Величайший спринтер Джесси Оуэнс
« Назад
История бега на короткие дистанции знает многих выдающихся спринтеров. Одним из наиболее выдающимся спринтерами в истории легкой атлетики следует считать Олимпийского Чемпиона Джесси Оуэнса. Оуэнс победил на XI Олимпийских играх в Берлине в августе 1936 г.
Он одержали победы на дистанциях 100 и 200 метров с таким преимуществом и с такой подкупающей легкостью, что это, безусловно, поставило его на ступень выше всех сильнейших спринтеров мира.
ЧТО РАССКАЗАЛ О СЕБЕ ДЖЕССИ ОУЭНС (Из бесед в Мельбурне, ноябрь 1956 г.)
Я родился 12 сентября 1913 г. в Дэнвнлле (штат Алабама, США). Я был десятым среди 11 детей нищей негритянской семьи фермера-хлопкороба. Даже когда урожай бывал хорошим, мы никогда не были сыты. Все свое детство я голодал.
Но вот однажды долгоносик полностью уничтожил наш урожай, и семья очутилась на краю гибели. Существовать было не на что. Продав весь свой скудный скарб, мы двинулись искать счастья на север — в Кливленде (штат Огайо), где жила моя сестра Лиллимэй.Там отец стал работать на руднике.
Девяти лет я пошел учиться в школу Фэйрмоунт, где тренером по легкой атлетике был Чарльз Рилей. Здесь в возрасте 10 лет я начал свою спортивную карьеру. Школа наша имела хорошие спортивные традиции, ее команда 17 раз завоевывала звание чемпиона штата по легкой атлетике. Почти все мои товарищи были опытными спортсменами, а Чарли Рилей оказался замечательным воспитателем. Когда-то он был главным тренером университета Огайо, но по состоянию здоровья (глухота) вынужден был оставить университет и перейти в школу, где работал и тренером и учителем математики.
Чарли Рилей стал мне вторым отцом, ежедневно часами занимался со мной, развивая мои способности. Он сделал из меня не только спортсмена, но и воспитал человека. Много лет он учил меня, как надо правильно бегать, прыгать, метать, играть в баскетбол и бейсбол, как вести себя на стадионе и вне стадиона, как соблюдать режим спортсмена. Я до сих пор не знаю вкуса алкогольных напитков, а курить стал лишь во время войны в 1943 г.
Благодаря его помощи, я во время ≪великой депрессии≫ 1929 г. смог продолжать учебу в школе. Мне было очень тяжело в то время. Каждый вечер после учебы в школе я ходил пешком за 13 км работать чистильщиком ботинок в одно ателье, чтобы принести домой несколько пенни. Вот почему лучшей наградой для меня после победы на Олимпийских играх в Берлине была похвала моего тренера.
К 13 годам я уже участвовал в 79 соревнованиях по бегу на короткие дистанции и 75 раз победил, а в 14 лет пробежал 220 ярдов (201,13 м) за 22,9. В 15 лет я прыгнул в высоту на 1,83, в длину на 7 метров, 100 метров пробежал за 10,8, 11О метров с барьерами (99 см высотой) за 13,4 и 220 ярдов в эстафете за 21,3.
Я был капитаном школьных команд по баскетболу, бейсболу, футболу (американскому) и, конечно, по легкой атлетике. Именно в школе я впервые узнал, что такое ответственность перед командой — то, с чем столько раз я сталкивался позже.
В последний год учебы в школе я побил ряд школьных рекордов США: 100 ярдов (91,4 м) я пробежал за 9,4, 220 ярдов по прямой за 20,7, 220 ярдов с барьерами за 22,7 и прыгнул в длину на 7,61. После этого меня приглашали во многие университеты страны. По совету Рилея осенью 1933 г. я поступил в Университет штата Огайо и стал тренироваться под руководством Ларри Снайдера. Через два года я стал устанавливать мировые рекорды, а в 1936 г. завоевал 4 золотые медали н Олимпиаде в Берлине.
Еще до XI Олимпийских игр мы с Ларри Снейдером мечтали заняться бегом на 440 ярдов (402,26 м)' и планировали результат 45,0 (т. е. 44,7 на 400 м). Но увы, мечтам этим не пришлось осуществиться. Решив заработать побольше денег на своей олимпийской славе и избавить семью от вечного страха за будущее, я бросил университет и в 23 года оставил спорт.
ЛАРРИ СНАЙДЕР О ТРЕНИРОВКЕ ОУЭНСА
Каждому тренеру можно пожелать в начале карьеры получить в свою группу такого атлета, как Джесси Оуэнс. И не только потому, что это принесет славу, а главным образом потому, что общение с таким спортсменом открывает много дотоле неизвестных путей в работе.
Оуэнс не только был одарен всеми качествами великого легкоатлета, но он страстно любил учиться всему, что могло хоть в какой-то степени помочь ему повысить свои спортивные результаты. Короткая спортивная деятельность Оуэнса, безусловно, значительно расширила наши понятия о пределах достижений в легкой атлетике.
