Психологические свойства прыгунов
« Назад
Различия в психологических свойствах и качествах сильнейших легкоатлетов на примере прыгунов в длину и в тройном прыжке.
Горизонтальные прыжки предъявляют к атлетам ряд жестких требований к профессиональным навыкам.
- во первых, необходимо быть спринтером.
- во вторых, обладать мощной взрывной силой.
- в третьих, обладать способностью соединить две двигательные установки — на скорость и на взрывную силу — в одно сложное действие с обязательным точным попаданием на планку отталкивания.
- в четвертых, обладать высоким уровнем психической саморегуляции, необходимой для превращения начальной концентрации «на точность» в нужный момент в мощную мобилизацию «на взрыв скорости и силы». Эти требования выполняет лишь часть соревнующихся атлетов.
Обследованы восемь атлетов элитного уровня, занимающих в мировом рейтинге побед места со 2 по 8 (2 чел.) и 20-25 (5 чел.) - прыгунов в длину и тройном прыжке, но имеющие личные результаты на уровне 2-10 мест.
Были использованы 16 PF Cattell, тест мотивов спортивной деятельности, тест психологических защит, тест Люшера, тесты психомоторного контроля и тест саморегуляции. Сравнивались особенности психики надежных атлетов, реализовавших свой уровень подготовленности в победах на чемпионате мира и олимпийских играх, и атлетов, не достигших личного результата.
Прежде всего надежные элитные спортсмены отличались умеренным общим уровнем мотивации достижения, в котором доминировала потребность в достижении, высоким уровнем смелости с наличием способности к ее реализации , более высокой агрессивностью, тягой к риску, но с хорошим самоконтролем , склонность к доминированию, мятежности , независимости в группе. Надежные атлеты отличались более высоким интеллектом и богатым воображением, что характеризует их творческий потенциал.
Они не были упрямыми , но были рациональными и жесткими. Доминирующей чертой была общая эмоциональная устойчивость и устойчивость к стрессу — адекватность, невозмутимость и удовлетворенность и хорошая психическая саморегуляция. Психомоторный контроль выражался в высокой скорости и точности реакций, в более высоком чувстве темпа и усилия и пространственной координации .
Доминирующими психологическими защитами чаще всего являются «проекция» и «рационализация» в отличие от ненадежных атлетов, у которых чаще доминировали защиты «компенсация» и «вытеснение». Индекс общей адаптированности к условиям жизнедеятельности и индекс готовности к сотрудничеству и изменениям у надежных атлетов приближается к максимальным значениям.
Результаты психодиагностики характеризуют надежных атлетов как последовательных, сознательно стремящихся к изменениям для достижения высокого уровня подготовленности и сохранения кондиций для реализации в соревнованиях и существенно отличаются от результатов атлетов, не достигших в главных соревнованиях личных результатов, несмотря на более хорошие физические данные.
Рационализация — это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстает как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам. Рационализация — это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» — основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.
Проекция — механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В его основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир. Как бы ни был сам человек неправ, он готов винить всех, кроме самого себя. Заявляет, что его не любят, хотя в действительности не любит сам, упрекает других в своих собственных ошибках и недостатках и приписывает им собственные пороки и слабости. За счет сужения границ «Я» это позволяет личности относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи, и изживать неудовольствие так, как будто оно пришло извне, а не обусловлено внутренними причинами. Если «враг» снаружи, то к нему можно применить более радикальные и эффективные способы наказания, используемые обычно по отношению к внешним «вредностям», а не щадящие, более приемлемые по отношению к себе.
Компенса́ция — защитный механизм психики, заключающийся в бессознательной попытке преодоления реальных и воображаемых недостатков.Термин введен Зигмундом Фрейдом, а позднее, понятый как жизненная стратегия, стал одним из центральных понятий в индивидуальной психологии Альфреда Адлера. Обычно компенсация проявляется в виде дополнительных усилий, прикладываемых к деятельности, как бы «компенсирующей» недостатки человека.
Вытеснение, в отличие от подавления, связано не с выключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. (Мотив — это побуждение к конкретной деятельности).Таким образом, забывается не само событие (действие, переживание, ситуация), а только его причина, первооснова. Забыв истинный мотив, человек заменяет его ложным, скрывая настоящий и от себя, и от окружающих.
Вытеснение — это универсальное средство избежать внутреннего конфликта путем устранения из сознания социально нежелательных стремлений и влечений. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например в фобиях и страхах).
Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:
-вытесненное все-таки прорывается в сознании;
-неразрешенный конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.
Рекомендовано психологом ФЛАУ Андреевой Н.А.