Оганизация научно-исследовательской работы кафедры легкой атлетики УзГосИФК среди преподавателей и студентов в период 1956 – 2000 годы.
« Назад 23.01.2023 07:16
Углубленная работа по совершенствованию методик преподавания легкой атлетики, разработка учебно-методического комплекса, неизбежно требует владения элементами научных исследований. Ведь спортивная наука в большинстве своем базируется на анализе практики, обобщении опыта подготовки выдающихся спортсменов. Вопросы эксперимен-тальных исследований в области спорта ограничены. Однако огромный простор спортивная наука имеет в плане обобщения опыта, анализа соревновательной деятельности спортсмена. Поиск путей совершенствования и повышения эффективности физической культуры и спорта при этом безграничен. Особенно если на вооружении исследователя имеюгся современные инструментальные методы. На период образования кафедры, педагоги не имели больших возможностей: технических, инструментальных и др. Однако они имели широкий простор для повышения эффективности учебного процесса и совершенствования тренировочного процесса студентов, используя традиционные педагогические методы исследования. Они имели богатый опыт тренерской деятельности, и опыт собственной тренировки и выступления на соревнованиях. Я уже упоминал выше, что в период своего становления, кафедра сумела поставить учебно-методическую работу на должный уровень. Это в свою очередь заложило основы научной работы преподавателей. Старший преподаватель Барышев В.И., имея богатый опыт подготовки прыгунов, публикует ряд научно-методических статей, обосновывая в них эффективность применения прыжковых упражнений. Он участвует в дискуссии на страницах всесоюзного научно-методического журнала «Легкая атлетика» о пользе различных прыжковых упражнений, и о эффективности переноса тренированности на основное упражнение. Это был период завершения Дьячковым В.М. своего труда «О сопряженном методе тренировки». В нем нашло обоснование пользы специальных упражнений в тренировочном процессе легкоатлетов. Позже это переросло в стройную систему скоростно-силовой подготовки легкоатлетов, разработанную профессором Верхошанским Ю.В. В 1968 году Виктору Илларионовичу Барышеву, по совокупности опубликованных научных и научно-методических трудов присвоено звание доцента. В это же время Ярмульник Д.Н. поступает в аспирантуру ВНИИФКа. Старший преподаватель Андрис Э.Р. приступает, в порядке соискательства, к работе над диссертацией в ТашГосМИ. В 1973 году успешно защищает диссертацию на тему «Биохимическая адаптация животных к тренировкам различного режима». Ему присваивается звание кандидата биологически наук по специальности биохимия. Он стал первым выпускником кафедры защитившим диссертацию. После окончания аспирантуры на кафедру возвращается Ярмульник Д.Н. Не оставлял без внимания коллектив кафедры Годик М.А., бывший студент УзГИФК, в 1962 году был в числе студентов направленных для завершения учебы в ГЦОЛИФК. Он окончил аспирантуру кандидатом педагогических наук. Работал на кафедре теории и методики физической культуры. Впоследствии, став доктором педагогических наук, заведовал кафедрой биомеханики ГЦОЛИФКа, профессором. На протяжении всей своей плодо-творной педагогической и научной деятельности оказывал консультативную помощь преподавателям кафедры. В этой связи нельзя не сказать о посещении нашей кафедры и оказания коллективу консультации по организации учебного процесса и научных исследований известными педагогами и учеными. Это профессор Озолин Николай Георгиевич, профессор Зациорский Владимир Михайлович, профессор Волков Николай Иванович и профессор Верхошанский Юрий Витальевич. В середине 70-х годов институт направляет на учебу в аспирантуру отличницу учебы Рахимжанову Клару Ташкенбаевну. Активную консультативную помощь, при написании реферата представляемого при поступлении, ей оказывал Винк А.А. После учебы во ВНИИФКе и защиты диссертации она активно участвует в научно-методической работе кафедры и института. Таким образом, к середине 70-х годов на кафедре создается определенный научный потенциал. К этому времени кафедра стала опорным пунктом для сборных команд республики по легкой атлетике. Это и неудивительно. Ведь к этому времени выпускники кафедры работали практически во всех сферах легкой атлетики: учителя в школах, спортивных обществах, ДСШ и др. Их ученики и студенты УзГосИФК составляли основной резерв сборных команд. Актуальным стал вопрос о организации научно-методического обепечения сборных команд. Преподаватели кафедры Арзуманов Г.