Узбекнефтегаз Узатлетикс
(+998 71) 241-13-81
email: uzb@mf.worldathletics.org
Проспект. И.Каримова д.98 А
Citius, Altius, Fortius!
Главная  Статьи  Становление гендерной идентичности ребенка и ее связь с адаптацией личности

Становление гендерной идентичности ребенка и ее связь с адаптацией личности

« Назад

21.12.2020 00:00

 

 

Туниянц Анна Александровна, старший преподаватель кафедры психологии филиала МГУ им. М.В.Ломоносова в г.Ташкенте

e-mail: anna.tuniyants@bk.ru

Аннотация. В статье представлен теоретический анализ проблемы развития гендерной идентичности и ее связи с адаптационными возможностями ребенка. Обсуждается роль социума в формировании представлений о мужских и женских психологических качествах, ролях и моделях поведения, а также такие механизмы этого процесса как дифференциальное усиление и дифференциальное подражание. Отмечается, что в период обучения в 8 классе наступает кризисный момент в формировании гендерной идентичности, который у мальчиков и девочек обусловлен разными основаниями и разрешается по-разному. Перечислены возможности таких агентов гендерной социализации как родители и учителя в оптимизации становление гендерных представлений ребенка.

Ключевые слова: гендер, гендерная идентичность, гендерная социализация, гендерные стереотипы, делинквентные подростки, среда, свободная от гендерных различий.

Abstract. In this paper, we analyze how gender identity develops in a person and how it relates to the adaptive abilities of a child. We discuss how society influences the evolution of the ideas of male and female personality traits, roles, and behavioral models. We also discuss the mechanics of this influence such as differential reinforcement and differential modeling. We show that during the 8th grade in middle school children experience a gender identity crisis, which constitutes itself differently in boys and girls and is being overcome in different ways. We show how gender socialization agents such as parents and teachers can assist children in their understanding of gender.

Keywords: gender, gender identity, gender socialization, gender stereotypes, delinquent teens, gender-inclusive environment.

С первых дней жизни отношение к девочкам и мальчикам выстраивается по-разному (например, с мальчиками родители проявляют больше физической активности, а с девочками больше разговаривают) и дальнейшее воспитание также строится в зависимости от социальных ожиданий, культурных норм и ресурсов, различающихся для мальчиков и девочек. Этот процесс носит название «гендерная социализация» и объясняет, почему социальная психология имеет дело преимущественно со следствиями гендерной системы общества, а не с физиологическими или психофизиологическими различиями [1].       

Гендерная идентичность конструируется личностью через соотнесение себя с гендерной группой и пониманием заложенного в культуре «женского» (фемининного) и «мужского» (маскулинного) в чертах характера и поведении. В качестве составляющих гендерной идентичности принято рассматривать когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [2].

Становлению гендерной идентичности предшествует обретение ребенком знания о существовании двух полов. Уже в возрасте около одного года дети научаются отличать мужчин от женщин, например, по длине волос, а также особенностям одежды или поведения. К трем годам большинство детей уже способно назвать свою половую принадлежность и половую принадлежность других людей (гендерная идентификация). Однако в их понимании пол связан с ситуативными и внешними признаками и ребенок может считать, что станет девочкой, если наденет платье, или, например, задать отцу такой вопрос «Кем ты был, когда был маленьким – мальчиком или девочкой?». В этом же возрасте дети обнаруживают знание гендерных стереотипов – кукле-«мальчику» приписываются мужские занятия, а кукле-«девочке» - женские. В последующие годы, на протяжении дошкольного возраста формируется гендерная константность – понимание, что принадлежность к определенному полу постоянная и не изменяется в зависимости от обстоятельств, смены прически или одежды. Параллельно с этим у ребенка под влиянием взрослых выстраивается эмоциональное отношение к соответствующему и несоответствующему полу поведению – первое вызывает положительное отношение и закрепляется, а второе отвергается и осуждается [3].

Эмпирические исследования показывают, что определенное своеобразие гендерных представлений может быть связано с большей вероятностью ненормативного социального поведения подростка (вплоть до уголовно наказуемых действий). Мальчики с отклоняющимся (делинквентным) поведением, воспитываемые в закрытом образовательном учреждении, отличаются от своих сверстников большей маскулинизацией идентичности, при том, что представления о стереотипе мужественности у них не интегрированы в структуру самосознания и эмоционально-смысловое отношение к ним неоднозначное. Делинквентные девочки из закрытых образовательных учреждений имеют тенденцию идентифицироваться с мужской фигурой (эта маскулинизация может быть связана с их потребностями защищать себя и быть независимыми), однако их эмоциональное отношение к образу мужчины негативное, что провоцирует внутренний конфликт. Учитывая выявленные отличия, психокоррекционная работа с мальчиками должна быть направлена на расширение понимания того, как мужественность может проявляться в характере и поведении, а также на уточнение и углубление самопонимания. Коррекционные и профилактические работы с девочками должны проводиться как в отношении оптимизации эмоционального тона образа мужчины, так и в аспекте принятия женской идентичности [4].    

