Обзор: Еще раз о технической подготовленности спортсмена
« Назад 20.01.2018 15:04
Обзор: Еще раз о технической подготовленности спортсмена Профессор Эгон Андрис Современный уровень спортивных достижений во многих видах легкой атлетики фактически достиг пределов физических возможностей человека. Новые мировые рекорды стали редким явлением. Ключевым звеном как в прошлом, так и в настоящем, является поиск освоения совершенной техники движений. Техника должна быть рациональной и индивидуальной для каждого спортсмена.Тренировка достигает цели, если спортсмен неуклонно повышает свою технику. Изучение и совершенствование является постоянной задачей трнера и спортсмена. Спортивный результат определяется множеством факторов. Л. П. Матвеев (1991) утверждает, что спортивное достижение в любом виде спорта всегда многофакторное явление в том, что оно обусловлено комплексом факторов и условий прямо или косвенно влияющих на спортивные достижения. Тренировка как целенаправленный педагогический процесс характеризуюется старательным развитием всех факторов обусловливающих спортивный результат в легкой атлетие (K-H. Bauersfeld, G. Schröter. 1980). Каждый фактор структуры спортивных достижений внутренне дифференцирован. Доминирующими являются два фактора: «физическая подготовленность (тренированность)» и «координация, техническая поготовленность» Упомянутые два фактора являются постоянным объектом тренировочного процесса в спорте высших достижений. Не умоляя значимости «физической подготовленности» спортсмена, «техническая подготовленоость» является реализатором ее в спортивный результат. Для достижения высокого результата в спорте необходимо владеть совершенной техникой, ... т.е. способом выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью (Л.П.Матвеев). Под „спортивной техникой подразумевают наиболее эффективный и рациональный способ выполнения спортивных упражнений для достижения высокого спортивного результата“. Рациональная техника представляет собой не только правильное обоснованное совершение движений, но и умение проявлять заметные волевые и мышечные усилия, быстро совершать движения и своевременно расслаблять мышцы. Технику спортивных упражнений следует рассматривать как целостную деятельность спортсмена, а также как единство его психической и физической деятельности (координации). Координация (от лат. cardinatio – взаимоупорядочение) – процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в том числе овладение инерциональными характеристиками двигающихся органов. Координация – это способности человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач. . Координационные способности человека (Т.Ю. Круцевич, 2003) очень разнообразны и специфичны. Однако их можно дифференцировать на отдельные группы по особенностям проявления, критериям оценки и факторам, которые их обусловливают. Опираясь на результаты специальных исследований (Донской, 1971; Пехтль, 1971; Blume, 1982$ Гужаловский, 1986; А. Тер-Ованесян, И. Тер-Ованесян, 1986; В.И. Лях, 1989, 1991; В.Н.Платонов, М.М. Булатова, 1995; В.Н. Платонов, 2004) можно выделить следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей: ▫ способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений; ▫ способность к сохранению равновесия; ▫ чувство ритма; ▫ способность к ориентированию в пространстве; ▫ способность к произвольному расслаблению мышц; ▫ координированность движений (ловкость) Естественно, что координационные способности человека являются, при обучении технике спортивных упражнений, предопределяющими: - (при начальном разучивании (грубая координация); - углубленном разучивании (точная координация); - закреплении, совершенствовании и индивидуализации (стабильная и вариативная координация). Этапы обучения. Процесс обучения двигательным действиям осуществляется тремя, относительно самостоятельными этапами. Первый этап – начальное разучивание (грубая координация). В процессе его создается общее представление о двигательном действии (методом показа и рассказа) и формируется установка на овладение им, изучается главный механизм движения, формируется структура выполнения (целостным, расчлененным методами), предупреждаются и устраняются грубые ошибки. Если занимающийся после создания умственного и зрительного представления об изучаемом физическом упражнении сумеет самостоятельно воспроизвести основу его техники, то на этом и завершается первый этап обучения. Второй этап – углубленное разучивание (точная координация) Разучивание, углубленное, детализируемое понимание закономерностей двигательного действия, совершенствуется его координационная структура по элементам движения. Внимание занимающихся избирательно сосредотачивается на отдельных деталях техники, осознании его пространственных характеристик, временных и динамических. При этом мысленная деятельность занимающихся направляется на понимание смысла разучиваемых движений и причин возникновения незначительных ошибок. Третий этап – закрепление и дальнейшее совершенствование (стабильная и вариативная координация). Создается навык и формируется способность целесообразно применять двигательные действия в реальных условиях практической деятельности (как тренировочных, так и соревновательных действий). Закрепление происходит в процессе многократного повторения