Г., Винк А.А., Кутянин Г.Г. и Савельев Ю.М. под руководством Андрис Э.Р. начали осуществлять научно-методическое обеспечение сборных команд по легкой атлетике. Технический арсенал научных методов исследования был невелик. Киносъемка с последующим биомеханическим анализом технической подготовленности спортсменов. Педагогические методы с применением «батарей тестов» – контрольных упражнений, позволяли определять уровень силовой и скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Встал вопрос о необходимости организации научной лаборатори. Оснащения ее аппаратурой и оборудованием. Инициативу организации научно-методического обеспечения сборных команд Узбекистана, разработки методов исследования и создания научной лаборатории при кафедре взял на себя доцент Андрис Э.Р.. Была организована активная группа соратников и помощников. К перечисленным выше преподавателям присоединились старший преподаватель Загорулько В.А. и инженер Карпачев Б.И., доцент кафедры философии Долкарт Э.И., старший методист Динерштейн А.И. занимавшиеся вопросами психодиагностики и психологической подготовки легкоатлетов. Следует отметить, что вся эта работа выполнялась добровольно, на энтузиазме и собственной инициативе. Ведь у каждого преподавателя была своя учебная нагрузка, тренировочные группы и ряд общественных обязанностей. Парадоксально, что до середины 70-х годов в институте не было научного отдела и освобожденного проректора по научной работе, что приводило к ряду негативных последствий: отсутствие единого руководства научно-исследовательской работы, отсутствие бюджетных средсв на статью «наука», не регулярное проведение научных конференций преподавателей и студентов, публикаций научных исследований и др. Создание научного отдела под руководством опытного организатора и администратора Насриддинова Фатхитдина Насриддиновича сразу же изменило ситуацию с научно-исследовательской работой в институте. Стали регулярно проводиться внутриинститутские преподавательские, студенческие и межвузовские научные коференции. В 1998 году на базе института проведена Всесоюзная студенческая научная конференция физкультурных вузов страны. В штате кафедр появились единицы стажеров-исследователей. Совет Министров Узбекистана утверждает ежегодные квоты приема в аспирантуру ГЦОЛИФКа и ВНИИФКа. В институте создан издательский отдел под руководством опытного специалиста Султанова М. Усилиями Насриддинова Ф.Н. ряду педагогов – Рихсиевой А.А., Шатерникову Э.К., Андрис Э.Р., Керимову Ф.А. и других ВАК (Всесоюзная аттестационная комиссия) присваивает ученые звания профессора. Опять же его усилиями в 80-х годах институт переезжает в новое здание в котором находился до перезда в город Чирчик. С приобретением независимости Республики Узбекистан в институте открывается отдел аспирантуры и докторантуры, создается специализированный Совет по защите диссертаций. Базовой платформой перечисленного был неустанный труд профессора Насриддинова Ф.Н. Вызывает недоумение, что в год празднования 50-летия института (2005), имя этого труженика не было упомянуто. Развивающаяся в конце 60-х и начала 70-х годов легкая атлетика Узбекистана требовала нового подхода к построению тренировочного процесса, контроля эффективности подготовки спортсменов и условий тренировки. В городе Янгиабаде (в поселке Дукент) создается Республиканская учебно-тренирововяная база легкой атлетики. Климатические условия и расположение ее в среднегорьи (высота от 1000 до 1600 м выше уровня моря) и круглогодичное ее использование, позволяло оптимизировать учебно-тренировочный процесс. В распоряжении группы научно-методического обеспечения, к этому времени, уже имелся определенный опыт и техническое оснащение. Лаборатория кафедры была обеспечеена современным оборудованием. Обследование спортсменов стационарно и в полевых условиях (во время тренировки и соревнования) позволяли решать многие вопросы технической, физической и функциональной подготовленности атлетов. Были разработаны и внедрены в практику научные методы:
