Узбекнефтегаз Узатлетикс
(+998 71) 241-13-65
email: FLAU@exat.uz uzb@mf.worldathletics.org
Проспект И. Каримова д.98 А
Citius, Altius, Fortius!
Главная  Статьи  Развитие умственных способностей

Развитие умственных способностей

« Назад

12.11.2022 09:52

 

 

Тренеру важно помогать своим спортсменам в развитии того, как они думают, их умственных способностей, как и в развитии их физических способностей. В данной статье вы ознакомитесь с некоторыми факторами, влияющими на достижение спортсменом результата, и с тем, как можно эти факторы контролировать с помощью умственных способностей. Это чисто психологический аспект работы тренера, но ведь ни одну из составляющих частей работы тренера и нельзя представить без психологических аспектов.

Умственные способности

Как только вы поймете, каким образом можно использовать и развивать умственные способности, то обнаружите, что польза от этого выходит далеко за рамки легкой атлетики. Эти способности оказываются весьма полезными тренерам и спортсменам в их обычной жизни.

Умственные способности – это не просто средство для того, чтобы избежать каких-то неприятностей или восстановиться после них. Они играют очень важную роль в организации эффективных тренировок таким образом, чтобы все шло как нужно. Помните, что как бы вы не называли этот аспект тренерской работы, самое главное для тренера – узнать своего спортсмена. Нельзя им помочь думать, не зная, как и о чем они думают.

Большинство спортсменов и тренеров признают, что только физическая подготовленность не может являться гарантией успеха в легкой атлетике. Спортсмен должен обладать хорошим состоянием психики. Психологическая подготовка так же важна, как и физическая. Приведение этих обоих факторов в нормальное состояние — это как раз то, что способствует достижению великолепного или наивысшего результата, а не среднего показателя. Важно подчеркнуть, что все материалы в этой мтатье относятся к любому, кто хочет стать лучше в любой сфере, которой занимается. Эти качества могут помочь спортсменам стать лучше, а вам могут помочь стать хорошим тренером.

Когда мы говорим об основных умственных способностях спортсменов, то их можно охарактеризовать пятью понятиями:

-Общение

-Мотивация

-Контроль

-Уверенность

-Концентрация

Общение

Хорошие навыки общения нужны и спортсмену, и тренеру. Тренер должен быть образцом в том, что касается навыков общения, и это поможет спортсмену и в развитии его навыков общения.

Все умственные способности требуют тренировки точно так же, как и физические качества. Как и в отношении физических качеств, некоторым спортсменам легче развивать свои умственные способности, чем другим. Но, имея необходимую практику, любой может улучшить свои умственные способности. Перед тем, как мы разберем приемы, необходимые для развития прочих умственных способностей, нужно понять, что имеется в виду под терминами «личность» и «мотивация».

Личность

Профессиональные психологи пытались охарактеризовать личность самыми разными способами. Наиболее важный вывод, сделанный на основании всех их исследований, заключается в очевидной реальности, согласно которой нет двух одинаковых людей. Это важное заключение для тренера, потому что означает оно следующее:

-люди понимают и усваивают одну и ту же информацию по-разному.

-люди по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию, и один и тот же человек по- разному ведет себя в разных ситуациях.

Мотивация

В принципе, мотивация означает то, насколько сильно человек хочет достичь цели, и для того чтобы понять смысл мотивации, нам нужно знать, что движет человеком и какие у него есть цели. Те, кто занимаются легкой атлетикой, имеют самые различные цели. Наиболее типичные причины для занятий легкой атлетикой следующие:

-получить удовольствие

-овладеть новыми навыками

-соревноваться и побеждать

-приобретать друзей

-приобрести хорошую физическую форму

-испытать эмоциональное возбуждение.

Понимание причин, почему ваши спортсмены занимаются легкой атлетикой, очень важно. Вряд ли они захотят остаться в спорте и, скорее всего, они уйдут из него, если не получат то, что они ищут в спорте. Кроме того, вряд ли они выработают у себя стремление к дальнейшему развитию. Внешнее давление со стороны тренеров и родителей вряд ли в конечном итоге повысит мотивацию спортсменов, скорее оно может ее снизить. Не кем-то навязанные амбиции, а выработанные внутри себя побуждения и мотивация и выполнение поставленных целей формируют самых успешных спортсменов. Вы, как тренер, можете помочь своим  спортсменам вырабатывать мотивацию, помогая им понять, чего они хотят достичь, каковы их цели и как они будут их достигать.

