Тренерская работа с детьми
« Назад 11.08.2023 14:14
Питер Дж. Л. Томпсон Разница между мальчиками и девочками Скачок в росте и половое созревание происходят у девочек и мальчиков в разном возрасте. У девочек стадии полового созревания и юности обычно начинаются и заканчиваются раньше, чем у мальчиков. Характерные отличия между мальчиками и девочками проявляются в период полового созревания в ответ на изменения количества гормонов, вырабатываемых организмом. Для этого периода типично увеличение плечевого пояса при небольших изменениях в ширине бедер у мальчиков и увеличение бедер при небольших изменениях в ширине плеч у девочек. Эти изменения влияют на то, как мальчики и девочки двигаются. Более широкие бедра у девочек приводят к тому, что они направлены под углом внутрь, а это может изменить стиль их бега. Для спортсменки это может стать очень неприятным и сложным явлением. Опытные тренеры готовят своих спортсменок к этому еще до наступления изменений в период полового созревания. У спортсменок бывают периоды, когда в результатах в беге нет вообще никакого прогресса, или он очень небольшой. После адаптации к новой форме тела можно говорить о прогрессе. Такой период адаптации может занять до двух лет. Больше всего в этот период девушке помогут терпение и поощрение со стороны тренера. Половое развитие в период полового созревания может создать физические сложности для взрослеющих детей, а также вызвать у них нервнопсихическое напряжение и эмоциональный стресс. Особенное понимание тренеры должны проявлять к девочкам в период, когда у них начинается менструация. Это может, но не должно мешать их физической активности. Менструация – это нормальный биологический процесс, который начинается в период полового созревания. Тренеры-мужчины должны особенно понимать, что происходит с организмом спортсменок, которых они тренируют. В период полового созревания яичники девочки начинают вырабатывать взрослые яйцеклетки. Они это заметят, потому что каждый месяц будут терять небольшое количество крови, выходящей через влагалище. Первое появление менструации, также известное как менархе, становится для девушек очевидным и ключевым этапом развития, дающим четкую информацию о темпах их биологического развития. Менструацию также называют «циклом», и обычно она протекает примерно пять дней. Иллюстрация показывает изменения, которые происходят в яичниках и матке во время менструального цикла. Спортсменка должна быть в состоянии определить отсутствие менархе или любые нарушения в сроках своего менструального цикла и – как и в случае любых физиологических нарушений – при необходимости обратиться к врачу. Вес женщины во время менструального цикла колеблется, и может варьироваться в пределах от 500 граммов до 3кг. Налаженные отношения между тренером, спортсменкой и родителями могут помочь снизить беспокойство по поводу естественных биологических процессов в организме. Раннее и позднее развитие Каждый ребенок развивается по-разному, некоторые дети развиваются раньше, некоторые – позже. Для мальчиков и девочек пик основного скачка в росте может происходить приблизительно на два-три года раньше или позже, чем в соответствии со средними данными. В уровне физического развития между мальчиками и девочками одного возраста может наблюдаться разница в четыре года. При подготовке юных спортсменов важнее думать о стадиях роста и развития, а не только о возрасте. Ранний успех может быть достигнут исключительно за счет относительных размеров и силы в данный период, если спортсмен принадлежит к категории «ранних». Другие дети могут их догнать, а те, кто развился раньше, могут остаться позади. С другой стороны, тех, кто развивается позже, могут нередко упустить, если производить оценку только по их результатам. Структура тела Изменения в размерах и пропорциях – это легко заметные признаки развития. Они являются результатом изменения скелета. Скелет ребенка хрящевидный, мягче, чем кость, и может гнуться. Процесс превращения хряща в кость начинается очень рано, в особых зонах роста кости. Эти особые зоны роста называются пластинками роста. Зоны роста являются самыми слабыми участками кости. Они могут легко травмироваться при какойлибо внезапной или повторяющейся нагрузке. Умеренная нагрузка может стимулировать рост кости, но чрезмерная нагрузка может вызвать