Пояснение: фотодиодная установка позволяет фиксировать параметры соревновательной деятельности (СД) в беге и прыжках, при непосредственной подготовке и участии атлетов в соревнованиях. Оказалась очень эффективной для комплектования команды в эстафетном беге 4х100 м. Третье место сборной Узбекистана на Чемпионате СССР в Тбилиси 1986 года – эффект применения применения. Тесное сотрудничество с отделением фунциональной диагностики Республиканского врачебно-физкультурного диспансера (РВФД, главный врач Франк М.Б., заведующий отделением доктор Давиденко С.Л.) позволило осуществлять научно-методическое обеспечение комплексно. Помимо легкой атлетики проводилось научно-методическое обеспечение в сборной команде по гребле (байдарка и каное, старший тренер Кайзер И.) в составе которой были члены сборной команды СССР чемпионы и призеры чемпионатов мира. Итоги совместной работы с РВФД со сборными командами мужчин и женщин по велосипедному спорту оказались очень эффективными. Женская команда стала Чемпионом IХ Спартакиады народов СССР в 1986 году. По разработанной нами программе комплексного обследования велосипедистов и гребцов, в течении ряда лет, была оказана помощь отделению велосипедного спорта Республиканского училища олимпийского резерва им. космонавта Германа Титова. Оснащенность лаборатории кафедры позволяла нам обследовать членов сборной команды СССР по прыжкам. Сильнейшая прыгунья в высоту, рекордсменка мира Тамара Быкова (205), рекордсмен Европы по прыжкам в длину Роберт Эммиян (8м 62 см), соавтор рекорда страны в прыжках в высоту Сергей Зосимович (237), рекордсмен мира для закрытых помещений в прыжках с шестом Радион Гатаулин (602) были нашими клиентами. Было налажено творческое содружество с лабораториями кафедр легкой атлетики и биохимии ГЦОЛИФКа. Совместно с кафедрой биохимии (заведующий профессор Волков Н.И.) проводились исследования по применению эргогенических средств повышения работоспособности бегунов на короткие дистанции. Спортивный комплекс ГЦОЛИФКа на протяжении многих лет, в зимний период, был местом проведения учебно-тренировочных сборов группы спринта сборной Узбекистана. В это время спортсмены проходили углубленное обследование в научных лабораториях кафедры легкой атлетики и биохимии. Изложенная выше работа коллектива кафедры позволила, на тот период, создать эффективное научно-методическое сопровождение подготовки легкоатлетов Узбекистана. Подобная организация научно-методического обеспечения приносила обоюдную пользу, как практике спорта, так и учебному процессу кафедры. Экспериментальные результаты целевого научно-методического обеспечения бегунов на короткие дистанции легли в основу написания диссертационных работ преподавателей кафедры. Арзуманов Г.Г. в 1982 году защитил диссертацию на тему «Влияние тренировочных режимов на измененичя показателей структурных компонентов техники бега и специальной работоспособности спортсменов». Савельев Ю.М. завершил диссертацию на тему «Эффектив-ность скоростно-силовой подготовки спортсменов в условиях применения специальных средств". Представленная в Ученый совет Омского ИФК работа не была защищена ро техническим причинам. Часть экспериментального материала для диссертационных работ, Джалилова А.А. и Умарова А.А. (Андижанский пединститут) , Бобылева С.С. и Шакирова А. (кафедра спортивной борьбы Уз Гос ИФК) успешно защитивших свои работы, были собраны в лаборатории кафедры. Направленные в разные годы на учебу в целевую аспирантуру ГЦОЛИФКа и ВНИИФКа выпускники кафедры Зуб А.А., Митрейкин В.Г., Назаренко Е.Н., Расулева (Раимбаева) Т.Р., Тураев В.Т. и Усманова Л.Н. использовали экспериментальные результаты для написания своих вступительных рефератов, преопределивших тематику их диссертационных работ. Все перечисленные выше, теперь уже кандидаты педагогических наук, поступили в аспирантуру с осознанным тематическим направлением исследования и работая над этим успешно защитились (см. приложение). Я и сегодня с теплом вспоминаю коллег по работе Загорулько В.А., Карпачева Б.И., Расулеву (Раимбаеву) Т.Р., Долкарта Э.И., Динерштейна А.И., Давиденко С.Л., лаборантов Гусева А., Буркину Н. И Петровскую А., выезжавших на учебно-тренировочные сборы и соревнования, выполняя работу по научно-методическому обеспечению. Огромную работу по подготовке результатов исследований в машинописной форме, выполняли лаборантки Шеин Г.