Обзор (Часть 2): Техническое мастерство спортсмена
« Назад 18.08.2023 21:00
Профессор Э. Р. Андрис Исходя из практики спорта, главным фактором эффективности совершенствования спортивной техники можно считать стабильность (устойчивость) двигательных координаций и точность движений. К этому и направлены в конечном итоге усилия спортсменов в процессе совершенствования своего технического мастерства (Дьячков В. М., 1967). Важнейшее значение при этом имеет выбор средств и методов начального обучения спор-тивной технике и ее совершенствование. (См. 1 часть обзора: Виды, задачи, средства и методы технической подготовки спортсмена, стр. 5 - 13). Общий обзор применяемых средств и мето-дов обучения и совершенствования технической подготовленности в легкой атлетике отмечает-ся редким применением специальным беговых упражнений (СБУ). Эти специальные беговые упражнения нужны для формирования правильной техники бега, осанки, положения тела при беге, развития силы, мощности, координации всех мыщц ног. Они помогают увеличить частоту шагов во время бега, силу отталкивания, техннику выполнения каждого движения, слаженность работы рук и ног (см. 1 часть обзора: Констатация: Специальные упражнения, стр. 8.). Тематика применения в спорте высших достижений «Специальные беговые упражнения (СБУ)» не была актуальной. Однако в конце ХХ и начале ХХI вв. в системе спорта она повсеместно получила значительное распространение. Осбое внимание этому уделяется в Германии, Австрии, Швейцарии. Лидером внимания уделяет этой тематике системы оздоро-вительного спорта, детская и школьная легкой атлетика. В игровых видах спорта: футболе, баскетболе. Так что - же представляют собой понятие СБУ – специальные беговые упражнения? «Они нуж-ны для формирования правильной техники бега, осанки, положения тела при беге, развития силы, мощности, координации всех мышц ног. Они помогают увеличить частоту шагов во время бега, силу отталкивания, техника выполнения каждого движения, Слаженность работы рук и ног. По сути это силовые упражнения с собственным телом. Как и любые упражнения физиеской культуры, СБУ также способствуют развитию всего тела, так как в их выполнении задействованы если не все, то почти все группы мышц человеческого организма. Основная цель выполнения, которая следует из названия – это специальные беговые упражнения, которые, главным образом, выполняются для улучшения именно беговых результатов. Подобные упражнения есть в любом виде спорта без исключения и зачастую пересекаются с беговыми» (https://shvetsovmn.livejoumal.com/html). Следует отметить, что в Германии вопросами исследования тематики воздействи специальных беговых упражнений (СБУ) как средство технической подготовки, с середины ХХ века проводил Институт физической культуры ГДР в Лейпциге и Научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, группой ученых и практиков спорта под руковод-ством профессоров Roht, K. и Bauersfeld K.-H., а ныне педагог и тренер национальной сборной команы по легкой атлетике Rico May.(2009). Общепризнанная система названа термином «АВС-легкая атлетика», имеет высокий коэффициент полезного действия, особенно для этапа базовой подготовки спортивного резерва 10-11 лет до 14-15 лет. По Roht K- (1990): А – начальное освоение двигательных элементов; В – освоение на уровне вариативного выполнения движений; С – адаптация к изменяющимся условиям. (Roht, K., 1990; Schnabel, G-, Harre, D., Krug, Jü., Borde, A., 2013). АВС – легкой атлетики «АВС–упражнения» являются неотъемлемой частью базовой подготовки и всегда должны использоваться целенаправленно. В связи разной структурой движения в спринте, беге с барьерами и прыжками и связанными с этим различными элементами отдельных движений необходимо дифференцировать АВС-упражнения на ходьбу-, спринт-, барьерный бег- и прыжки-АВС. В базовой подготовке упражнения АВС могут использоваться не только для отработки технических элементов, но и следующих направлений: 1. Координационные предпосыдки-высокая степень владения двигательными последовательностями; 2. Условные предпосылки – совершествование скорости, силы и выносливости; 3. Психологические предпосылки – отношение, мотивация, надежда на успех в учебе и социальный опыт; 4. Когнитивные предпосылки – осознанное понимание основных технических элементов, теоретические знания системы АВС и ее роли в приобретении двигательных навыков. АВС-ходьба