдываются. Конечно, высокая спортивная техника базируется на отличной физической подготовке спортсмена. Чтобы овладеть современной технике, спортсмен должен стать сильным, гибким, ловким, быстрым и выносливым. Повышению способности проявлять эти качества в избранном виде легкой атлетики способствует более широкое использование облегченных и затрудненных условий (применение различных отягощений). Надо также больше пользоваться соревновательным методом. Одним из основных условий успешного овладения наиболее эффективной техники является сознательное отношение спортсмена к тренировкам на всех этапах совершенствования, осмысливание им каждого движения. Спортсмен не должен слепо копировать движения или бездумно следовать чьим-либо советам. Он должен осознать, почему та техника, которую он применяет, действительно является рациональной. При современном высоком уровне спортивных достижений без глубокой работы над совершенствованиием техники с использованием всех имеющихся в наше время средств ее изучения (биомеханика, кинематографирование, видеомагнитофонная запись, динамометрические устройства и др.) нельзя двигаться вперед и показывать высокие результаты в технически сложных видах спорта. Закрепление и совершенствование двигательного навыка не следует понимать узко. Совершенствование техники продолжается на протяжении всей спортивной деятельности. Даже когда ученик показывает результаты самого высокого класса, тренер не должен забывать о совершенствовании отдельных элементов техники, устранении технических ошибок. Чем богаче у спортсмена запас двигательных навыков, тем эффективнее он совершенствует свою технику. Создавать запас двигательных навыков нужно путем широкого применения различных общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений, учитывая органическую связь развития физических качеств и дальнейшего совершенствования техники. Главное в совершенствовании техники легкоатлетических видов – методы и средства, с помощью которых создается правильное представление о технике движений и соответствующем практическом овладении ею, а также возможность объективной оценки выполнения, определения ошибок и их исправления. Платонов В. Н. в своем монументальном труде «Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов» (-М.: Спорт., 2019. – 656с.), освещаемую нами тему, отмечает: «Специальные упражнения в совершенствовании спортивной техники и развитии двигательных качеств» «Основу успешного технического совершенствования и обеспечения органической взаимосвязи технического мастерства с двигательными качествами на всех этапах многолетней подготовки составляет использование максимально широкого круга упражнений. Естественно, что содержание технической и физической подготовки находится в строгом соответствии с задачами этапа многолетнего совершенствования. На этапах начальной и предварительной базовой подготовки преимущественно используются общеподготовительные, вспомогательные и специально-подготовительные упражнения. На этапах подготовки к высшим достижениям основное место занимают специально-подготовительные упражнения, соревновательные упражнения, а также тренировочные формы соревновательных упражнений. Организация процесса подготовки на качественные характеристики, связанные с использованием комплексов специально-подготовительных упражнений строго указанных с различными комплексами соревновательной деятельности, привела к выдающему успеху спринтера Валерия Борзова и его тренера В. В. Петровского – завоеванию двух золотых медалей в беге на 100 и 200 м на играх Олимпиады 1972 г. В тренировочном процессе В. Борзова на уровне высшего спортивного мастерства систематически использовались до 120 упражнений со строгой установкой на избирательное совершенствование тех или иных компонентов подготовленности: • упражнения, направленные на совершенствование техники бегового шага (14 упр.); • упражнения, направленные на освоение и совершенствование старта и стартового разгона (23 упр.); • упражнения, направленные на совершенствование техники бега по дистанции и финишированию (22 упр.). • упражнения, направленные на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, специальной выносливости, координационных способностей (59 упр.). Принципиальной особенностью применения В. Борзовым являлось то, что при выполнении технических упражнений, параллельно делался акцент на проявление наиболе значимых двигательных качеств упражнения подбирались таким образом, чтобы оказывать позитивное влияние на те или иные элементы техники. Более 90% упражнений, относящихся к этим группам, носило строго выраженный специально-подготовительный характер, отвечали специфическим требованиям совершенствования различных компонентов технического мастерства. И лишь менее 10% из арсенала тренировочных средств можно было отнести к упражнениям общеподготовительного или вспомогательного характера: приседание