Обзор: Современное состояние системы подготовки спортсмена
« Назад 13.01.2023 08:16
Профессор Андрис Э. Р. Подготовка спортсмена – это многосторонний процесс, имеющий специфическое содержание и форму организации, превращающие ее в сложное системное воздействие на личность, физическое состояние и здоровье спортсмена, направленное на его всестороннее воспитание, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы (Верхошанский Ю. В., 1988). По мнеию Н, Г. Озолина (1995), современная система спортивной подготовки – это многолетний, круглогоодичный , специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки в соответствии с индивидуальными особенностями спортсмена, проводимый при его активной деятельности в условиях надлежащего педагогического контроля и руководства, научного, медико-биологического и материально-технического обеспечения, использования средств восстановиления и эффективной организации. Спортивная тренировка как основная форма подготовки спортсмена. Понятие «спортивная тренировка» во многом совпадает с понятием «подготовка спортсмена», однако не полностью. Второе понятие значитльно шире как по содержанию, так и по объему. (Матвеев Л. П., 1991, 2015.) «Подготовка спортсмена представляет собой процесс целесообразного исполь-зования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным досижениям. В качестве комплексной системы подготовка спортсмена включает в себя: а) спортивную тренировку; б) спортивные состязания (в той мере, в какой они служат формой подготовки); в) использование внетренировочных и внесоревновательных факторов, которые дополняют тренировку и состязания и оптимизируют их эффект. Эти компоненты можно рассматриваь как, в свою очередь, как относительно самостоятельные системы. Их взаимосвязь и особенности видны уже из следующих кратких характеристик.» Спортивная тренировка – это подготовка к спортивным состязаниям, построенная в виде системы упражнений и представляющая собой , по сути, педагогически организованный процесс управления развития спортсмена (его спортивным совершенствованием). В содержание спортивной тренировки входят, хотя и не полностью, все основные стороны подготовки спортсмена: физическая, техническая, тактическая и специальная психическая. Эффект систематческой тренировки воплощается в приобретени и повышении уровня тренированности спортсмена. Она составляет основу его подгтовленности к спортивным достижениям (общую и специальную тренированность). Система соревнований включает в себя ряд официальных официальных и не официальных состязаний являющихся специфическими формами спортивной деятельности. Они организуются в соответствии с принципами, нормами и правилами, принятыми в спорте, и различаются по масштабу, значимости и другим признакам. Большинство других состязаний являются, по-существу, подготовительными (проверка готовности, приобретение соревновательного опыта и т. п.). Факторы, дополняющие тренировку и соревнования оптимизирующие их эффект, - это общий режим жизни, организованный в соответствии с требованиями спортивной деятельности, специализированное питание, средства и методы восстановления после спортивныых нагрузок (массаж, сауна, и т. п.), дополнительные факторы повышения спортивной работоспособности и т. п. Только сочетание всех этих компонентов, соединенных в комплексную систему, может обеспечить оптимальный рост спортивных достижений и общий положитель-ный эффект спортивной деятельности. Целостный эффект спортивной подготовки обозначают термином «подготовленность». В данном случае под этим подразумевают комплексное динамическое состояние спортсмена, которое является общим следствием его подготовки и характеризуется совокупностью таких показателей, как достигнутый уровень развития физических и психических качеств, необходимых для успеха в спорте (соответственно, физическая и психическая подготовленность), степень освоения спортивно-технического и тактического мастерства (спортивно-техническая и тактическая подготовленность). Проблемы совершенствования системы подготовки занимают одно из центральных мест в теории и практики легкой атлетие (и не только). Достижения высших спортив-ных результатов невозможно без оптимального сочетания всех параметров, характе-ризующих готовность к высоким достижениям. Продуктивное развитие теории подготовки