Интервью Глена Миллса
« Назад
Миллс имеет прекрасную тренерскую репутацию. Он закончил курсы ИААФ в Региональном Центре развития в Пуэр-то-Рико, участвовал в семинарах Международного олимпийского комитета. Миллс готовил спринтеров к крупнейшим международным соревнованиям, таких как серебряный медалист чемпионата мира 1987 года Рэй Стюарт и чемпион мира 2003 года в беге на 100 метров Ким Коллинз. Сейчас он главный тренер Тренировочного Центра высших достижений в Кингстоне.
Благодаря успеху учеников в Пекине, Глен Миллс был признан Ассоциацией тренеров Северной, Центральной Америки и стран Карибского Бассейна «Лучшим тренером года» в октябре 2008 года.
Рассказывая о своей работе с Усейн Болтом Миллс говорит, что в 2007 году он хо тел готовить его к дистанции 400 метров и предварительно побегать 200 метров. Но Усейн Болт желал стартовать в беге на 100 метров. «Я сказал ему, если он побьет рекорд Ямайки в беге на 200 метров, я разрешу ему стартовать на 100 метров» - говорит Миллс. «Он пробежал дистанцию за 19.75 сек, а потом говорит мне: Вы должны сдержать свое слово». Болт пробежал тогда 100 метров за 10.03 секунды. «После этого я не останавливал его».
Чтобы узнать подробнее о взглядах Миллса на проблемы подготовки, директор Регионального центра развития в Сан-Хуане Линфорд Леви задал известному тренеру несколько вопросов.
-Когда Вы решили, что быть тренером - это Ваша профессия?
Миллс: Около 40 лет тому назад. Мне понравилось тренировать, я стал учиться тренерскому искусству, и делаю это до сих пор. Сейчас я спортивный администратор и работаю в Институте более 20 лет. Работа тренера - это вторая часть моей профессиональной деятельности, и я тренирую после работы, а иногда и целый день.
-Вы получили квалификацию тренера. Что, по Вашему мнению, является полезным в тех знаниях, которыми Вы овладели? Что еще можно добавить к программе обучения?
Миллс: Я принял участие в нескольких курсах ИААФ и регионального Центра развития. Один из них действительно сильно помог мне в тренерской работе. В течение двух месяцев мы готовились в Мехико под руководством настоящих ученых, в том числе из Восточной Европы, и я получил диплом тренера. Я не принимал участие в последних курсах ИААФ CECS, но тренеры говорили мне, что они очень эффективны и дают много знаний в области спортивной тренировки и прикладных знаний.
-Каким образом Вы совершенствуетесь в спринте?
Миллс: Я все время интересуюсь развитием скоростных возможностей и биомеханикой бега. Мне очень помогли курсы в Мехико, где нам были раскрыты многие вопросы, особенно в спортивной медицине. Эти знания, плюс биомеханический анализ движений при беге с максимальной скоростью, помогают мне постоянно. Однако я верю, что тренерский талант в спринте – это подарок судьбы. За многие годы работы я узнал многое как из практической работы, так и из общения со специалистами и читая книги. Вы всегда должны искать что-то новое, и не только в книгах.
-Усейн Болт - наиболее успешный спринтер, которого Вы тренируете. Как Вы оцениваете его технику?
Миллс: Болт - чрезвычайно одаренный спортсмен. Когда я начинал работать с ним, его техника была слабой. Он терял баланс во время бега. Например, во время бега положение его тела было таким, что усилия действовали на нижнюю часть спины. Это способствовало частому травматизму, особенно мышц hamstring. Мы пытались поменять механику его бега с тем, чтобы поднять тело выше и изменить наклон до 5-10°. Мы делали множество упражнений и фиксировали его бег на видео. Затем мы вместе обсуждали параметры бега. Его ошибкой было то, что он не мог сохранять правильное положение тела во время бега с максимальной скоростью. Поэтому мы разработали интенсивную программу по развитию силы мышц туловища. В Пекине ему удалось сохранить технику, над которой мы работали в течение двух лет. Спринтеры пытаются повторить свои старые ошибки, когда находятся под стрессом или при беге с максимальной скоростью. Тренеры как актеры, должны постоянно повторять и заучивать движения, чтобы забыть ошибочные действия, и выполнять правильные движения в любых условиях.