со штангой на плечах, рывок и толчок штанги, метание ядра двумя руками снизу, броски медбола ногами и некоторые другие». Примечание: Рекомендуем читателю ознакомиться с публикациями В. Борзова: Подготовка легкоатлета-спринтера: стратегия, планирование, технология: Научно-методический журнал. Наука в олимпийском спорте. №4, 2013; №1, 2014; № 4, 2019 Техника и физическая подготовленность в процессе многолетней подготовки В процессе многолетней подготовки обязательно происходит постоянное повышение психических и физических качеств легкоатлета, его знаний, опыта, создаются условия для роста технического мастерства. Следовательно, легкоатлеты должны постоянно совершенствовать технику, добиваясь еще большей экономизации движений, их рациональности, повышения способности проявлять предельные функциональные возможности. Обычно совершенствование техники и закрепление ее на новом уровне происходит в процессе тренировочных занятий, в которых решаются и многие другие задачи. Но во всех случаях технике следует уделять значительное время, помня, что в сложных тхнических видах эффективнее заниматься на протяжении нескольких месяцев только техникой, чтобы сделать в этом качественный скачок. И наоборот, в тех случаях, когда недостаточная физическая подготовленность легкоатлета тормозит прогресс в техническом мастерстве, эффективнее месяцы затратить на физическую подготовку и, только поднявшись на новый уровень включить техническую тренировку в целостном виде. Повторность при совершенствовании техники. Повторность упражнений и занятий, направленных на совершенствование техники или тактики, чаще всего зависит не столько от координационных трудностей, сколько от интенсивности и характера выполняемых движений и действий. При выполнении упражнений, требующих максимальной интенсивности, легкоатлеты прекращают их скорее из-за физической усталости, нежели вследствие притупления внимания, потери интереса и желания заниматься техникой. Количество повторения упражнений должно быть таким, чтобы изучаемое движение выполнялось свободно, без излишних напряжений. При появлении небольшой усталости следует прекратить его выполнение. Но можно повторять упражнения для развития тех или иных качеств или для совершенствования техники, несмотря на усталость, например преодоление барьеров в беге на 400 м. Частые занятия с небольшой нагрузкой более эффективны для совершенствования и упрочивания навыков. В этих случаях следует прилагать малые и средние усилия. Предельные усилия рекомендуются тогда, когда будет усвоена требуемая координация движений. Конечно, следует учитывать специфику упражнений: в одних – правильная техника движений возможна при усилиях, далеких от предельных, а в других (например, старт в спринте) только при усилиях, близких к предельным. Эффективность в овладении техникой возрастает, если после серии частых занятий (4 - 6) в неделю, направленных на совершенствование техники, сделать перерыв 2 – 4 дня. Техника спортивного упражнения. Понятие «техника спортивного упражнения относится» к основным понятиям, используемым при оценке уровня технического мастерства спортсмена. (Загревский В. И., Загревский О. И., 2019). Постепенно уходит в прошлое такая, применяемая до сих пор, концепция по которой под техникой понимается такая система движений, действий и приемов спортсмена, которая наиболее целесообразно приспособлена для решения основной спортивной задачи с наименьшей затратой сил и энергии в соответствии с его индивидуальными способностми. По мнению профессора Ю. К. Гавердовского (2007), подобное определение техники упражнения критично по ряду позиций. Например подражание технике выдающихся спортсменов экстра-класса вступает в противоречие с индивидуальными способностями обучаемого как по антропометрическим показателям, так и по силовым ресурсам. Рассматривая технику спортивного упражнения как объект изучения, профессор. Ю. К. Гавердовский предлагает иное достаточно емкое и содержательное (2007): «Техника спортивного упражнения суть биомеханически обусловленный способ индивидуального решения двигательной задачи». Виды, задачи, средства и методы технической подготовки спортсмена Различают общую и специальную техническую подготовку. Общая техническая подготовка направлена на овладение разнообразными двигательными умениями и навыками необходимыми в спортивной деятельности. Задачами в процессе общей технической подготовленности решается:
Специальная техническая подготовка направлена на овладение техникой движений в из-бранном виде спорта. Она обеспечивает решение следующих задач:
