Эгон Андрис - Обзор: Подготовка легкоатлетов – бегунов на короткие дистанции
« Назад 21.05.2021 12:40
„В спорте нет стандартных штампов и программ подготовки высококвалифицированных спортсменов, а есть симбиоз двух личностей – двигательно одаренного атлета и умудренного опытом тренера, постоянно повышающего свое мастерство и уровень знаний“ Ведение: На основе анализа научно-методической литературы стало очевидным, что решение проблемы индивидуализаци подготовки бегунов на короткие дистанции должны решаться в период этапов многолетней тренировки, в соответствии с кодом биологическим развития. Особое внимание уделено рационализации тренировочного процесса многолетней подготовки. Представлены материалы обобщения опыта выдающихся спринтеров и роль тренера в общей системе подготовки спортсменов. Одним из факторов гарантирующих успех в подготовке спринтеров, впрочем как и спортсменов других специализаций от новичков до мастеров спорта и мастеров спорта международного класса, является внедрение в тренировочный процесс новых научно-методических разработок спортивной педагогики, последних достижений медико-биологических наук, психологии, а также постоянный поиск нетрадиционных путей и подходов к повышению спортивного мастерства атлетов (Мехрикадзе В. В. 2001). Примечательны в этом отношении слова Бондарчука Анатолия, чемпиона олимпийских игр, рекордсмена мира и известного в мире тренера: «...настоящий успех приходит только к тем тандемам спортсмен-тренер, где наставник, выступающий в роли ведущего, не зависит от ученика. В это случае спортсмен больше прислушивается к нему». «... тренер должен быть на несколько порядков выше профессионального уровня своего ученика, тогда ученик будет нуждаться в тренере».Большие требования, предьявляемые к спортивным достижениям, обязывают тренера непрерывно повышать свои знания. Тренер должен владеть не только методикой специализации, но и хорошо знать смежные дисциплины: физиологию, биомеханику, педагогику, психологию. Наряду с этим перед тренером стоит большая и ответственная задача – воспитание спортсмена.«Целью спортивной подготовки является воспитание максимальой возможности для данного спортсмена уровня технио-татическогй, физической и психологической подготовленности. Обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижений максимально высоких результатов в соревновательной деятельности». (Платонов В. Н, 2004). далее.. «Основные задачи, решаемые в процессе в процесс подготовки: - освоение техники и тактики избранного вида спорта; - обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств, возможностей фннкциональных систем организма, несущих основную нагрузку в основном виде спорта; - воспитание должных волевых и моральных качеств ; - обеспечение необходимых уровней специальной психологической подготовленности; - приобретение теоретических знаний и практического опыта, необходимого для успешной тренировочной деятельност и соревновательной деятельноости; - комплексное совершенствование и проявление в соревновательной деятельности различных сторон поготовленности спортсмена; «Указанные надачи в наиболее общем виде определяют основные стороны (направления) спортивной подготовки имеющие самостоятельные признаки: техническую, физическую, психологическую и интегральную». (Платонов В. Н., 1997, 2004).Интегральная подготовка – это процесс и результат выработки координационных взаимосвязей всех сторон подготвки спортсмена в целостный эффект соревновательеной деятельности. (Годик М. А., 1980, Андрис Э. Р., 1990). Для этого существует только один путь – многократное повторение спортсменом различными методами соревновательных упражнений. Обязательныссм является выполнение своего вида спорта со всеми его особенностями в состязании, а также с учетов внешних условий. Дело в том,что каждая из сторон подготовленноси формируется узконаправленными средствами и методами. Это приводит к тому, что отдельные качества, способности и умения, проявляемые в тренировочных упражнениях, часто не могут проявиться в соревновательных упражнениях. Поэтому необходим особый раздел подготовки, обеспечивающий согласованность и эффективность комплексного проявления всех сторон подготовленности в соревновательной