Тренеры о технике и принципах тренировки в метании молота
« Назад 30.07.2015 08:20
«Взять глыбу мрамора и отсечь от нее все лишнее» Огюст Роден (1840 - 1917). Когда спортсмен показывает высокий результат, завоевывает золотую медаль на соревнованиях или устанавливает мировой рекорд – зрители, болельщики, репортеры и др. - все довольны и поздравляют автора достижения. Как правило второй автор (вернее соавтор) чаще всего остается в тени. Имя этого соавтора – тренер. И роль его в спортивном достижении атлета – ведущая. Тренер (англ. trainer от train – воспитывать, обучать, готовить) – специалист по тренировке спортсменов. Тренер осуществляет учебно-тренировочную работу направленную на воспитание, обучение, и совершенствование мастерства, развитие функциональных возможностей своих подопечных. (Большой толковый словарь русского языка. Ред. Кузнецов С.А. 2001). Приведенный выше эпиграф является ответом великого французкого скульптора Огюста Родена на вопрос одного из своих учеников, в чем собственно состоит искусство скульптора. Дорогой читатель! В этих мудрых словах раскрывается кропотливая, порой рутинная, ежедневная и многолетняя работа тренера. Он обучает спортсмена технике метания молота, совершенствуе ее, развивает его физические качества и, и, и... В итоге этой, безусловно, совместной работы получается шедевр – иными словами высокий спортивный результат. Не всем удается взойти на самый высокий пъедестал почета в спорте – олимпийский, но кропотливая работа «скульптора» (понимай тренера) не пропала даром. Все же он создал шедевр, он сформировал и воспитал человека. Понятие тренер настолько обширно и разносторонне, что порой бывает сложно привести обобщенное понятие этой архисложнейшей профессии. Эта «глыба мрамора...» к которой прикасается тренер (скульптор) постоянно меняется. Ведь это живое существо, это спортсмен! Мне кажется, что наиболее приемлемым толкованием понятия слова тренер, могут быть высказывая Витольда Креера, прошедшего путь от рядового спортсмена до прыгуна в тройном прыжке международного класса и тренера сборной команды СССР: «Тренер – это скульптор, интеллектуал, нянька, фанат, давильщик, эрудит, ученый, энтузиаст, новатор, режиссер, исследователь». (Креер В. Ищу единомышленников. –М.: ФиС, 1972). Представления понятия тренер как профессия довольно обширно. Но для полного осмысления этого понятия необходимо остановиться на некоторых гранях самого портрета тренера – типах тренеров (Пурахин Н.Ф. 2009). « Одной из граней портрета тренера является его тип, который находит отражение в образе профессиональной деятельности тренера... Отступление: В разных видах спорта выделяют следующие типы: «тренер - эрудит, тренер – исследователь, тренер – скульптор, тренер – нянька, тренеры – искатели истины, тренер – психолог, тренер – давильщик (диктатор), тренер – изобретатель, творения, тренер - организатор». (Пурахин Н.Ф.). Безусловно что большинство успешных тренеров сочетают в себе много черт из перечисленных типажей. Это неизбежно! ... Наиболее жизненной и эффективной «моделью» является тип «тренера - исследователя». Осмелюсь дословно привести часть текста из работы Н.Ф.Пурахина: «...тренер – исследователь имеет склонности к постоянному изучению, анализу факторов тренерской деятельности. Он многократно проверяет себя, создает свои модели решения проблем. Когда он говорит о своих идеях, они выступают уже не просто как гипотеза, интересная находка, прием, оригинальное решение, а как сложившиеся тренерские принципы, за которыми стоит длительный исследовательский поиск. Говоря о данном типе тренеров, обращает на себявнимание тот факт, что это фигура весьма редкая. Такой тренер имеет способность теоретического обобщения собственного опыта, умение самостоятельно придти к глубоким теоретическим выводам. Его деятельность побуждает коллег к осмыслению их собственного опыта. Продолжая эту же тему, можно привести высказывание Е.Григорьева (1987): «Исследования проводимые известным метателем молота Бондарчуком–ученым, помогли быстрее сформироваться Бондарчуку-тренеру и никогда не носили абстрактный характер – все они были вызваны жизнью, потребностью спортивной практики». К этому типу тренеров относятся известные тренеры и ученые». «Тренер – скульптор: Этот тип близок к типу тренера – исследователя. К этому многие относили тренера, подготовившего олимпийского чемпиона по прыжкам в высоту Владимира Брумеля – В.М.Дъячкова. О нем говорили, он работает как скульптор: подправляет рукой, заставляет медленно-медленно делать все движения – отыскивает ошибку. Смело экспериментирует с объемами упражнений и т.п.» В своей ежедневной, порой рутинной работе, тренер непрерывно занимается формированием своего ученика или учеников, делая из них атлетов способных показать высокий спортивный результат. Он должен быть творцом и, наиболее подходящими для него будет мнение В.