разученного действия в относительно постоянных внешних условиях. В дальнейшем осуществляется стабилизация и совершенствование, достигается необходимая прочность, стабильность (использование целостного метода). Продолжительность третьего этапа зависит от подготовленности занимающихся и многих других факторов. В целом совершенствование техники должно приобретать на данном этапе все более индивидуализированный характер. Индивидуализация техники – это приведение техники в соответствие с индивидуальными особенностями спортсмена, обеспечивающие высокую эффективность усилий. Индивидуализация достигается отражением в технике положительных особенностей спортсмена. По современным представлениям функциональные возможности двигательной деятельности изучаются в виде комплекса двигательных качеств основные из которых – сила, быстрота, выносливость. Каждое из названных качеств имеет ряд особенностей, в той или иной степени связанные между собой (например, статическая и динамическая сила, быстрота реакции, быстрота одиночного движения, общая выносливость, силовая выносливость и др.) Уровень и характер функциональных возможностей зависит от развития и соотношения всех видов двигательнных качеств. Для каждого вида спорта или спортивных упражнений характерны определенные профили развития видов качеств. Техника каждого спортсмена обусловлена его индивидуальным профилем физического развития. Типовые особенности телосложения и подготовленности спортсменов позволяют находить «типовую» индивидуализацию техники для спортсменов этого типа. А сугубо личные особенности требуют уже «персональной» индивидуализации. На характер техники спортсмена влияют его телосложение и функциональные возможности. К особенностям формы и строения тела, влияющие на технику, относятся рост, длина звеньев тела как рычагов и маятников, пропорции частей тела, масса звеньев тела, их момент инерции. Следовательно, индивидуализация означает как приспособление техники к особенностям спортсмена, так и развитие его функциональных возможностей соответственно требованиям техники. Таким образом, техника вырабатывается в соответствии со стандартом, индивидуализируется и приспособляется к конкретным условиям выполнения, включает в себя общие, индивидуальные и конкретные особенности. (В.А. Масленников. 2008). Обучение спортивной технике При обучении спортивному упражнению и его освоению обязательным является деление его на части, фазы и элементы. ▫ Части спортивного упражнения: – это основное движении операции, приемы из которых состоит данное целостное движение (например: бег на 100м – старт, стартовый разгон, бег по дистанции, финиширование). ▫ Фазы: – это специфичные детали частей упражнения (на пример: бег по дистанции – в беговом шаге фаза амортизации и оттакивания). ▫ Элементы: – каждая фаза спортивной техники делится на составные части называемые элементами (движение одной части тела. Например: - сгибание ноги в фазе амортизации). ▫ Периоды: - фазы имеют общие особенности составляющие ее детали которые называются периодами: - период опоры и полета. ▫ Позы: – это относительное расположение звеньев тела в пространстве. (положение тела при передвижении: подбор целесообразного исходного положения для последующего движения). В технике спортивного упражнения в целом в ее частях и фазах выделяют подготовительные (предварительные), основные и заключительные (финальные) позы. Справка: Автор рекомендует читателю обратить внимание на предыдущую статью »Обзор: Методика обучения и техническая подготовленность легкоатлетов» (Uzathletics. uz раздел Статьи), а также работы: Профессора А.Д. Донского (1971) о «граничных позах» при смене движения в двигательном акте спортсмена; М.М. Богена (1985) разработавшего понятия «основных опорных точек - ООТ», и их совокупность состовляющую программу действия, называемую «ориентировочная основа действия - ООД». В последующем это вызвало появление «позного метода обучения технике движения» (Н.С. Романов, G. Fletscher (1977, 2010) конкретизировавшего понятия «позный метод» и «ключевая поза» (Е.В. Никитина, 2011). Целью спортивной подготовки: - является достижение спортсменом максимального уровня технической, физической и психической подготовленности обусловленной спецификой вида спорта. Основные задачи: ▫ Освоение техники и тактики избранного вида спорта: - техническая и тактическа подготовленность; ▫ Обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств и функциональных систем организма: - физическая подготовленность; ▫ Воспитание моральных и волевых качеств и специальной психической подготовленности; ▫ Приобретение теоретических знаний и практического опыта в тренировочной и соревноательной деятельности. В области технического совершенствования задачами являются: создание нужных предствалений о спортивной технике, овладение необходимыми умениями и навыками, совершенствование спортивной техники путем изменения ее динамических и кинематических параметров, а также освоения новых приемов и элементов, обеспечение вариативности спортивной техники, ее адекватности условиям соревновательной деятельности и функциональным возможностям спортсмена, обеспечение устойчивости основных характеристик техники к действию сбивающих факторов. Техническая подготовленность – это степень освоения спортсменом