С. и Касимова И. Одновременно со своей тренерской и учебной работой, активное участие при этом оказывали Арзуманов Г.Г., Винк А.А., Кутянин Г.Г. и Савельев Ю.М. Наличие огромного массива результатов научного обеспечения стимулировало публикацию его в виде статьей, рекомендаций и др. Трудно сейчас назвать общее количество опубликованных материалов. За период работы на кафедре профессор Андрис Э.Р. имел более 115 публикаций. Доцентом Арзумановым Г.Г. опубликовано 40 работ. (см. приложение). Не осталась в стороне и студенческая научно-исследовательская работа. Ведь уже изначально на кафедре этому разделу учебного процесса придавалось большое внимание. Одна из важнейших задач учебного процесса – привить каждому студенту потребность учиться и повышать свою профессиональную квалификацию в течении всей, последующей за учебой, трудовой деятельности. Будущий педагог и тренер должен обладать научным мышлением, способностью анализировать информацию поступающую к нему в ходе тренировки и соревнований. Реализовать это становится возможным при занятии студеном научно-исследовательской работой. Принятое на кафедре изначально написание выпускных курсовых работ с элементами исследования, было очень полезным. Студент занимался сбором фактических данных, обобщал их и анализировал. Вынужден был при этом обрабатывать определенный объем литературных источников, применять методы математической сиатистики и т.д. Первые курсовые работы выполнялись студентами чисто описательными, порой реферативными. Но уже к концу 60-х годов обязательным было требование получение и обработка экспериментальных данных с использованием математической статистики. Стали появляться курсовые работы выполненные с применением инструментальных методик: киносъемки с определением биомеханических параметров и др. Это в итоге позволило позже в 70-80-е года перейти к стопроцентному выполнению студентами уже дипломных работ, из которых большинство допускались к защите на государственных выпускных экзаменах вместо устного ответа по экзаменационным билетам. Научное руководство дипломными работами доверялось опытным преподавателям кафедры и кандидатам наук. Тематика курсовых и дипломных работ на кафедре регулярно пересматривалась и дополнялась. В библиотеке кафедры хранился архив курсовых и дипломных работ. Андрис Э.Р. разработал и издал пособие по выполнению курсовых и дипломных студенческих работ. Почему так подробно о курсовых и дипломных работах? Потому-что они являлись базой для студенческой научной работы на кафедре. Ведь основное требование к ним было – получение экспериментальных данных и научная интерпретация их. Это позволило отдельным студентам принимать участие в студенческих научных конференциях. В 1962 году студенты Андрис Э. (научный руководитель Винк А.А.) и Кайнов В. (научный руководитель Быков Н.Н.) были участниками Первой Среднеазиатской научной конференции с докладами на тему: «Соотношение средств ОФП и СФП в тренировке метателей молота» и «Применение методов статистической обработки экспериментальных данных в спорте», соответственно Андрис Э. и Кайнов В. Работа Андрис Э. награждена дипломом первой степени, Кайнова В. отмечена в числе лучших. Защита дипломных работ на кафедре проводилась открыто под грифом «Студенческая научная конфренция кафедры легкой атлетики». Студент Рубинштейн А. (науч. руков. Андрис Э.Р.) был участником Всесоюзной студенческой конференции институтов ИФК в Ереване (1978). Работа отмечена одной из перспективных. 1988 году на Всесоюзной студенческой научной конференции ИФК в Ташкенте, Гельман Е. (науч. руков. Андрис Э.Р.) выступала с докладом на тему «Соревновательная деятельность спортсмена при беге на 100 метров». Закиров А. (науч. руков. Андрис Э.