-Можете ли Вы коротко описать спринтерскую технику? Известно, что техника складывается из правильных движений туловища, ног во время маха и опоры, движений рук и т.д., какова в этом случае оптимальная модель?
Миллс: Все параметры техники спринта очень важны. Основное – это то, что спортсмен должен выполнять свои действия очень точно. Иногда спортсмен не может скоординировать все действия и нарушает целостность движения. Основное – это сохранять правильное положение тела, так, чтобы иметь возможность увеличить длину шага и сокращать время опоры. Здесь важную роль играют сгибатели бедра и мышцы туловища. Если длина шага спринтера уменьшается, все это результат неправильного маха и опорной фазы. В результате замедление скорости бега и падение результата.
-Какова техника спринта в различных фазах бега по дистанции?
Миллс: Техника старта, стартового ускорения и бега с максимальной скоростью, естественно, различна. Спринтер должен регулировать технику по мере продвижения по дистанции. Если спортсмен делает ошибки в какой-либо фазе, то это отражается в последующих действиях. Ошибки в стартовом ускорении неизменно отразятся в последующем при беге с максимальной скоростью. Спортсмены часто расплачиваются за такие ошибки.
-Каковы различия между отдельными фазами бега? Какое их примерное соотношение?
Миллс: Я считаю, что это индивидуально. Это зависит от характера развития двигательных качеств атлета. Например, стартовый разгон зависит в основном от силовых возможностей спринтера. Если у спортсмена не хватает силы разгоняться в оптимальном наклоне вперед, он попадает в следующую фазу бега по дистанции. Если же он достаточно силен, как например Асафа Пауэлл, то у него стартовое ускорение более продолжительно. Я всегда регулирую характер стартового ускорения в зависимости от скоростно-силовых возможностей бегуна. Установить точный разбег, например, длиной в 25 метров достаточно сложно, поэтому я рекомендую каждому атлету собственный стиль стартового разгона. Хорошие стартеры достигают максимальной скорости быстрее, зато другие набирают скорость постепенно и добиваются не менее высоких значений скорости. Тренер должен четко определять скоростно-силовые возможности своих учеников.
-Каким образом антропометрические данные влияют на технику спринта?
Миллс: У каждого атлета индивидуальная длина шага, и вы должны при начале работы с ним учитывать его природные данные. Например, спортсмен имеет рост в 1.83 м, но бежит короткими шагами, я анализирую ситуацию и принимаю решение. Возможно, у атлета недостаточно развиты определенные группы мышц, которые необходимо усилить. В подготовительном периоде мы проводим специальную работу следующего содержания: 1. Развиваем специальные силовые возможности отдельных групп мышц и 2. Выполняем специальные беговые упражнения на длину шага. Я использую специальные отметки на дорожке, которые позволяют выполнять пробежки с оптимальной длиной шага. При этом необходимо наблюдать за правильной техникой бега. Постепенно, когда бегун освоит предложенную длину шага, можно переходить к следующему увеличению. Я считаю, что можно увеличивать скорость бега по дистанции за счет удлинения беговых шагов. Я также пытаюсь подготовить спортсменов психологически и физически к постоянной длине шага, особенно при наступлении утомления на дистанции 200 метров. Вы можете поддержать максимальную скорость бега на дистанции 50-60 метров, но если вы несколько увеличите длину шага, вы сможете показать высокий общий результат.
-Вы считаете, что более высокие спринтеры имеют преимущество? Какие рекомендации можно дать тренеру для проведения в соответствие техники и антропометрических данных?