повреждение и иметь серьезные длительные последствия. В период быстрого роста нужно избегать чрезмерного использования однообразных или повторяющихся интенсивных метаний и прыжков. Когда рост прекращается, пластинки роста превращаются в кость и уже больше не представляют собой слабые участки. Дети и упражнения Дети переносят выполнение упражнений не так хорошо, как взрослые. Они намного меньше знают свои реальные возможности. Дети не так медленно и не так глубоко дышат, как взрослые. Средний шестилетний ребенок вдыхает 38 литров воздуха, чтобы получить один литр кислорода. Среднему восемнадцатилетнему спортсмену нужно только 28 литров воздуха, чтобы получить один литр кислорода. Это значит, что чем моложе спортсмен, тем напряженнее должен работать его организм для снабжения мышц нужным им кислородом. У организма есть три энергетические системы. Две из них способны работать без кислорода, а третья – аэробная система, использующая кислород. Физиологические изменения во время и после периода полового созревания улучшают их способности к выработке энергии. Относительная степень этого улучшения в каждой из энергетических систем может помочь определить, какой вид или дистанция лучше всего подходят для молодого спортсмена. Выводы для тренеров -Думайте об этапах взросления, а не о возрасте. -Думайте о том, как изменения в пропорциях тела повлияют на результат. -Помогайте детям понимать изменения, происходящие в их организме. -Установите нормативы результатов в соответствии с биологическим возрастом развития, а не хронологическим возрастом (паспортным). -Время от времени распределяйте детей в соответствии с их физическим развитием, в зависимости от их роста и веса. -Поощряйте всех спортсменов в выполнении упражнений. Те, кто развивается позже, могут впоследствии достичь такого же успеха, как и остальные. -Не используйте упражнения, оказывающие чрезмерную нагрузку на зоны роста кости во время периода максимального роста. Развитие способности контролировать движения Тренеры, работающие с детьми, должны уделять много времени обучению их основным упражнениям и помогать им обрести навыки в их исполнении. Эти основные упражнения подразумевают выполнение тех движений, которые необходимы для бега, прыжков и метаний. При выполнении основных движений должна развиваться координация – еще до того, как будут сделаны попытки выполнить специфические упражнения в конкретном легкоатлетическом виде. Когда дети начинают играть или между собой, или под наблюдением, они осваивают навыки. Тот уровень, на котором они могут выполнять конкретные упражнения, зависит от степени их зрелости и опыта, от тех знаний, которые они получили, и от сложности поставленной задачи. Взросление – это изменения, которые происходят в организме за определенный период времени. Умение выполнять какое-то упражнение – это изменение личного результата, которое приходит с практикой. Хотя один конкретный результат может отличаться от другого, тем не менее, он является показателем того, насколько хорошо было освоено упражнение. Способность к усвоению упражнения и результаты являются в период взросления ограниченными не только из-за специфики роста скелета и мышц, но также из-за развития нервной системы. Нервная система полностью созревает только по достижении зрелости. Система включает мозг и те нервы, через которые информация распространяется по всему организму. Маленькие дети не так хорошо запоминают или выбирают важные сигналы, как дети более старшего возраста. Они не могут так же хорошо принимать решения и не могут контролировать так же быстро и точно мышечные движения. Умения молодых спортсменов будут ограничены степенью их развития. И дети, и взрослые обучаются за счет применения накопленного опыта. Чем больше у ребенка возможностей двигаться, тем больше у него шансов для обучения. Чем шире у ребенка диапазон движений и навыков, тем больше у него возможностей для приобретения опыта, который он сможет применить в каком-то конкретном виде легкой атлетики. Важнейшая задача тренеров, работающих с детьми – это, прежде всего, обучение детей набору основных движений и легкоатлетических упражнений. По мере развития детей можно переходить к освоению легкоатлетических навыков и начинать систематическую подготовку. Важно проводить обучение этим основным навыкам на приемлемом