Креера, приведенное выше. Он должен быть скульптором, применяя в своей работе огромный комплекс средств и методов современной тренировки. Общеизвестно, что в любом виде спорта, особенно в сложно-технических дисциплинах каковым является метание молота, ведущим фактором является техническая подготовленность атлета. Высокий уровень техники выполнения упражнения является залогом реализации всех качеств спортсмена – скоростно-силовых, функциональных, психических и т.п. Для освоения, формирования, совершенствования и закрепления важнейшего фактора «техническая подготовленность» тренер выступает в роли «скульптора». В кропотливой, совместно с учеником работе, тренер формирует и шлифует индивидуальную технику метания молота. Тренер и спортсмен никогда не должны забывать, что в легкоатлетических метаниях самым уязвимым звеном является «техническая подготовленность – силовая подготовленность». Современный уровень спортивных достижений во многих видах легкой атлетики фактически достиг пределов физических возможностей человека. Сегодня новые мировые рекорды стали редким явлением. Ключевым звеном, как в прошлом так и в настоящем, является поиск освоения совершенной техники. Техника должна быть рациональной и индивидуальной для каждого спортсмена. Тренировка достигает цели, если спортсмен неуклонно повышает свою технику. Изучение и совершенствование техники является постоянной задачей спортсмена. На вопрос журналиста Олега Вострякова тренеру рекордсмена мира Юрия Седых, Бондарчуку Анатолию Павловичу «...в чем феномен этого спортсмена?» был ответ: «...- тут все просто. Юра обладал уникальной техникой, которую отточил до миллиметра. В этом ему равных не было, а уж теперь, когда наш вид спорта переживает кризис, и подавно. ...А еще Седых никогда не останавливался в работе, всегда стремился вперед и не стеснялся учиться, что-то перенимать у других ... на вопрос Почему рекорд Вашего ученика не побит до сих пор? ...в итоге мы получили регресс... отмечу главную, на мой взгляд проблему – это все та же техническая оснащенность метателей. Между нынешними и теми, кто блистал пару-тройку десятилетий назад, - пропасть!». (Интервью газете «Новая» 12.11.2008. Профессор с молотом. Востряков Олег). Метание молота, с момента введения его в программу состязаний, в начале как развлечение, а позже как олимпийского вида в соревнованиях по легкой атлетике, претерпело огромаднейшие изменения и совершенствование. Изменился сам снаряд, совершенно не соответствующего своему названию. Совершенствовалась техника метания: метание с места – метание с поворотом – изменилось количество поворотов – совершенствовался способ поворотов – совершенствовалось финальное усилие. Перечень перечисленного подчеркивает сложность и тонкости всего процесса метания молота. Сейчас мы уже говорим о процессе индивидуализациэтого процесса и др. Одно ясно, что за всеми этими процессами стояли и стоят две личности – тренер и спортсмен Дополняя друг друга они совершенствовали технику метания молота, методику тренировки всегда находясь в поиске и. и.и... Спортсмен становится известным своими достижениями, а тренер своим умением и опытом (если он старается передать свои знания кому-либо, что к сожалению не всем удается). Наиболее известными тренерами в метании молота, в настоящее время, считаются тренера внесшие свою лепту в теорию и методику метания молота: Зепп Христманн, Германия; Евгений Михайлович Шукевич, СССР (Белоруссия); Леонид Александрович Митропольский, СССР; Анатолий Павлович Бондарчук, СССР; Эрнст Клемент, ФРГ; Чеслав Цибульский, Польша. Тренеры о технике и принципах тренировки в метании молота. Не буду углубляться в значимость и роль «соавтора» высоких достижений атлетов, а приведу лишь слова известных тренеров и спортсменов в метании молота: Борис Зайчук: «...высокий спортивный результат - это итог «симбиоза» двух личностей – тренера и атлета..». Анатолий Бондарчук: «...мой принцип – не навязывать свое мнение, а убеждать, относиться к ученика как к равным, уважать их мнение, их человеческое достоинство». «...тренер должен быть на несколько порядков выше профессионального уровня своего ученика, тогда ученик будет нуждаться в тренере». «...настоящий успех приходит только к тем тандемам «спортсмен-тренер», где наставник, выступающий в роли ведущего, не зависит от ученика. В этом случае спортсмен больше ценит тренера, больше прислушивается к нему». Леонид Митропольский: «...молот это не круглая железяка, он имеет душу. Ему нельзя мешать во время метания. Нельзя с ним бороться, стягивать с заданного пути. Запустите его на орбиту и погоняйте непрерывно в определенных точках, а в конце хлестните его по «попе» он и полетит разинув рот». Евгений Шукевич: ...Простые принципы которых должен придерживаться тренер: «...при занятиях общефизической подготовкой все должны быть вместе. Но когда надо ставить технику, будь тренер хоть семи пядей во лбу, больше чем с одним-двумя спортсменами работать невозможно. ...