В процессе технической подготовки используется комплекс средств и методов спортивной тренировки: а. беседы, объяснения, рассказ, описание и др. б. показ техники изучаемого движения. в. демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей и др. г. использование предметных и др. ориентиров. д. звуко и светолидирование е. тренажеры, регистрирующие устройства, приборы срочной информации. Средства и методы, в основе которых лежит выполнение спортсменом каких – либо физических упражнений: а. общеподготовительные упражнения. Они позволят овладеть разнообразными умениями навыками, являющиеся фундаментом для роста технического мастерства в избранном виде спорта. б. специально-подготовительные и соревновательные упражнения. Они направлены на овладение, исправление, закрепление и совершенствование техники целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов. в. равномерный, переменный, повторный интервальный, игровой, соревновательный и др. методы способствуют главным образом совершенствованию и стабилизации движений. Одной из главных сторон правильно организованного тренировочного процесса является овладение современной техникой легкоатлетических упражнений Юшкевич Т. П., 2021; Шаныгина г. и., 2016; Хабибулин И. Р., Кушнир Р. А., Халанский Ю. Н., 2019; Письменский И. А., 2022; Матвеев Л. П.2005). Важным условием приобретения технического мастерства является сознательное отношение спортсмена к тренировочному процессу, осмысливание им каждого движения. Легкоатлет не должен слепо копировать технику чемпионов или рекордсменов, а должен уметь анализировать и научно обосновывать рациональность всех движений. В технической подготовке большую роль играют двигательные ощущения, которые позволяют вносить коррекцию в образование или совершенствование навыка. Особое внимание следует уделять формированию ритма выполнения упражнения – важнейшей комплексной характеристике техники. Именно ритм создает закономерный порядок соединения всех компонентов движения в целостную технику избранного вида легкой атлетики. Специальные упражнения (http://www.offsport.ru/legkaya-atletika/specialnye-uprazhneniya.shtml) За последнее время роль специальных упражнений в подготовке легкоатлетов чрезвычайно возросла. Их используют в разной мере в течение всего года. Но наибольшее значение они имеют в подготовительном периоде (в феврале - апреле). Специальные упражнения особенно нужны спринтерам, барьеристам и метателям и, безусловно прыгунам и многоборцам. Специальные упражнения обычно представляют собой элемент, часть или связку нескольких движений основного легкоатлетического упражнения. Необходимо, чтобы по форме и характеру движений, а также по психологической направленности специальные упражнения имели возможно большее сходство с соответствующей частью вашего вида легкой атлетики. Это главное требование. Например, прыгун делает с трех шагов разбега подготовку к отталкиванию как в прыжке в высоту, но вместо преодоления планки стремится дотянуться маховой ногой до подвешенного предмета. Или барьерист, сидя на полу в положении «над барьером», делает наклоны в сторону толчковой ноги, повышая подвижность в тазобедренном суставе. Сложность специальных упражнений различна. Чем элементарнее они по координации, числу движений и количеству проявляемых качеств, тем локальнее их воздействие... Однако надо знать, что почти каждое сложное специальное упражнение оказывает на вас многообразное влияние, вызывая повышение функций разных органов и систем организма, требуя проявление различных физических и психических качеств. Вместе с тем уровень проявления этих качеств неодинаков. Так, приседая со штангой на плечах, вы должны координировать движения, соблюдать равновесие, концентрировать внимание, но больше всего вам надо проявить силу мышц. Вот по такому признаку преимущественного влияния и выбираются упражнения с учетом всего полезного, что дают упражнения помимо основного воздействия. К примеру, в упражнениях, направленных преимущественно на развитие прыгучести, попутно вырабатывается сила и быстрота, упругость мышц и умение сохранять равновесие, внимание и правильность движений. Иными словами, все те качества, которые нужны прыгуну. Большинство специальных упражнений, очень схожи с частью избранного вида легкой атлетики. Значит, эти упражнения можно выполнять также для овладения правильной техникой движений и совершенствования в ней. В случае, если они используются именно для этого, их называют упражнениями «на технику». Таким образом, с помощью упражнений, направленных преимущественно на развитие физических качеств, можно попутно совершенствовать отдельные элементы техники. В то же время при многократном повторении упражнений «на технику» попутно развиваются физические качества. К специальным упражнениям «на технику» относятся также имитационные упражнения. Их особенность заключается в подражании тому, что требуется в целостном виде легкой атлетики. Особенно важно при этом, выполняя упражнение, воображать, будто вы делаете его целиком. Например, выполняя только «вход» на шест, надо мысленно продолжить движение дальше. Здесь имитационные упражнения в определенной мере сочетаются с идеомоторными (т.