Виктор Шопф об Эгоне Робертовиче Андрисе
« Назад
Моими коллегами в Узбекистане были люди разных национальностей: русские, татары, корейцы, армяне, евреи, грузины, немцы и т. д., и всех нас объединяло одно: любовь к спорту. Было определенное социальное равенство, были тренеры постарше и много молодых тренеров со своими амбициями.
На соревнованиях в столице, городе Ташкенте, на стадионе всегда находился один человек, к которому тренеры часто обращались за советом, который поддерживал с тренерами безоговорочно дружеские отношения.
Его зовут профессор Эгон Робертович Андрис.
Всю свою жизнь он посвятил спорту. Он родился в Еленендорфе, Азербайджан. Заниматься спортом начал в Ташкенте, тренировался в метании молота. В 1963 году был третьим лучшим в Советском Союзе и восьмым в мире в этой дисциплине. Около 33 лет занимался педагогической и спортивной наукой в Узбекском Государственном Институте Физической Культуры, получил степень доктора биологических наук и был назначен профессором и заведующим кафедрой легкой атлетики.
Много лет живет в Германии. Работал тренером в легкоатлетическом клубе, продолжал сам тренироваться и принимал участие в соревнованиях среди ветеранов: участник чемпионата Европы 2002 года в Потсдаме, бронзовый призер чемпионата Германии в 2005 году.
Когда мы снова встретились через много лет, мне было приятно поговорить с ним о развитии легкой атлетики, музыки, политики. Смотрел его выступление на чемпионате Германии среди ветеранов, в котором он принимал участие в возрасте 73 лет. Меня поразило, как мощно и с такой силой он метал свой молот в сырую и холодную погоду. В конце концов, он добрался до подиума с замечательными 48 метрами. В соревнованиях принимали участие ветераны в возрасте от 50 до 96 лет. Я сидел на трибуне рядом с его прекрасной женой Аллой, и мы видели сияющие глаза Эгона Робертовича, которые показывали, сколько радости мы все еще можем испытывать в движении в 73 года. На обратном пути мне пришлось долго думать об этом человеке, считавшемся значимой фигурой в узбекском спортивном мире, мужественно отстаивавшем свое мнение, которому пришлось справляться с тяжелыми ударами судьбы в своей жизни. Ученики характеризовали его как человека, который не руководил душами спортсменов правилами и уставами, а тщательно готовил их к долгой красивой спортивной жизни. Несмотря на тяжелую болезнь, он тренировался на общественных началах, неустанно ходил на стадион, потому что делал то, к чему был призван, что не оставляет его в покое, что воодушевляет все его силы.
При въезде в Федеративную Республику Германии вы должны пройти процедуру, прежде чем у вас признают имеющие немецкие корни. И в зависимости от того, кто оформлял бумаги, встречали дружелюбно или терпели со скрежетом зубов и даже отворачивались.
Когда профессор Андрис ждал свою регистрационную карточку в Германии в приемном пункте, его встретил чиновник, знавший его с ташкентского периода, он работал в посольстве Германии, и сросил: «Что вам здесь нужно? У тебя была хорошая жизнь там!»
Эгон Робертович Андрис всегда подчеркивал, что прожил замечательную жизнь в Узбекистане.
Он был активом для Узбекистана и является обогащением для Германии.
Отрывок из книги Виктора Шопфа, автор жил до 1988 года в городе Фергана, был старшим тренером Специализированной Детско-Юношеской Школы Олимпийского резерва, директором которой была Неровная Тамара Осиповна.
Виктор Шопф слева со своими спортсменами в Фергане