системы движений, соответствующей особенностям избранного вида спорта и направленной на достижение высоких спортивных результатов. Техническую подготовленность нельзя рассматривать изолированно, спортивная техника тесно взаимосвязана с физическими, тактическими, психическими и другими возможностями спортсмена, а также с конкретными условиями внешней среды, в которых выполняется спортивное действие. Технические приемы и действия в современном спорте исключительно многообразны, объем их постоянно обогощается. В легкой атлетике техническая подготовленность характеризуется направленностью преобладающего проявления физического качества: скоростные, силовые, скоростно – силовые, скоростной выносливости, специалной выносливости. Помио этого легкая атлетика делится на группы видов: ходьба, бег, прыжки, метани и многоборья. Относительно стабильная техника спортсменов относящихся к различным видам легкой атлетики должна совершенствоваться качественно, эффективно и индивидуализированно. В структуре технической подготовленности важно выделить базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида спорта. Дополнительные движения и действия – это движения и действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их индивидуальнвми особенностями. Именно дополнительные движения и действия во многом определяют стиль спортсмена, индивидуальную техническую манеру. Процесс овладения и совершенствования техники ддвижений в рамках годичного цикла тренировки у квалифицированных во многом зависит от закономерностей приобретения, сохранения и дальнейшего развития спортивной формы (Studfiles.net). В связи с этим в годичном цикле выделяют три этапа технической подготовки: 1 – поисковый (ревизии техники); 2 – стабилизации; 3 – адаптивного совершенствования (приспособительного). На первом этапе техническая подготовка направлена на формирование новой техники соревновательных действий (или ее обновленного варианта), улучшение предпосылок ее практического освоения, разучивания (или переучивания) отдельных движений, входящих в состав соревновательных действий. Этот этап совпадает с первой половиной подготовительного периода. На втором этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий. Он охватывает значительную часть второй половины подготовительного периода. На третьем этапе техническая подготовка направлена на совершенствование сформированных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности (изменчивости), стабильности (устойчивости), надежности применительно к условиям основных соревнований. Этот этап начинается с завершающей части подготовительного периода и распространяется на соревновательый период. Необходимо обратить внимание, что переучивание требует продолжительной и кропотливой работы, но несмотря на это результаты оказываются негативными. Так как попытки изменить натренированный навык может привести к ломке сформировавшегося стереотипа. Новый двигательный стереотип не способен погасить влияние старого. Особое внимание необходимо при этом уделять закономерносям формирования двигательных навыка: образование динамического стереотипа, взамодействие навыков,, скорость образования навыков, правильного подбора методов и приемов обучения. (Бернштейн Н. А. 2001, В. С. Фарфель 1975, Коц Я.М. 1980, 1998). Средства и методы обучения. В педагогике средства и методы составляют одно целое. Средство - что? Метод – каким образом? Средствами обучения и тренировки в спорте служат различные упражнения – виды легкой атлетики, гимнастики, спортивных игр... Все виды подвижной деятельности в спортивной практике объединяются термином «физические упражненя». Физические упражнения – это основное и специальное средство физического воспитания, особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающихся. Физические упражнения как способы решения задач учебно – тренировочного процесс по своему значеню делятся на: основные упражнения, характерные по структуре для выбранного вида спорта (бег у бегуна, прыжок у прыгуна в длину, метание диска у дискобола ...), вспомогательные упражнения по структуре движений, подготовительные, подводящие, специальные, имитационные ... Основной метод обучения в спорте – это тренировка, т.е. систематическое целенаправленное повторение двигательных задач. Метод (греч. methodos – путь исследования, учение) 1. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни. Диалектический м., Экспериментальный м., Сравнительный м. 2. Прием, система приемов в какой-л. деятельности; способ или образ действия. М. обучения, М. актерской игры. Держаться своего метода руководства. Изучить методы борьбы с преступностью. Методы направленные на овладение двигательными умениями и навыками. В зависимости от способа освоения структуры двигательного действия, в процессе двигательного действия, в процессе разучивания их подразделяются на:
Существует множество приемо, используемых в процессе расчленения разучиваемого двигательных действий. К основным следует отнести: освоение ключевых положений тела и его частей (ООТ, ООД. (Боген М.М.), «ключевые позы» (Никитина Е.), временная фисация положения тела в той или иной фазеупражнения («граничные позы» - мгновенные положения тела в момент смены фаз (Донской Д.Д.), имитация движения, изменение исходных и конечных условий движения и т.д.
