Смит, Норман и Карлос–Игры 1968г.
« Назад
В истории легкой атлетики это один из самых знаковых образов: церемония вручения медалей на 200 метров среди мужчин на Олимпийских играх 1968 года в Мехико
Опущенные головы, черные перчатки, поднятые кулаки - смелая позиция Томми Смита и Джона Карлоса потрясла мир.
С тех пор, как это произошло, прошло более полувека, но после плодотворного года в борьбе за равенство действия американских спринтеров кажутся столь же актуальными, как и прежде.
Действительно, поскольку олимпийский год готовится к рассвету, кажется, уместно спросить двух главных героев, что они сказали бы спортсменам, желающим пойти по их стопам.
«Я бы сказал, что вы должны проверить свои эмоции, во что вы верите», - сказал Карлос. «Если у вас есть страсть к правам человека и вы хотите занять определенную позицию, убедитесь, что вы делаете свою домашнюю работу и четко понимаете, почему вы занимаетесь такой позицией - что вы ожидаете принести обществу. И будьте готовы к любым проблемам или вопросам, которые придут к вам в дальнейшем ».
Смит считает, что спортсмены должны действовать осторожно, но при этом иметь смелость в собственных убеждениях.
«Следуйте их собственному разуму», - сказал он. «Не путайте с тем, что кто-то говорит им делать. Они должны планировать целенаправленно и действовать с осторожностью. Но действовать нужно настойчиво и должна быть цель. Вы будете нести ответственность за то, что вы говорите».
Пара предложила этот совет во время церемонии вручения награды World Athletics Awards в прошлую субботу, где Смит и Карлос - вместе с покойным Питером Норманом из Австралии, серебряным призером на дистанции 200 метров в Мехико - получили Президентскую награду от Себастьяна Коу, который подчеркнул «храбрость, достоинство» и мораль» трио.
Коу было 12 лет во время Игр в Мехико, и он рассказал Смиту и Карлосу, как опыт просмотра их стартов и их последующая позиция послужили катализатором его приверженности легкой атлетике.
«Одна из моих амбиций состоит в том, чтобы все наши спортсмены в текущей группе стали учениками своего вида спорта, чтобы они понимали нашу историю», - сказал Коу. «Вы являетесь важной частью этой истории, и пока я в этой роли, я буду постоянно напоминать им о тех чувствах, которые вы выражали. Вы - знаковая часть нашего спорта».
Решение сделать то, что они сделали, принималось долго, даже если его исполнение в ту ночь было импровизированным: Смит одолжил пару черных перчаток перед церемонией награждения, которую они разделили между собой по совету Нормана. И Смит, и Карлос носили черные носки без обуви, чтобы привлечь внимание к черной бедности, Смит носил черный шарф, а Карлос - ожерелье из черных бус.
Оба носили значки поддержки Олимпийского проекта за права человека (OPHR), и когда Норман узнал об их планах незадолго до церемонии, он позаимствовал значок OPHR, чтобы оказать свою поддержку. В последующие годы Норман подружился и со Смитом, и с Карлосом, и оба американских спринтера несли гроб на похоронах австралийца в 2006 году.
«Питер перешел в ситуацию, в которой он хотел, чтобы люди знали, что он верит в права человека», - сказал Смит. «Вот почему Петр был таким большим другом, прекрасным оратором. Идти на его похороны и нести гроб на наших плечах было гордостью в наших святых телах, давая ему то, что он заслужил».
Это чувство уважения - любви - было взаимным.
«Это были его братья», - сказала Ян Норман, жена Питера. «Он пару раз ездил в Америку и тусовался с ними, он чувствовал такую связь с ними. Питер был бы так горд принять эту награду, и вся его семья рада принять ее от его имени ».
Карлос с большой любовью вспоминает своего австралийского друга.
«Питер Норман был похож на меня, свободолюбивым человеком, который в то же время спокойно смотрел на приз», - сказал он. «Когда я говорю« приз», я говорю о человечестве с точки зрения любви к обществу и ощущения, что он должен иногда пробуждать общество, чтобы заставить их понять, что любовь - это то, что движет поколениями в этом мире.