служит введением и игровым подходом к другим формам АВС. Выполняемая при этом работа босиком может способствовать укреплению стопы. Для спортсменов при базовой подготовке «смешанная» подготовка с различными формами АВС, которая обычно практикуется, часто приводит к проблемным помехам, что означает, что решающие элементы движения соответствующего целевого движения часто не могут быть развиты или могут быть развиты только в ограниченной степени. С другой стороны, отдельная практика способствует обучению движения в базовой тренировке и осознанному восприятию решающих элементов движения. (May, Rico, 2009) Рико Май Teil 1. Азбука легкоатлета (Часть I) ABC- упражнения являются частью повседневной жизни каждого легкоатлета. Для многих они являются неотъемлемой частью программы разминки перед тренировками и соревнованиями, но также могут способствовать физической и координационной подготовке спортсменов. Поэтому упражнения ABC следует использовать не как самоцель, а целенаправленно. Из-за различня структур движения в спринте, барьерном беге, прыжках и связующих их значимых элементов отдельных движений, необходимо дифференцировать ABC- упражнения: Ходьба-, Спринт-, Барьерный бег-, Прыжки-. Существуют также различные упражнения ABC-метания и др. Поскольку в ABC- упражнениях можно хорошо контролировать скорость движения, а сложные движения можно разбить на подэлементы, они могут служить средствами для тренировки спортсменов с точки зрения координационной и технической подготовки.. Это особенно важно при подготовке спортивного резерва (как предварительное обучение). Увеличение объема интенсивнсти, упражнений ABC, ко всему также могут способствовать воспитанию физических качества и навыков.. В зависимости от поставленной задачи АВС-упражнения являются тренировочным элементом для создания различных условий для достижения высоких спортивных результатов: - координационный - высокая степень владения движениями. - кондиционный - улучшение скорости, силы или выносливости. - когнитивное - осознанное усвоение основных базовых технических элементов, теоретических знаний о АВС-тренировке и ее роли в приобретении двигательных навыков. - психологически - отношение, мотивация, надежда на успех в учебе и социальный опыт. Технические требования к бегу на короткие дистанции, барьерному спринту и прыжкам ABC- упражнения основаны на базовых требованиях к движению соответствующей группы дисциплин. Основные элементы движения в спринте - активная, прямолинейная постановка стоп на носки - оптимальное разгибание стопы, коленных и тазобедренных суставов при отталкивании - целесообразный бег с касанием голенью ягодицы - прямое движение рук от плеча, угол руки около 90 градусов - вертикальное, расслабленное положение туловища и головы - хорошо видимая фазовая структура (фаза переднего или заднего маха и опоры) - пальцы ног подтянуты в фазе переднего маха Основные элементы движения в беге с барьерами - активный подход к барьеру с сильным подъемом колена, легким махом голени вперед, колени слегка согнуты - отчетливая последовательность маховых и подтягивающих движений ног - технически чистое подтягивание бедра толчковой ноги - активное опускание маховой ноги с приземлением на переднюю часть стопы - мах вперед коленом толчковой ноги перед туловищем в направлении бега - противоположное движение рук и ног -движения рук в близи к туловищу Основные элементы движения в прыжке - создание целесообразной позы прыгуна с высоким расположением центра тяжести - ритм последних двух шагов "длинный - короткий" - построение взрывной, активный структуры последних шагов разбега и отталкиваия - оптимальная координация разгибательных и маховых движений - стабильное вертикальное положение туловища при прыжках - движение рук в беге и прыжке от плеча - постановка ноги на всю стопу - захватывающая постановка стопы, носок предварительно «на себя» - активное включение маховой ноги (изначально находящаяся под острым углом) - Кратковременная фиксация маховой ноги после взлета В связи с различными техническими требованиями в беге на короткие дистанции, барьерном беге и прыжках необходимо тренировать основные элементы этих движений функционально в рамках АВС- спринт, - барьеры, и - прыжки. В качестве введения рекомендуется АВС - Ходьба, которая может служить игровым подходом к другим формам АВС- комплексов. Опытные пользователи могут