Когда Чарли Рилей — его старый школьный тренер из Кливленда — говорил ему: ≪Ставь стопу на дорожку так, будто ты касаешься раскаленной плиты≫, — это не значило, что он учил спортсмена смотреть на беговую дорожку, как на своего врага. Наоборот, этоозначало, что беговая дорожка —объект, соприкосновение с которым должно быть осторожным, как бы незаметным.
Оуэнс научился буквально ласкать беговую дорожку Конечно, это можно осуществить лишь тогда, когда во время бега стопа будет при постановке активно двигаться назад под тело бегуна. Но немногие умеют делать это правильно — так, как это делал Оуэнс. Его изумительный ритм, мягкость каждого движения во время бега создавали впечатление, что не он двигался вперед, а чья-то невидимая рука неслышно с огромной скоростью вытаскивала беговую дорожку из-под его ног.
Итак, что же самое главное? Первое, что исключительно важно, это способность сознательно контролировать свои движения, выполняемые на большой скорости, с огромной решимостью к победе, и все же оставаясь расслабленным. Излишне напряженные мышцы не имеют той реакции, не могут работать с такой быстротой и так эффективно, как мышцы, которые напряжены ровно настолько, сколько нужно для эффективного продвижения вперед.
Второе — старт. Когда Джесси пришел в Университет Огайо у него не было еще окончательно определено положение на старте. От старта к старту оно менялось. Кроме того, он не сосредоточивался на выстреле. Я убежден, что он стартовал тогда, когда кто-либо из его соперников делал первое движение. Но его реакция была настолько быстрой, что он никогда не отставал на старте.
Я объяснил ему, почему лучшая группировка на старте даст ему преимущество над любым противником, который применяет распространенный в то время ≪растянутый≫ старт и у которого передняя стопа находится дальше от стартовой линии. Мы приблизили переднюю стопу к линии старта до такого предела, который еще не создавал неудобства в положении ≪внимание≫. С моей точки зрения, только это и определяет предел выдвижения вперед передней стопы. Пусть спортсмен попробует стартовать из положения, при котором передняя стопа расположена в 25—35 см от линии старта, а носок другой стопы нарасстоянии от 2,5 до 10 см сзади пятки впереди стоящей ноги. Если при этом спортсмен будет испытывать большое неудобство, то .пусть он отодвинет обеколодки назад на 2,5—5,0—7,5—10,0 см, пока не найдет лучший для себя вариант.
Я убежден, что внимание спринтера на старте должно быть сосредоточено на выстреле, а не на движениях, которые надо сделать после него. Движения должны быть рефлекторно связаны с выстрелом.
Третье, что важно для спринтера — это стартовое ускорение. Не надо прыгать из положения ≪внимание≫, надо научиться после мощного отталкивания ≪выбегать≫ из него. Все спринтеры в Огайо обучены хорошо выводить вперед стопу, опирающуюся о заднюю колодку, не ≪срезать вниз≫ ее движение, но мы не сосредоточиваем их внимание на активном отталкивании от колодки этой ногой.
Я уверен, что спринтеру не надо об этом думать. Основное отталкивание произведет впереди стоящая нога. В конце первого шага стопа должна приземлиться точно впереди задней колодки, по крайней мере в 60 см. впереди линии старта. Последующие шаги должны быть направлены строго вперед, и каждый последующий длиннее предыдущего на 7,5—15 см, пока бегун не достигнет полного бегового шага.
Линия, по которой проходит усилие отталкивания, постепенно поднимается, пока спринтер не займет нормального бегового положения и не будет иметь нормального угла наклона . туловища. Я думаю, что этот угол предопределен для каждого спринтера его силовым развитием и конституцией. Конечно, с ростом силы можно несколько увеличивать наклон. Это может принести успех. Следует, однако, осторожно и постепенно увеличивать наклон туловища, так как значительные и резкие изменения могут окончиться травмой мышц бедра.
Четвертая основа техники спринта —движения спортсмена в беге на дистанции и на финише. Постановка стоп на беговую дорожку должна быть как можно нежнее, осторожнее, высоко на носок. Затем нога опускается почти на всю стопу, для того чтобы хорошо ≪сработал≫ голеностопный сустав, но все же не касаясь пяткой беговой дорожки. Ноги в коленных суставах во время бега не должны быть напряжены. Колени должны двигаться высоко вперед-вверх (без изменения угла наклонатела и отклонения назад). Голень вымахивает вперед, однако стопа не касается беговой дорожки, пока не начнет активно, с большой скоростью, двигаться назад под тело бегуна. В этом самый большой ≪секрет≫.
Напряжение — самый большой враг спринтера. Тренировать спринтера надо так, чтобы он умел без ненужных напряжений, расслабленно, бежать всю дистанцию. Для этого нужно непрерывно убеждать его в том, что он побежит быстрее, если последует этому совету. И тогда вместо того, чтобы ≪сковываться≫ в конце дистанции, он будет бежать с максимальной скоростью, но свободно. При этом он должен думать о технике, а не о борьбе.