Для выбора наилучшего метода отсутствует определенного правила одного метода другому. При обучении можно достичь успеха, применяя различные методы в зависимости от личности конкретного спортсмена, опыта и знаний тренера. При использовании раздельного метода обучения необходимо вначале продемонстрировать ученикам целое упражнение для создания у них представления о слиянии частей в целое. После демонстрации нужно разделить упражнение на части, что способствует его освоение. Раздельный метод наиболее приемлем для освоения комплексных умений и навыков, состоящих из отдельных частей. После их освоения необходимо объединить части в целое как можно скорее. Выявление и исправление ошибок. Теоретическое и практическое освоение двигательных навыков во всех случаях происходит путем постоянного исправления ошибок., чтобы постепенно приблизиться к созданию возможно точного представления и корректного двигательного стереотипа выполнения изучаемого упражнения. Талант тренера состоит в выявлении основных ошибок, препятствующих освоению упражнения, и устранении причин, приводящих к совершению ошибок. Только после этого появляется возможность использовать соответствующие средства и методы для устранения ошибок. Резюме: Освоение двигательных задач осуществляется во всех случаях посредством исправления ошибок. Переучивание уже освоенного требует постоянных усилий и часто дает отрицательный результат. Освоение новой техники предпологает полное изменение моторики программы. При обучении нужно расположить ошибки в соответствии с их важностью: основные, типичные и частичные. В первую очередь нужно выявить основные ошибки, более всего влияющие на результат. Причины возникновения ошибок могут быть биомеханические, морфологические, физиологическими, спортивно-педагогическимию Цитируемые источники 1. Андрис Э.Р. Обзор: Методика обучения и техническая подготовленность легкоатлетов.. Федерация легкой атлетики Узбекистана. Uzathlenics.uz раздел Статьи. 2015 2. Бернштейн Н.А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике. –М.: СпортАкадемПресс. 2001 3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. –М.: Физкультура и спорт. 1985. 4. Жилкин В.С., Кузьмин В.С., Сидорчук Е.В. Легкая атлетика. Учебное пособие. –М.: Академия. 2009 5. Коц Я.М. Физиология спорта. Учебник для ИФК. .М.: ФиС. 1980 . -464с. 6. Круцевич Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. В 2 Т. Олимп. литерат. –Киев. 2003. 7. Маленников В.А. Биомеханика. Курс лекций. Т. 1,2, 3. –Великий Новгород. 2008. 8. Матвеев Л.П. Теориия и методика физической культуры. Учебник для ИФК.–М.: ФиС.1991. 9. Миновский В.П. Роль игрового метода тренировки в развитии физических качеств у юных легко- атлетов на этапе начальной подготовки. Метод. разработка. –Нальчик. 2011. 10. Огородников В.П. Анализ методик обучения учащихся в видах спорта при проведении уроков физической культуры и здоровья. –Белорусский гос.пед.институт им. Максима Танка. 2012. 11. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. – Киев. Олимпийская литература. 2004.-800с. 12. Романов Н., Робсон Д. Позный метод бега. –М.: «Манн, Иванов и Фарбер» 2013. -288с. 13. Теория и методика избранного вида спорта. Тема 1. Спортивная тренировка. StudFiles. https:// Studfiles.net /prevew/3300011/ 14. Фарфель В.С. Управление движениями в спорте. –М.: ФиС1975. -216с. 15. 15 i+tase_vene_ped_Техника.pdf Обучение спортивной технике и ее освоение. 16. Bauersfeld K.- H, Schröter G. Grundlagen der Leichtathletik. Sportverlag Berlin - 198- КомментарииКомментариев пока нет |