Определение целей – Как помочь спортсмену понять, чего он хочет достичь

Возможно, одним из наиболее важных принципов в работе тренера является определение  целей. Спортсменам нужны четко поставленные цели, чтобы они могли определить задачи для их достижения. Им нужно четко знать, что следует сделать, чтобы выполнить эти задачи, им нужно умение понимать, что они уже их выполнили. Цели надо определять на следующее занятие, на следующую неделю, на следующий месяц и на весь сезон. Цели должны быть настроены на  какие-то определенные, важные для него мероприятия. Определение целей повышает мотивацию и помогает спортсмену воспитать уверенность в себе.

Ключ к успеху в определении целей – это концентрация внимания спортсмена на достойной цели. На выбор цели может повлиять буквально все из того, что влияет на спортивный результат, однако спортсмен должен верить в то, что это подобающая для него цель. Если же этого не будет, то цель не создаст мотивации и не будет определять поведение спортсмена. Спортсмены отдадут все силы достижению только приемлемых для себя целей. Следовательно, определять цели нужно вместе.

Насколько труднодостижимыми должны быть цели? Мы знаем, что успех порождает успех, и наилучшие результаты будут достигнуты, если вы попытаетесь помочь им пережить успех и если вы поможете им правильно определить цели. Если поставлена невыполнимая цель, то примерно в половине случаев спортсмен будет испытывать провал, а не успех. Чтобы у спортсмена все получилось так, как нужно, спортсмен должен рассматривать цель как реалистичный вызов самому себе. Цель должна быть достаточно трудной, чтобы считаться достойной, но и достаточно легкой, чтобы быть достижимой.

Достижение цели – это успех. При определении цели нужно знать, каким образом вы будете судить об успехе. Вариант «просто сделай все, что можешь» может быть неправильно истолкован; к тому же он недостаточно конкретен. Для того, чтобы цель была эффективной, она должна иметь конкретный, а не общий характер.

Определение целей должно стать совместным действием тренера и спортсмена. Правильное определение целей включает следующие основные характеристики:

-Цели должны быть конкретными и определять то, что спортсмену нужно делать. Они не должны предусматривать какие-либо результаты, зависящие от других

-Они должны быть измеряемы, чтобы прогресс и успех можно было зафиксировать

-Они должны быть согласованы со спортсменом и приняты им

-Они должны быть различной сложности, представлять собой определенный вызов, но быть реальными и рассматриваться как ступени к успеху

-Цели должны иметь временную градацию и выстраиваться в качестве долгосрочных, краткосрочных  и промежуточных

-Поскольку в этом процессе участвует сам спортсмен, они должны вызывать у него волнение каждый раз, когда он о них подумает

-Они должны быть зафиксированы – так, чтобы представлять собой практически «контракт-обязательство».

Цели всегда нужно излагать письменно или каким-либо образом фиксировать. Всегда совместно обсуждайте все возможности выполнения задачи или возможности, предлагаемые какой-либо ситуацией, перед тем, как записать, какая цель будет намечена. Не всегда спортивные достижения должны становиться целью. Целями могут быть изменения в физическом и психологическом состоянии человека. Они могут также использоваться тренером и спортсменом для изменения поведенческой модели.

Контроль – Как научиться контролировать эмоции и волнение

Состояние тревожности означает попросту степень возбуждения индивидуума или его готовности к конкретной ситуации. Тревожность присутствует всегда, в любой ситуации, хотя, если ее степень невелика, мы можем даже этого не заметить. Во многих случаях слово «тревожность» используется неверно – для обозначения лишь характерных особенностей человека, склонного к высокой степени возбуждения. Если вы хорошо знаете спортсмена, зачастую легко увидеть, действительно ли он тревожится излишне. Симптомы тревожности можно разделить на два вида:

-Беспокойство

-Физиологическое возбуждение

Беспокойство относится к мыслям или фантазиям по поводу того, что может произойти во время приближающегося соревнования, в то время как физиологическое возбуждение — это часть естественной подготовки организма к тому, чтобы «бороться или бежать». Примером физиологического возбуждения может служить учащенное сердцебиение, потение и желание пойти в туалет.

