Узбекнефтегаз Узатлетикс
(+998 71) 241-13-81
email: uzb@mf.worldathletics.org
Проспект. И.Каримова д.98 А
Citius, Altius, Fortius!
Главная  Статьи  «99 вопросов спортивному психологу от тренеров, родителей и спортсменов»

«99 вопросов спортивному психологу от тренеров, родителей и спортсменов»

« Назад

03.05.2020 16:05

 

 

 

Из книги :  «99 вопросов спортивному психологу от тренеров, родителей и  спортсменов»

 

© Мельник Е.В., Сивицкий В.Г., Боровская Н.И., 2020

  99 врпросов

 

Как сформировать психологию победителя?

Занятия спортом сами по себе предполагают формирование психологии победителя. Для чего ребенок приходит в секцию? Даже в раннем возрасте он учится побеждать, не думая при этом о медалях, деньгах и результатах. Ему хочется опередить соседского мальчишку, товарища по группе, потом, возможно, выиграть первенство школы, района и так далее. Но на этом этапе очень часто у ребенка нет человека, который может направить его, дать напутствие, которое станет ориентиром, и развить все необходимые качества. Тренеры не всегда могут это сделать, поэтому желательно, чтобы с детьми также  работали спортивные психологи.

Именно спортивные – их задача готовить победителей, в то время как задача обычных психологов – помогать людям обрести гармонию в жизни, избавиться от проблем и конфликтов. Но качества, необходимые для создания психологии победителя, могут сформироваться и при обучении в обычной общеобразовательной школе. Ребенок стремится получить более высокую оценку, похвалу от учителя, добросовестно выполнить порученное ему задание – все это своего рода победы. Спорт же по своему определению направляет человека на преодоление себя. Тренер должен уметь грамотно ставить цели, в достижении которых его воспитанник будет чувствовать себя победителем.

Психология победителя – это не одно качество, а целый комплекс. Спортсмен должен быть готов к риску и новаторству. У него не должно быть желания сделать «как все», поскольку спорт – это постоянные эксперименты и поиск нестандартных подходов, без которых выиграть невозможно. Кроме того, спортсмену необходимо здоровое честолюбие. Человек, уважающий себя, не должен позволять себе получить, например, двойку по иностранному языку. Он должен стремиться полностью реализовать свои способности и возможности, то есть психология победителя должна проникать во все сферы его жизни. И, конечно, еще одно важное качество –  дисциплинированность, которая должна заключаться не только в соблюдении режима и отсутствии опозданий на тренировки, но и в культуре общения и поведения. Причем без внешних запретов, по внутреннему убеждению.

Могут ли слова тренера оказывать негативное воздействие на спортсмена перед стартом?

В спортивной практике хорошо известно положительное влияние тренера на спортсмена в период соревнования. Однако содержание и форма советов, наставлений, замечаний, указаний и т. д., даваемых тренером, не всегда создают благоприятное психическое состояние, необходимое спортсмену для достижения успеха в соревновании. Речевое воздействие тренера содержит осведомительную или командную информацию и может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на спортсмена.

Ю.Я. Киселев проанализировал некоторые формы речевых воздействий, оказывающих негативное влияние на соревнующегося спортсмена.

Материалом послужили факты из соревновательной практики борцов и тяжелоатлетов[5]. Многие тренеры, желая помочь спортсмену, применяют советы-подсказки непосредственно в ходе соревнования, во время активных действий спортсмена. Такие подсказки нередко мешают спортсмену. Их отрицательное влияние связано с тем, что они:

– нарушают сосредоточенность спортсмена, отвлекают его от анализа меняющейся соревновательной ситуации и становятся помехой в самостоятельном решении спортсменом возникающих задач;

– становятся причиной возникновения сложных конфликтных ситуаций, вступая в противоречие с собственными замыслами спортсмена;

– являясь осведомительными, увеличивают количество информации, которую спортсмену надо воспринять и переработать;

– являясь командными, притормаживают личную инициативу спортсмена.