выполнять упражнения для тренировки чувства движения или, если они выполняются босиком, для укрепления мышц стопы. АВС - ходьба С дополнительными задачами, такими как упражнения из АВС - ходьбы могут быть разработаны более вариативно, например, поднимая руки вверх или в стороны, или меняя направление. Если упражнения выполняются босиком или на разных поверхностях (газон, песок, ряды спортивных матов), дополнительно укрепляются мышцы стопы. Упражнения: - Ходьба на пальцах ног: Спортсмен ставит ноги только на кончики пальцев ног. - Ходьба на подушечках стопы: Спортсмен приземляется на подушечку стопы. - Прогулка на пятках:: Атлет подтягивает подушечки стопы вверх и касается только пятками. - Ходьба на внутреннем или внешнем подъемах стопы: Спортсмен ставит ноги только с внутренней или внешней стороны. - Стрессовая ходьба: Спортсмен ставит ногу на пятку, перекатывается через всю ногу и начинает следующий шаг с отталкивания вперед и вверх через пальцы ног. - Ходьба с попеременным подъемом колен: Атлет приводит поочередно бедра к горизонтали. Пальцы подтянуты. - Бег аиста: Спортсмен движется вперед с выраженным подъемом колена, делая при этом широкой мах свободной голенью вперед. - Бег боком (сменяя: правым, левым): Спортсмен бежит боком и скрещивает ноги друг перед другом или позади него. Техническая подготовка спортсмена является важнейшим элементом всего тренировочного процесса. Основной задачей технической подготовки является обучение основам техники соревновательной деятельности и упражнений, являющихся средствми тренировки, а также совершенствования избранных для предмета состязания форм спортивной техники. Эффектив-ность решения этой задачи во многом будет зависть от оптимума решения тренера. Автор предлагает обратить внимание на уникальный труд германских специалистов Bauersfeld, K-H, Gerd Schröter „Grundlagen der Leichtathletik“ (Основы легкой атлетики). Это уникальное учебное пособие, изданное в 1980 году актуально и ныне. Bauersfeld K-H, профессор института физической культуры ГДР, педагог и тренер сборной команды страны. Его воспитанница Маргитт Гуммель, Рекордсменка мира и Олмпийская чемпионка 1968 г. в толкании ядра. Был активным разработчиком системы подготовки спортсменов. Техничская подготовка бегуна на короткие дистанции по Bauersfeld K-H.,1980. Профиль технических требований для базового обучения По окончании этапа базового обучения, спортсмену необходимо усвоить основные узлы кинематической структуры, т. е. уметь их технически правильно выполнять касающегося, прежде всего, ниже перечисленного: - бегать на стопах; - активная прямолинейная постановка стоп; - оптимальное разгибание голеностопных, коленных и тазобедренных суставов; целесообразный наклон туловища; - целесообразный бег с касанием голенью ягодиц; - технически правильные движения рук; - прямое, фронтальное, расслабленное положение туловища и головы; - прямолинейность общего движения. Техническая подготовка Специфическая задача технической подготовки в спринтерском беге состоит в том, чтобы превратить уже усвоенную базовую форму бега в эффективную спринтерскую технику. Это требует - тренировать отдельные элементы последовательности движений в биомеханически рациональном, оптимальном исполнении; - совершенствовать общее движение с точки зрения координации и динамики, особенно в условиях максимальной скорости. - Характер бега (цикличность движения) и потребность в высоком уровне координационного совладания требуют, чтобы техническая подготовка бегового шага осуществлялась большей частью в целостном выполнении движения. Этому подчинена детальная тренировка с помощью специальных упражнений (например, в ABC - спринте). - Тесная взаимозависимость координационно-технического успешного и результативного динамического исполнения предполагает, что техническая подготовка всегда сочетается с определенными условными требованиями. Помимо соответствующих требований к нагрузке (длины дистанции, интенсивности и длительности паузы) при выполнении базовых упражнений, ориентированных на техническую подготовку, в начальных тренировках применяют беговые игры. - Техническая подготовка происходит целостно через сознательную концентрацию на отдельных элементах движения. При этом должна соблюдаться следующая последовательность: ориентация на улучшение движения бег на носках; положение рук и туловища; отталкивание; касанием голенью