В память о тренере и педагоге - Александр Александрович Винк
« Назад 06.11.2022 20:00
Профессор Эгон Робертович АндрисВ Узбекистане ежегодно проводятся Республиканские соревнования по легкоатлетическим метаниям посвященные памяти Заслуженного тренера Узбекистана Александра Александровича ВинкаАлександра Александровича не стало уже давно. Но память о выдающемся тренере по легкоалетическим метаниям, прекрасном педагоге, живет в сердцах тех кто его знал. Он воспитал много высококвалифицированных метателей, среди которых наиболее известны мастер спорта международного класса, метательница копья Галина Скалозубова (Быкова) - (56,23 м. 1966), рекордсменка мира Татьяна Бирюлина, впервые в мире преодолевшую 70-ти метровый рубеж в метании копья (70,08 м. 1980). Его ученики Геннадий Кирюшин и Валерий Ефимов воспитали позже ему «внуков» Войнова Сергея и Капкаева Шамиля и поднявшие метание копья Узбекистана на международный уровень. Ученик Капкаева Ш. Виктор Зайцев в 1992 году установил рекорд СНГ (считай СССР) – 87,20 м. Таким образом знания и опыт педагога Винк А. А. вложенные в «банковский счет легкой атлетики» достойно окупился наличием в сборной команде 11-ю метателями копья с личными достижениями выше 80-ти метров. Александр Александрорвич Винк был, по терминологии 50-х–60-х годов «тренером-многостаночником». Он с успехом тренировал толкателей ядра, метателей диска и молота. Его ученик Эгон Андрис в 1963 году был с результатом 67,57 м девятым среди лучших в мире и третьим в СССР, метателей молота по итогам года. Николай Скориков выполнил норматив мастера спорта СССР в толкании ядра, позже подготовил мастеров спорта Галину Ень – 18,06 м., Григория Скорикова - 20,81 м. и Владимира Тарасова – 18,16 м. Дискоболка Светлана Карвасецкая воспитала толкателя ядра Сергея Кот – 20,56 м. Самым высоким ее достижением следует считать открытие и начальная подготовка рекордсменки мира в толкании ядра Натальи Лисовской.
Александр Александрович успешно совмещал работу тренера с педагогической работой на кафедре легкой атлетики Узбекского государственного института физической культуры. Прекрасный педагог, он всегда старался объяснить основы любого спортивного упражнения. Понимая эти основы, спортсмены и студенты – будущие педагоги и тренеры, могли эффективно совершенствоваться в технике легкоатлетических метаний, и не только. Эти знания позволяли при начальном обучении спортсменов «ставить технику» движений в соответствии с их индивидуальнми особенностями. В совершенстве разбирающийся в биомеханических основах техники легкоатлетических метаний и, в соответствии с этим – анатомией двигательного аппарата человека, он успешно претворял эти знания в практику спорта. Его девизом было изречение «тренер должен уметь показывать упржнение и объяснять его». На протяжении более 25 лет работы на кафедре он подготовил большое количество специалистов по спорту и высококвалифицированных спортсменов. Его знания и педагогическое мастерство сфокусировалось в достижениях ученицы Татьяны Бирюлиной, установившей в 1980 году, накануне Олимпийских игр в Москве мировой рекорд в метании копья. После себя Александр Винк оставил то, что в спорте называют «школой». Его ученики подготовили известных в мире метателей копья, рекордсменов стран, призеров и победителей международных соревнований. Отрадно то, что память о Заслуженном тренере Узбекистана Александре Александровиче сохранилась и поддерживается. Уже много лет проводятся «Республиканские соревнования по легкоатлетическим метаниям памяти Заслуженного тренера Узбекистана А. А. Винка». Заложенные им основы знаний позволяют его ученикам успешно работать тренерами и преподавателями физической культуры и спорта в стране и за рубежом. Александр Александрович Винк родился в 1917 году в Санкт-Петербурге (в Немецкой слободе), там же учился в школе, увлекся спортом (легкая атлетика - метание копья). Поступил учиться в ГЦОЛИФК им. П. Ф. Лесгафта. По окончании института был оставлен на кафедре легкой атлетики в должности преподавателя. Дважды был серебряным призером СССР по легкой атлетике (1939 г, Харьков и, в 1940 г., Москва), войдя в элиту сильнейших метателей страны. (Протоколы чемпионатов СССР). 