XVIII Олимпийские игры 1964 года
« Назад
XVIII Летние Олимпийские игры 1964 года
Токио. 10 - 24 октября
93 страны. 5151 спортсмен (678 женщин). 19 видов спорта. Лидеры в неофициальном командном зачете: 1. США (36-26-28); 2. СССР (30-31-35); 3. Япония (16-5-8)
Еще в тридцатых годах столица Японии была избрана местом проведения Игр XII Олимпиады 1940 года. Но время было беспокойное, в воздухе пахло войной. Японские власти решили не отвлекаться на организацию Игр и отказались от них. Вскоре разразилась вторая мировая война, и XII Игры вовсе не состоялись. Прошло еще двадцать лет, и Токио вновь выставил свою кандидатуру. Но на сей раз МОК отдал предпочтение Риму. И только в 1964 году Олимпиада впервые была проведена на Азиатском континенте.
Муниципалитет японской столицы и оргкомитет XVIII Олимпийских игр сделали очень много для того, чтобы подготовить город к огромному празднику, который приносит Олимпиада. В преддверии Игр была проведена серьезная реконструкция города: снесли много ветхих домишек, построили новые автострады, путепроводы, мосты, возвели просторные, современные спортсооружения, реставрировали старые стадионы, бассейны, залы. В общем, было сделано все, чтобы участники Игр и многочисленные гости чувствовали себя как можно лучше.
Ядро Олимпийского парка образовал Национальный стадион. Реконструированный специально к Играм, он вмешал 100 тыс. человек. Неподалёку расположился зал "Токио Метрополитен-Гимназиум", крыша которого покоилась на тросах, висящих между двумя колоннами. В зале, рассчитанном на 6 тыс. зрителей, проходили соревнования гимнастов.
Перед открытием Олимпиады несколько дней шел дождь. Но 10 октября, будто специально для праздника открытия, он прекратился, небо очистилось, и засияло солнце.
На олимпийском стадионе собралось 90 тысяч зрителей. Рассыпчатым звоном священных колоколов встречает стадион появление императора Японии Хирохито. Атлетов приветствует президент оргкомитета XVIII Олимпиады Дангоро Ясукава. Он говорит об отце современного олимпийского движения - Пьере де Кубертене. И вот уже над стадионом разносится голос основоположника Олимпийских игр современности. Это звучит записанная на пленку речь Кубертена, которую он произнес в 1936 году.
После того как император Японии провозгласил: "XVIII Олимпийские игры открыты", на стадионе появляются восемь японских моряков. Чеканя шаг, они проносят полотнище олимпийского флага, которое четыре года хранилось в одном из сейфов римской мэрии. И вот белый стяг с пятью переплетенными кольцами поднимается по флагштоку над Токио.
Выдающийся гимнаст Такаси Оно от имени олимпийцев произносит традиционную клятву верности олимпийским законам - законам дружбы, законам честной спортивной борьбы. На дорожке стадиона появляется юноша с олимпийским факелом. До Токийских Игр по традиции олимпийский огонь вносил на стадион кто-либо из великих спортсменов. В Токио эта традиция была нарушена. Факел внес на стадион девятнадцатилетний японский студент Иосинори Сакаи. Мало кто знал его имя, но судьба этого молодого японца сделала его известным всему миру. Он родился близ Хиросимы 6 августа 1945 года - в день, когда американские самолеты сбросили на нее атомную бомбу. Иосинори Сакаи олицетворял жизнь, восставшую против атомной смерти. Символично было то, что именно Иосинори Сакаи миллионы спортсменов мира в лице их полномочных представителей - олимпийцев - доверили олимпийский огонь.
Впервые выступили на Играх спортсмены Монгольской Народной Республики, а также Доминиканской Республики и Непала. За проведение расовой дискриминации в спорте от участия в Играх была отстранена Южно-Африканская Республика.
В соревнованиях по легкой атлетике приняли участие 1086 спортсменов из 83 стран. В ходе соревнований было установлено 11 мировых рекордов, а также улучшен 71 олимпийский рекорд.