Закономерным следствием различающегося воспитательного воздействия в адрес мальчиков и девочек (дифференциальной социализации) является приобретение ребенком специфических психологических черт, например, заботы по отношению к другим людям у девушек и склонности к соперничеству, настойчивости в достижении целей у юношей. Достаточно долгое время проявление фемининных качеств у мужчин или маскулинных у женщин вызывало общественное беспокойство, однако, работы С. Бем показали, что выраженность «женских» черт не исключает присутствия «мужских» и с точки зрения приспособительных возможностей их одновременное наличие у человека даже более конструктивно, так как позволяет гибко реагировать на особенности ситуации. Подобное сочетание «сильных сторон» обоих полов носит название андрогинии и ее выраженность у человека прямо связана с ощущением психологического благополучия. Развитие концепции андрогинии продемонстрировало неоднозначность этого феномена, так как размывание границ между «мужским» и «женским» приводит к снижению позитивной гендерной идентичности, то есть четкого соотнесения себя с представителями своего пола при противопоставлении представителям другого пола. Однако усиление противопоставления гендерных групп имеет значительно большие негативные последствия –возможности взаимопонимания уменьшаются, а отношение к противоположному полу ухудшается (это можно пронаблюдать в особенностях юмора о «бесчувственных» мужчинах или «глупых» женщинах). На макросоциальном уровне усиление разграничений психологических качеств и сфер деятельности на «мужские» и «женские» блокирует реформирование общества и прогрессивные изменения в целом [2].

Представления о том, что приемлемо для мужчины и что допустимо для женщины (гендерные стереотипы или гендерные когнитивные схемы), полученные ребенком в процессе его личностного становления, организуют как самовосприятие, самоотношение и гендерную саморегуляцию, так и познание окружающей действительности, и могут привносить в опыт человека значительные искажения. В чем могут проявляться такие ограничивающие человека предубеждения в мышлении и как можно с ними работать будет описано ниже [2;5]. 

Для воспитания ребенка без ограничения его поведения, восприятия себя и окружающего мира гендерными схемами могут быть использованы стратегия информирования о биологических различиях между полами (разъяснить анатомические особенности мужчин и женщин) и стратегия ознакомления с альтернативными, «разрушающими» схемами, то есть способами объяснения, не связанными с принадлежностью к полу [2;5]. 

Для преодоления чрезмерной гендерной дифференциации родителям и педагогам необходимо в первую очередь видеть и развивать в ребенке его индивидуальность, а не выстраивать отношения, исходя из представлений о гендерных различиях, поскольку приобретенные в ходе подобного воспитания гендерно специфические навыки будут только ограничивать личностный потенциал ребенка. Учителям следует обратить особое внимание на гендерную тенденциозность в образовательном процессе, ведь даже такие на первый взгляд мелочи как построение мальчиков и девочек отдельно или разучивания песенок, в которых представители двух полов противопоставляются друг другу, создает и поддерживает как нечто естественное барьер между мальчиками и девочками. С точки зрения благополучного психологического становления весьма важно создавать гендерно независимую среду, то есть такие условия, в которых взаимодействие мальчиков и девочек может быть наиболее развернутым, отношения между ними выстраиваются как равноправные, а игры подбираются не по принципу приемлемости для мальчиков или девочек, а исходя из того, какие универсальные полезные навыки (будь то пространственное мышление или умение сопереживать другим) развивают эти виды активности. Родителям и учителям следует ограничивать апелляцию к полу при проведении воспитательных воздействий («ты же мальчик, ты не должен плакать» или «ты же девочка, ты должна быть аккуратной») [2; 5].

В качестве обучения альтернативным схемам может быть проделано следующее:

- объяснение внешности и поведения с акцентом на индивидуальные различия (не только мальчики, но и некоторые девочки могут любить ходить на рыбалку);

- рассказ о примерах существования в пределах одного социума и в разных культурах разнообразного поведения (в соседской семье папа любит готовить разные блюда, а мама – водить машину, в армии Израиля служат не только юноши, но и девушки и т.д.);

- ознакомление с примерами искоренения дискриминации по признаку пола (раньше девочки не могли получать образование или заниматься спортом). Для детей более старшего возраста обсуждение этих тем может быть организовано в рамках образовательного процесса как задание, например, подготовить доклад, реферат на соответствующую тему [2; 5].

