Величайший спринтер Джесси Оуэнс -2 часть
« Назад
Теперь несколько слов тренера Ларри Снайдера о тренировках Джексси Оуэнса.
Старты следует включать в тренировку ежедневно, как под выстрел, так и без него. Джесси стартовал сотни раз, причем в разных местах беговой дорожки. И не обязательно надо брать старт от линии и с колодок. Пусть спринтер встанет на дорожке или на газоне и возьмет ненапряженный старт. Пусть спринтер иногда берет старт по линии, разделяющей беговые дорожки для того, чтобы убедиться в прямолинейности своих движений.
Для Джесси старт под выстрел означал активное пробегание минимум 50 ярдов (45 метров). Он никогда не бежал со старта меньше и никогда после этого не тормозил, что очень важно. Он пробегал «свободным ходом» еще 60— 70 ярдов по своей дорожке, пока постепенно не останавливался.
Тренировка спринтера должна обеспечить ему прекрасный результат и на 440 ярдов. Самая длинная тренировочная дистанция Джесси была 300 ярдов (274,2 м). Он очень много раз «с запасом» пробегал ее за 29,5 (26,7—26,9 на 250 метров) и всегда блестяще выступал на 440 ярдов в эстафете.
Так как Оуэнсу приходилось затрачивать очень большие усилия на соревнованиях в конце каждой недели, выступая в 3—4 видах, на тренировках в течение соревновательного периода мы не применяли слишком тяжелой работы.
Обычно он ненапряженно брал старт, широким свободным шагом бегал отрезки дистанции с бегунами на 400 метров, прыгал в высоту, что очень любил делать. Его результат был равен 1,98 без особой тренировки (прыгал перекатом).
Оуэнс имел огромнынй запас природной и приобретенной прыгучести. Он очень любил такие упражнения, как подскоки вверх и вверх в длину с короткого разбега в несколько шагов.
Не больше трех раз за весь сезон соревнований он прыгал на тренировках в длину с полного разбега и с полной скоростью, зато на соревнованиях прыгал почти каждую неделю. Часто мы проверяли разбег на полной скорости для его уточнения.
Джесси очень много раз повторно бегал со старта на 75 и 180 ярдов (68,2 и 163,8 метров), три, четыре, пять раз подряд.
Перед бегом на 300 ярдов он предварительно бегалал старты под выстрел и много раз бегал с ускорением. Он любил бегать много кругов подряд без всякого контроля времени, то ускоряя, то замедляя бег.
К концу сезона соревнований тренировкистановились все легче и легче, а соревнования все ответственнее.
25 мая 1935 г., когда Джесси Оуэнс втечение 95 мин. внес 5 поправок в таблицу мировых рекордов и повтооил шестой (200 метров и 220 ярдов — 20,3, 200 метров и 220 ярдов с барьелами — 22,6, прыжок в длину —8,13, 100 ярдов — 9,4), он поразил весь мир своими величайшими достижениями.
В Берлине в 1936г. погода была холодной мокрой и ветреной, но там Оуэнс был еще более изумителен. Его мышцы были такими же расслабленными и упругими. Он завоевал тогда 4 золотые Олимпийские медали и всеобщее уважение не только как спортсмен, но и благодаря своему благородному поведению и как человек.
Спринт — скоростно-силовое упражнение. Спринтерские способности определяют успех в любом виде бега. Но в противоположность тому, о чем говорят некоторые наши ученые, я убежден, что быстрота — врожденное качество.
Это подтверждается тем, что все лучшие спринтеры уже в в школе показали очень высокие спортивные результаты.
Старт. Мы занимаемся стартами в середине тренировочного занятия, так как к этому времени мышцы уже хорошо согрелись и еще не утомлены. Чтобы найти наилучшее положение стартовых колодок, нужно много экспериментировать.
Раньше считалось обычным рекомендовать низкорослым, коренастым спринтерам старт ≪пулей≫ со сближенными колодками, а рослым — удлиненное расположение колодок. Сейчас спринтеры все больше переходят к ≪сбалансированному≫ старту, являющемуся средним между этими двумя крайним вариантами.
В начале обучения спринтера следует переднюю колодку установить на расстоянии 40—52 см от линии старта. По команде ≪внимание≫ нужно поднять таз лишь слегка выше уровня плеч. В этом положении наклон прямых рук вперед должен быть таким, чтобы плечи спринтера вышли сантиметров на 10 вперед по отношению к кистям, опирающимся о дорожку.
В этом положении нужно определить возможность достаточно сильно вытолкнуться ногой, опирающейся о заднюю колодку. Постепенно пододвигая заднюю колодку к передней, можно найти такое ее положение, при котором спринтер почувствует, что может максимально мощно сделать толчок.
Однако найденное расстояние межд колодками еще не будет окончательным. Одного ощущения мощности выталкивания недостаточно. Свое положение на старте надо проверить секундомером на 25-ярдовых (22,7—7,3 м) отрезках со старта, варьируя положение колодок.
Следующий важный вопрос старта —использование рук. Между работой рук и ног должна быть полная гармония для сохранения равновесия, развития максимальной мощности и расслабления.
