Легкая атлетика - это у меня в крови
« Назад![](/thumb/2/PofBWqmM8NuPbe2A-jUgkQ/90r90/d/kazakova.jpg)
Беседа с Анной Валерьевной Казаковой получилась ее интересным биографическим рассказом о всей ее жизни в спорте, начиная с дошкольного возраста и до сегодняшних дней, успешного тренера по легкой атлетике.
- Ваши родители Валерий Николаевич и Галина Михайловна известные тренеры по легкой атлетике в Узбекистане. Легкая атлетика — это ваш выбор или было давление со стороны родителей?
- Легкая атлетика это в крови, в генах, переданных мне от моих родителей. С самого раннего возраста, родителя приводили меня на стадион. Наверно, свои первые шаги я тоже сделала на дорожке. Если честно сказать, я себя комфортнее чувствую на стадионе, чем дома. Для меня любой стадион – это мой дом.
До школьного возраста у меня, мягко сказать, не было выбора в плане спорта, так как, я была постоянно с родителями на стадионе. Но школа «разбавила» мой выбор не только спортом. В нашей школе было много различных секций: музыка, танцы, рисование, спортивные секции. Я росла всесторонне развитым ребенком. Ходила во всевозможные секции, только не на стадион. Придумывала разные причины не идти на стадион, уж очень я устала от него. То у меня пение, то рисование, то танцы, то различные экскурсии, походы в театры и т.д.
В 3 классе, к нам пришел в школу тренер по гандболу, и меня одну из первых пригласили на тренировку. Тренировки проходили в школьном спортивном зале, это было очень удобно, не надо далеко ездить, и можно было допоздна оставаться в зале. Меня считали перспективным игроком, для своего возраста, так как я была более физически развита, чем мои сверстники. Но увы, мой тренер получил приглашение на работу в другой стране и закрыл секцию гандбола в нашей школе.
В 4 классе мы с одноклассниками увлеклись настольным теннисом, играли в местном маленьком парке. Меня и пару девчонок приметил тренер и пригласил на тренировки. Целый год я занималась настольным теннисом, выигрывала городские соревнования среди своего возраста, но и в этом спорте я долго не задержалась.
Как известно, многие тренеры дружат семьями, и наша семья не была исключением. Мы дружили с Татчинами (Валентина Ивановна и Юрий Николаевич). Их дети ходили на конный спорт, ну и меня пригласили посетить их тренировку. Можно сказать, что именно с этой тренировки и началась моя карьера в конном спорте, которому я отдала 12 лет! Получила «Кандидата Мастера Спорта» и становилась неоднократно победителем и призером многих Республиканских соревнований. Я до сих пор говорю: «Конный спорт – в моём сердце навсегда!»
В 7 классе, к нам в школу пришел тренер - Андрей Борисович Кондратьев (в свое время достаточно известный и сильный тренер по баскетболу). Он набирал девочек в экспериментальный класс с уклоном по баскетболу. Из всех 7-х классов в нашей школе, выбрал 3 девочек из нашего класса, в том числе и меня. Мы перешли в другую школу, и у нас началась совсем другая школьная жизнь. Так как, конный спорт я и не собиралась бросать, школа мне давалась с трудом. Расписание у нас было особенным: школьная программа не отличалась от обыкновенных классов, а вот уроков физкультуры было много (каждый день нулевой, первый и второй урок – была физра). После уроков, все обедали в столовой, и шли на вечерние тренировки по баскетболу, ну а я бежала на конюшню. Родителям не очень-то приветствовали мое увлечение конным спортом, поэтому, как минимум 2 раза в неделю я посещала тренировки по легкой атлетике. Вообще, тренировки легкой атлетикой всегда присутствовали в моей жизни, каким бы я видом спорта не занималась, я всегда приходила на стадион, на тренировку.