для детей уровне. Молодые спортсмены не так свободно владеют языком, как взрослые. Им нужно очень четкое объяснение. Вначале им нужно объяснить то, что они будут пытаться освоить, а затем то, как они должны это делать. Тренеры часто совершают ошибку, не принимая во внимание то, что дети уже могут что-то знать, или предполагая, что дети обладают большим опытом, чем тот, который у них есть на самом деле. Сложность поставленной задачи является важным фактором при проведении тренировок, которые могут приносить радость и создавать мотивацию. Одна и та же задача представляет разную степень сложности для разных людей. Одна и та же задача, кроме того, представляет разную степень сложности для одного и того же человека на разных стадиях его развития. Чем сложнее задача, тем с большей сложностью столкнутся молодые спортсмены при ее решении. Это будет проявляться в плохих результатах на начальной стадии. Важно представить упражнение таким образом, который дает самые большие шансы для достижения успешного результата. Чем сложнее задача для спортсмена или группы спортсменов, тем больше потребуется времени на тренировку. Основные движения детей Дети осваивают основные навыки движений еще с рождения. Они проходят через различные стадии во время освоения тех основных движений, которые позже помогут им освоить специфические легкоатлетические навыки. Существует значительная разница в возрасте, в котором дети проходят одни и те же стадии. У некоторых могут быть очень несовершенные движения в период полового созревания или в юношеском возрасте. У других могут быть очень взрослые движения еще в детстве. Возможности, созданные тренером, могут быть очень важны для ускорения прогресса. Тем, кто развивается поздно, тренер должен давать возможность полностью освоить основные движения перед тем, как переходить к более сложным движениям. Четко понятно здесь одно: любым основным движениям можно научить любого спортсмена, если учиться, практиковаться и совершенствоваться – как и в случае с любым другим навыком. Основные возможности детей По сравнению с взрослыми дети ограничены в возможности воспринимать информацию, принимать быстрые решения и оценивать свой результат. Из-за того, что у них меньше опыта, чем у взрослых, дети не умеют выделять самое важное в упражнении или в ситуации. Это значит, что им нужно помочь сконцентрироваться на том, что действительно для них важно в данный момент. По мере развития навыков и приобретения большего опыта они смогут лучше воспринимать и использовать информацию. Способность к самовосприятию и самооценке зависит от возможности правильно использовать имеющуюся ответную реакцию. Достижение лучшего результата зависит от способности производить оценку своего предыдущего результата и при необходимости совершать коррекцию. Иногда детям сложно оценивать свой собственный результат, так как они относительно неопытны. Самооценку можно развить, инструктируя спортсмена, чтобы он концентрировал внимание только на одном или двух важных моментах во время тренировки, а затем задавая вопросы для повышения качества самовосприятия (ответная реакция). Понимание того, что происходит в организме по мере его роста и развития, – важнейший фактор, который поможет тренеру понять, когда наступает оптимальный момент для начала определенной работы. Основные изменения в растущем организме спортсмена касаются структуры его тела, развития нервной системы, гормональной системы и того, как он производит энергию, его метаболической системы. «Окна возможностей» в процессе развития При рождении и в раннем детстве нервная система ребенка существует, однако полностью она не развита. По мере ее развития и становления в детстве она становится способной не только посылать более четкие сигналы по нервам, но посылать эти более четкие, более точные сигналы по нервам быстрее. Если ребенок собирается сильно напрячь мышцы, то это у него получается легко, однако ему трудно совершать небольшие и точные движения. Время, когда нервная система достаточно созревает для того, чтобы ребенок мог делать точные движения и обучаться им, совпадает с тем временем, когда ребенок может быстрее двигаться. Период времени, который следует сразу же за таким созреванием нервной системы, может рассматриваться как «окно возможностей» для развития навыков и скорости. В