е. выполняемые мысленно). Специальные упражнения выполняются со снарядом (набивные мячи, мешки с песком, гантели, гири, штанга, груз на блоке и др.), на снарядах (барьеры, канат, висящий шест и амортизатор, гимнастическая стенка и др.), с использованием различных естественных «снарядов» на местности (жердь, бревно, камень, сук дерева, изгородь, ров и др.) и без снарядов. Специальные упражнения могут выполняться на тренажерах и специальных устройствах. Они расширяют круг средств специальной подготовки легкоатлетов, позволяя имитировать спортивное упражнение полностью или его отдельные элементы, задавая необходимую специфическую нагрузку при различных режимах мышечной работы, программируя выполнение изучаемых движений. Тренажеры могут помочь в обучении и совершенствовании техники, в развитии двигательных качеств, в одновременном решении задачзадач повышения технического мастерства и уровня физических возможностей. С комплексами специальных упражнений и устройством тренажеров вы можете познакомиться по книгам «Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике» (под редакцией В. Г. Алабин и М. П. Кривоносов), выпущенной издательством «Физкультура и спорт» в 1976 г.; «Специальные упражнения легкоатлетов, как основа спортивной тренировки» (М. В. Рудин), изданной –Брянск: РИО БГУ, 2016; «Специальные упражнения для обучения видам легкой атлетики» (Е, Н. Сидорова, О. О. Николаева), изданной -Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2016. Отмеченное выше позволяет константировать: «Специальные упражнения близки к соревновательным по своей структурной и динамической характеристике как в отдельных дозах движения, так и в отношении целостного исполнения. Это дает возможность спортсмену достигать тех же целей специализированной технической подготовки посредством избирательного воздействия на кинематические, динамические или силовые характеристики системы движений. В зависимости от задач технической подготовки они могут использоваться для начального обучения и для совершенствования спортивной техники. Одно из главных преимуществ специальных подготовительных упражнений состоит в одновременном их воздействии как на специфические навыки и умения, так и на специальные двигательные качества. С их помощью решается ряд вспомогательных задач технического совершенствования, усвоения новых вариантов по частичному обновлению спортивной техники спортсмена. Выше мы отмечали о необходимости непрерывного совершенствования базовых и дополнительных движений и действий отражающих индивидуальную структуру соревновательных действий спортсмена (Платонов В. Н.,2019). В легкой атлетике, в этих целях повсеместно, с большим эффектом применяются специальные беговые упражнения (СБУ). Специальные беговые упражнения (СБУ) ( http://infourok.ru˃legkaya-athlt ) Специальные беговые упражнения – это комплекс упражнений, направленный на развитие тех физических качеств, которые являются основными при занятиях бегом. Иными словами, СБУ выполняет ту же роль, что набор упражнений для тренажерного зала. Помимо тренировки физических способностей, СБУ может выступать как средство освоения технических элемен-тов. Всего существует три задачи, которые можно решить при помощи СБУ:
Обычно в тренировочном занятии решается до двух задач из трех предложенных. При этом 2 и 3 задачи не рекомендуется выполнять в процессе одной тренировки. 9 специальных беговых упражнений: которые являются основными и используются бегунами по всему миру. Это своеобразная база, которую должен знать каждый бегун, нацеленный на результат в беге. 1.Бег с высоким подниманием колен – упражнение направлено на мыщци передней поверхности бедра, а за счет того, что оно выполняется на носках происходит дополнительное воздействие на мышцы голени. Это упражнение поможет исправить распространенную ошибку, когда бедро поднимается недостаточно высоко. Дополнительно спортсмен привыкает к бегу на носках, что важно для коротких и средних дистанций. Выполнение: Выполняя упражнение следите за спиной, которая должна быть без сутулостей, а туловище лишь слегка наклонено вперед. Руки согнуты в локтях близко к 90 градусов работают разноименно с ногами. Колено поднимается до высоты при которой образует прямую линию с тазом или немного выше. При выполнении акцент делается на технике движений и лишь потом на интенсивности. 2.Бег с захлестыванием голени – упражнение направлено на заднюю поверхность бедра. То есть в идеале должно выполняться до или после поднимания колен. Выполнение: Руки работают как в предыдущем упражнении. Взгляд устремлен на 5-10 метров вперед. Во время выполнении пятки должны слегка касаться ягодиц. Упражнение выполняется без постановки пятки на поверхность (на носках). Необходимо следить за точностью движений и лишь потом увеличивать их частоту. 3.