«В моем сердце всегда было место для Питера Нормана. Он брат от другой матери. Я буду лелеять его вечно».
Задолго до 1968 года Карлос считал, что существенно изменит мир, даже если не знал, в какой форме это примет.
«Первым делом у меня в детстве было видение, которое дало мне понять, что я буду вовлечен в нечто особенное в жизни», - сказал он. «Но кто сформировал меня и дал мне видение, творчество и сердце, чтобы делать то, что я делал, - это мои мама и папа».
Как Смит нашел в себе мужество встать на ноги? Он чувствовал, что у него нет другого выбора.
«В такое положение нас поставило общество и необходимость противостоять давлению системы, которая не признавала всех равными», - сказал он. «Мы сделали это, руководствуясь спортивным духом смелости и азарта, а также необходимости предоставить дорогу тем, у кого ее не было, чтобы пойти по этой дороге, направляясь к тому перекрестку, где вам нужно было выбирать»
Эту историю много раз рассказывали на протяжении многих лет, и ее контекст был подробно изложен режиссерами Томом Рэтклиффом и Бекки Пейдж в документальном фильме «Стенд», выпущенном ранее в этом году. В фильме правозащитник Гарри Эдвардс, архитектор Олимпийского проекта по правам человека, проводит параллель между Смитом и Карлосом и нынешними спортсменами, которые используют свою платформу для более высоких целей.
«Эти спортсмены, которые сегодня протестуют против несправедливости, стоят на плечах гигантов», - сказал Эдвардс.
В 1968 году Смит надеялся, что их действия вдохновят других.
«Мы выбрали это направление, потому что это было необходимо не только для спортсменов, чтобы сделать то, что все увидят и поймут», - сказал он. «Пришло время спортсменам встать».
Их спортивные достижения в Мехико гарантировали, что их запомнят в анналах легкой атлетики - Смит выиграл 200 метров с результатом 19,83, Норман был вторым в 20.06, а Карлос третьим в 20.10 - но их действия впоследствии гарантировали, что их имена будут эхом в вечности. Смит описывает саму гонку как приговор, а их выступление на подиуме - как точку.
«Мы оставили этот период, чтобы в историю легкой атлетики вписали череду других предложений», - сказал он.
До и после этого другие поступали так же, и одним из наиболее игнорируемых протестов на этих Играх был протест чемпиона по прыжкам в длину Боба Бимона, который закатал штаны, чтобы показать длинные черные носки перед церемонией награждения. После того, как гимн закончился, Бимон повернулся к толпе и поднял правую руку в кулак.
После резкой реакции на их позицию - и Смит, и Карлос были исключены из Игр и столкнулись с огненным шаром ярости по возвращении в Соединенные Штаты - Смит понял, что их жест был в значительной степени неверно истолкован.
«То, что произошло в Мехико, было сделано не для того, чтобы ненавидеть флаг», - сказал он. «Я люблю флаг. Это была платформа, на которой я должен был заставить других понять, что нам нужны любовь, радость, а не ненависть ».
Можно провести четкую корреляцию между их действиями - и даже последующими последствиями - и действиями американского футболиста Колина Каперника, чей протест на колено перед играми НФЛ в 2016 году с тех пор стал глобальным, представляя для спортсменов возможность мирно протестовать против расизма. неравенство. Многие другие последовали его примеру, например, чемпионка по теннису Наоми Осака или легенда баскетбола Леброн Джеймс, и Смит испытывает определенную гордость, когда видит действия нынешнего поколения.
«История действий спортсменов, которые участвовали в этом победном стенде, сохранилась, и это стало причиной того, что произошло с Колином, ЛеБроном и другими», - сказал он. «Множество спортсменов все поняли и начали вставать. Это побудило молодое поколение сказать: «Что ж, если они могут это сделать, я смогу это сделать».
World Athletics