Три золотые медали получили сестры Пресс: Тамара Пресс - в метании диска и толкании ядра и одну Ирина Пресс - в пятиборье, где она установила новый рекорд мира - 5246 очков.
В истории прыжков в высоту записаны имена 23 атлетов, которым удавалось устанавливать мировые рекорды. У некоторых это получалось дважды, у троих - трижды. И только один человек смог побить мировой рекорд шесть раз - Валерий Брумель.
В десять лет он вместе с семьей переехал в Луганск, где и началась его спортивная карьера. В четырнадцать лет Валерий становится рекордсменом области среди взрослых, а уже через два года берет высоту выше двух метров и выполняет норматив мастера спорта. Брумель становится восходящей звездой легкой атлетики. В 1960 году он поднимает планку на высоту 2,17 и устанавливает новый европейский рекорд, а уже через два месяца он доводит свой рекорд до отметки 2,20.
Он ворвался на первые страницы газет стремительно, когда в 18 лет малоизвестного юниора тренеры советской сборной рискнули выпустить на олимпийский стадион Рима. То было удивительное состязание: мировой рекордсмен Джон Томас поднимал планку все выше и изумленно смотрел, как Брумель вместе с еще одним советским прыгуном - Робертом Шавлакадзе - берут все новую и новую высоту. Шавлакадзе - уверенно и по-хозяйски, Брумель - весело и небрежно. Томас привык править в секторе для прыжков, он несколько лет боролся только сам с собой, а ему пришлось бороться, пришлось прыгать в полную силу. И этих сил оказалось слишком мало: Шавлакадзе и Брумель взяли высоту 2.12, Томас не смог. Шавлакадзе ушел из сектора чемпионом (он потратил меньше попыток), Томас - экс-чемпионом, Брумель - звездой.
На токийской олимпиаде в 1964 году Валерий стал первым, а Джон - вторым: оба преодолевают одинаковую высоту (2,18), но лишняя попытка Томаса решила судьбу золотой медали. Семнадцать раз соревновались они на звание сильнейшего, и лишь раз Брумель уступил. Мировой рекорд Брумеля был для того времени фантастическим - 2,28. Мировая пресса трижды признавала его лучшим атлетом 1961, 1962 и 1963 годов, он был отмечен множеством призов и наград. До заветного рубежа в 2.30, о котором мечтало целое поколение прыгунов, оставалось два шага. Но Брумель так и не взял этот рубеж.
Его спортивная карьера прервалась трагично: Валерий попал в автокатастрофу. Ему грозила ампутация ноги, тридцать перенесенных операций не дали результата - нога не срасталась. После двух с половиной лет безрезультатного лечения Валерий встретился с травматологом Гавриилом Абрамовичем Илизаровым. Лечение дало свои результаты и он решил вернуться в большой спорт. Начал тренироваться, стал прыгать под 2.10. Это был уже другой Брумель - не такой легкий и воздушный, как раньше. Но зато гораздо более целеустремленный, настойчивый и сильный. Он снова травмировался - разорвал связки, не выдержавшие суровых тренировок. И снова вернулся. Взял 2.07, показав лучший результат сезона. И ушел окончательно.
Он попробовал себя в качестве писателя и драматурга. Вышло несколько его книг, а в 1979 году был опубликован роман "Не измени себе", а затем переведен на 7 языков. В 1987 году в Риме ему была вручена золотая памятная медаль ИААФ как лучшему прыгуну за 75-летнюю историю существования этой организации, а в 1992 году он стал обладателем серебрянной каравеллы Колумба - приза Джованни Гамборо. Мировой рекорд, установленный Брумелем 39 лет назад, был улучшен всего на 17 сантиметров. Умер Валерий Брумель в 2002 года на 61 году жизни.