ягодицы и подъем колена; раскачивания вперед-назад и активное приземление. - Важнейшими средствами являются базовые упражнения бег трусцой, бег с ускорением и темповой бег. - Помимо важности для развития кондиционной способности, упражнения АВС - спринт необходимо постоянно использовать для совершенствования технических элементов. - Постепенное увеличение темпа - последовательный методический принцип. - Для наиболее сложного координационно-технического совершенствования наиболее эффективны пробежки с субмаксимальной или еще управляемой (контролируемой) скоростью. - Длина дистанции должна увеличиваться также непрерывно, как и скорость бега. Концентрация на отдельных элементах с целостным выполнением до все еще управляемым увеличением скорости, являются важными методическими мерами в технической подготовке спринтерского бега. Ранжирование учебных задач 1. Разучивать важные технические элементы на низкой и средней скорости. Элементы бега на носках, отталкивания, подъема пятки и колена необходимо тренировать в их принципиально правильном выполнении на сравнительно небольшой скорости. Сознательный самоконтроль находится в центре внимания. Кроме того, полезны основные упражнения АВС- спринта. 2. Координационно-техническое совершенство всего процесса на высокой скорости. Соблюдение технически правильной последовательности движений с увеличением скорости (бег с ускорением) является важнейшим методическим замыслом. На постепенно увели-чивающихся дистанциях (субмаксимальная скорость) тренируется сохранение техники бега, когда начинается утомление. Конкретные условия использования (бег по кривой, бег с разной скоростью) могут развить вариативность последовательности движений. Бег на короткие дистанции следует рассматривать как целостное упражнение, в котором выделяются отдельные фазы: положение бегуна на старте (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование (Петровский В. В., 1978; Bauersfeld K-H., 1980). От правильного выполнения отдельных элементов в значительной степени зависит эффек-тивность выполнения всего упражнения. Совершенствование техники бега и вопрос техни-ческой подготовленности спортсменов, являющихся доминирующим фактором тренировочного процесса – от новичка до атлета высокой квлификации, зависит весь успех или неуспех огромного труда тренера и спортсмена (Озолин Э. С., 2010: Борзов В. Ф., 2013; Дьячков В. М., 1972; Загревский В. И., Загревский О. И., 2019; Мехрикадзе В. В., Позюбанов Э. П., Аврутин С. Ю., 1982; Bauersfeld K-H., 1980; Петровский В. В., 1978). Петровский В. В. (1978) отмечает: «При обучении и совершенствовании техники неохо-димо уметь не только обнаружить наличие ошибки, но и установить причину ее возникновения. Только в этом случае могут быть приняты меры для ее устранения». Можно выделить следующие основные причины неправильного выполнения упражнений спринтером:
Каждое упражнение складывается из множества взаимосвязанных элементов. Поэтому целесообразно совершенствовать и тренировать каждый отдельный элемент и все упражнение в целом. Для совершенствования техники бега по прямой можно рекомендовать следующие упражнения, которые одновременно можно использовать и для педагогического контроля за освоением техники упражнений и ее элементов. Упражнения для совершенствования техники бега
Литература Дьячков В. М. Совершенствование технического мастерства. - М.: ФиС. 1986 Нагорная Т. В., Потемкина Е. Н., Каргина. Специальные беговые упражнения в использовании средств в физической подготовки. Вестник науки и образования. Часть 2., 2010. Bauersfeld K-H-, Schröter, Gerd. Grundlagen der Leichtathletik. Sportverlag Berlin, 1980. May, Rico. Das „ABC“ der Leichtathletik: „ABC – Übungen“ dienen nicht nur der Vorbereitung auf Folgebelastung. Teil 5. Leichtathletik, 20 (2009), 12, S. 18 – 23. May, Rico. Das „ABC der Leichtathletik“. Leichtathletiktraining. 2009. 1. S. 4 – 11. Roht, K. Ein neues „ABC“ für das Techniktraining im Sport. Sportwissenschaft, (Schondorf) 20. 1. S. 9-26 Struder, H., Jonat, U., Scholz, K., Leichtathletik. Bewegungswissenschaft. Theorie und Praxis aller Diszipßnen. Köln. Straus 2013. Scholich, A., Lauf – ABC. Feler und korrekturen, Leichtathletiktraining. 2010. 5+6. 2014. Schnabel , G., Harre, D-, Krug, Ju., Borde, A. Trainingswissenschaft. Leistung, Training, Wettkampf. Sportverlag Berlin. 2003. КомментарииКомментариев пока нет |