Интервью тренера Дэна Пфаффа
« Назад
Дэн Пфафф: «Меня увлекает загадка совершенства в движении»
Ведущий тренер по легкой атлетике вспоминает свою карьеру и делится некоторыми уроками, которые он усвоил.
69-летний Дэн Пфафф, человек, посвятивший свою жизнь своему ремеслу. Он начал заниматься тренерской деятельностью еще подростком из-за любопытства и огромного аппетита к знаниям, а также желанием помочь не только своим друзьям, но и своему консультанту.
Путь американца позволил ему подняться от школьного тренера до ряда высокопоставленных должностей во всем мире, выступая наставником 49 олимпийцев (девять медалистов), 51 участника чемпионатов мира (девять медалистов) и пяти мировых рекордсменов.
Наиболее известно то, что он помог канадцу Доновану Бэйли завоевать золото на дистанции 100 метров на Олимпийских играх 1996 года в Атланте, а Грегу Резерфорду — золото в прыжках в длину на Играх 2012 года в Лондоне.
Пфафф считается лидером в области подготовки высоких результатов и в настоящее время является главным тренером ALTIS , американской элитной тренировочной среды для спортсменов и образовательной платформы для тренеров.
Как и когда начался ваш тренерский путь? Кто или что вас вовлекло?
Я вырос в сельской местности, где дети занимались любым видом спорта, который был в календаре, поэтому у меня был разнообразный спортивный опыт. Некоторые тренеры были солидными, многие - нет, поэтому в раннем возрасте я часами читал в библиотеке книги, статьи и интервью, написанные великими тренерами во всех видах спорта, в поисках лучшего способа делать что-то и способствовать совершенствованию. Это, конечно, дало мне советы для себя и товарищей по команде, так что у меня было своего рода начало игрока-тренера.
Каков был ваш опыт в легкой атлетике?
Опять же, небольшая школа, в команде было около 15 спортсменов, поэтому мы проводили все мероприятия. Моей любовью были прыжки с шестом и барьеры. Как я уже упоминал, я исследовал все события, чтобы помочь товарищам по команде стать лучше и помочь замечательному тренеру, который присматривал за нами, но почти не имел опыта в спорте.
Кто были вашими наставниками?
Мой отец был фермером и руководителем строительной бригады, поэтому он был моим первым и самым влиятельным наставником. В его профессиях решающее значение имеет универсальная подготовка, а также необходимость создания экспертных сетей, и это передалось мне.
Том Теллез был моим главным наставником по легкой атлетике (в Хьюстонском университете). Я годами преследовал его в кругах ораторов и, в конце концов, два года проучился у него в аспирантуре. Он был непревзойденным педагогом, биомехаником и гением программирования.
Виктор Лопес был моим однокурсником и познакомил меня с европейскими и карибскими методологиями, а также с искусством тренерства, а Бьорн Блумберг из Швеции стал еще одним столпом, познакомившим меня с идеологиями восточного блока и историей спортивных тренировок.
Как бы вы определили или как вы рассматриваете роль тренера?
Тренер должен быть высшим наставником во всех аспектах спорта и благополучия. Я рассматриваю это как парадигму профессионального ученичества.
Как вам удавалось совмещать и совмещать столько разных дисциплин на протяжении всей вашей карьеры?
Меня воспитали как специалиста широкого профиля, и я искал разнообразных специалистов, которые могли бы помочь мне, когда я сталкиваюсь с трудностями. Я — продукт различных систем тренерского образования, двух университетских степеней, требовавших критического мышления и фильтрации информации, и сотен спортсменов, которые позволили мне стать частью их пути.
Каков основной подход к тренировкам, который распространяется на все дисциплины?
Для меня все начинается с эргономического анализа спорта, глубокого погружения в историю того, что уже пробовалось раньше, и любопытного мышления с ограниченным эго.
Что вы добавили и исключили из своего обучения?
Мне повезло, что у меня были замечательные наставники, поэтому, честно говоря, никаких серьезных изменений не понадобилось. Вероятно, я стал лучше расставлять приоритеты пунктов меню в программе и стал гораздо более плавным вносить изменения в схему. Конечно, в течение первых двух десятилетий я проделал кое-какую плохую работу, но по большей части это было связано с непониманием основ и тенденций переваривания пищи, а также с тем, чтобы углубляться в научные кроличьи норы по некоторым концепциям.