Р.) с работой «Тренировка в беге на средние дистанции» принимал участие в Студенческой научной конференции Средней Азии и Казахстана в городе Алма Ата в 1989 году. Многие студенты-легкоатлеты выставляли на конференциях свои работы в виде «стендовых». Естественно, что такая установка кафедры на выполнение курсовых и дипломных работ имела определенный эффект. На протяжении многих лет студенты-выпускники кафедры очного и заочного факультетов занимали лидирующие позиции по итогам Государственных выпускных экзаменов со средним баллом в пределах 4,8 – 5,0 по всем предметам. Оканчивали институт с красными дипломами и защищали диссертации поступая в аспирантуру, или в виде соискательства. Обозревая описанный период работы кафедры по подготовке специалистов для Республики, можно отметить положительность избраной тактики: - сочетание учебно–методического процесса с освоением основ научно-исследовательской работы. Исходной позицией коллектива кафедры была, что «НИРС является продолжением у углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов». Приложение: Библиографический указатель диссертационных работ, защищенные выпускниками кафедры за период с 1966 по 1999 год. 1.Андрис Э. Р. Биохимическе адаптации у животных к различным режимам тренировки. (Дисс. канд.. биол. наук).– Ташкент., 1972. Определена специфичность воздействия тренировочных нагрузок на организм животных на органном, клеточном и субклеточном уровнях. Выявлены критерии метаболического процесса энергообразования в ответ на воздействие физических нагрузок различной направленности. 2.Андрис Э. Р. Теоретическое и экспериментальное обоснование критериев оценки срочного и кумулятивного эффектов тренировки. (Дисс. работа докт. биол. наук). – Ташкент., 1995. Обобщение многолетних практичеких и экспериментальных исследований, разработки методических предложений по построению тренировки высококвалифицированных спортсменов к ответственным соревнованиям с применение критериев оценки состояния функциональных систем организма спортсменов: - бегунов на короткие дистанции, велосипедистов и гребцов, позволили эффективно осуществлять тренировочный процесс по алгоритму «состояние спортсмена – тренировочная нагрузка». 3.Арзуманов Г. Г. Влияние тренировочных режимов на изменение показателей структурных компонентов техники бега и специальной работоспособности спринтеров. (Дисс. канд. пед. наук). – М., 1982. Получены групповые и индивидуальные модели соревновательного упражнения для спортсменов различной квалификации и пола. В процессе сопоставления этих моделей, численные значения которых характеризуют специальную подготовленность бугунов, удалось выявить: значительную вариативность индивидуальных моделей; несоответствие ряда индивидуальных моделей групповой. Впервые в групповых моделях бега показана динамика факторов, обусловливающих результат у спортсменов разного уровня подготовленности. 4.Байкина Н. Г. Развитие быстроты и выносливости у глухих подростков средствами беговой подготовки в условиях жаркого климата и среднегорья: Автореф. дисс. к. пед. наук. – М. 1971. -10с. 5.Байкина Н. Г. Коррекционные основы физического воспитания глухих школьников . Автореф. дисс. на соискание учен. степени докт. пед. наук. . М. 1992. 6.Бобылев С. В. Комплексная оценка состояния тренировочнности дзюдоистов. (Дисс. канд пед. наук). – М., 1987. Рабочая гипотеза: высказывается предположение о том, что высокий спортивный результат достигается главным образом за счет особенностей развития отдельных специфических качеств состояния конкретного спортсмена. В этом случае, организм спортсмена рассматривается как система, функциональные признаки которой определяют ее состояние. Предложенная в работе технология моделирования и оптимизации состояния, основанная на системном подходе, может быть использована для исследования в различных спортивных дисциплинах. Основной особенностью этой технологии является то, что она формирует дополнительный источник информации тренеру о состоянии спортсмена и возможных путях его изменения. Предложенный в работе алгоритм вычисления информативности признаков биосистем, позволяет из материала исходных выявить совокупность значимых переменных и на их основе разработать несколько равноценных систем признаков, состоящих из различных комбинаций этих переменных. 7.Годик М. А. Исследование факторов структуры скоростных двигательных способностей человека. (Дисс. канд. пед. наук). – М., 1966. 8.Годик М. А. Педагогические основы нормирования и контроля соревновательных и тренировочных нагрузок. (Дисс. работа докт. наук). – М., 1982. Введены в практику представления о моторике спортсмена как о многомерном контиинууме; установлены факторные структуры подготовленности спортсменов различной квалификации; выявлены ведущие факторы, определяющие поготовленность спортсменов.