Продолжая наследие Лорупы
« Назад
Тулиамук продолжает идолопоклонническое наследие Лорупа
Алифин Тулиамук все еще помнит день, когда она получила свою первую пару кроссовок.
Около 20 лет назад будущий чемпион США по олимпийским марафонским гонкам 2020 года стал еще одним многообещающим молодым бегуном в провинции Рифт-Валли в ее родной Кении. Ей было всего 11 лет, и она была выбрана для участия в соревнованиях штата на дистанции 10 000 метров после того, как в трудном соревновании опередила девушек старшего возраста.
По пути на соревнования ее тренер - Джеффри Птормос, дальний родственник Тулиамука, - договорился с Теглой Лоропе о встрече с командой. Местная легенда Капенгурии готовилась к Олимпийским играм 2000 года в качестве фаворита на марафон и 5000 метров, и к тому времени завоевала два титула Нью-Йоркского марафона, три титула Чемпионки Мира в полумарафоне и дважды становилась мировым рекордсменом в марафоне с ее лучшим результатом 2:20:43, стоящим до сентября 2001.
Но Тулямук еще ничего не знала об этом. Вместо этого, именно Лорупе очень понравились способности молодой бегуньи.
«Спортсмены, которых я обыграл на 10 000 метров, были намного старше меня, поэтому мои выступления очень впечатлили Теглу», - вспоминает Тулиамук. «В итоге она дала мне пару кроссовок и сразу стала моим героем».
Тулиамук не стала сразу же участвовать в гонках в новенькой обуви – " нет, я не привыкла носить новую обувь и участвовать в соревнованиях, я думала, что они удержат меня”, – но она бережно хранила подарок, сохраняя новые кроссовки для особых случаев.
«Это значило для меня мир», - говорит она. «В то время я был босиком, так что получить от нее эту действительно красивую, чистую пару обуви было здорово».
Скромные корни
Тулиамук отмахивается от своего скромного воспитания.
Она и ее 31 брат и сестра, все родившиеся от одного и того же отца от четырех разных матерей в соответствии с культурно принятой практикой многоженства, пробегали две мили, босиком, до школы и из школы каждый день, как и ее друзья. Бег настолько укоренился в повседневной жизни, что легко заметить тех, кто обладает природными способностями в спорте. Но из непосредственного сообщества Тулиамук, она была единственной, кто вел соревновательный бег.
Птормос заметил растущий талант Тулиамука и пригласил ее жить со своей семьей в соседнюю деревню после государственного конкурса в 2000 году, чтобы он мог тренировать ее. Она жила с ними восемь лет, пока не окончила среднюю школу.
Ее лучшее выступление за это время пришло в 2005 году, когда она заняла девятое место в гонке U20 на чемпионате мира по кроссу в возрасте 15 лет. Всемирный кросс был проведен в Сен-Гальмье, Франция. На вечеринке после гонки бегуны танцевали под музыку и ели вкусную французскую выпечку. Мероприятие открыло для Тулиамука широкие возможности, которые мог предоставить ей бег.
Но так как мысль о профессиональном беге и соревнованиях на Олимпийских играх появилась в ее мыслях, Тулиамук захотела добиться большего. Легкая атлетика не была главным приоритетом в ее школе, и она полностью прекратила бегать.
«Бег отошел на задний план, и образование стало приоритетом из-за окружающей среды», - говорит она. «Для других спортсменов, когда они идут в школу, их главная цель - хорошо бегать, а образование занимает заднее место; тогда как для меня это было наоборот».
Приспосабливаясь к жизни в США
Тулиамук планировала возобновить интенсивные тренировки после окончания учебы. Теперь она говорит, что если бы она осталась в Кении после школы, она, вероятно, бросила бы спорт. Но случайная встреча с Барнабасом Кориром из Легкой атлетики в Кении привела ее к его альма-матер, Университету штата Айова, где ей предложили стипендию по легкой атлетике, основанную на результатах ее Мирового кросса 2005 года.
Ей пришлось пройти долгий путь, чтобы восстановить эту форму.
«Я была действительно не в форме», - говорит она. «Было трудно сбросить вес».
Культурный шок от переезда в Соединенные Штаты из Кении не облегчил ситуацию.
«Если вы приехали из сельской Кении, между шестью месяцами и годом вы не зщнаете, что происходит», - говорит она. «В первый год я даже не помню, как менялись листья. В течение шести месяцев я был в темноте.
Но когда она привыкла к жизни в Соединенных Штатах, ее бег улучшился, и она поняла, что хочет посещать школу с программой медсестер. В конечном итоге она перешла в Государственный УниверситетУичито, где побежала достаточно хорошо, чтобы заработать всеамериканские награды, а затем начать профессиональную беговую карьеру.
Снова пересекаемся с Лорупой, на этот раз в Кампале
Она стала гражданкой США в 2016 году и стремилась пройти отбор на Рио-де-Жанейро, где, как она слышала, Лоруп будет руководить командой беженцев. Тулиамук не достигла этой цели, заняв восьмое место на дистанции 10000 метров на соревнованиях в США. Однако в следующем году она по счастливой случайности воссоединилась со своим кумиром на чемпионате мира по кроссу в Кампале, где заняла 15-е место в качестве лучшего финишера сборной США.
«Это был один из лучших моментов в моей жизни, когда я смогла подойти к ней и рассказать ей, как я была ей благодарна, как она вдохновила меня», - говорит Тулиамук.
После ухода из спорта Лоруп посвятила себя целому ряду благотворительных начинаний. В 2003 году она создала Фонд мира в Тегла-Лорупе для содействия миру через легкую атлетику и организовала серию гонок мира в африканских странах для смягчения конфликта с большим успехом. В 2006 году она была назначена послом ООН по спорту, а в 2016 году - персоной ООН в Кении за ее работу по организации команды беженцев на Олимпийских играх в Рио.
И, конечно же, есть туфли, которые она дала Тулиамуку, что повлияло на молодую бегунью, которая однажды перенесла это олимпийское наследие на Токийские игры. Тулиамук теперь тоже считает своим долгом оплатить его следующему поколению спортсменов.
Спонсор Тулиамук, Hoka One One, подарил детям своей деревни 24 пары обуви, которые она планировала доставить во время поездки обратно в Кению этой весной. Эти планы были временно отложены из-за ограничений на поездки, вызванных пандемией коронавируса, но она надеется, что у нее будет возможность в скором времени подарить снаряжение.
Она также мечтает установить более тесное партнерство с Хокой, чтобы продолжать оказывать помощь.
«Зная, как много это изменило в моей жизни, я бы хотела больше узнать об этом», - говорит она. «Теперь, когда у меня есть эта платформа, как участие на Олимпиаде в следующем году, это дает мне больше возможностей вернуть свое сообщество, чтобы вдохновить этих детей, оказать им необходимую помощь и побудить их следовать своим образовательным целям и задачам»
Йоханна Гретшель worldathletics