Какой самый важный урок вы усвоили за эти годы?
Возможность проведения разборов полетов с персоналом и спортсменами, участвующими в проекте. Процесс подведения итогов должен быть многоуровневым и разнообразным, чтобы получить более глубокое понимание, доверие и понимание со стороны всех.
Как бы вы охарактеризовали свою философию тренера?
Предлагать помощь и надежду всем, кто ищет моего руководства. Демонстрировать лучшие практики во всем и всегда и быть открытым к изменениям.
Лучше ли всегда стараться сохранять простоту, особенно когда мы живем в век такого большого количества информации?
Человеческое тело и состояние сложны, поэтому легко искать линейные решения и редукционизм, чтобы оставаться в здравом уме и управлять числами. Тем не менее, в какой-то момент нам придется разработать основные принципы и опорные точки преподавания. Я уже 50 лет в этом путешествии и все еще борюсь с перетягиванием каната.
Что вам больше всего нравится в работе тренера и что вас в этом бесит?
Я увлечен загадкой совершенства в движении. Я не могу отключить глаза или мозг, когда вижу движение, будь то спортсмены или мой сосед, выгуливающий собаку. Я получаю огромную энергию от решения этих головоломок и конечно энергия от взаимных отношений бесценна. Немного безумия исходит от людей, которые не очень уважают профессию и ремесло.
Какие самые большие ловушки или наиболее распространенные ошибки, которые, по вашему мнению, совершают или в которые попадают молодые тренеры?
Ригидность мышления и жизнь в пузыре. Во-вторых, непонимание того, что путь долгий и требует множества обходных путей. Не каждый может быть опытным тренером, имеющим ученую степень и несколько лет работы на угольном забое.
Каковы, по вашему мнению, составляющие хорошего тренера?
Знания и совершенствование навыков с течением времени. Имейте докторскую степень в своей дисциплине. Я склоняюсь к универсальным подходам.
Есть ли в вашей карьере какой-то момент, который вам особенно запомнился и который доставил вам наибольшее удовлетворение?
Я никогда не был любимым парнем. Я принимаю каждый опыт и получаю радость от каждого взаимодействия, которое у меня было в спорте. Я часто вспоминаю и рассказываю истории о спортсменах, которые так и не поднялись до высокого статуса, но значительно превзошли ожидания.
Достаточно ли внимания уделяется тренеровкам и не беспокоитесь ли вы, что тренеру можно уделить слишком много внимания?
Я думаю, что в легкой атлетике за последнее десятилетие или около того уважение к тренерской работе значительно снизилось – от уровня сообщества до уровня федерации. Иногда мы наши злейшие враги. Ни один другой вид спорта не отдает человеко-часов и услуг, которые мы предоставляем нашим подопечным.
Вокруг спортсмена всегда есть команда, иногда формальная, иногда неформальная. Многие люди имеют влияние на сегодняшних спортсменов, поэтому возлагать вину на тренера зачастую очень недальновидно.
Как, по вашему мнению, изменилась эта роль за время вашей карьеры и остались ли ее основы прежними?
Я думаю, что финансовая сторона как спортсмена, так и тренера сильно ограничена и сильно тормозит развитие. Нам приходится работать быстро и часто в ущерб развитию спортсмена, чтобы сейчас оставаться в амплуа. Тренеры сегодня также ежедневно подвергаются критике со стороны средств массовой информации, многие из которых просто очень плохие, но мы должны безостановочно защищаться от этого.
Как найти баланс между спортсменом, возглавляющим партнерство, и тренером, следящим за тем, чтобы они донесли свою идею?
Спортсмены заслужили право больше высказываться, высказывать свое мнение и получать указания в моих группах. По мере того, как спортсмены растут в понимании, у них появляются более обоснованные отчеты и идеи. Это никогда не должно быть битвой.
Действительно ли неудача является величайшим учителем?
Это важный инструмент для прогресса. Проблема в том, что мы часто рассматриваем это как негатив, а не как трамплин для новых решений.
Источник: athleticsweekly.com