Все мы знаем людей, которые никогда не проявляют беспокойства ни по какому поводу. Они расслаблены и, возможно, недостаточно возбуждены, то есть степень их тревожности слишком низка. В то же время есть люди, у которых степень беспокойства постоянно очень высока. Конечно же, личность человека влияет на то, как он видит ситуацию, но реакцию на беспокойство можно контролировать с помощью практики. Если мы посмотрим на то, как спортивный результат соотносится с тревожностью, мы увидим кривую в виде перевернутой буквы U. Результаты при низкой и высокой степени беспокойства или возбуждения не такие хорошие, как при их оптимальной средней степени. Этот оптимальный уровень возбуждения различен для разных людей. Один и тот же человек имеет разные оптимальные уровни возбуждения в разных ситуациях. К примеру, спортсмена, который выступает на одной и той же дорожке у себя дома, где он всегда тренируется, нужно каким-то образом настроить, подбодрить. Но если он находится на выезде, чтобы принять участие в том же виде, но в незнакомой обстановке, на крупном чемпионате, может быть, ему нужно будет сдержать слишком высокую степень проявления тревожности.

В наиболее важные обязанности тренера входит оказание помощи спортсменам по контролю за их эмоциями. Не имеет значения, насколько хорошо была проведена физическая подготовка, если спортсмен приезжает на соревнование и не может хорошо выступить из-за того, что он недостаточно возбужден или перевозбужден. Существуют два способа, которые тренер может использовать, чтобы помочь спортсмену подготовиться к эмоциональному контролю:

-Эффективное определение целей для повышения уверенности в себе

-Использование соответствующих способов расслабления

Мы уже рассмотрели вопрос об эффективном определении целей. Спортсмен, перед которым стоят четкие задачи, может сконцентрироваться на их выполнении, а не на каком- то неясном беспокойстве по поводу всех ситуаций, которые могут возникнуть в ходе соревнования. Расслабление — это такой же «физический» навык, как толкания ядра или прыжок через планку. А если это физический навык, то его можно освоить и совершенствовать с помощью практики. Спортсмен, умеющий расслабляться, может использовать этот прием в тех случаях, когда степень тревожности угрожает стать слишком высокой. Делается это за счет контролирования физической реакции на состояние тревожности. Когда определение цели и расслабление работают вместе, спортсмен будет в состоянии контролировать степень тревожности и концентрировать свои мысли на тех усилиях, которые необходимы для соревнования.

Уверенность

Уверенность означает то, насколько хорошо человек себя видит в какой-то конкретной ситуации, и уверенность, конечно, зависит от ситуации. Спортсмен может чувствовать уверенность в определенной ситуации, однако если она меняется, то и чувствовать себя он будет менее (или более) уверенным. Поэтому дело здесь заключается в том, как человек «видит» то, каким образом он справляется с ситуацией. К примеру, спортсмен может чувствовать себя уверенным, участвуя в каком-то местном соревновании со знакомыми ему соперниками. У того же спортсмена при участии в чемпионате страны, где соперники ему неизвестны, уверенности будет меньше. Чем больше у спортсмена уверенности в себе, тем стабильнее будет его результат в самых разнообразных ситуациях.

Мы уже знаем, что повышение степени уверенности в себе зависит от правильного определения целей; такая уверенность поможет повысить и степень контроля за эмоциями. Повышение степени уверенности в себе, кроме того, позволит спортсмену более спокойно относиться к выполнению технических элементов. Существует много способов, с помощью которых тренер может во время тренировок и соревнований повысить у спортсмена уверенность в себе. И многое из того, что тренер делает и говорит, поможет не только в каком-то одном аспекте спортивной психологии, но окажет воздействие и на два и больше других аспектов, о которых говорится в этой главе. Например,  если тренер в нужный момент похвалит усилия и достижения спортсмена, то это поможет в развитии и мотивации, и уверенности в себе.