Миллс: Обычно антропометрические данные проявляются в основном на различных фазах бега. Спортсмен взрывного типа лучше проявляет себя на первой части дистанции, высокое спортсмены лучше выглядят на второй половине. Чаще всего преимущество за теми спринтерами, которые имеют более высокий потолок максимальной скорости бега. Вообще существует определенный баланс между высокими и низкорослы ми спринтерами. Спринтеры невысокого роста быстрее набирают скорость, но и утомление у них проявляется раньше. Тренер при работе с атлетами должен искать оптимум при поиске момента, когда атлет достигает максимальную скорость бега. Эта работа связана с подготовкой спринтера к бегу на 100 или 200 метров.
-Какой характер силовой тренировки необходим при подготовке к бегу на 100 и 200 метров?
Миллс: Силовая подготовка является основной в тренировке спринтера. Я считаю, что существует два типа силы: статическая и динамическая. Мне кажется, что многие атлеты увлекаются статической силой, забывая о динамической подготовке. Такие спортсмены выходят из зала силовой подготовки с хорошо развитиями мышцами, однако необходимо больше внимание уделять плиометрической работе и специальным упражнениям с сопротивлением. Силовую подготовку необходимо разделять на две равные части, уделяя внимание как статической, так и динамической силе.
-Каким образом Вы сохраняете баланс между скоростной работой и работой над скоростной выносливостью?
Миллс: Оба типа такой подготовки должны проводиться одновременно. Тренеры стараются отделять чисто скоростную работу от тренировки на выносливость. Часто можно слышать от спринтеров, что они не могут выполнять пробежки с максимальной скоростью. Тренеры должны составлять такие программы, чтобы в определенный период ученики были свежими и могли выдерживать большой объем чисто скоростной работы, особенно это важно в период подготовки к ответственным соревнованиям. Я считаю, что скоростная тренировка должна проводиться не более одного – двух раз в неделю, и отдых должен быть 36 часов, а еще лучше - 48 часов. Многие тренеры считают, что если вы снизите нагрузку, то спортсмен может много потерять, но я так не считаю.
-Успех в спринте зависит от мотивации. Каким образом Вы мотивируете своих учеников?
Миллс: Мотивация - одна из составляющих тренировочного процесса. Я много беседую с атлетами, особенно в период отдыха, объясняя им задачи и возможные способы их решения. Важно не только говорить атлетам о возможных перспективах в результате победы или поражения, но и ставить их в сложные условия, например, при тестировании. Особенно важно избегать возможности страха у спортсменов из-за боязни проиграть. Вообще наилучший способ – это развивать позитивный образ мышления, чтобы спортсмены четко знали свои возможности и способы реализации своего потенциала.
-Можете ли Вы дать совет читателям журнала по поиску талантов и что Вы считаете главным у новичка?
Миллс: Первым делом надо смотреть на физические возможности, его телосложение, развитие физических качеств и координацию. Я смотрю на чувство ритма у начинающих. Иногда на середине дистанции спринтер теряет ритм бега из-за низкой координации и не может соблюдать правильную модель бега. Нужно внимательно рассматривать всех потенциальных чемпионов. Иногда мы не оказываем внимания спортсмену, который проиграл многим во время испытаний, но никто не отметил, что он был первым на первой трети дистанции. Кроме того, может так случиться, что новичок вообще не занимался физическими упражнениями и проиграл своим сверстникам, которые уже тренируются не менее года в других видах спорта, это тоже надо учитывать. Может, впоследствии именно он станет чемпионом. Второй фактор – это то, каким образом юный атлет отталкивается от земли. Если он не ставит ногу на пятку и быстро завершает отталкивание, у этого атлета большие возможности стать хорошим спринтером. Далее нужно смотреть, насколько новичок агрессивен в своих движениях – это тоже показатель будущих успехов.