Я работал с каждым по отдельности... Поставить спортсмену хорошую технику, воодушевить, помочь, можно только тренируя индивидуально». «...Анализировал с какждым проделанную за год работу, чертил графики, вместе намечали новые рубежи. Старался убедить спортсмена в необходимости выполнения той или иной работы. В таком случае приобретаешь не слепого исполнителя, а союзника». «...Еще несколько важных принципов тренерского труда: нужно любить свою работу, не смотреть на часы, досконально знать свое дело – биомеханику, анатомию, психологию, методику тренировочного процесса. Копировать тренировочную программу звезд бесполезно, а часто и опасно. Методика должна соответствовать уровню подготовки спортсмена и конкретные условия». «...постоянно стремиться к тому, чтобы выбрать для спортсменов новое место для тренировок». «...чем выше скорость вращения, тем общий центр тяжести должен быть ближе к земле». «...скорость вращения должна быть оптимальной, такой, при которой спортсмен сможет выполнять все точно, не нарушая формы движения». Ромуальд Клим: «...моя техника метания молота была заложена Евгением Михайловичем, утверждавшим, что сила – силой, но метатель молота должен обладать талантом хорошего танцора, который чувствует ритм и делает все гармонично. Тогда снаряд полетит далеко...». «...в метании молота ритм так же необходим, как и при игре на скрипке». Действительно, у него от предварительных вращений до финального усилия снаряд шел с постоянным ускорением, натяжение возрастало, выплеснувшись в далеком броске». «...Шукевич привлекал своим отношением к делу и поразительным трудолюбием. Он одинаково старательно работал с Кривоносовым, и с новичками. Каждого обучал индивидуально. Трудился с утра до вечера, не уставая показывать движения, десятки раз поправляя ошибки в положении рук, ног туловища, забывая об отдыхе и питании». «...Евгений Михайлович – тренер с уникальным диапазоном знаний. Он подготовил около полусотни мастеров спорта в различных видах легкой атлетики – в спринте, марафоне, прыжках, не говоря уже о метателях». Ирина Квартальная, журналист, «Человек – легенда», статья о Шукевиче Евгении Михайловиче: «...У него есть уникаальное чутье на спортсменов, в особенности на победителей, - говорят те, кто хоть раз видел как работает Евгений Михайлович. – Причем ему достаточно взглянуть на человека, на его технику, и он сразу же дает совет, что и как надо изменить для получения лучшего результата...». Евгений Чен, журналист: «...высокий, неторопливый и спокойный в движениях и разговоре, Михаил Кривоносов преображался в круге для метания молота. Обладая прекрасным чувством снаряда, Михаил со своим тренером Евгении Шукевиче руководствовались девизом: «Техника, техника и еще раз техника». В своей книге «Молот на рекордной орбите» Евгений Чен пишет: «...для того чтобы овладеть в совершенстве техникой любого спортивного снаряда, спортсмен должен в момент каждого броска, начиная его от разгона до выпуска ощущать, как говорится, в какой точке траектории движения находится снаряд и какие усилия нужно приложить к нему для ускорения его движения. Это естественно требует от спортсмена весьма тонкой мышечной координации, особенно в метании диска и молота, поскольку эти снаряды движутся не по прямой, а по сложному криволинейному пути, и, необходимо недюжинное умение управлять не только диском или молотом, но и собственным телом, сохраняя равновесие при круговых поворотах». Именно этим умением, определяемым как «чувство снаряда», в совершенстве владел Михаил Кривоносов. Его техника метания молота была настолько совершенна, что даже современные метатели, посылающие молот за восемьдесят метров не могут добиться аналогичного». Валерий Воронцов, тренер, ученик Михаила Кривоносова: «...Михаил Петрович был добрейшим и интеллигентнейшим человеком. Никогда не пользовался ненормативной лексикой, очень тепло относился к землякам, всегда старался им помочь чем мог. Это я испытал на себе. Верность корням, что ли, была у него развита. Тренировки у Михаила Петровича то же были не совсем обычные. Он тренировал своих подопечных скорее в области ощущения, чувств. Не пытался детально разобрать весь процесс метания по движениям, на если мы просили – все показывал. У него самого техника метания была уникальна, сейчас так никто даже похоже не метает. Его мастерство заключалось прежде всего в умении владеть своим телом, а не силовой работе». Профессор Эгон Андрис, г. Бохум, ФРГ. 30.07.2015 Комментарии |
Автор владеет материалом не понаслышке, а опирается на богатый собственный опыт выдающегося спортсмена и настоящего тренера - исследователя, что несомненно ставит его в ряд с такими корифеями теории и практики метания молота как:
Евгений Михайлович Шукевич; Леонид Александрович Митропольский; Анатолий Павлович Бондарчук; Эрнст Клемент; Чеслав Цибульский.
Спасибо Эгон Робертович!