22 июня 1941 г. Александр Винк на городских состязаниях сумел опередить самого Виктора Алексеева – трехкратного чемпиона и пятикратного рекордсмена страны, с высоким по тому времени результатом. (М. Степанова, В. Степанов, 20022; В. В.Кузнецов, 1975). О таланте и перспективных спортивных возможностях А. Винка в своих воспоминаниях упоминают Заслуженный тренер СССР Л.. Сулиев (1970), заслуженные мастера спорта СССР Л Анокина В. Ухов (1970) и Заслуженный мастер спорта, профессор В. В. Кузнецов (1977). А. А. Винк тренировался, в те далекие годы, у будущего основателя Советской школы метания копья и Заслуженного тренера СССР Левана Григорьевича Сулиева родившегося 4 декабря 1909 года в Тифлисе. Выпускник (1938), преподаватель, доцент Института физкультуры им. П. Ф. Лесгафта (1952 - 1969). Подготовил чемпионку Олимпиады 1960 года в Риме в метании копья Эльвиру Озолину. Заслуженный тренер СССР. Кандидат педагогических наук. Тренер ДСО «Буревестник, сборной СССР. Участник боевых действий. Награжден орденом Красной Звезды, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Скончался 12 мая 1970 года в Ленинграде. (Музейный комплекс «Дорога памяти»: гезета «Пенальти».№ 6/261 май 2010, № 4 (407) 2022). Многое перенял Александр Александрович у своего тренера. Это прежде всего неуемное трудолюбие и стремлние к познанию нового Меня всегда удивляло его умение выделять отдельные элементы техники всего двигательного действия. Он мог выделить эти элементы, не нарушая их связи в целостном двигательном исполнении. Иными словами, прекрасно разбирась в биомеханике всего движения, мог индивидуально подобрать специальное упражнение. Его девизом было выражение «Тренер должен обладать умением показа всего набора специалных легкоатлетических упражнений» и «Не можешь показать, умей объяснить». Наряду с огромной загруженностью преподавтеля в институте и тренерской загруженностью Александр Алексндрович Винк был активным консультантом для всех тренеров в метании копья. Он оказывал огромную помощь в становлении тренера Юрия Ароновича Скляра из Ферганы, ставшего Заслуженным тренером Узбекистана, считавшего себя учеником Винка А. А. и подготовившего ряд высококвалифици-рованных метателей копья. Автор был участником ряда семинаров (в современной терминологии «мастер-класс») проведенных Винком А. А. с присутствием сильнейшего метателя в мире Янисом Лусисом, бывшего уже старшим тренером в метании копья Сборной команды СССР. Обладая теоретическими обширными знаниями и практическим опытом обучения технике метания копья, Винк Александр Александрович мог с одного взгляда увидеть погрешности в технике у спортсмена и объяснить причину их появления. Велико значение познания опыта выдающихся тренеров. В познание должно входить: - ознакомление с уникальным преподовательским опытом полученным в результате их творческой педагогичесим, методическим и экспериментальной деятель-ностью (Воронин П. А.2018). Наиболее продуктивным и необходимым при этом является ознакомление: • с нестандартными методами, приемами и средствами обучения; • развивать рефлексивные умения; • заимствовать элементами педагогического опыта мастера для улучшения соб ственного опыта. Не всегда представляется возможным конкретный контакт с автором. Особенно если он уже ушел из нашего мира. Любой творческий человек, каковым является тренер, активно работает с специальной литературой. При чтении некоторые из них, делают пометки в тексте, подчеркивая фразы и абзацы и замечания на полях (если источники не из библиотеки). Анализ и интепретация этих пометок позволяет выявить важность основных положений и др. Многолетнее общение с Александром Александровичем Винком и наблюдение его во время тренировок с спортсменами и тренерами облегчили мне познание его опыта и методов работы. Предлагаю читателю пример работы Александра Александровича с Монографией В. Н. Тутевича «Теория спортивных метаний» (механико-математические основы) изд. Физкультура и спорт, -М., 1969., 293с.. (с пометками А, А,Винка) Из общего количества страниц основного текста, внимание уделено на 49 страницах, в