В 11 классе, когда встал выбор, что делать и куда идти по окончании школы – мне был выдвинут ультиматум – «Или ты плотно тренируешься легкой атлетикой, или плотно готовишься к поступлению в институт». Как известно, мало какому подростку, который большую часть своего времени отдавал спорту, захочется сидеть и готовится к поступлению в институт. Я выбрала - легкую атлетику. К тому времени, я давно не выступала на соревнованиях по легкой атлетике, и меня никто не воспринимал как серьезного соперника, все знали, что я занимаюсь баскетболом и конным спортом. И на первом же старте, к своему большому удивлению, я пробежала 100м – 12.20, правда только в забеге, на финал меня уже не хватило, сказалось моя нетренированность.
По окончании школы, я уже тренировалась по 2 тренировки в день и готовилась на Чемпионат Азии по юниорам, который должен был пройти через год. А потом были – Олимпийские Игры, Чемпионаты Мира, Чемпионаты Азии и Азиатские Игры. Были победы и обидные поражения. Были дипломы, грамоты, медали, кубки. Были тренировки, сборы, соревнования, полеты-перелеты, травмы! Была активная жизнь спортсмена Национальной Сборной Команды Узбекистана по легкой атлетике.
Прошли года, и сейчас, когда я оглядываюсь назад, я понимаю, что я не пыталась убежать от легкой атлетики (хотя как от нее убежишь, когда у тебя два личных тренера дома), я искала себя, пробуя другие виды спорта, и понимала, что легкая атлетика – именно тот вид спорта, который мне больше всего подходит, который я больше всего люблю.
- Работа тренером выбрана наверно уже осознано, решили пойти по стопам родителей?
- В 2005 году я получила тяжелую травму – полный разрыв ахиллового сухожилия. Была сделана операция, после которой была очень долгая реабилитация. Почти 3 месяца я ходила в гипсе на всю ногу, очень долго растягивала сшитые сухожилия. И когда наконец, начала понемногу тренироваться, я очень сильно заболела воспалением легких с осложнениями. После долго лечения, было трудно возвращаться на стадион, да и болезнь давала о себе знать. О возврате на дорожку можно было забыть. Я наверно, так обиделась на стадион, что решила найти себя немного в другой сфере. Я пошла работать фитнесс-инструктором в тренажерный зал. Работа была тяжелой, но интересная. Публика была разнообразная, от девушек, которые хотят подтянуть попку, до «Морских котиков», охраняющих американское посольство, которые пришли подкачаться до размеров Халка. И к каждому нужен был подход, свой комплекс упражнений. Но и здесь не суждено было мне долго задержаться, легкая атлетика ждала и звала меня. Мне предложили работу методистом в Республиканской Школе Высшего Спортивного Мастерства по легкой атлетике, а также заменять мою маму на стадионе, когда она уезжала на сборы.
В 2008 году мне предложили попробовать потренировать паралимпийцев, тогда еще никто и не знал, что это за «фрукт и с чем его едят». Было очень сложно эмоционально, физически и морально. В тот момент, мне самой требовалась помощь, потому что я потеряла смысл жизни, и долго не могла найти себя.
Ведь не даром говорят – «Все приходит в нужное время!». Встретившись с ребятами, которых я должна тренировать – я забыла про себя, я забыла про свои травмы и болезни, я полностью отдавала себя ребятам, вдохновляя их на тренировки. А потом были первые соревнования, и первые успехи. А потом были и Первые Азиатские Молодежные ПараИгры в Токио (Япония) и был ошеломительный успех. Победы, медали, подарки. А самое главное вера в себя! Ребята, которые еще год назад считали себя «никчемными инвалидами» (как я ненавижу это слово), сегодня гордо стоят на пьедестале с золотой медалью на груди. А дома ждут их родители, которые до сих пор не верят, что их ребенок смог побороть свои «ограниченные» возможности, и показал свой «неограниченный» потенциал!
После поездки в Токио я уже совсем по-другому смотрела на ребят и на подход к тренировкам. Ко мне пришло понимание того, к чему меня готовила жизнь. В процессе тренировок паралимпийцев, пришли в пору мои навыки по другим видам спорта. И весь мой опыт в спортивной жизни.