Перекат с пятки на носок – упражнение разминает мыщци и связки стопы, а также ахилово сухожилие. Дополнительно происходит сокращение мышц бедра и голени. Выполнение: Суть упражнения заключается в неспешном поочередном перекатывании с пятки на носок. При этом необходимо делать акцент на носке, стараясь подняться максимально высоко. Выполнять можно в достаточно быстром темпе, но изначально обязательно «распробуйте» упражнение. 4.Многоскоки – Это прыжки с ноги на ногу с акцентом на длину, которые призваны размять (а при длительном повторении укрепить) четырехглавую бедренную и трехглавую голеностопную мышцы. Выполнение: При отталкивании толчковая нога распрямляется, в то время как маховая согнута в колене. Приземление происходит на всю стопу с акцентом на толчок вперед. После отталкивания толчковая нога распрямляется, а маховая сгибается в коленном суставе. Руки работают аналогично бегу. 5.Подскоки – это короткие прыжки с ноги на ногу с акцентом на высоту. Их целью является тренировка мышц сгибателей стопы. Выполнение: Если перекаты с пятки на носок дались без особых трудностей, тогда освоить подскоки не составит никаких проблем. В сущности, выполняется такой же перекат с пятки на носок, но движение заканчивается несильным отталкиванием вверх Для лучшего толчка при постановке стопы необходимо слегка согнуть ногу в коленном суставе, что создаст эффект пружины. 6.Бег на прямых ногах – является упражнением, которое может быть похоже на статическое в отношении мышц бедра и голени. Выполнение: Руки согнуты в локтях и работают аналогично бегу. Бег происходит полностью на прямых ногах и с вытянутым носком. Постановка стопы осуществляется «плашмя». Для эффективного продвижения необходимо выполнять максимально быстрое отталкивание толчковой ногой от поверхности. 7.Бег спиной вперед – используется для улучшения координационных способностей, поскольку вынуждает организм действовать при необычных обстоятельствах. Тренируется периферийное зрение, а также укрепляются мышцы ног и спины. Выполнение: Встаньте спиной к беговой дорожке. Согнув ногу отведите ее назад и поставьте на носок. Выполните отталкивание и повторите тоже другой ногой. Контролируйте силу отталкивания. Если выполнить слишком сильный толчок, то можно потерять равновесие и упасть. Во время выполнения смотрите через левое и правое плечо для предотвращения столкновения с бегущим навстречу спортсменом. 8.Бег с крестным шагом - включает в активную работу сразу несколько мышечных групп: спины, тазовые мышцы, а также мышцы бедер, голени и свода стоп. Выполнение: Упражнение выполняется правым и левым боком поочередно. Руки вытянуты вперед и в процессе выполнения остаются не подвижны, так как работают только туловище и ноги. – Встаньте боком к дорожке и выполните шаг левой в левую сторону, после чего правой ногой выполните движение за левую ногу. Далее выполните шаг левой в левую сторону, а затем шаг правой, но уже вперед левой ноги. Упражнение выполняется исключительно на носках. 9.Велосипед или бег колесом – является особенным упражнением в легкой атлетике поскольку почти полностью соответствует движениям, которые происходят во время бега. Оно похоже на бег с подниманием колен, но в данном случае движения выполняются более длительный период, а высота колена выше. Выполнение: - Движения коленями выполняются также, как при беге с высоким подниманием коленей, но с той разницей, что после достижения коленом максимально высокой точки происходит вынос голени вперед. После выноса голени нога опускается на носок и загребающим движением выполняется следующее отталкивание. Движения руками полностью соответствуют технике бега. Приведенные упражнения являются базовой составляющей на основании которой строится остальной тренировочный процесс. Существует множество более узконаправленных упражнений, которые соответствуют исключительно конкретному виду спорта или дистанции. Специальные беговые упражнения в подготовке легкоатлетов Для освоения занимающимися рациональной техники выполнения того или иного вида легкой атлетики, большое значение имеют специальные легкоатлетические упражнения, с одной стороны, развивающие основные физические качества легкоатлета: быстроту, скоростную и скоростно-силовую выносливость, силу, а с другой стороны по своей структуре схоже с техникой выполнения основного упражнения (Зухова И. С., 2013). Наглядность и практическая ценность специальных легкоатлетических упражнений делают их основными в двигательной •беговые упражнения (СБУ) применяются на уроках физической культуры в подготовительной части урока после выполнения общеразвивающих упражнений для специальной разминки, а так же в основной части и в качестве подготовительных упражнений. Длина отрезка для выполнения СБУ зависит от цели упражнения и подготовленности учащихся: для специальной разминки от 20 м до 40 м, для тренировки от 40 м до 60 м. Количество повторений от 1 до 6 раз. Исходное положение для всех СБУ одинаковое: стопы параллельны, на ширине плеч, пятки