В соревновании по тройному прыжку главными действующими лицами стали мировой рекордсмен поляк Юзеф Шмидт и два советских прыгуна - Олег Федосеев и Виктор Кравченко. В итоге упорной борьбы с олимпийским рекордом победил Юзеф Шмидт, а серебро и бронзу завоевали советские атлеты. Результат бронзового призера Виктора Кравченко всего на 1 см был меньше, чем у Олега Федосеева. Вот такова цена олимпийской медали!
Из всех легкоатлетических соревнований токийским школьникам больше других понравился марафонский бег. Его трасса проходила по улицам города, запруженным народом. Из-за этого школьные автобусы отменили свои рейсы и ученикам разрешили не посещать школу. Как тут не отдать свои симпатии марафону?
А если говорить серьезно, то на марафонской дистанции действительно произошло уникальное событие: впервые за всю многолетнюю историю Олимпиад одному спортсмену удалось второй раз подряд стать победителем. Имя этого легендарного марафонца - Абебе Бикила. В главе, посвященной Олимпиаде в Риме и победе Абебе Бекила, достаточно подробно освещалась его победа. Продолжим рассказ о великом спортсмене.
Свалившаяся на его голову слава не вскружила Абебе. Он оставался таким же скромным, сдержанным в своих чувствах горцем. Как и до римской победы, он много трудился, продолжал тренироваться ежедневно, оставляя для отдыха только один день в неделю. Прошло четыре года, и Абебе Бикила приехал в Страну восходящего солнца. Перед началом Игр в Токио некоторые скептики высказывали сомнения в победе Бикилы: во-первых, олимпийская история еще не знала ни одного марафонца, дважды выигрывавшего золотую медаль, а во-вторых,. за несколько недель до поездки в Японию ему сделали операцию аппендицита. Хоть это и не очень сложная операция, все же она отнимает много сил. Но тут, видимо, сказалась закалка, полученная Абебе с раннего детства: он быстро сумел войти в форму. И в Токио выдающийся марафонец сделал, казалось, невозможное: он стал второй раз подряд олимпийским чемпионом. Бикила одержал блестящую победу. Он улучшил олимпийский рекорд больше чем на три минуты. Разрыв между ним и прибежавшим вторым англичанином Хитлеем составил более четырех минут. Абебе успел не только закончить бег, но и проделать дыхательные и гимнастические упражнения, поприветствовать зрителей, и лишь после этого на стадион вбежали англичанин и японец Цубурая. Когда тридцатидвухлетнего спортсмена спросили о его планах, он ответил: " Готовиться и победить на Олимпиаде в Мексике".
Но этим планам не суждено было исполниться. Страшное горе вошло в дом двукратного олимпийского чемпиона. Абебе Бикила попал в автомобильную катастрофу и повредил позвоночник. Несмотря на принятые меры со стороны лучших врачей мира, Бикила вынужден был передвигаться с помощью коляски. Но горе не сломило его. Абебе не оставил спорта. Он сменил бег на стрельбу из лука. И когда в 1971 году в Осло проводились Всемирные игры инвалидов, он был центральной фигурой. "Я должен оставаться спортсменом", говорил Бикила, "потому что верю: однажды вновь встану на ноги. Кто не желает бороться, не имеет права на победу. А в победе - смысл жизни! ". Но ему уже не суждено было встать на ноги. Через несколько лет герой двух Олимпиад скончался.
Самой большой случайностью Олимпиады назвала свою победу в беге на 800 метров англичанка Энн Пеккер. Она приехала в Токио, чтобы выступить на четырехсотметровой дистанции. Выиграла серебряную медаль и была вполне счастлива. Но внезапно вышла из строя ее подруга, которая должна была стартовать в беге на 800 метров. Пеккер вышла вместо нее на старт и... на финише была первой.
После окончания XVIII Олимпиады в Токио французская газета "Экип" провела послеолимпийский опрос об Играх. Многие французы написали, что Игры дороги им прежде всего тем, что внесли "моральный вклад в дело мира, помогли молодежи разных стран лучше узнать друг друга, поучиться друг у друга".
Источник: www.vsenastart.ru