Советы-наставления, даваемые тренером перед началом соревнования, более полезны, но они нередко становятся помехами на пути к достижению лучшего результата. Это может быть связано с тем, что такие наставления:

– излишне подчеркивают командную или личную значимость предстоящего соревнования и поэтому могут вызвать возбуждение, уровень которого превышает оптимальный, или, наоборот, торможение, возникшее как парадоксальная реакция на чересчур сильный раздражитель;

– подчеркивая сильные стороны противника, могут вызвать астенические эмоции страха, сомнение в достижении успеха; могут послужить причиной смены соревновательной установки «одержать победу» на установку «не проиграть»; при этом спортсмен утрачивает уверенность в своих силах, переоценивает силы противника;

– неся информацию о наиболее опасных технических и тактических приемах противника, побуждают спортсмена сосредоточить все свое внимание именно на них. Это нередко приводит к проигрышу в случае применения противником другого приема, который становится для спортсмена неожиданным;

– направляя внимание спортсмена на точность выполнения технических

приемов или тактических действий, напоминая ему о допускаемых им ошибках, могут привести к тому, что эти приемы и действия будут выполняться медленнее, чем обычно, так как установка «на точность» как один из компонентов психической регуляции движений отрицательно сказывается на их быстроте.

Учитывая возможности отрицательного влияния речевых воздействий тренера на спортсмена, следует пользоваться ими с большой осторожностью. Непосредственно перед началом соревнования и, особенно, в ходе его лучше воздерживаться от них. В случае крайней необходимости советы, установки, наставления применять с учетом индивидуальных особенностей и предстартового состояния спортсмена.

Как помочь спортсменам перебороть боязнь к тренировкам после травм?

Спорт всегда сопряжен с травмами. Есть виды спорта, сами по себе связанные с повышенным риском, такие как фристайл, гимнастика, акробатика, футбол, хоккей и др. В каждом виде спорта есть наиболее типичные травмы. Травма может стать своеобразным опытом, дать время для размышлений и переоценки своих возможностей, планов, целей. Переживание состояния страха в процессе восстановления после травм является естественным процессом. Спортсмен может бояться как испытанной физической боли, так и возможного завершения спортивной карьеры или потери здоровья вообще.

В первую очередь важно проанализировать причину возникшей травмы (это может быть переутомление, пренебрежение техникой безопасности, ошибки спортсмена, случайные факторы и др.) для последующего предупреждения повторных травм. Можно поговорить с психологом, врачом и др. о возникших ощущениях и чувствах, связанных с травмой.

Можно начать с идеомоторной (мысленной) формы выполнения упражнения. Следует представить выполнение упражнения в идеальном исполнении. 

Такая тренировка позволяет, благодаря микросокращениям мышц, возникающим при представлении движения, восстановить и закрепить образ технически правильного исполнения.

Важно научиться «преодолеть себя» и выполнить упражнение, которое привело к травме (можно вернуться к подводящим упражнениям, выполнить упражнение в облегченных условиях, со страховкой и др.). Спортсмену следует настроиться на удачное выполнение упражнения, используя позитивные установки и самовнушение. Это позволит приобрести уверенность в своих силах.

Не стоит зацикливаться на моменте получения травмы и постоянно прокручивать его подробности. Их надо прожить как то, что уже было, вернуться в настоящий момент. Спортсмен может задать себе три вопроса: «Что я делаю сейчас?», «Что я чувствую?», «Как я дышу?» и думать о позитивном будущем.

Также важно психологически поддержать спортсмена, дать ему надежду на возможность продолжения спортивной карьеры, находясь даже, в казалось бы, безнадежном положении. Можно привести много примеров, когда спортсмены находили в себе силы и мужество не сдаться, а вернуться в спорт, проявив волю.