спортсменов во многом обусловливается правильным выбором страте-гических напралений ее дальнейшего совершенствования. (Платонов В. Н., 2016) отмечает, что в 70-х годах прошедшего века возникла необходимость введения новой научной и учебной дисциплины – общей теории и мето-дики спортивной тренировки или, что несколько шире, «спортивной подготовки». Спе-циалисты спорта стали понимать, что без теории, в которой был-бы обобщен накопившийся практически необозримый материал социологического, психологичес-кого, спортивно-педагогического, медико-биологического порядка, трудно рассчиты-вать на дальнейшее принципиальное совершенствование системы подготовки спортсменов. Первыми наиболее крупными, оъединяющими трудами такого рода были книги Озолина Н. Г, (СССР) «Современная система спортивной тренировки» (1970) и коллективная работа специалистов ГДР «Учение о тренировке» под редакцией Д. Харре (1971) и Bauersfeld Karl-Heinz „Grundlagen der Leichtathletik“ (1980). Анализ основных направлений совершенствования процесса подготовки спортсменов высокой квалификации показал, что существенными резервами повышения их эффект-тивности является объективизация и совершенствование технологии управления трени-ровочным процессом. Полищук Д. А., (1999), (Платонов В. Н., (1984), Келлер В. С., Платонов В. Н., (1993), Келлер В. С., (1985), Матвеев Л. П., (2014). Введенная Н. Г. Озолиным (1970) дефиниция «соревновательная подготовка», когда участие в соревнованиях было предложено рассматривать как одно из важнейших средств подготовки спортсменов, в дальнейшем было развито Л. П. Матвеевым (1991, 1997), Платоновым В. Н. и Келлер В. С. (1987), Годик М. А. (1980), Сусловым Ф. П. и Шустиным Б.Н. (1983,1995), Андрис Э. Р. (1978) и др. В последние годы широко анализируются возможности управления процессом подготовки квалифицированных спортсменов на основе использования модельных характеристик. В этом плане первоочередной интерес представляют характеристики соревновательной деятельности, определяющие конкретный уровень спортивного результата. Платонов В. Н., Келлер В. С. (1987), Матвеев Л. П. (1997), Красников А. А. (2007). Как уже отмечалось ранее, соревновательная деятельность является многоаспектным понятием, подразумевающим специальную сферу деятельности спортсмена, в рамках которой в соответствии с присущим для разных видов спорта правилами, содержанием двигательных действий, способами ведения соревновательным борьбы осуществляется объективное сравнение спортивно-достиженческих возможностей спортсменов обеспе-чивается их масимальное проявление, а также максимально специализированными средствами воздействия повышается уровень подготовленности занимающихся. Фискалов В., Черкашин В., (2016). Таким образом, на эффективность структуры соревновательной деятельности спортсменов существенное влияние оказывают: целевые установки и возможность реализации определенных соревновательных действий, целесообразность которых обусловлена имеющимися двигательным опытом, биомеханической эффективностью реализуемых действий; учетом динамики собственного состояния, поведения противников и партнеров; восприятием внешней среды и условий проведения соревнований. Всесторонний анализ и учет указанных характеристик позволяет наиболее полно реализовать спортивно-достиженские возможности спортсмена или команд. Фискалов В., Черкасов В., (2016), Платонов В. Н., Келлер В. С. (1987), Спорт – представляет собой соревновательную деятельность, специальную подго-товку к ней, а также специфические отношения и достижения в сфере этой деятель-ности. Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфи-ческой формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации действий соревнующихся, условий их выполнения и способов оценки достижений по установ-ленным правилам в каждом виде спорта. Красников А. А. (2007). Матвеев Л. П. (1991, 2019). Специальная подготовка к соревновательной деятельности осуществляется в форме спортивной тренировки Никитушкин В. Г., Суслов Ф. П. (2018), Платонов В. Н. (2015). Соревновательная деятельность в спорте: Платонов В. Н., (2015), Суслов Ф. П, Сыч Б. Н., Шустин Б. Н., (1995), Шустин Б. Н., (2020), Врублевский Е. П., Севдалиев С. В., Нарскин А. Г., Кожедуб М. С. (1995), Шустин Б. Н.,(1996), Балахннчев В. В., Шустин Б. Н., (1999) и др.
