Э. Р. Андрис - Обзор: Сенситивные периоды в развитии основных физических способностей спортсменов
« Назад 12.05.2022 19:20
Профессор Андрис Эгон Робертович Сенситивные периоды – периоды особой чувствителности к тем стимулам окружающей среды, которые соответствуют потребностя развития ребенка. Это так называемые «окна возможностей, подсказывающие оптимальный период для обучения его чему-либо. М. Монтессори (1870- 1952) Современное состояние теоретических, методических исследований и практический опыт тренеров, учителей физической культуры, педагогов, психологов спорта и врачей отражает внимание на необходимость учета: - онтогенеза развития спортсмена (сенситивных периодов) с позиций этапности развития физических качеств и двигательных способностей занимающихся и адекватности средств тренировки; - применения и совершенствования (особенно на начальных этапах подготовки) методов игровой и соревновательной направленности; Подготовка спортсменов высокого класса в большой степени зависит от эффективности системы многолетне подготовки, которую можно определить как рационально организованный процесс обучения, воспитаеия и тренировки детей, подростков, юношей и взрослых спорт-сменов, осуществляемый в спортивных школах на основе учбных программ. Многолетняя подготовка спортсмена может может быть успешно осуществлена лишь при тщательном учете возрастных особенностей развития человека, уровня его подготовленности, специфики избран-ного вида спорта, особенностей развития физических качеств, правильного формирования двигательных навыков и умений. Развитие различных сторон подготовленности юных спортсменов происходит неравномерно. В одном возрасте преобладает рост одних качеств, в другом – иных. В юношеском возрасте имеются благоприятные потенциальные возможности для развития всех качеств. Педагогическо воздействие на развитие физических качеств юных спортсменов способствует наиболее полному проявлению те из них, рост которых наиболее выражен на той или иной ступени возрастногоразвития. Необходимо использовать избирательно-направленные нагрузки в сенситивные (чувствительные, благоприятные) пери-оды для развития двигательных способностей и физических качеств юных спортменов. [Матвеев Л. П., 19914; Шомуратов А. А., 2017; Губа В. П., Маринич В. В., 2016]. В научно-методической спортивной литературе конца ХХ и начала ХХI века уделяется большое внимание сенситивным периодам двигательных способностей у детей, подростков и юношей. [Гужаловский А. А,. 1978, 1984; Лях В. И., 1989,2000; Ахатов А. М., Кузнецов А. С. 2010; Губа В. П., Лексаков А. В., Антипов А. В., 2010; Тхорев В. И., Аршинник С. П., 2019; Погосян Т. Л., 2019;] и др. Прежде всего это связано с проблемой омоложения в спорте, а в легкой атлетике признанной спортом с «поздней специализацией» и длительным многолетним тренировочным процессом. [Матвеев Л. П., 1991; Платонов В. Н., 2004, 2010; Томпсон, Питер Дж. Л., 2010; Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2005]. В этой связи в легкой атлетике принята система долгосрочного подхода к развитию и подготовке спортсмена. Каждый этап развития спортсмена должен отражаться в структуре и характере тренировки, и в каждый момент увязываться с тем моментом в котором находится спортсмен на пути своего развития. Это означает, что спортсмены делают то, что нужно в данный момент для своего долгосрочного – а не сиюминутного развития. Важнейшим ориен-тиром должен быть биологический возраст спортсменов, (т.е уровня развития организма: степень морфологического и физиологического развития, иначе –онтогегенетическая зрелость) [Матвеев Л. П., 1997, 1999; Гужаловский 1984; Губа В. П., 1997: Томпсон, Питер Дж. Л., 2010]. Особое внимание уделелять сенситивным периодам развития двигательых и координационных способносте юных спортсменов [Гужаловский А. А., 1984; Губа В. П., 1997; Матвеев Л. П., 1991; Тхорев В. И., Аршинник С. П.,2016; Матыцин О.В., 2002; Погосян Т. А., 2016; и др. Дробинская А. Д., 2017; Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2005]. Сенситивные периоды в развитии физических способностей Многочисленными исследования установлено, что физические способности ребенка бурно развиваются только в те возрастные периоды, которые обусловлены биологическими и физиологическими особенностями развития человеа. Практика показывает, что способности ребенка можно развивать на протяжении всего юношеского возраста, однако целесообразно направлять усилия на их развитие в те периоды, когда конкретное качество может бурно развиваться. Обычно их называют «сеситивными» или «чуствитльными». [Губа В. П., Маринич В.