не касаются опоры, ноги немного согнуты в коленях, осанка прямая, руки опущены или согнуты. Руки работают как в беге (за исключением отдельных упражнений): согнутые в локтях примерно под углом 90⁰, разноименно, вдоль туловища. Одна выносится вперед: кисть до уровня подбородка, по середине туловища; другая отводится назад, не разгибаясь. Пальцы полусогнуты, кисть расслаблена. Специальные легкоатлетические упражнения, можно условно поделить на упражнения, преимущественно развивающие быстроту, силу и упражнения узкотехнической направленности, способствующие совершенствованию отдельных видов легкой атлетики. Специальные упражнения, развивающие преимущественно быстроту, должны состоять из движений приближенных к элементам техники бега. Эти упражнения должны проводиться в условиях, которые позволяют выполнять движения с максимальной быстротой. Упражнения, развивающие преимущественно быстроту должны быть кратковременными и выполняться многократно, на месте или в движении. К упражнениям данной категории можно отнести следующие: • Бег с высоким подниманием бедра. Упражнение следует выполнять сначала на месте, затем с небольшим продвижением вперед. Во время выполнения упражнения необходимо следить, чтобы плечи не отклонялись назад и не напрягались, для чего в первом этапе выполнения руки можно держать на поясе. Бедро поднимается вверх до горизонтали, а опорная нога в это время полностью выпрямляется. Следует обращать внимание на большую частоту движений, колени в сторону не разводить,ногу ставить с носка. • Бег прыжками с ноги на ногу. Активно отталкиваясь стопой от грунта и полностью выпрямляя толчковую ногу во всех суставах, маховую ногу, согнутую в колени следует быстрым движением выносить вперед-вверх до положения горизонтали. Руки, согнутые в локтевых суставах энергично движутся назад – вперед. Упражнение выполняется быстрым продвижением вперед. • Подпрыгивания в шаге. Поочередные подскоки вверх – вперед толчком одной ноги и махом другой с продвижением по беговой дорожке, сопровождаемые энергичными взмахами рук вперед – назад. Обращать внимание на энергичное поднимание бедра вверх – вперед. Следить, чтобы плечи не подавались вперед и не отклонялись назад. • «Семенящий бег». Упражнение выполняется маленькими шагами с большой частотой. При этом маховая нога движением сверху вниз ставится на переднюю часть стопы (на носок) с последующим опусканием почти на всю стопу. Толчковая нога в момент отталкивания полностью выпрямляется, толчок направлен больше вверх, туловище слегка наклонено вперед, плечи не напряжены, руки с небольшой амплитудой движутся в такт движению ног. Упражнение выполняется с места с ускоряющимся продвижением вперед. • Бег с захлестыванием голени. Бег с небольшим продвижением вперед и забрасыванием голени назад до касания пятками ягодиц. Выполняя упражнение обращать внимаие, чтобы туловище и плечи не наклоялись вперед. • «Колесо». Бег с высоким подниманием бедра, выводом голени вперед с последующим забрасыванием голени назад. Поднимая бедро по горизонтали быстро продвигаться вперед. После того, как бедро начнет опускаться, свободно висящая голень выносится вперед так, чтобы стопа опускалась на землю загребающим движением. Следить, чтобы опорная нога в момент движения бедра маховой вперед – вверх полностью выпрямлялась, а таз достаточно подавался вперед. Специальные упражнения, развивающие преимущественно силу, должны развивать мускула-туру всего тела и в первую очередь силу мышц нижних конечностей, работа которых является решающей в беге, стартовом разбеге, финальном усилии в метаниях. Для решения данных задач целесообразно использовать следующие упражнения: • Многоскоки. Многократные прыжки с активным отталкиванием стопой, обращая внимание на полное выпрямление толчковой ноги в колене. Маховая нога сгибается в колене, выносится вверх – вперед до положения горизонтали, руки согнуты в локтях. Упражнение следует выполнять с медленным продвижением вперед, обращая внимание на мощное отталкивание от грунта. Возможно выполнение упражнения попеременно на обе ноги, а также с акцентом на отталкивание отдельно только левой и правой ногой. • Скачки на одной ноге. Упражнение следует выполнять с небольшого разбега, после толчка полностью сгибая толчковую ногу в коленном суставе и подтягивая ее вверх до касания пяткой ягодицы. Обращать внимание на полное оталкивание от грунта и активную работу рук вперед -назад во время движения. • Бег на прямых ногах. Отталкиваясь от грунта поднимать толчковую ногу, выпрямленную в коленном суставе вверх – вперед. Упражнение следует выполнять с установкой на активный подъем и полное сгибание бедра. • Прыжки через препятствия. Многоскоки на одной или двух ногах с преодолением препятствий небольшой высоты (набивные мячи, гимнастические скамейки, маленькие барьеры). В зависимости от уровня подготовленности занимающихся следует изменять высоту препятствий и расстояние между ними. • Прыжки на месте из различных исходных положений. Прыжки из положения присева смена ног в прыжке из положения выпада, прыжки с короткой скакалкой. Прыжки поочередно на левой и правой ноге, прыжки на двух ногах в разных направлениях. • Броски набивного мяча из различных исходных положений. Броски набивного мяча двумя руками от груди, из-за головы, левой и правой рукой, из положения приседа, из-за спины, толчки набивного мяча бедром и т.