общем-то навыки и скорость – не единственные компоненты для окон возможностей. Диаграммы «окон» в развитии мальчиков и девочек показывают и дополнительные возможности для развития силы, максимальной аэробной производительности и – повторно – скорости. Годы, приходящиеся на окна возможностей, уже давно трактуются как «время жажды к получению навыков» или «период расцвета обучаемости». В этот период нужно постоянно уделять особое внимание приобретению навыков с помощью занятий детской легкой атлетикой и другими видами спорта. К концу этого этапа все большее внимание следует уделять приобретению специфических навыков во всех видах легкой атлетики, используя при этом модифицированные снаряды. Это не означает, что если ребенок пропустит этот удобный момент, то потенциала так и не достигнет. Это означает, что опытные тренеры используют знание этой особенности для того, чтобы спортсмены занимались такими видами деятельности, которые способствовали бы развитию адекватных аспектов и компонентов, соответствующих моменту, в нужное время. Нет более подходящей возможности для развития основ «физической грамотности», чем во время таких окон возможностей. Первое «окно скорости» также связано с развитием нервной системы и ее способности передавать сигналы гораздо быстрее. Это окно не означает, что спортсмен должен сразу приступить к многократным спринтерским забегам. Вместо этого следует развивать реакцию и способность к «рывкам». Делать это можно с помощью разнообразных скоростных движений в разных направлениях, а также игр продолжительностью менее 4-5 секунд с соответствующими периодами отдыха. Окно силы связано с гормональными изменениями в период полового созревания. Тестостерон – это гормон, который ассоциируется с развитием вторичных мужских половых признаков, однако важно отметить, что этот гормон есть и у женщин. У женщин он присутствует в значительно меньших количествах, чем у мужчин, и после наступления полового созревания у девушек гормон, отвечающий за женские половые признаки, эстроген, становится доминирующим. У девушек в принципе существуют два силовых окна. Первое наступает прямо перед половым созреванием, и вся накопленная сила и вся адаптация нервной системы сохранятся и после наступления полового созревания. Второе окно у девушек наступает уже после полового созревания, когда можно приступить к дальнейшей силовой подготовке для развития функциональной силы. У юношей удобный момент для развития силы наступает через год-полтора после достижения половой зрелости, по мере того, как уровень тестостерона поднимается и достигает пика. Юноши могут заниматься силовой подготовкой и до достижения половой зрелости, однако результаты могут быть не столь эффективными, как после подъема уровня тестостерона. Тестостерон действует на организм по-разному. Он способствует наращиванию мускулатуры, и об этом знает большинство тренеров. Но он также действует и на выработку энергии. Тестостерон способствует росту количества красных кровяных телец, отвечающих за снабжение кислородом организма и находящихся под напряжением мышц. Он, кроме того, повышает эффективность митохондрий – именно в этой части клеток кислород используется для выработки энергии. Оба этих действия означают оптимизацию аэробной энергии, поэтому во время тренировок можно уже работать над развитием аэробной производительности спортсмена. Второе окно скорости наступает в результате постоянного развития нервной системы, вдобавок к которой функционирует развивающаяся энергетическая система. Во время этого окна можно заниматься работой над скоростью – в интересах развития спортсмена. Если «окно возможностей» будет пропущено, то это не означает, что ребенок так и не достигнет своего потенциала. Но если все-таки момент будет упущен, тренеру нужно заняться оценкой спортсмена, чтобы определить, нужно ли вносить какие-то коррективы. Так часто бывает, когда ребенку пытаются навязать специализацию в каком-то из видов легкой атлетики слишком рано, без работы над физической «грамотностью». Необходимо также помнить, что работа над устранением недостатков может потребоваться и с теми, кто возвращается в легкую атлетику после продолжительного перерыва. В таких случаях тренеру нужно провести оценку знаний, а не только физической готовности спортсмена. КомментарииКомментариев пока нет |