деятельности. Здесь важно добиться реализации всего изученного – т. е. слить воедино технико-тактическое, физическое мастерство, физические и психические качества. Поэтому ведущими средствами интегральной подготовки служат совмещенные упражнения на стыке двух видов подготовки. Анализ спортивных биографий выдающихся спринтеров мира показывает, что при хорошей разносторонней физической подготовке, полученной в возрасте от 12 до 16 лет, одаренные спортсмены могут добиться хороших результатов в последующиех 2 – 4 лет специализированной тренировки. (Петровский В. В.,1978, Царанков В. Л., Борсук В. Н. 2016). Данный возрастной период совпадает с этапом спортивного совершенствования, который начинается с 16 – 17 и продолжается до 19 -20 лет, постепенно переходя в этап высших достижений. В возрасте 17 лет юноши имеют большой объем грудной клетки и значительно превосходят девушек в развитии быстроты и силы. Частота сердечных сокращений у них практически такая же, как и у взрослых людей. На рассматриваеьоь этапе тренировочный процесс приобретает ярко ярко выраженный характер, возрастает соревновательная практика и усиливается ее влияние на содеожание и структуру тренировки. Современные тендннции развития бега на 100 метров Мирзоев О. М,, Бодрова Н. Д. и Бодров И. В. исследуя современное состояние бега на короткие дистанции установили: Аннотация: Цель: изучение некоторых аспектов современных тенденций, влияющих на развитие бега на 100 метров, сложившихся по итогам чемпионатов мира по легкой атлетике. Материал: Анализу подверглись данные более 220 человек (мужчины и женщины). Рассмотрены возраст участников финальных забегов четырнадцати чемпионатов мира по легкой атлнтике, их расовая принадлежность. Проведя сравнительный анализ результатов чемпионов мира с действующими рекордами планеты. Результаты: установлены количественные показатели спортсменов вошедший в четыре возрастные (зоны) начиная от 19 лет и старше, а также число легкоатлетов в зависимости от рассы. Показано процентное соотношение спортивных результатов победителей первенств планеты к рекордам мира, зафиксированных на день проведения финалов в беге на 100 метров на чемпионате мира. Выводы: на современные тенденции развития бега на 100 метров оказывают основное влияние две школы – американская (за последние годы она стала несколько сдавать свои позиции) и ямайская. Никитушкин В. Г. В своей работе « Современная подготовка юных спортсменов» автор досконально исследовал и отразил систему многолетней подготовки юных спортсменов в современных услових, в детских спортивных школах России. Даны практические рекомендации по тренировочному процессу юных спортсменов на различных этапах подготовки. Многолетние исследования показали, что огромную роль играет базовая подготовка которая закладывается на протяжении всего детского и юношеского возраста. Специальные разделы посвящены организационным и программно-нормативным основам юношеского спорта, а также основам построения тренировки в годичном и многолетнем планировании. Горлов А. С. в своей монографии «Проблемы совершенствования системы индивидуальной поготовки юных бегунов на короткие 100 -200 м» представлены результаты теоретических и экспериментальных исследований автора по совершенствованию управления подготовкой юных бегунов-спринтеров на дистанциях 100-200м. Работа основана на современных достижениях теории спортивной тренировки, психологии, физиологии, биомеханики, биохимии и морфологии человека. Представленые инновации по диагностике важнейших видов подготовленности юных спринтеров помогут специалистам физической культуры и спорта более ответственно подходить к организации тренировочного процесса используя педагогические технологии. Приводимые выводы этого монументального труда, наиболее полно отражающие его содержание:
Подготовка резерва в беге на короткие дистанции в США и ФРГ Легкая атлетика – несомненно «королева» спортав Соединенных Штатов. Именно в этой дисциплине было завоевано наибольшее количество золотых медалей на последних чемпионатах мира и олимпийских играх. Как же американцам удалось добиться доминирующего положения в легкой атлетике? Легкая атлетика – несомненно «королева» спортав Соединенных Штатов. Именно в этой дисциплине было завоевано наибольшее количество золотых медале на последних чемпионатах мира и олимпийских играх. Как же американцам удалось добиться доминирующего положения в легкой атлетике? Чемпионаты страны и т.д. Именно с 14 лет, с «хайскул» (с высшей школы) начинаются настоящие тренировки. До 12 класса американские ребята стараются преуспеть в различных видах легкой атлетики. На данном периоде у них нет специализации и каждый из них старается понять, что у него получается лучше (в России подобный период называют многоборной подготовкой). Определеннось со специализацией приходит к выпускному классу. Все это время с ними занимаются не профессиональные тренеры, а школьные учителя. ...Самые успешные ученики передаются профессиональному тренеру коллежда являющегося связующим звеном между массовым спортом и началом профессиональной карьеры юных легкоатлетов. Американские тренеры в своей работе опираются на научные данные о закономерностях возрастной и квалификационной динамики основных параметров кинезиологического потенциала юных спортсменов специализирующихся в том или ином виде легкой атлетики, на новые подходы к технологиям научно-методического и медико-биологического обеспечения подготовки спортивной элиты. Германия имеет богатый опыт организационной и методической работы по подготовке резерва в легкой атлетике. Спорт в первую очередь рассматривается как фактор сохранения и улучшения здороья населения страны – от младенческого возраста до старости. Принятая возрастня граница с интервалом в два года: дети – U8 (6–7 лет), U10 (8-9 лет), U12 (10-11 лет), юноши – U14 (12-13 лет), U16 (14-15 лет), U18 (16-17 лет), U20 (18-19 лет) и юниоры - 23 (20-22 года), далее – взрослые и ветераны, позволяет учитывать онтогенетические изменения развивающегося организма атлетов.. Тренировочные и соревновательные процессы всех занимающихся: виды легкой атлетики, тренировочные нагрузки и их направленность, дистанции и вес снарядов, методические подходы строго определены и, их все придерживаются. Во многих спортивных клубах и объединениях тренеры работают с детьми определенного возраста передавая их в последующую возрастную группу. Огромное внимание, в особенности на начальном этапе тренировки юных легкоатлетов, придается координационной подготовке (развитие моторики), многоборности, культуре выполнения легкоатлетических упражнений. Участие в соревнованиях навсех уровнях разрешается лишь в своей возрастной груп Многолетняя подготовка бегунов на короткие дистанци Многие специалисты легкой атлетики легкой атлетики считают, что «спринтеров нужно родиться». Дйствительно, скоростные возможности человека очень консервативны и с большим трудом поддаются воспитаниею, поэтому юных спортсменов, обладающих необходимыми для спринтера качествами, следуетуделять осособое внимание. Качество отбора и спортивной ориентации во многом обусловлено талантом тренера, его опытом и интуицией. Однако с каждым годом возрастает значение научно обоснованоой системы отбора, которая складывается из двух последовательных этапов (Озолин Э. С., 1910). Система многолетней подготовки спринтера по классификации ИААФ включает следующие основные этапы:
Деление на этапы подготовки проводятся довольно условно, так как различие в биологическом развитии юных спортсменов составляет 2 – 3 года. Но даже в этом случае нобходимо острегаться факторов ранней специализации и форсирования подготовки юных спортсменов. Этап начальной подготовки характерен интенсивным приростом скоростных возможностей ребенка. В этот период значительно уменьшается время двигательной реакции, время одиночного движения и возрастает скорость бега. Одним из наиболее важных периодов двигательного развития детей является возраст от девяти до двенадцати лет. В течение этого времени дети способны аккумулировать основные двигательные качества, являющимися фундаментальными основами физической активности. Это основа легкой атлетики, которая включает в себя бег, метания, разнообразные прыжки – «азбуку» легкой атлетики, дополнительные составляющие атлетизма (ловкость, координация, скорость движений) и сопутствующие умения (плавание, броски, удары и т. д.). Таким образом, этап начальной подготовки является очень важным в