Концентрация

Способность концентрироваться нужна и на тренировках, и на соревнованиях. Если такая способность не развита, то спортсмену трудно показывать стабильные результаты и вырабатывать у себя уверенность. Концентрация – это то, на чем сфокусировано внимание спортсмена, и насколько хорошо он умеет удерживать и контролировать такой фокус. На концентрацию влияет то, куда спортсмен смотрит, что он слышит, что говорит и думает, а также что он чувствует и ощущает.

Развитая способность к концентрации отражает способность спортсмена удерживать фокус и внимание на чем-то в определенный промежуток времени. Этим «чем-то» могут быть различные источники информации, а в легкой атлетике фокус концентрации в разных видах различен. В силовых видах спринта и барьерного бега, например, необходим короткий, но интенсивный фокус. В прыжках и метаниях фокус должен быть опять-таки коротким и интенсивным, но он неоднократно повторяется – во время исполнения попыток. Но концентрация необходима для всех видов, поскольку требуются стабильность результатов и тактическая реакция на меняющуюся обстановку.

Тренеру следует вводить в тренировки и соревнования ситуации, требующие концентрации.

Тем самым совершенствуется качество концентрации, где основное внимание уделяется следующему:

-На чем спортсмен фокусирует свое внимание

-Как долго можно удерживать такой фокус – это называется «объемом внимания» спортсмена.

Прежде чем заняться чем-либо, тренер может еще раз подчеркнуть фокус концентрации в данной ситуации. Затем, во время выполнения упражнения, время от времени тренер может останавливать или «замораживать» спортсмена и задавать ему вопросы, чтобы узнать, что он видит и о чем думает в этот момент. За счет этого у спортсмена может развиться понимание того, на чем у него концентрируется внимание в каждый отдельный момент, и находится ли фокус внимания там, где он должен находиться. Анализ и оценка, проводимые после окончания упражнения, также являются идеальным временем для того, чтобы тренер задавал спортсмену вопросы, которые помогут ему понять, на чем он концентрируется и насколько такая концентрация эффективна. Как и со всеми прочими навыками, у некоторых людей концентрация от рождения выше, чем у других, но с помощью практики навык к концентрации может улучшиться у любого человека.

Пять основных умственных способностей – Выводы

В потенциале любые контакты тренера со спортсменом могут развивать умственные способности спортсмена. Иногда тренер намеренно фокусирует свое внимание только на чем-то одном, однако по мере взросления и развития спортсмена растет и взаимосвязь между всеми этими способностями – общение, мотивация, контроль, уверенность и концентрация. И тогда перед тренером встает задача не останавливаться в развитии этих навыков – уже у взрослого спортсмена. Тем не менее, тренеру необходимо на всех этапах развития спортсмена включать в планы тренировок развитие умственных навыков – аналогично тому, как планируется развитие физических навыков.

Практическое занятие – Совершенствование умственных способностей на практике

Вместе с другим тренером задайте друг другу приведенные ниже вопросы. Попытайтесь ответить кратко, одним или двумя предложениями. «Определяете ли вы цели, когда тренируете спортсмена?»

Если «да», то действительно ли вы:

Если «нет», то хотелось бы вам, чтобы было так:

-привлекаете спортсменов к определению их целей?

-используете только долгосрочные цели?

-используете только краткосрочные цели?

-используете разнообразные цели?

-используете специфические, измеримые цели?

-поощряете ли вы своих спортсменов на выработку собственной тактики и корректировку своих целей?

Обсудите с группой тренеров следующие вопросы и ситуации. Нет правильных или неправильных ответов, и вы должны быть открыты для выслушивания мнений других.

-Спортсмен, которого вы тренируете, думает о том, чтобы бросить легкую атлетику. Какие шаги вы предпримете, чтобы убедить спортсмена остаться? Обсудите, насколько важна мотивация и определение цели в этой ситуации.

-Чем отличается подготовка талантливого спортсмена от подготовки спортсменов средних возможностей?

Какие сферы обязанностей  

-тренер должен взять только под свой контроль при подготовке спортсменов?

– тренер и спортсмен могут разделить?

– должен контролировать спортсмен?