Современная теория подготовки спортсменов Платонов В. Н. (2015) отмечает, что историческое развитие теории подготовки спорт-сменов предопределило такое ее формирование, при котором различные формы науч-ного знания, рассматриваемые в качестве исходной основы, не только образуют эмпи-рическую и теоретическую базу теории, но и входят в неё в качестве элементов (Рис.1).
Центральная часть теории подготовки спортсмнов всем своим содержанием опира-ется на огромный массив знаний, составляющий ее периферическую часть, которая включает множество фактов, суждений, гипотез, идей, исключений, парадоксальных явлений, накопленных в области теории и практики спорта, а также в смежных дисци- нах: анатомии, физиологии, биомеханике, гентике, психологии, педагогике, спортивной медицине и др., в частных научных дисциплинах, подходах и теориях - теории адапта- ции, системном подходе, кибернетике, теории функциональных систем и др. Платонов В. Н. (2015) отмечает, что «Современная теория подготовки спортсменов, опирается на методологию интегративных подходов, а также на возможности смежных дисциплин, позволяет обеспечить такую систематизацию знаний, которая отличалась бы функциональной полнотой и внутренней непротиворечивостью. Этой методологией мы руководствовались при подготовке крупного труда «Система подготовки спорт-сменов в олимпийском спорте», вышедшей в издательстве «Олимпйская литература». (Платонов В. Н., 2015). Представления в этой области знаний отображены в пятнадцати разделах (см. ниже). Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: дифференциация знаний в области общей теории подготовки спортсменов на первом иерархическом уровне 1.История формирования и методологические способы общей теории подготовки спортсменов.
2.Олимпийские виды спорта, соревнования и соревновательная деятельностью3
3.Основы общй теории подготовки спортсмено
4.Цель, задачи, средства, методы и принципы спортивной подготовки.
5.Мегаструктура процесса подготовки и поэтапная система спортивного отбо-ра и ориентации
6.Макроструктура процесса подготовки спортсменов.
7.Микро и мезоструктура процесса подготовки спортсменов.
8.Технико-тактическая и психологическая подготовка спортсменов.
9.Двигательные (физические) качества и физическая подготовка спортсменов.
10.Контроль и управление в системе подготовки и соревновательной деятельн-ости спортсменов.
11.Моделирование и прогнозирование в системе подготовки подготовки и соревно-вательной деятельности спортсменов.
12.Экстремальные условия в системе подготовки и соревновательной деятельнос-ти спортсменов.
13.Эргогеенные средства в системе подготовки и соревновательной деятельности спртсменов.
14.Перетренированность и травматизм спортсменов.
15.Проблемы олимпийского спорта, связанные с системой подготовки спортсменов.