многолетнем физическом развитии. В этот период формируются основы такого сложного в координационном отношении навыка, каким является максимально быстрый бег. В занятиях с детьми 8-12 лет целесообразно воспитывать быстроту с помощью специально подобранных подвижных и спортивных игр, упражнений, развивающих способность к выполнению быстрых движений, различных эстафет. В основном содержание занятий должно быть игровым, поскольку игра позволяет постоянно поддерживать интерес детей к тренировочным занятиям, а наблюдения за юными спортсменами во время игр дают много информации тренеру об их двигательной одаренности и психологических особенностях. И еще одно преимущество игровой подготовки: в игре ребенок самостоятельно регулирует свою двигательную активность, не допуская крайнего утомления, которое в начальном периоде спортивной подготовки может принести непоправимый вред. Игровой метод начальной подготовки юных спринтеров полезен, прежде всего, тем, что психологические особенности детского организма не позволяют эффективно решать абстрактные задачи. Если тренер дает указания юному спортсмену без каких-либо реально достижимых целей, то результативность в этом случае чаще всего бывает очень низкой. Однако когда появляется конкретная цель – догнать соперника, достать какой-либо предмет, выйти на перехват мяча, – движения приобретают совершенно иной характер. Лучшие наставники юных легкоатлетов на первых порах обучения очень широко используют метод соревновательной и игровой подготовки, при этом они очень мало занимаются разъяснением того или иного движения, а стараются создать такие условия (например, различные препятствия, отметки ид.), чтобы при их выполнении технические элементы бегового шага соответствовали правильному навыку. Первый период этапа начальной специализации по времени совпадает с возрастом, неблагоприятным для технического совершенствования. В подростковом возрасте отмечается максимальный темп роста; у мальчиков в 13–14 лет длина тела увеличивается за год на 7–9 см, а у девочек в 11–12 лет – на 7–8 см. Существенные изменения претерпевают в это время сердечно-сосудистая и эндокринная системы. Основная цель подготовки на данном этапе заключается в разносторонней тренировке спортсменов с постепенным переходом к более узкой специализации. Значительное место в тренировочных занятиях должны занимать средства, способствующие отработке отдельных элементов спортивной техники, в частности, воздействующие на локальные группы мышц-разгибателей бедра и подошвенных сгибателей. Много внимания следует уделить искусству расслабления, развитию гибкости. В тренировке нужно избегать упражнений, требующих излишне больших напряжений, особенно при использовании отягощении, в то же время метания различных облегченных снарядов оказывают положительное воздействие на подготовку. Благотворно сказываются на развитии скоростных возможностей упражнения, выполняемые в различных условиях (пробежки с изменением скорости бега, бег по дорожке с переменным рельефом, ускорения по песку и т. д.). Решая основные задачи этапа, тренер постепенно проводит дальнейший отбор для специализации в беге на короткие дистанции, основным критерием которого начинают служить результаты юных спортсменов в соревнованиях. В дальнейшем происходит усиление специальной направленности тренировочных занятий. Преобладающей тенденцией динамики нагрузок в этот период должно быть последовательное, но строго индивидуальное увеличение объема без форсирования общей интенсивности тренировки. После 15-летнего возраста целесообразно ‘обратить особенное внимание на овладение рациональной техникой бега и стартового разгона. При обучении технике спринта необходимо использовать по возможности наиболее широкий круг подготовительных и специальных упражнений, а также разнообразные тренажеры. На этапе начальной специализации при беге на отдельных отрезках необходимы достаточные интервалы отдыха для полного восстановления. Тренировка с жесткими режимами может начинаться с 17–18 лет у девочек и с 19–20 лет у юношей. Характер тренировочных занятий должен иметь такую направленность, чтобы юные спортсмены могли принимать участие в соревнованиях по прыжкам в длину и тройным, барьерному бегу, а также в спринтерских дистанциях 30, 60, 200, 300 м, эстафете 4 ? 