Обсудите ситуации, которые можно было бы создать в ходе тренировочного процесса и которые помогли бы развивать у ваших спортсменов концентрацию.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Расписание соревнований в 2025 году Чемпионат Азии по спортивной ходьбе на 20 км, Номи (Япония), 16 марта; Чемпионат Азии по марафону, Цзясин (Китай), 30 марта; 6-й чемпионат Азии U18, Джидда (Саудовская Аравия), 15-18 апреля; 26-й Чемпионат Азии, Гуми (Южная Корея), 27 мая – 31 мая; Чемпионат Азии по метаниям, Мокпо (Южная Корея), 14-15 июня.
Всемирный легкоатлетический тур в помещении: Gold 25 Jan: Astana Indoor Meet for Amin Tuyakov Prizes; 29 Jan: Belgrade Indoor Meeting; 2 Feb: New Balance Indoor Grand Prix; 4 Feb: Czech Indoor Gala; 7 Feb: INIT Indoor Meeting Karlsruhe; 8 Feb: Millrose Games; 13 Feb: Meeting Hauts-de-France Pas-de-Calais Trophee EDF; 16 Feb: Copernicus Cup; 28 Feb: World Indoor Tour Gold Madrid
Континентальный тур World Athletics Календарь соревнований: https://worldathletics.org/competitions/world-athletics-continental-tour/calendar-results
Расписание Бриллиантовой лиги Ванды на 2025 год Сямынь, Китай-26 апреля, Шанхай/Сучжоу, Китай-3 мая, Доха, Катар-16 мая, Рабат, Марокко-25 мая, Рим, Италия-6 июня, Осло, Норвегия-12 июня, Стокгольм, Швеция-15 июня, Париж, Франция-20 июня, Юджин, США-5 июля, Монако-11 июля, Лондон, Великобритания-19 июля, Силезия, Польша-16 августа, Лозанна, Швейцари-20 августа, Брюсель, Бельгия-22 августа, Цюрих (финал), Швейцария-27-28 августа
Чемпионат мира в закрытом помещении 21 - 23 марта, 2025 год, Нанкин (Китай)
World Athletics Relays Всемирная эстафета пройдет в китайском городе Гуанджоу в 2025 году с 10 по 11 мая
Всемирные Университетские Игры Легкоатлетические соревнования пройдут с 21 по 27 июля. В программе соревнований у женщин и мужчин: 100м, 200м, 400м, 800м, 1500м, 5000м, 10.000м, полумарафон, 20км с/х, 100м с/б / 110м с/б, 400м с/б, 3000м с/п, 4x100м, 4x400м, 4x400м микс, высота, шест, длина, тройной, ядро, диск, копье, молот, семиборье – женщины, десятиборье - мужчины
Азиатские Юношеские Игры Мультиспортивное мероприятие, проводимое каждые четыре года среди спортсменов стран Азии. Третьи Азиатские юношеские игры пройдут с 22 по 31 октября 2025 года в Бахрейне.
Чемпионат Мира по легкой атлетике ХХ по счету Чемпионат Мира пройдет в 2025 году с 13 по 21 сентября в столице Японии Токио. Здесь в 1991 году проходил III Чемпионат мира, который запомнился соревнованиями в прыжках длину, где победил Майкл Пауэлл с мировым рекордом – 8,95, результат продолжает оставаться мировым рекордом по настоящее время.
World Atletics Road Running Championships Чемпионат мира по шоссейному бегу пройдет в Сан-Диего, Калифорния, в 2025 году. Дистанции на соревнованиях: 1 миля, 5 километров и полумарафон.
VI Исламские Игры Солидарности Спортивная ассоциация исламской солидарности предоставила Эр-Рияду, столице Королевства Саудовская Аравия, право проведения 6-х Игр исламской солидарности в 2025 году. Соревнования пройдут с 5 по 15 августа.
Чемпионат мира U20 среди юниоров 21-й чемпионат мира по легкой атлетике U20 пройдет с 4 по 9 августа 2026 года в Юджине (США).
Юношеские Олимпийские Игры IV летние юношеские Олимпийские игры 2026 года пройдут в столице Сенегала городе Дакар с 31 октября по 13 ноября .
XX Летние Азиатские Игры XX Летние Азиатские игры пройдут в японских городах Айти и Нагое в 2026 году с 19 сентября по 4 октября.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
НАШИ ПАРТНЕРЫ:
Партнер 1
Партнер 2
Партнер 3
Партнер 4
Партнер 5