Я не считаю, что я пошла по стопам своих родителей, а наверно вопреки. У меня не было другого выбора, и не должно было быть! Человек, который с самого рождения в спорте, который прошел через «огонь, воду и медные трубы», обязан быть тренером. Обязан передать свой необъятный опыт своим ученикам.
Мне очень обидно, что большинство считает, что я тренирую только паралимпийцев или спортсменов с ограниченными возможностями, нет, в моей группе есть и обычные или как говорит «социум» здоровые спортсмены. Моя группа инклюзивная в ней найдется место для любого, самое главное желание заниматься легкой атлетикой – Королевой Спорта!
- Какие успехи были в спортивной деятельности и в тренерской работе?
Давайте я не буду рассказывать о своих успеха в спортивной деятельности. Все мои успехи – это успехи моих тренеров – моих родителей (за что им ОГРОМНОЕ СПАСИБО).
Я расскажу о успехах в своей тренерской работе:
Начиная с 2008 года я работаю с паралимпийцами. Мои ученики победители и призеры Паралимпийских Игр, Азиатских ПараИгр, Чемпионатов Мира и многих международных соревнований. Обладатели рекордов Азии и Чемпионатов Мира. Они были неоднократно награждены государственными и общественными наградами. Я очень горжусь каждым своим учеником!
А еще больше я горжусь своими атлетами Специальной Олимпиады Узбекистана. В 2009 году, меня пригласили тренировать команду атлетов Специальной Олимпиаду Узбекистана. И уже на протяжении 11 лет мои атлеты приносят «ведро медалей» с различных международных соревнований. Всемирные Специальные Олимпийские Зимние и Летние Игры, Европейские Специальные Олимпийские Игры, Спартакиады – это небольшой список соревнований, на которых мои ученики завоевывают медали различного достоинства.
- Что дается сложнее, самому показывать высокие результаты или подготовить спортсмена на высокий результат?
«Легкая атлетика – это далеко не легкий вид спорта!». Двухразовые тренировки, тренировки с тяжелой штангой, тренировки до неизнеможения, когда ты приходишь домой и у тебя хватает сил раздеться принять душ и как только твоя голова коснется подушки, проваливаешься в сон. Ты тренируешься и в снег, и в дождь, и в летний палящий зной. И кажется, только метеоритный дождь сможет отменить тренировку и то не вариант. И каждый раз ты себе говоришь: «Вот буду тренером, никогда не буду так издеваться над спортсменом!» И вот ты уже тренер, и опять ты приходишь на стадион и в снег, и в дождь, и в летний палящий зной, но на сей раз ты уже тренируешь! И да, ты издеваешься (по мнению твоего спортсмена) над учеником, заставляя его делать работу, которую под силу только Атлантам.
Побывав «в шкурах» обоих – и спортсмена, и тренера. Могу сказать одно – спортсменом быть не легко, но проще! Как тебе кажется, все зависит от тебя, от твоих тренировок, от твоего терпения, от твоего труда, где-то отчасти твоего таланта. Но большую часть твоих результатов – это работа тренера, который распланировал под тебя работу, который подобрал под тебя упражнения, который научил тебя бороться с самим собой и выигрывать невзирая ни на что, который привил тебе любовь к спорту и дал уверенность в свои силы.
Тренерская работа – интересна и сложна. Каждый человек индивидуален. И к каждому нужен особый подход. На кого-то надо прикрикнуть, к кому с ласковым словом подойти, на кого-то не обращать внимание, а за кем-то пристально и не отрываясь следить. Придумывать упражнения, совершенствоваться, изучать новые техники и тактики, экспериментировать с новыми движениями, придумывать новые способы использования обычного спортивного оборудования, или изобретать новые тренажеры.
Тренерская работа – это творческая работа, тренер как скульптор лепит из просто человека – спортсмена, и пусть не всегда победителя, но всегда человека, который уверен в себе и в свои силы!