100 м. Основными средствами подготовки являются упражнения из родственных видов легкой атлетики, а также упражнения, повышающие эмоциональность занятий: комплексы круговой тренировки, соревновательные упражнения в специализированных многоборьях, спортивные игры. Этап углубленной специализации характеризуется стабилизацией двигательного развития. В этот период у юных спортсменов повышается работоспособность, заметно увеличивается анаэробная производительность, позволяющая проводить специализированную подготовку в беге на короткие дистанции. В работе над техникой все больший объем должен занимать бег на различных отрезках с субмаксимальной и максимальной скоростью, значительно увеличивается количество пробежек со старта.Одним из важных направлений подготовки юного спринтера становится работа по совершенствованию скоростной выносливости с использованием жестких тренировочных режимов. В этот период спринтеры, как правило, выходят на уровень высоких результатов, которые в дальнейшем улучшаются в незначительной степени. Особое значение с этого момента уделяется соревновательной подготовке, повышению надежности выступлений. Спортсмены должны уметь подводить себя к решающим стартам в состоянии наилучшей физической и психологической формы. Становление спринтера в процессе многолетней подготовки обеспечивается последовательным перераспределением направленности тренировочной работы, ее объема и интенсивности. Планомерная подготовка юных спортсменов принесет результаты в будущем, если ее проведение будет обосновано системой контрольных нормативов, охватывающих многообразные стороны разносторонней подготовленности. Из всех видов контрольных нормативов в системе детского спорта наибольшее значение для управления многолетней подготовкой юных спортсменов имеют должные нормы, выполнение которых обязательно для достижения планируемого результата. Использование должных норм, показало, что: – должные нормы по своей целевой направленности строго соответствуют конкретному уровню спортивного мастерства; – в должных нормах, в частности в физической подготовленности юных спортсменов, указывается именно тот обязательный уровень развития качеств, который необходим для выполнения запланированных спортивных результатов; – должные нормы самым тесным образом взаимосвязаны с правильной реализацией задач на том или ином этапе подготовки. Исследования свидетельствуют, что талантливому атлету необходимо от восьми до двенадцати лет подготовки для того, чтобы достигнуть элитного уровня результатов Обычно это обозначается «Правилом 10.000 часов тренировки». Для атлетов, тренеров и родителей это соответствует почти трехчасовой тренировке ежедневно в течение 10 лет. Система многолетней подготовки спринтера высокого класса должна обязательно охватывать и еще одну сторону становления спортсмена – совершенствование его психологических возможностей. Развитие двигательных качеств юного спортсмена представляет собой процесс, который в настоящее время носит уже достаточно стандартизированный характер: разработаны примерные объемы тренировочных нагрузок, определены контрольные нормативы по годам обучения. Однако по-прежнему нет четких рекомендаций, которые помогут подготовить спортсмена таким образом, чтобы в соревнованиях самого высокого масштаба он выделялся силой духа и психологической надежностью. Тренеры достаточно часто имеют дело с юными талантами. К каждому такому воспитаннику нужно находить единственный, строго индивидуальный путь воспитания. В свое время выдающийся русский хирург Н. И. Пирогов очень точно заметил: «Талант гораздо легче испортить, чем посредственность». Влияние тренера на учеников многообразно, оно зависит от профессиональных качеств и навыков педагога, характера и особенно сильных сторон его личности. Современные молодые спортсмены не просто автоматически следуют советам и указаниям, они требуют объяснения, почему надо делать так, а не иначе. Поэтому знания педагога не только по теории и методике спортивной тренировки, но и во многих смежных спорту науках являются прекрасным способом утвердить свой авторитет и воздействовать на своих подопечных.
КомментарииКомментариев пока нет |