основном читатель уделил внимание метанию копья и ряду общих вопросов касающихся метания в целом. стр. 109 - длина разбега, путь воздейтвия на снаряд в финаьной части разбега: м. и V м/сек; развиваемая сила F; стр. 114 – 135 - скорость вращения копья; угол вылета; стр. 196 - взрывная сила, градиент силы; стр. 200 – 2005 – быстрота, импульс силы, воздействие групп мышц на развитие силы, угол вылета; стр. 207 – 209 - ритм метания; стр. 210 – 215 – Выводы по разделу Методы увеличения воздействия силы на снаряд; стр. 219 – 238 – Влияние скорости стартового разгона на сообщение скорости снаряду в финальной части разгона; стр. 238 – 248 - Активизация финального разгона за счет стартовой скорости; стр. 293 - 224 – Классификация метаний и тенденции развития их исследования. Исследованы вопросы приложения силы к спортивному снаряду; стр. 304 – 305. Выводы. Анализ всех отмеченных пунктов завершался коррекцией технических элементов и подбором или разработкой специальных упражнений. Вспоминая стиль работы Александра Александровича Винка, можно увидеть много идентичного с поведением его учителя Левана Григорьевича Сулиева вложившего неоценимый вклад в советскую школу метания копья. Его ученик Кузнецов Владимир Васильевич, Заслуженный мастер спорта СССР, доктор педагогичских наук, экс рекордсмен страны в своей книге «В зеркале моей души» (Кузнецов В. В.,1977) пишет о Сулиеве Леване Григоревиче: «. . .Левана Григорьевича Сулиева я впервые увидел перед войной в 1941 году. Тогда мне было десять лет. Жил я тогда в Ленинграде рядом с Институтом физкультуры имени П. Ф. Лесгафта. После уроков, мы ученики школы, находящейся по соседству, часто пробирались на институтский стадион. Я мог часами наблюдать за выполнением сложных легкоатлетических упражнений. Особенно мне нравился паказ упражнений стройным преподавателем. Он был невысок, легок, но тяжелое увесистое ядро толкал ловко, даже красиво. И легко, как лань, прыгал каким-то сложным стилем, преодолевая планку значительно выше своего роста. Несколько раз я видел его на стадионе с белокурой девушкой и плотным кряжистым парнем. Его ученики бросали с места и с разбега деревянные палки с металлическим наконечником. И опять показывая технику бросков, преподаватель был на высоте. Это был Леван Григорьевич Сулиев. А девушка и юноша – его первые ученики. Людмила Анокина, будущая рекордсмменка мира по метанию копья, заслуженный мастер спорта, залуженный тренер СССР, и Саша Винк, выигравший 22 июня 1941 года с высоким для того времени результатом метание копья у рекордсмена страны Виктора Алексеева. Наше знакомство, перешедшее затем в большую многолетнюю дружбу, состоялось так. Осенью 1947 года мой первый тренер В. М. Быстров, ученик Сулиева, после окончания института уехал на работу в Горький. Перед отъездом он посоветовал мне перейти тренироваться к Левану Григорьевичу, сказав, что он уже обо всем с ним договорился. Но вышло так, что в течение месяца мы не могли встретиться. И вот однажды, тренируясь один на запасном поле ленинградского стадиона «Динамо», я увидел Левана Григорьевича. Оказывается, он уже около получаса наблюдал, как я занимаюсь с копьем. Сулиев подошел и начал разговор о технике метания, словно мы давно знакомы. Потом дал несколько, как мне показалось, незначительных советов, что-то вроде того: «Душечка, локоть не опускай и быстрее толкайся левой ногой при броске». О чудо! Копье сразу улетело метров где-то на семь дальше. Пройдут многие годы, но я не перестану удивляться глубоким знаниям этого сдержанного и скромного человека. Когда я слышу слово «специалист», моментально в сознании встает образ Сулиева – одного из первых заслуженных тренеров СССР, доцента, кандидата педагогических наук, воспитателя нескольких поколений выдающихся легкоатлетов. Сулиев - родоначальник советской школы метания копья, получивший всемирное признание. В тридцатые годы двадцатилетним юношей он не без успеха специализиро-вался в метании копья и прыжках в длину. В первые годы наших занятий я никак не мог выиграть у него прыжок в длину с места. Без разминки он легко прыгал к трехметровой черте. Уже давно в обиходе наших тренеров