Примечания: Дополнительую информацию по изложеному выше материалу «Современная теория подготовки спортсменов» читатель моет ознакомиться в оригинале статьи: Владимир Платонов. Общая теория подготовки спортсменов: Теория развития, методология построения, современное состоние. ж. Наука в олимпийском спорте. № 3, 2016. – С 75 – 104. Направлние совершенствования системы знаний (по Платонову В. Н., 2015) Продутивное развитие теории подготовки спортсменов во многом обусловливается правильным выбором стратегических направлений ее дальнейшего совершенствования, выявления резервов, заложенных в разработке ее различных направлений. В этом плане уместно охарактеризовать возможности совершенствования систем спортивной подго-товки в следующих основных направлениях. Перое направление – прирост объема тренировочной и соревновательной деятельности. Значение основных показателей, характеризующих эту сторону процесс спортивной тренировки , в первой половине 90-х годов ХХ века в два раза, а в отдельных случаях и более, превысили данные 60-х годов ХХ в. Второе направление – разработка методики продления периода успешных выступлений спортсменов на заключительных этапах спортивной карьеры. Третье направление – оптимизация построения четырехлетних олимпийских циклов. Одной из тенденций современного олимпийского спорта является увеличение продол-жительности периода выступлений спортсменов на уровне спорта высших достижений. Четвертое направление – Устранение противоречий, возникших в сфере олимпийского спорта в связи с учреждением Юношеских олимпийских игр, которые, вопреки перво-начальным представлениям, во многих странах превращаются в спортивные события международного масштаба, организуемые по такому же принципу, как и Игры Олимпи-ад и зимние Олимпийские игры. Пятое направление – осознание того, что периодизация подготовки должна опираться на творческое использование закономерностей и принципов спортивной подготовки, а не формальные схемы, подогнанные под календарь соревнования. Шестое направление – строгое соответствие системы тренировки спортсменов высокого класса специфическим требованиям избранного для специализации вида спорта. Это выражается в резком увеличении объема вспомогательной и, особенно, специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы. Седьмое направление - максимальная ориентация на индивидуальные задатки и спо-собности каждого конкретного спортсмена при выборе спортивной специализации, разработке всей системы многолетней подготовки, определении рациональной структу-ры соревновательной деятельности и др. Восьмое направление – стремление к строго сблансированной системе тренировочных соревновательных нагрузок, отдыха, питания, средств восстановления, стимуляции работоспособности и мобилизации функциональных резервов. Девятое направление – соответствие системы подготовки к главным соревнованиям географическим и климатическим условиям мест, в которых планируется проведение этих соревнований. Следует постоянно иметь в виду, что проведение соревнований в условиях жаркого или холодного климата, среднегорья и высокогорья, при значительной смене часовых поясов способно самым существенным образом повлиять на уровень достижений спортсменов. Десятое направление – расширение нетрадиционных средств подготовки: использова-ние приборов, оборудования и методических приемов, позволяющих полнее раскрыть функциональные резервы организма спортсмена; применение тренажеров, обеспечива-ющих сопряженное совершенствование двигательных качеств (например, силы и гиб-кости, силы и координационных способностей), физическое и техническое совершен-ствование; проведение тренировки в условиях среднегорья и высокогорья, позволяю-щее интенсифицировать процессы адаптации к факторам тренировочного воздействия, повысить эффективность непосредственной подготовки к соревнованиям и др. Одиннадцатое направление – ориентация всей системы спортивной тренировки на достижение оптимальной структуры соревновательной деятельности. Двенадцатое направление - совершенствование системы управления тренировочным процессом на основе объективизации знаний о структуре соревновательной деятель-ности и подготовленности с учетом как общих закономерностей становления спортивного мастерства в конкретном виде спорта, так и индивидуальных возмож-ностей спортсменов. Тринадцатое направвление – расширение, конкретизация и частичная перестройка знаний и практической деятельности по ряду разделов спортивной подготовки (развитие двигательных качеств, планирование нагрузки в различных структурных