В., 2016; Дробинская А. О., 2014. Martin, D-, 1988; Conzelmann, A., 2007, 2009]. Переход от одного возрастного приода к дргому является переломным этапом развития: организм меняет одно качественное состояние на другое. Скачкообразные моменты развития целого организма, отдельных его органов и тканей называется критическими. Они жестко контролируятся генетически. С ними частично совпадают так называемые сенситивные пери-оды [Солодков А. С., Сологуб Е. Б., 2005; Губа В. П., Маринич В. В., 2016]. Сенситивные периоды – это периоды снижения генетического контроля и повышенной чувствительности организма к средовым влияниям, в том числе педагогическим и тренировочным. Критические периоды переключают огранизм на новый уровень онтогенеза, создают морфофункциональную основу существования организма в новых условиях жизнедеятельности (например, активация определенных генов обеспечивает возникновение переходного периода у подростков), а сенситивные периоды приспосабливают функционирование организма к этим условиям (оптимизируются перестроечные процессы в различных органах и системах организма, налаживается согласование деятельности различных функциональных систем, обеспечивается адаптация к физическим и умственным нагрузкам на уровне существования организма и т п.). С этим связана высокая чувствительность организма к внешним влияниям в сенситивные периоды развития. Сенситивный период – это временной диапазон, максимально благоприятный для развития той или иной функции, той или иной способности человека. Сенситивные периоды в развитии ребенка определяются последовательным созреванием определенных участков центральной нервной системой. Знание этих периодов позволяет создавать вокруг ребенка необходимую среду для развития навыков, которые связаны с развитием определенных структур мозга. Выявление и учет сенситивных периодов является обязательным условием создания адек-ватных условий эффективного обучения и сохранения здоровья ребенка. Границы сенситивных периодов не являются резко выраженными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев. Сенситивные периоды формирования различных функций могут накладываться и создавать предпосылки друг для друга. Выделение сенситивных периодов в равной степени относится к моторным функциям (освоение моторных навыков), сенсорным функциям (развити восприятия окружающего мира) и психическим функциям, включающим в себя сенсорные и моторные. Тренировочные воздействия в сенситивные периоды наиболее эффективны. Возникает более выраженное развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости и др., наилучшим образом происходят реакции адаптации к физическим нагрузкам, в наибольшей степени развиваются функциональные резервы организма. [Лях В. И., 2006; Дробинская А. О., 2014; Губа В. П., 2016]. Ниже приведены условные границы некоторых сенситиных периодов. При характеристике возрастных границ сенситивных периодов важно ориентироваться не на паспортный, а на биологический возраст занимающихся. Это необходимо в связи с тем, что с акселерацией детей и подростков расширяется диапазон индиадуальных различий, так как наряду с акселератами, определились ретарданты – дети, на определенных этапах онтогенеза, отстающих в росте и формировании организма. В результате один и то же паспортный возраст объединяет различный по степени биологической зрелости контингент детей. В спортивной практике недостаточно глубокий анализ взаимосвязи между биологическим возрастом и спортивными достижениями нередко вводит в заблуждение тренера в отношении истинных способностей юных спортсменов. Нередко высокий спортивный результат в детские годы является следствием на высокой спортивной одаренности, а генетически более ранних сроков биологического созревания организма ребенка. [Губин В. П., Маринич В. В., 2016]. В приводимых ниже графиках и таблицах отображены модели возрастных критических и сенситивных периодов с указанием условных границ. (по Гужаловскому А. А. и др.)
КомментарииКомментариев пока нет |