существует понятие «сулиевская школа». Я, как один из прошедших эту школу, могу рассказать о ее принципах. Глубокое всестороннее изучение своего вида спорта и особенностей тренируемых учеников всегда было главным принипом в работе тренера Л. Г. Сулиева. Такой подход к процессу подготовки учеников позволял ему уже с самого начала работать с каждм из них по сугубо индивидуальному плану. Если сравнить мою тренировочную программу с программой олимпийского чемпиона Виктора Цыбуленко, когда он занимался у Сулиева, то в применяемых средствах и методах они имели заметную разницу. Под общую гребенку Сулиев ни когда не «причесывал» планы учеников. Самостоятельность. Это качество Леван Григорьевич вырабатывал у своих воспитанников с первых спортивных шагов. Вспоминаю тренировки пятнадцатилетней Эльвиры Озолиной, будущей олимпийской чемпионки и рекордсменки мира по метанию копья. Уже тогда Леван Григорьевич заставлял Эльвиру самостоятельно работать над элементами техники, которые ей трудно давались. Сам же уходил в другую часть сектора и оттуда незаметно наблюдал за ее действиями. Что же касается меня, то я до дна испил чашу самостоятельности. Но... под недремлющим оком специалиста Сулиева. Очень часто Леван Григорьевич специально осталял меня на неделю, чтобы я мог тренироваться один. Особого разговора заслуживают взгляды Сулиева на количество и содержание указаний тренера во время овладения учениками спортивной техникой. Сулиеву принадлежит термин «оптимизированная информация». Это когда ученик должен всегда получать от тренера методические указания не больше и не меньше, чем ему необходимо. Он любил говорить «Ученику лучше услышать меньше, чем он знает, нежели больше того, что он понимает». К сожалению, против этого принципа грешат и сегодня еще многие тренеры. Когда пытаются проникнуть в творческую лабораторию тренеров-воспитателей, подобных Сулиеву, почему-то, как правило, замечают их трудолюбие. Наверное, потому, что их огромная самоотдача на тренировке хорошо видна всем. На протяжении десятилетий Леван Григорьвич в 10 утра появлялся на стадионе и покидал его в 10 часов вечера, а то и позднее. Ни дождь, ни холод, ни жара не могли его задержать дома. Даже будучи тяжело больным, он, как говорится. «с постели» (сидя на балконе) руководил занятиями учеников, которые приезжали и тренировались возле его дома. Леван Григорьевич не по долгу службы, а по призванию был большим педагогом. Это было видно во всем. И в том, как он хвалил или отчитывал ученика, и в том, как, используя хорошо известные факторы и личный пример, подобно искусному садоводу выращивал своих учеников, способствовал формированию их личности. С Сулиевым было легко и в дни побед, и в горькие часы поражения. Он находил нужные слова, которые приземляли чемпионский пыл или зарождали огонь реванша. Леван Григорьевич учил и учился сам. Его глубоко интересовали медицина, физиология, биомеханика, философия, много внимания он уделял спортивной психологии. Рассказывая о Леване Григорьевиче, нельзя не сказать о его высоких человеческих качествах. Внутренне всегда собранный, человек высокой принципиальности, Сулиев в обыденной жизни всегда был приветлив, деликатен, как-то по-братски тепло относился к своим коллегам-тренерам. Его любили, к нему шли за помощью, за советом. Прошло более пяти лет, как не стало Леван Григорьевича. Но искры его таланта педагога, специалиста зажигали нас, его учеников. И передаются дальше – нашим ученикам. А те, надеюсь, передадут своим. Эстафета поколений – лучшая память педагогу. Литература: Анокина Л., Ухов В. Л.Сулиеву 60 лет. Легкая атлетика, ж. № 1, 1970. С 6. Воронин П. А. Особенности проведения мастер-класса тренера-преподавателя: Статьи. https://sdusored-ru˃Статьи Кузнецов В. В. Специалист.. Легкая атлетика, ж. № 11, 1977. С 13-14. Протоколы соревнований. Категория: Чемпионаты СССР по легкой атлетике: 1939, 1940 гг. Сулиев Л. Г. Советская школа метания копья. Легкая атлетик,ж. № 1, 1970. С 7-8 Степанова М. Степанов В. Леван Григорьевич Сулиев. Газета «Полымя» № 4, 2022 Тутевич В. И. Теория спортивных метаний. ФиС. –М., 1969 КомментарииКомментариев пока нет |