Рассчитаны метрологические характеристики тестов и предложена методика оперативного, текущего и этапного контроля нагрузок. 9.Джалилов А. А. Визуальная оценка двигательных действий в связи с совершенствованием профессиональных навыков специалистов по легкой атлетике (на примере бега с мак-симального бега). (Дисс. канд. пед. наук). – М., 1993. Использование результатов проведенного исследования дает возможность оценить уровень профессиональной пригодности специалистов спринтерского бега; рекомендовать ряд элементов бегового шага, на которых целесообразно концентрировать внимание при обучении визуальной оценке и в ходе практической работы; целенаправленно подбирать методы и средства для обучения зрительному восприятию техники бега; повышать профессиональный уровень тренеров. 10.Зуб А. А. Методы специальной физической подготовки спринтеров-женщин высокой квалификации. (Дисс. канд. пед. наук). – М., 1983. Представлены данные о структуре специальной физичексой подготовленности и разработаны нормативные характеристики по скоростным, ритмо-темповым и силовым качествам у бегуний-спринтеров различной квалификации. Классифицированы условные типы подготовленности спортсменок в зависимости от соотношеня уровня развития отдельных физических качеств. Обоснована целесообразность примененияв подготовке бегуний-спринтеров метода акцентированного развития отстающих физических качеств с использованием тренажерных устройств. 11.Иванов В. И. Биохимические изменения энергопластических процессов обмена у животных под влиянием различных физических нагрузок и экспериментальной тренировки. (Дисс. канд. биол. наук). – М., 1975. 12.Иванов В. И. Липиды мембран животных при адаптации к экстремальным воздействиям. (Дисс. докт. биол. наук). – Ташкент., 1989. 13.Калиниченко А. И. Критерии контроля специальной работоспособности и классификации тренировочных беговых средств стайеров старших разрядов. (Дисс. канд. пед. наук). – Л., 1981. 14.Канакова Л. П. Соотношение и последовательность применения основных средста тренировки в подготовке квалифицированных метателей (на примере метания диска и толкания ядра). (Дисс. канд пед. наук). – М., 1984. Соотношение объемов основных средств тренировки квалифицированных метателей диска и толкателей ядра зависит от периода подготоки, квалификации и пола спортсмена. 15.Кудратов Рапижон. Соотношение и распределение беговых средств подготовки по группам упражнений и зонам интенсивности, которая позволяет прогнозировать степень развития различных компонентов выносливости в беге на средние дистанции. 16.Кузьмин В. И. Состояние сердечно-сосудистойсистемы и состава периферической крови у студентов, занимающихся легкой атлетикой в условиях климата г. Ташкента. (Дисс. канд. пед. наук). – Ташкент., 1975. 17.Митрейкин В. Г. Средства и методы силовой выносливости у квалифицированных спринтеров. (Дисс. канд. пед. наук). – М., 1984. Впрвые приведены данные о топографии динамической силовой выносливости и ее компонентах – работоспособности и мощности мышечных групп у бегунов спринтеров уровня 1 разряда – МСМК. 18.Назаренко Е. Н. Соотношение средств специальной подготовки в годичном цикле метательниц копья высокой квалификации. (Дисс. канд. пед. наук). – М., 1986. Система последовательного введения больших объемов средств с различной направленностью их тренирующего потенциала может применяться как один из вариантов построения тренировочного процесса для достижения высокого спортивного результата при росте уровня технической подготовленности метательниц копья. 19.Рахимжанова К. Т. Экспериментальное обоснование построения микроциклов тренировки в подготовительном периоде для метательниц диска 17 – 19 лет. (Дисс. канд. пед.наук). – М., 1978. Приводятся сравнительные данные особенностей построения тренировочных микро- и мезоциклов взрослых и юных спортсменок. Исследована эффективность построения микроциклов различной преимущественной направленности, различных вариантов построения предсоревновательной подготовки юных метательниц, определена оптимальная деятельность этапа предсоревновательной подготовки. 20.