образованиях, совершенствование сложных элементов спортивной техники, примене-ние эргогенных средств и др.) в направлении обеспечения условий для профилактики спортивного травматизма и перетренированности. Четырнадцатое направление – динамичность системы подготовки, ее оперативная коррекция на основе постоянного изучения и учета как общих тенденций развития олимпийского спорта, так и особенностей развития конкретных его видов – изменение правил соревнованийй и условий их проведения, применение нового инвентаря и оборудования, расширения календаря и изменение значимости различных соревно-ваний и др. Пятнадцатое направление – целенаправленная работа по отбору и включению предметную область теории подготовки спортсменов постоянно обновляющегося и расширяющегося в результате многообразных научных исследований и данных практического опыта материала. Отбор из огромного количества таких данных тех из них, которые могут быть включены в эмпирическую основу теории, представляет собой сложную и исключительно важную аналитическую работу, способствующую развитию и расширению закономерностей, принципов и правил теории. Читать: Владимир Платонов. Специальные принципы в системе подготовки спортсменов. ж. Наука в олимпийском спорте. № 2, 2014, - С 8 – 18. Литература Андрис Э. Р,, Арзуманов Г. Г., Годик М. А. Планирование нагрузок: о соотношении групповой и индивидуальных моделей в планировании тренировочных нагру-зок спринтеров. - Легкая атлетика. – 1987. № 4. - С. 11 - 12. Андрис Э. Р., Арзуманов Г. Г., Годик М. А. Выбор тренировочных средств в зависимости от структуры соревноватльных упражнений. Теория и практика физической культуры. - 1979. № 2. - С. 11 – 13. Андрис Э. Р. Управление тренировкой в беге на 100 метров. –Ташкент.: «Медицина» - 1990. – 81с. Балахничев В. В., Шустин Б. Н. Система спортивных соревнований в легкоат-летическом спорте. II Юбилейный сборник посвящ. 65-летию ВНИИФК. –М.: -1999. С – 32 – 39. Верхошанский Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и орт. – 1985. – 176с. Верхошанский Ю. В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки. Теория и практика физичесской культуры. – 1988. № 7. Врублевский Е. П., Севдалев., Нарскин А. Г., Кожедуб М. С. Технология индиви-дуализации подготовки квалифицированных спортсменок: теоретико-методические ас-пекты. – Гомель.: - ГТУ им. Ф. Скорины. – 2016. -233с. Годик М. А. Контроль тренировочных и стревновательных агрузок. – М,: ФиС. -1980. - 135с. Красников А. А. Общая теория спортивных соревнований, проблемы и опыт их решения. Автореферат докт. дисс. – М.: 2007. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – М.: «Спорт» - 2019.С, Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки. – М.: ФиС. – 1974, -280с. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. – М., ФиС - 1991. Никитушкин В. Г. Спорт высших достижений. Уч. пособие. – М.: «Спорт» - 2018. Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. – М.: ФиС. – 1970. Полиищук Д. А. Теоретико - методические аспекты совершенствования процесса подготовки спортсменов высокой квалификации на основе использования модели структуры соревновательной деятельности и подготовленности. Докт. дисс. – Варшава.: - 1999. Платонов В. Н. Теория и методика спортивной тренировки. – К.: Вища школа., -1984. – 288с. Платонов В. Н., Келлер В. С. Соревновательная деятельность в спорте. Лекция - К., КГИФК. – 1987. Платонов В. Н. Современная спортивная тренировка. –К.: Здоров`я. – 1980. – 330с. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория спорта и ее практическое применение. – К.: Олимпийская литература в 2-х книгах. – 2015. Платонов В. Н. Общая теория поготовки спортсменов: история развития, методология потроения, современное состояние.– К.: Наука в олимпийском спорте. – 2016. - №3. Платонов В. Н. Специальные принципы в системе подготовки спортсменов. - К.: Наука в олимпийском спорте. – 2014. - № 7. Суслов Ф. П., Сыч В. Л., Шустин Б. Н. Современная система спортивной подготовки. – М.:, изд. «СААМ» - 1995. -448с. Фискалов В. Д., Черкашин В. П.Теоретико методические аспекты практики спорта. Уч. пособие. - М.: Изд «Спорт». – 2016. Харре Д. Учение о тренировке. ГДР. – М.: Физкультура и спорт. - 1971 Шустин Б. Н. Моделирование в спорте выших достижений – М,: РГАФК - 1995. – 104с. Шустин Б. Н. Современная система спортивной подготовки. – М,: Спорт. – 2020. – 440с. Bauersfeld K –H., Schröter G. Grundlagen der Leichtathletik. - 1980. Sportverlag Berlin. – 383s. Harre, D., u.a.: Trainingslehre. – Berlin 1969; 1979; 1986. КомментарииКомментариев пока нет |