Большинство начинающих, так же, как и многие опытные бегуны, ≪бегут через обруч≫, который они создали перед собой из своих рук. Этим образным выражением мне хочется подчеркнуть мертвое положение рук впереди себя, бесцельное кручение ими под своим носом, в противоположность активному, продвигающему вперед, мощному их движению.
Во время старта очень важно также правильное положение головы. Если голова опущена слишком низко, это может вызвать спотыкание. Если же она держится слишком высоко и бегун с самого начала стремится смотреть параллельно беговой дорожке, это приведет к раннему выпрямлению туловища и потере мощности в отталкивании, кото рая столь важна на первых 20 ярдах (18 м).
Положение головы по команде ≪внимание ≫ должно быть таким, чтобы шея была на одной прямой с туловищем, взгляд был направлен на 3—4 ярда (2,7—3,6 м) впереди линии старта. Это предохранит от закрепощения плечи, руки и верхнюю часть туловища.
Не разрешайте бегуну сразу после выхода со старта устремлять свой взгляд на финишную ленту. Поднимать голову следует постепенно, вместе с подъемом всего туловища до нормального бегового положения. Завершается оно, примерно, через 25 ярдов (22,7 метров) после старта.
Бег по дистанции. Очень важным фактором успеха в спринте является способность к расслаблению. Все хорошие легкоатлеты умеют расслабляться, и всякий рекордный бег оставляет ощущение легкости.
Единственный путь к тому, чтобы научить спринтера расслабляться в беге,
это дать ему большое количество беговой работы в 2/3 и 3Д его полной скорости и непрерывно повторять ему о важности расслабления. В период снижения тренировочной нагрузки, который следует после окончания соревновательного периода и в течение осенних месяцев, я провожу тренировку на длинных отрезках, и не только с целью всесторонней физической подготовки, но и для того чтобы доказать спортсмену выгоды расслабления.
В Абилен-Крисчен-колледже мы очень редко заставляем спринтеров бегать по секундомеру. В основном, мы применяем секундомер во время работы над совершенствованием бега на первых 50 ярдах дистанции. В этом случае секундомер может убедить спринтера, что он способен показать лучшее время, если исправит свое положение на старте, наклон, работу рук и т. д.
Секундомером мы пользуемся также весной, в начале сезона соревнований, во время тренировочных пробежек на 300 ярдов. Задавая спринтеру определенный темп бега, мы требуем, чтобы он точно уложился в него, и никогда не заставляем пробегать эту дистанцию на тренировке предельно быстро.
Для развития спринтерской выносливости и освоения расслабленного бега мы в большом объеме применяем интервальный бег, который заключается в чередовании быстрых пробежек на 100, 150, 200, 220 и 300 ярдов с заранее намеченной скоростью, выключения и ходьбы 3—5 мин. Количество повторений, интервалы отдыха, длина отрезков активного бега, его скорость должны определяться тренером индивидуально.
В беге на 100 ярдов бегун должен отталкиваться от земли под предельно острым углом и сохранять такой наклон туловища вперед, который способ ствовал бы этому, но не выводил тело из равновесия (т. е. не должно быть падения вперед). Отталкивание должно производиться как можно дальше ≪сзади себя≫.
Конечно, при удлинении спринтерской дистанции, особенно до 330—440 ярдов, углы отталкивания и наклона тела вперед становятся менее острыми, и отталкивание производится не так далеко сзади себя. Уменьшается и мощность толчка о землю.
Финиш. Освоение финиша — главным образом дело опыта. Опытный бегун способен сохранить свое положение в беге, завоеванное им со старта, не перенапрягаясь, расслабленно, экономя во время бега по дистанции мощность и энергию для решающего броска на ленточку. Этот бросок — мощное проталкивание себя вперед на ленточку — должен продолжаться еще несколько ярдов за линией финиша.
О тренировочной программе. Осенью и зимой мы копим ≪капитал≫, с которого весной и летом получаем ≪доход≫. Тренировка спринтера во время подготовительного периода — осенью и зимой — ежедневная с одним днем отдыха в неделю. В ее содержание входят бег на длинные отрезки, чаще всего интервальный, всесторонняя физическая подготовка и специальная тренировка, в которой большое внимание уделяется технике и мощности старта и стартового ускорения.
Всесторонней физической подготовке ежедневно утром отводится от 1/2 до 2 часов. Специальная тренировка занимает обычно время с 16 до 18 час. Наши спринтеры выполняют большое количество упражнений, развивающих силу всех частей тела. Ежедневно проводится фартлек по траве на 1 милю (1609 м) в переменном темпе со скоростью, которая иногда доводится до 100-ярдовой.
Дистанции активного бега в интервальном беге осенью составляют 440 ярдов, а к весне сокращаются до 330 и 220 ярдов. Одновременно растет и скорость их пробегания. Повторений много.
Я верю в специальную и общую гимнастику спринтера, но в противоположность мнению многих тренеров и врачей убежден, что не следует применять слишком много ≪крайних≫ упражнений на растягивание мышц ног, как, например, барьерные упражнения. Чрезмерно большое количество подобных упражнений, особенно у юношей с большим весом и короткими мышцами, ведет к узловатости мышц и к мышечным травмам.
Сезон соревнований на открытом воздухе у нас начинается с марта и длится для большинства спринтеров до первых первых чисел июля. Объем тренировки в это время несколько уменьшается, зато еженедельно по субботам проводятся соревнования.