Рафиев Х. Т. Перевод учебника «Легкая атлетика для институтов физической культуры / под ред. И. Г. Озолина, В. И. Ворнкина, Ю. Н. Примакова». Присвоено звание доцента. 21.Савельев Ю. М. Эффективность скоростно-силовой подготовки спортсменов спортсменов в условиях применения специальных средств. (Дисс. канд. пед. наук). – Омск., 1993. 22.Смурыгина Л. Содержание и методика самостоятельных занятий по физическому воспитанию студентов специальных учебного отделения. (Дисс. канд. пед. наук). – Ташкент., 1988. 23.Тураев В. Т. Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции. (Дисс. канд. пед. наук). – М., 1995. Предложена новая методика силовой тренировки с использованием стато-динамических упражнений и показано ее положительное влияние на рост силы медленных мышечных волокон. На основе имитационного моделирования долгосрочных адаптационных процессов обоснованн микроцикл подготовки бегунов на короткие дистанции с применением методики увеличения силы медленных мышечных волокон и экспериментально доказана ее эффективность. 24.Умаров А. А. Особенности техники бега бега по повороту на короткие дистанциях и пути ее совершенствования. (Дисс. канд. пед. наук). – М., 1992. Доказано, что специальные упражнения и методика тренировки, разработанные на основе экспериментальных исследований, позволяют целенапрваленно воздействовать как на техническую, так и на скоростно-силовую подготовку спринтеров. Лакализация воздействия на подготовку спринтеров позволяет более эффективно управлять специальной подготовкой для рационального прохождения вирвжа, улучшая спортивный результат. Проведен сравнительный анализ бега по виражу в манеже и на стадионе. 25.Умаров Х. Ю. Планирование тренировочных и соревновательных нагрузок в годичном цикле поготовки прыгунов с шестом высокой квалификации. (Дисс. канд. пед. наук). - М., 1986. Разработана и апробирована модель построения годичного цикла подготовки прыгунов с шестом высокой квалификации. Даны рекомендации для организации комплексного педагогического контроля и определены контрольные номативы специальной подготовленности по этапам годичного цикла для высококвалиицированных пыгунов с шестом. 26.Усманова Л. Н. Построение тренировочного процесса квалифицированных спринтеров на различных этапах годичного цикла подготовки. (Дисс. канд. пед. наук). – М., 1989. Определена информативность критериев, которые можно использовать как ориентиры при выборе показателей тренировочных нагрузок, и проведена их классификация. Определены зависимости между объемами тренировочных упражнений, исползованных спринтерами различной квалификации. Найдено влияние частных объемов тренировочных упражнений различной различной направленности на динамику результатов в тестах на этапах годичного цикла. 27.Ходжаева (Бондарь) Е. Профессионально-педагогическая направленность при подготовке сельских учителей общеобразовательных предметов. (Дисс, канд. пед. наук). - Ташкент., 1984. 28.Шакиров А. Особенности использования подвижных игр для формирования двигательных способностей школьников при занятиях легкой атлетикой. (Дисс. канд. пед. наук). - Ташкент., 1999. Педагогческий эксперимент показал эффективность разработанной методики коррекции двигательной подготовленности школьников. В ходе эксперимента обоснована возможность целенаправленности воздействия на технику выполнения легкоатлетических локомоций – бега, прыжков в длину и высоту с разбега метания малого мяча и гранаты специализированными упражнениями путем применения их в составе модифицированных игр. 29.Неровный В. канд. пед. наук. Андижан 30.Жарков Ю, канд. пед. наук. Коканд. 31.Ярмульник Д. Н. Выполненная дисс. работа в ГЦОЛИФК была по решению Спорткомитета СССР не допущена к защите. (тема квалифицирована как «закрытая» ). 32.Раимбаева Т. Р. Прервала учебу в аспирантуре ВНИИФК по состоянию здоровья. 33. Мухамеджанов Н. М. канд. мед. наук. Ташкент Итог: 33 диссертационные работы и четыре докторские. Информация поготовлена 15 января 2023. Мёнхенгладбах, ФРГ. Комментарии
2023-07-16 11:23:55
Татьяна Иванова
#
#11 и 12-мой папа, Иванов Владимир Иванович, доктор биологических наук, выпускник УзГосИФК 1966-1970г, кафедра легкой атлетики, чемпион Узбекистана среди юниоров по метанию молота. Его рекорд не был побит в течении 10 лет. Спасибо за статью, светлая память папе…
|