Особенности использования подвижных игр для формирования двигательных способностей школьников при занятиях легкой атлетикой
« Назад 23.01.2018 17:10
Особенности использования подвижных игр для формирования двигательных способностей школьников при занятиях легкой атлетикой Профессор Эгон Андрис Как показывает опыт спортивного резерва актуальным вопросом является своевременный «отбор и определение направленности: вида спорта, или на примере легкой атлетики – бег, прыжки или метания». Известно, что на начальном этапе занятий спортом актуальным является обучение ребенка определенным умениям, навыкам и элементам техники будущей специализации. Наиболее эффективным, в этом плане, является игровой метод. Игровой метод - это способ организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками развития двигательных качеств, основанный на включении в процессе обучения компонентов игровой деятельности. Игровой метод может быть представлен в виде игры, в виде упражнения в игровой форме, которые имеют общие признаки, характерные для игровой деятельности, тем не менее, отличаются друг от друга (Миновский В.П.). Платонов В.Н. (2004) подчеркивает, что «...применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением задач в постоянно изменяющихся ситуациях, эффективно при наличии разнообразно технико – тактических и психологических задач, возникающих в процессе игры». В игре наряду с формированием двигательных умений и навыков, осуществляется развитие двигательных кчеств и воспитание личностных качеств (Миновский В.П.). Игровой метод в наибольшей мере позволяет совершенствовать ловкость, силу, , быстроту, выносливость, находчивость, самостоятельность и инициативность. Многие виды легкой атлетики, такие как бег, прыжки и метания входят в содержание подвижных игр (Алабин В.Г. 1981, Усманходжаев Т.С., 1987, 1985, Андрис Э.Р., Шакиров А., 1997, 1999). Имеются практические доказательства, что дети технически правильно выполняют то или иное двигательное действие во время игровой деятельности, нежели при проведении специальной тренировки. Однако не менее важным является своевременное (особенно в возрастном аспекте развития детей) их жизненно важных двигательных навыков, главными из которых следует считать навыки ходьбы, бега и метаний., то есть упражнений составляющих легкую атлетику (Андрис Э.Р., Шакиров А. 1999). Легкоатлетические упражнения являются ведущими в физическом воспитпнии. Однако многим легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, они состоят из монотонных движений, в результате чего притупляется интерес участия к занятиям.. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно – игровой метод, цель которого повысить заинтересованность участия детей в выполнении однообразных упражнений ( Гурина Г.Н., Гуревич И.А.). Под соревновательно – игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально – волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью является обязательное присутствие соревновательно – игровой деятельности двух противоборствующих сторон (Гуревич И.А. 2015). Одним из направлений, которое может существенно облегчить процесс воспитания двигательных способностей детей, является применение подвижных игр на занятих легкой атлетикой. Комбинация их с элементами специалных легкоатлетических упражнений позволит качественно улучшить проведение уроков физической культуры в школе. Одновременно это повысит эффективность процесса освоения техники легкоатлетических упражнений. Исходя из сказанного, нами была сформулирована целевая установка «Совершенствование методики формирования у школьников двигательных умений и навыков техники легкоатлетических упражнений в легкой атлетике с использованием подвижных игр». Педагогические исследования по этому направлению были проведены в общеобразовательных школах № 44 и 279 г.Ташкента (в два этапа: 1993-1994 и 1994-1995 уч. г.; в исследованиях приняло участие 458 школьников – 275 в экспериментальной и 243 в контрольной группах). Физическая подготовленность школьников определялась по двум направлениям: скоростные способности (бег на 30, 60 и 100 метров); скоростно--силовые способности (прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, метание мяча и гранаты). Физическая подготовленность школьников: Прежде всего нас интересовал вопрос динамики физической подготовленности детей в возрастном аспекте с акцентом на наиболее оптимальный (рекомендуемый) возраст для начала занятий легкой атлетикой. Анализ динамики физической подготовленности школьников (на первом этапе) показал наличие стабильного прироста ее в возрасте с 7 до15 -ти лет, с наличием трех этапов. Наиболее активный прирост по скоростным и скоростно-силовым способностям отмечается с пятого по восьмой класс (11 – 14 лет; особенно активно в 11 – 12 лет), что подтверждает общепринятые рекомендации о начале занятий легкой атлетикой в этом возрасте. (Алабин В.Г. 1981, Волков В.М., Филин В.П., 1983, Платонов В.Н., 2004). Выявленная динамика уровня физической подготовленности, имеющая ярко выраженную этапность в период учебы в школе, позволяет предположить возможность эффективного воздействия дополнительными средствами на овладение школьниками умениями и навыками в определенных упражнениях программы по физическому воспитанию. Двигательные умения и навыки в легкоатлетических локомоциях у школьников: Одним из актуальных вопросов оптимизации процесса физического воспитания школьннков является совершенствование форм и методов обучения. В этой связи мы исходили из аксиомы, что техника движений, двгательные умения и навыки должны быть приоритетными в физическом воспитании. С целью выявления тенденций в характере изменения показателей двигательных умений и навыков у школьников в период учебы нам были выбраны в качестве критериев угловые параметры в беге на скорость, отталкивания в длину и высоту, а также важные моменты в технике метаний. Выбор этих показателей обусловлен их информативностью, а также тем, что они рекомендованы как граничные показатели биодинамики легкоатлетических локомоций (Донской Д.Д., Зациорский В.М.) и являются основными опорными точками (ООТ) по Богену М.М. (1985). Во время выполнения тестовых заданий осуществлялась видеосъемка. Материалы сеъемки обрабатывались общепринятым в биомеханике спорта методом построения киноциклограмм с последующим расчетом биомеханических характеристик. Результаты проведенных исследований позволяют сделать ряд выводов имеющих несомненное практическое приложение:
▫ модельные показатели техники легкоатлетических локомоций бега, прыжков и метаний (мяча и гранаты); ▫ выявленные ошибки в процессе оценки техники выполнения легкоатлетических упражнений учащимися; ▫ специальные упражнения легкоатлетов, рекомендуемые при изучении и совершенствовании техники бега, прыжков и метаний.
Технология подбора подвижной игры и ее модификация осуществляется в следующей последовательности: ─ выявляется ошибка в технике выполнения легкоатлетического упражнения (бег, прыжок, метания) методом сравнения с модельными показателями; ─ осуществляется подбор специального упражнения для исправления выявленной ошибки (возможен вариант акцентирования внимания занимающихся на отдельных элементах техники или упражнения в целом); ─ подбирается подвижная игра и в нее вводится соответствующее специальное упражнение; ─ осуществляется выбор формы (варианта) применения игры в уроке.
Объективным показателем эффективности проведенных исследований служит выраженное уменьшение отклонений показателей от модельных, подтверждаемое снижением процентного отклонения пространственных параметров и коэффициентов вариации, указывающим на стабильность выполнения элементов техники легкоатлетических упражнений.
Закючение: Включение легкоатлетических упражнений в подвижные игры является положительным фактором т.к характер их выполнения полностью подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, а внимание обучемого сосредоточено на выполнении изучаемого действия (Миновский В.П.,2011). Игровая деятельность вступая во взаимодействие с обучением делает его более привлекательным для детей. Соревновательно-игровой вариант с применение командных эстафет является наиболее эффективным методом обучения двигательным действиям. Литература
КомментарииКомментариев пока нет |