О спортсменах, на долю которых выпали суровые жизненные испытания, снят цикл фильмов «Начать сначала». «Это истории о людях, которые сделали невозможное, когда всё было против них. Диагноз врачей, а главное страшная боль, казалось, навсегда перечеркнули их путь к славе. Но вопреки судьбе они смогли преодолеть себя и вернуться в спорт. Они не сломались, они просто начали всё сначала». Среди них такие известные спортсмены, как Ляйсан Утяшева, Дмитрий Носов, Светлана Мастеркова, Алексей Ягудин, Алексей Немов и др.

 По рекомендация спортивновго психолога ФЛАУ Андреевы Н.А.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Леонид Андреев Мастер спорта международного класса. Чемпион мира среди юниоров в 2002г. в десятиборье. Серебряный призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в десятиборье
Надия Дусанова Мастер Спорта Международного Класса в прыжках в высоту. Чемпионка Азиатских Игр в помещении 2009г. и 2017г. Чемпионка Исламиады 2017г. Чемпионка Азии 2013г., 2017г. и 2019г. Бронзовый призер Континентального Кубка Мира 2010г. Серебряный призер XVI-2010г. и XVIII-2018г. и бронзовый призер XVII-2014г. Азиатских Игр.
Юлия Тарасова Мастер спорта международного класса. Рекордсменка Узбекистана в прыжках в длину-6.81. Чемпионка Межконтинентального Кубка Мира в 2010г. в прыжках в длину-6.70 Чемпионка XVI (г.Гуанчжоу, Китай - 2010г.) и бронзовый призер XVII (г.Инчхон, Южная Корея - 2014г.) Азиатских игр в семиборье
Светлана Радзивил Заслуженная Спортсменка Республики Узбекистан. Чемпионка Мира среди юниоров в 2006г. Чемпионка XVI (г.Гуанчжоу, Китай-2010г.), XVII (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) и XVIII (г.Джакарта, Индонезия-2018г.) Азиатских Игр в прыжках в высоту
Анастасия Свечникова Мастер Спорта Международного класса. Рекордсменка Узбекистана в метании копья-61.17. Чемпионка мира 2009 года среди юношей и девушек в городе Брессанонне (Италия)
Екатерина Воронина Мастер Спорта Международного Класса. Чемпионка XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.), Чемпионка Азии 2019г. в г.Доха (Катар) в семиборье. Рекордсменка Узбекистана в пятиборье в помещении - 4014 и в семиборье - 6212.
Иван Зайцев Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в метании копья
Владислав Полюнин Рекордсмен Узбекистана в метании копья среди юношей в возрастной категории 16-17 лет - 79.11 (700гр.) Чемпион Азии и бронзовый призер Чемпионата Мира 2015 года среди юношей.
Сухроб Ходжаев Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер Чемпионата Мира 2012 года среди юниоров в Барселоне (Испания), бронзовый призер XVIII Азиатских Игр (г.Джакарта, Индонезия-2018г.) в метании молота.
Нигина Шарипова Мастер Спорта Международного Класса. Обладатель лучших результатов последних лет в Узбекистане в беге на 100 метров, 200 метров и 400 метров.
Анастасия Журавлева Мастер Спорта Международного Класса в тройном прыжке и прыжках в длину. Рекордсменка Узбекистана в тройном прыжке - 14.55 (в манеже-14.24). Серебряный призер XV Азиатских игр (г.Доха, Катар-2006г.). Чемпионка Азии 2013г. и 2014г.
Сафина Садуллаева Чемпионка Азии 2015 года среди юношей и девушек в прыжках в высоту. Серебряный призер Азиатских Игр в помещении в 2017 году. Победитель V Международных соревнований на призы Олимпийской Чемпионки Ольги Рыпаковой.
Руслан Курбанов Серебряный призер XVIII Азиатских Игр 2018 года в г.Джакарта (Индонезия), победитель Чемпионата Азии 2019 года в г.Доха (Катар) в тройном прыжке.
Ситора Хамидова Рекордсменка Узбекистана в беге на 10000 метров - 31:57.42 и в полумарафоне - 1:13:40
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
НАШИ ПАРТНЕРЫ:
Партнер 1
Партнер 2
Партнер 3
Партнер 4
Партнер 5