д. Помимо упражнений скоростной и скоростно-силовой направленности в тренировочный процесс необходимо включать определенный блок упражнений, направленных на развитие гибкости мышц, которые должны помочь занимающимся выполнять сложные технические элементы более раскрепощенно, с большой амплитудой. Применительно к бегу на короткие дистанции такими упражнениями являются: • Прыжки в шаге. Упражнения следует выполнять с акцентом на максимальное сведение – разведение бедер в отсутствие взаимодействия с опорой. • Махи с хлопком. Поочередные махи ногами вверх – вперед с продвижением вперед и одновременным хлопком руками под маховой ногой. Упражнение следует выполнять с акцентом на максимальный подъем ноги вверх – вперед. • «Велосипед». Имитация беговых шагов из исходного положения, лежа на полустойка на лопатках. Следует выполнять упражнение свободно с увеличением амплитуды движений. • Бег по воздуху. Имитация беговых шагов из исходного положения руки в упоре на параллельных брусьях. При выполнении упражнения следует обращать внимание на максимальное разведение – сведение бедер. • Махи у опоры. Поочередные махи ногами, стоя у гимнастической стенки. Стараться выполнять упражнение с максимально возможной амплитудой движений. Следует особо подчеркнуть, что только технически правильно исполненное упражнение даст нужный эффект. Все упражнения являются повторением основного движения или же частью его, дают возможность ярче раскрыть детали целостного упражнения, подчеркнуть необходимые акценты, выполнить движение, ту или иную его связку более быстро, в нужном направлении и экономно по амплитуде и затраченным усилиям. Первоочередной задачей каждого занятия является техническое совершенствование. Несомненно, и то, что когда владение техникой соответствует функциональной подготовке (техническое совершенствование проходит параллельно с улучшением физически качеств), то и результаты растут планомерно. В большинстве случаев СБУ выполняются после кросса, тогда разминка состоит из легкой растяжки и гимнастики. Если СБУ выполняются в качестве отдельной развивающей тренировки, сделайте 15-20 минутную разминку легким бегом и растяжку. Выполняйте упражнения на ровной поверхности без кочек и ям. Идеально подойдет дорожка стадиона или плотный грунт. Не рекомендуем делать СБУ на асфальте, бетоне или тротуарной плитке из-за большой ударной нагрузке. Комплекс СБУ состоит из 5-8 упражнений. Длина отрезка для выполнения упражнений зависит от целей – от 20 до 100 метров. Во время упражнений сконцентрируйтесь на работе ключевых мышц, не напрягайте плечи и шею, спину держите прямо. Выполнив упражнение, возвращайтесь назад трусцой, чтобы восстановиться, и приступайте к следующему упражнению. Между сериями делайте 5-минутные пробежки трусцой. Повторять серию можно до 5 раз в зависимоти от подготовки и сложности упражнений. После упражнений замнитесь легкой пробежкой и сделайте растяжку. Литература: Андрис Э. Р. Размышление о тренере: знания, умения, ии ошибки. uz.athletics.uz Раздел Статьи:: - 2019- Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. – М.: Медицина, 1980. – 196с. Алабин В. Г., Кривоносов М. П. Тренажерры и специальные упражнения в легкой атлетике. –М.; Фзкультура и спорт. 1976 Андрис Э. Р. Использование условий среднегорья для повышения спортивной работоспо-собности легкоатлетов. Метод. рекоменд. Комит. По ФК и С. при Совмине Узб.ССР. -1978 Боровая В.А. Научно-метолические аспекты применения специальных упражнений в тренировке метателй копья. https://rep.polessu˃bitstream - 2011 Боровая В. А., Врублевский Е. П., Коняхин М.В., Котовенко С.В. Закономерности формированя и совер- шшенствования системы движений спортсменов (на примере) метания копья. ГГУ им. Ф. Скорины. –Гомель. – 2013. Боровая В. А. Научно-методические аспекты применения специальных упражнений в тренировке метателей копья. ГГУ им. Ф. Скорины. Здоровье для всех: Матер. III Междунарорд. Ннаучн. – практ. конф.- Пинск. Полес. Гос. унив. – 2011. С 7-11 Борзов В. Ф. Подготовка легкоатлета-спринтера: стратегия, планирование, технология. Наука в олимпийском спорте, -2013, 4, -С 71-82. