Развитие скорости
« Назад 10.11.2022 08:13
Питер Дж. Л. Томпсон Скорость Скорость – это способность быстро передвигаться или быстро делать какие-либо движения. Как и все компоненты физической подготовки, быстроту можно разделить на различные виды. Это может означать, что все тело движется с максимальной скоростью бега, как у спринтеров. Это может означать оптимальную скорость, например, контролируемую скорость при разбеге в прыжковых видах. Или это может быть скорость одной из конечностей, к примеру, руки при толкании ядра или метании диска, или толчковой ноги в прыжках. Скорость бывает следующих видов: Максимальная – Так быстро, как только можешь – может быть задействовано все тело или только конечность Оптимальная – Контролируемая скорость разбега перед прыжком, метанием, или лучшая средняя скорость на любой дистанции ходьбы или бега Скорость ускорения – Изменение темпа скорости Время реакции – Время между стимулом и первым движением спортсмена. Включает в себя реакцию на стартовый пистолет при низком старте, а также то, как быстро спортсмен реагирует на что-либо Скоростная выносливость – Способность поддерживать максимальную или оптимальную скорость даже по мере роста уровня утомления. При рождении и в раннем детстве нервная система ребенка уже существует, но полностью она не развита. По мере развития и формирования нервной системы в детстве она становится способной не только посылать более четкие сигналы по нервам, но и способной посылать эти более четкие и точные сигналы по нервам быстрее. Время, когда нервная система достаточно созревает для того, чтобы ребенок смог производить точные мышечные движения и обучаться им, совпадает с временем, когда ребенок может быстрее выполнять движения. Время, которое сразу же следует за таким созреванием нервной системы, можно считать «окном возможности» для развития навыков и быстроты. Мы уже видели, что навыки и скорость – это не единственные компоненты физической подготовки, имеющие окна возможности. Графики окон развития возможностей мальчиков и девочек демонстрируют дополнительные возможности для развития силы, аэробной способности и – во второй раз – быстроты. Первое «окно скорости» связано с развитием нервной системы и ее способности к более быстрому посылу сигналов. Это окно скорости не означает, что теперь спортсмен вдруг должен заняться повторениями на 100м. Вместо этого нужно развивать реактивные движения и внезапно инициируемые движения. Сделать это можно с помощью разнообразных скоростных движений в разных направлениях и игр, основанных на работе продолжительностью менее 4–5 секунд, с соответствующим восстановлением между ними. Второе «окно скорости» наступает в период полового созревания благодаря постоянному развитию нервной системы, но теперь уже с поддержкой развивающихся энергетических систем. В течение этого окна скорости можно проводить все виды работ, связанные с быстротой, – на благо развивающемуся спортсмену. Развитие скорости Развитие скорости связана с развитием навыка выполнения всех приемов в более быстром темпе. Для развития скорости навык нужно регулярно тренировать в максимальном – или близком к максимальному – темпе. К примеру, максимальная скорость бега вырабатывается с помощью забегов на короткие дистанции с приложением максимальных усилий. Вероятно, самым основным упражнением для развития максимальной скорости являются «летучие 30-ки», т.е. спринт с максимальным приложением усилий на 10м, 20м, 30м или даже 40м. Самая распространенная дистанция для старших спортсменов – это 30м, поэтому упражнение и называется «летучие 30-ки». Тренер размечает зону ускорения длиной в 30м и зону максимальной скорости длиной в 30м, с учетом места для выбега с контролируемым замедлением бега длиной 30 м, как это показано на схеме. Навык движения на скорости, как и все остальные, нужно практиковать до того, как спортсмен устанет. По этой причине время восстановления между повторениями и сериями должно быть достаточным для восстановления после любой усталости. В этом упражнении, где упор делается на энергетическую систему АТР-СР, время восстановления между повторениями должно составлять от 2 до 3 минут, а между сериями – 5 – 8 минут. Поскольку выполнение этого упражнения требует интенсивных усилий и концентрации для достижения максимальной скорости, в серии не должно быть больше 3 повторений. Тренер может проводить «летучие 30-ки» в течение всего занятия, например 3 x 3 x «летучие 30-ки» (макс.) [2’ и 5’ – 8’] или части занятия, при условии, что это будет начало занятия, когда спортсмен еще не устал, например, 2 x 2 «летучие 30-ки» (макс.) [2’ и 5’], прежде чем перейдет к другим упражнениям. Со старта на месте спортсмен максимально ускоряется для достижения максимальной скорости перед «зоной максимальной скорости». В зоне максимальной скорости спортсмен старается сохранить частоту движений ног. Спортсмен не должен ускоряться в зоне максимальной скорости, поскольку это уже должно было произойти. Если тренер видит, что спортсмен замедляется на максимальной скорости во время тренировки, то занятие нужно остановить и перейти на что-нибудь более подходящее, поскольку спортсмен уже не отрабатывает максимальную скорость. Юные спортсмены или спортсмены с небольшим тренировочным стажем, скорее всего, способны заниматься «летучими 10-ками», где зона максимальной скорости составляет лишь 10м. Однако зона ускорения все равно должна составлять 30м, как и зона снижения скорости. Затем они могут перейти к «летучим 20-кам», а спортсмены с большим тренировочным стажем и стабильной беспрерывной подготовкой – к «летучим 30-кам» и даже пробегать по 40м. Время реакции При рассмотрении быстроты нельзя забывать о времени реакции. Время реакции – это промежуток между сигналом и первым движением спортсмена, например, после выстрела стартера и до отрыва спортсмена от колодок. Существует много физиологических и психологических факторов, которые влияют на время реакции и на начало движения. Сюда входит и реакция спортсмена на то, что происходит во время соревнования. Сколько времени у него уходит на то, чтобы среагировать. Простые игры на реакцию могут доставить огром ное удовольствие юным спортсменам, и на этапе детской легкой атлетикой эти игры обеспечивают оптимизацию первого окна возможности для развития скорости. Время реакции спортсменов всех хронологических возрастов и тренировочного стажа может быть улучшено с помощью практики, при условии создания реальных условий для практики. Мощность Мощность – это взаимодействие силы и быстроты, отношение между скоростью сокращения и быстротой движения. Она говорит о том, насколько быстро спортсмен в состоянии производить силу, а не просто сколько силы он может произвести. Мощность дает спортсмену возможность быстро ускоряться; успешные спортсмены – всегда мощные атлеты. Это качество быстроты движения и силы, направленной на повышение производимой мощности, следует развивать после того, как будет развита база для быстроты и фундамент для максимальной силы. Мощность имеет очевидное значение в «силовых» видах спринта, бега с барьерами, прыжках и метаниях, но имеет большое значение и в тех видах, где упор делается на выносливость (ходьба и бег на длинные дистанции). Имея четкое представление о различных видах быстроты, тренер может сам придумывать упражнения для развития и совершенствования возможностей спортсмена – в подходящее время на пути развития индивидуального спортсмена и подходящим для него образом. КомментарииКомментариев пока нет |