Поскольку гендерные представления формируются у ребенка не только в процессе целенаправленного воспитательного воздействия близких взрослых, но и через наблюдение за поведением окружающих, родителям и учителям следует также по возможности контролировать это. В первую очередь сами родители и учителя являются для ребенка образцами, поэтому через собственные действия могут демонстрировать ролевые модели, не ограниченные половой принадлежностью. Кроме того, взрослым важно критически относиться к предлагаемым детям книгам, игрушкам, фильмам и телепередачам, подбирая те, в которых меньше поло-стереотипных действующих лиц. Для работы со старшими школьниками может быть организована направленная дискуссия, например, с использованием материалов из книги И.С. Клециной «Гендерная психология. Практикум» [2; 5].

Библиография:

1. Радина Н.К. Гендерная методология в социальной психологии // Социальная психология и общество. № 3. 2012. С. 36-47.

2. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. - 318 с.        

3. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010. – 688с.

4. Сыроквашина К.В., Дворянчиков Н.В. Гендерная идентичность у подростков с делинквентным поведением // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 12.,  2008 Вып. 1. С. 222-227.

5. Клецина И.С. Гендерная психология. Практикум. - СПб.: Питер, 2009. - 496 с



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Леонид Андреев Мастер спорта международного класса. Чемпион мира среди юниоров в 2002г. в десятиборье. Серебряный призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в десятиборье
Надия Дусанова Мастер Спорта Международного Класса в прыжках в высоту. Чемпионка Азиатских Игр в помещении 2009г. и 2017г. Чемпионка Исламиады 2017г. Чемпионка Азии 2013г., 2017г. и 2019г. Бронзовый призер Континентального Кубка Мира 2010г. Серебряный призер XVI-2010г. и XVIII-2018г. и бронзовый призер XVII-2014г. Азиатских Игр.
Юлия Тарасова Мастер спорта международного класса. Рекордсменка Узбекистана в прыжках в длину-6.81. Чемпионка Межконтинентального Кубка Мира в 2010г. в прыжках в длину-6.70 Чемпионка XVI (г.Гуанчжоу, Китай - 2010г.) и бронзовый призер XVII (г.Инчхон, Южная Корея - 2014г.) Азиатских игр в семиборье
Светлана Радзивил Заслуженная Спортсменка Республики Узбекистан. Чемпионка Мира среди юниоров в 2006г. Чемпионка XVI (г.Гуанчжоу, Китай-2010г.), XVII (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) и XVIII (г.Джакарта, Индонезия-2018г.) Азиатских Игр в прыжках в высоту
Анастасия Свечникова Мастер Спорта Международного класса. Рекордсменка Узбекистана в метании копья-61.17. Чемпионка мира 2009 года среди юношей и девушек в городе Брессанонне (Италия)
Екатерина Воронина Мастер Спорта Международного Класса. Чемпионка XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.), Чемпионка Азии 2019г. в г.Доха (Катар) в семиборье. Рекордсменка Узбекистана в пятиборье в помещении - 4014 и в семиборье - 6212.
Иван Зайцев Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в метании копья
Владислав Полюнин Рекордсмен Узбекистана в метании копья среди юношей в возрастной категории 16-17 лет - 79.11 (700гр.) Чемпион Азии и бронзовый призер Чемпионата Мира 2015 года среди юношей.
Сухроб Ходжаев Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер Чемпионата Мира 2012 года среди юниоров в Барселоне (Испания), бронзовый призер XVIII Азиатских Игр (г.Джакарта, Индонезия-2018г.) в метании молота.
Нигина Шарипова Мастер Спорта Международного Класса. Обладатель лучших результатов последних лет в Узбекистане в беге на 100 метров, 200 метров и 400 метров.
Анастасия Журавлева Мастер Спорта Международного Класса в тройном прыжке и прыжках в длину. Рекордсменка Узбекистана в тройном прыжке - 14.55 (в манеже-14.24). Серебряный призер XV Азиатских игр (г.Доха, Катар-2006г.). Чемпионка Азии 2013г. и 2014г.
Сафина Садуллаева Чемпионка Азии 2015 года среди юношей и девушек в прыжках в высоту. Серебряный призер Азиатских Игр в помещении в 2017 году. Победитель V Международных соревнований на призы Олимпийской Чемпионки Ольги Рыпаковой.
Руслан Курбанов Серебряный призер XVIII Азиатских Игр 2018 года в г.Джакарта (Индонезия), победитель Чемпионата Азии 2019 года в г.Доха (Катар) в тройном прыжке.
Ситора Хамидова Рекордсменка Узбекистана в беге на 10000 метров - 31:57.42 и в полумарафоне - 1:13:40
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
НАШИ ПАРТНЕРЫ:
Партнер 1
Партнер 2
Партнер 3
Партнер 4
Партнер 5