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. Москва: Физкультура и спорт-1991-288 с Бернштейн Н. А. О построении движений. –М.,: Медгиз. – 1947. – 247 с. Врублевский Е. П, и др. Технология индивидуализации подготовки квалифицированных спортсменов: теоретическо-методические аспекты. – Гомель. ГГУ им. Ф. Скорины, - 2016. -223с. Гавердовский Ю. К. Обучение спортивным упражнениям Биомеханика. Методология. Дидактика. – М.: Физкультура и спорт - 2007. – С 194 – 205. Годик М. А. Спортивная метрология. Учебник для инстит. физич. культ. – М.: Физкул. и спорт. -1988 -192с. Гамалий Владимир. Проблемы и перспективы совершенствования технической подготовки. Наука в олимпийском спорте. № 2, 2015. – Киев.: - С 67-72. Дъячков В. М. Совершенствование технического мастерства спортсменов. –М.: Физкультура и спорт . -1972. – 237с. Донской Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники. – М.: Физкультура и спорт. – 1972. -281с. Зухова И. С. Специальны беговые упражнения в подготовке легкоатлетов.. МКУ ДОД Марьяновская ДЮСШ. – Омск.: - 2013. Загревский В. И., Загревский О. И. Техническая подготовка спортсмена: Проблемы, поиск, решения. Матер. XIII Междунар. научно-практич. конф., посв. Памяти В.С, Пирусского. ФГАОУ ВО «Нац. исслед. унив.». Факульт. физич. культ. Томск, 14 ноября 2019. Зациорский В. М. Основы спортивной метрологии. –М.: Физкультура и спорт. – 1979. Копылова Н. Е., Бочкарева С. И., Высоцкая Т. П., Ростеванов А, П., Голубничий С. П., Зайцев В. А., Нарциссова С. Ю. Спортивная тренировка. Уч. пособ. - М.: Изд. «Академия МНЭПУ» - 2021. -221с. Колот А. В, Современные проблемы совершенствования технического мастерства высококвали-фицированных спортсменов в легкой атлетике. Педагогика, психология та медико-биолог. Проблем физичного выхования i спорт.наук. Монография. Зарод С. с. Ермакова. – Харкiв ХДАДМ. 2016. 2, - С 70-74. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основы знаний: учебное пособие. –М.: Советский спорт. – 2005. Мехрикадзе В. В,, Подзюбанов Немцев О. Б. Специальные беговые упражнения (техника, обучение). Пособие. - Минск.: - 2014. -167с. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты.-изд. Испр. Допол. –Спб.: Лань. – 2005. – 384 с. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: Физкультура и спорт. -1970. - 478 с. Платонов В. Н. Двигательные качества и физическая и физическая подготовка спортсменов. – М.: Спорт. 2019 – 656 с. Попов В. Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. – М.: Человек. – 2011. – 224с. Попов Г. И. Биомеханические основы создания основы предметной среды для формирования совершенствования спортивных движений: автореф. дисс. д-ра пед. наук. –М.: ГЦОЛИФК, -1992, 134с. Письменский И. А. Аллянов Ю. Н. Физическя культура. Учебник. – М.: Изд. Юрайт. – 2022 -450 с. Рудин М. В. Специальные упражнения, как основа спортивной тренировки. Учебно-метод пособ. –Брянск. РИО БГУ – 2016. – 129 с. Сергеева Н. А., Симонова Е. А. Техническая подготовка легкоатлетов-спринтеров группы спортивного совершенствования. Учен. записки универс. Им. П,Ф,Лесгафта. 2017, № 12 (154) Ситкевич Г. Н., Прокопов О. В. Подводящие специальные упражнения упражнения для обучения видам легкой атлетики. Метод реком. Витебский ВГУ им П. М, Машерова. – 2014. – 43с. Сидорова Е. Н. , Николаева О. О, Спецциальные упражнения для обучения видам легкой атлетики. Учебное. пособие. – Краноярск.: Сиб. федер. ун-т. - 2016. – 148 с. http://catalog. stu-kras.ru Синельник Е. В., Руденко И. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта: легкая атлетика. – Казань.: 2020 Тутевич В. Н. Теория спортивных метаний. – М.: Физкультура и спорт. – 1969. – 312 с. Трофимович И. М., Трофимович И. г., Геркусов А. С. Общеразвивающие, подводящие и специальные упражнения в легкой атлетике. М – во образов. Респ. Беларусь Гомельский гос. ун-т им. Ф. Скорины. –Гомель.: 2020. – 142 с. Халанский Ю. Н. Методика обучения избранному виду спорта: Метод. рекомендации. –Витебск.: ВГУ им. П. М, Машерова. – 2019. – 54 с. Шангина Г. И. Дополнительная профессиональная программа по виду спорта легкая атлетика. ДЮСШ № 1. - Белогорск.: - 2016. Шестаков М. П. ПНИЛ к вопросу об основных принципах технической подготовки в спорте. II Юбилейн. сборн. труд. Ученых РГА ФК, посвящ. 80-летию акад. – М.: 1998. –Т. 3. – С 55 – 59. Шангина Г. И. техническая подготовка. Дополнительная предпофессиональная программа по виду спорта легкая атлетика. - Белогорск.: - 2016. Администрация г. Белогорск, Дюсш № 1 Bauersfeld, Karl-Heinz, Schröter, Gerd- Grundlagen der Leichtathletik. Sportverlag, - Berlin.: – 1980. Heiko K. Struder, Ulrich Jonath, Kai Scholz Leichtathletik—Trainingß und Bewegungswissenschaft- Theorie und Praxis aller Disziplinen. Sportverlag Strauß, - Köln;: - 2013. Hans Katzenbogner, Michael Medler. Spielleichtathletik Teil 1 u. 2. Flensburg. – Flensburg.: 1999, 2009. Rico May. Das ABC de Leichtathletik. Teil 1.Leichtathletiktrainer, 2009 1 /s.4, 4 s.4, 5 s.18, 7. s.10, 12.s.18 Roth, K. Ein neues „ABC“ für das Techniktraining im Sport. –Sportwissenschaft. –Schondorf 20 (1990) 1, S. 9-26 Бохум, ФРГ. 19. 06. 2023 КомментарииКомментариев пока нет |