Узбекнефтегаз Узатлетикс
(+998 71) 241-13-65
email: FLAU@exat.uz uzb@mf.worldathletics.org
Проспект И. Каримова д.98 А
Citius, Altius, Fortius!
Главная  Новости  Интервью Олега Верзилина

Интервью Олега Верзилина

« Назад

01.07.2021 12:10

 

 

После завершения лицензионного периода, двое  воспитанников Верзилина Олега Владимировича завоевали право участвовать на Олимпийских Играх Токио-2020. О своих секретах в тренировочной работе мы попросили Олега Владимировича поделиться с нами.

oleg_verzilin.jpg

- Лилия Манасыпова перешла к вам тренироваться и в 2014 году стала призером Юниорского Чемпионата Азии с личным рекордов в беге на 400 метров. Руслан Курбанов, когда перешел к вам, с личным рекордом в тройном прыжке занял второе место на Азиатских Играх в 2018 году, а на следующий год опять же с личным рекордом стал Чемпионом Азии. Роксана Худоярова сильно прибавила в результатах в прыжках в длину и в тройном прыжке. В чем секрет ваших тренировок?

- В чем секрет моих тренировок? Да никакого секрета у меня нет. Саморазвитие, изучение новых методик и индивидуальный подход к каждому спортсмену – это и есть мой секрет. Я много читаю специальной литературы, и честно сказать, очень наблюдательный. Каждый раз, когда у меня появляется свободная минута на стадионе, я наблюдаю за другими тренерами. И если я у другого тренера увидел что-то новенькое, я стараюсь подойти, узнать, спросить лишний раз, что и для чего это надо. Бывает, что и ко мне подходят тренеры, спрашивают, интересуются, происходит обмен опытом, что так необходимо для личностного роста тренера.

Многим известно, что не каждое упражнение подходит для спортсмена. Есть комплекс упражнений, который универсален, но, если идет речь о высоких результатах и победах на международных соревнованиях – тут нужен индивидуальный подход к спортсмену.

Лилия Манасыпова — это мое первое детище в тренерской карьере. Как-то мы вместе были на сборах, и ей понравилось, как я проводил тренировки. В то время, она тренировалась у Натальи Васильевны Егоровой, и хотела внести что-то новенькое в свои тренировки, было желание поменять тренера. Я договорился с Натальей Васильевной, что Лилия перейдет ко мне, и попробует потренироваться у меня. У каждого тренера – свой взгляд на спортсмена, и когда Лилия перешла ко мне, я увидел много ошибок, по моему мнению.

Самое хорошее качество Лилии – она трудолюбивая. Она достаточно выносливая, целеустремленная. Это хороший фактор для спортсменки. Но как профессиональный бегун на 400 метров с барьерами и гладком беге, я увидел, что ей не хватает специальной силовой подготовки, силовой выносливости, и осанка бегуна была сидячей.  

Работая в тандеме, мы поставили перед собой ряд задач на исправление ее ошибок. Была проведена большая работа над специальной силовой подготовки, силовой выносливости. Очень долго работали над исправлением осанки в беге.

Индивидуальный подход к решению и выполнению поставленных задач, соблюдение режима, и почти через год, это привело к личным рекордам и медали на Чемпионате Азии среди юниоров. В дальнейшем, Лилия показывала результаты близко к личному, но улучшить этот результат не получилось.  Это уже другая тема разговора, тема, которая не обсуждается.

- К Руслану Курбанову вы значит нашли подход?

kurbanov_14.jpg

- Когда Руслан Курбанов пришел ко мне, он был технически готов хорошо. У него талант – быть прыгуном (это у него врожденное), но силовая подготовка у него, по моему мнению, отставала. Это общая силовая подготовка и самое главное специальная.

У меня с ним легко получилось выйти на высокий уровень, потому что 400 метров с барьерами и тройной прыжок, это одна и та же скоростно-силовая работа. Когда спортсмен после разбега переходит в скачок, нагрузка на ногу достигает более 500 килограмм, поэтому выдержать это, должна быть большая мощная сила. У Руслана, на этом этапе, этот момент полностью отсутствовал. Он легкий, хорошо прыгал, но, чтобы протащить себя вперед, ему не удавалось сопротивляться той силе, которая воздействует на спортсмена во время прыжка. Чтобы показать высокий результат, должно быть мощное сопротивление, должна быть какая-то силовая зависимость от этого.

Жесткий режим, две тренировки в день, очень много прыжковой работы. За осенне-зимний период мы «напрыгали» на тренировках порядка 700 отталкиваний за 2-3 месяца. Это сами понимаете, очень большая колоссальная работа, и чтобы эту работу выполнить, сделали упор на штангу, но всю эту силу надо было «выпрыгивать». Как с Лилей мы эту силу «выбегивали», а с Русланом нам надо было эту силу «выпрыгивать».

- А как вы нашли подход к вашей ученице Роксане Худояровой?

Верзилин Олег 2

- Если Лилия Манасыпова знала мой характер от моего тренера Егоровы Натальи Васильевны, которая являлась и ее первым тренером, то с Роксаной было все иначе. Над ней с детства не было контроля. Лилю контролировать не надо было, ей сказал, все сделает. А Роксана не знала жесткого контроля, как у меня на тренировках за спортсменами. И поэтому мы только год к друг-другу привыкали.

Работа у нее раньше была поставлена совсем по другому. Тренер у нее был в прошлом десятиборец, в плане тренировок у нее был многоборный подход. Был заложен хороший фундамент, Роксана приобрела нужные для дальнейшей работы качества. Было все понемножку, и за счет силовой работы она показывала на тот момент высокие результаты. Но на данном этапе надо было координально менять весь подход к тренировкам. Она за счет силы была сильно задавлена, были скованные движения. Пришлось перестраиваться и в течении года пошла ломка, по истечению долгого времени она поняла, что я от нее требую и начала чувствовать мою работу, но тут наступил карантин.

Работа, конечно, не прекратилась, мы стали работать больше над техникой, чтобы она могла почувствовать прыжки, чтобы она отлетала от дорожки. До этого был задавленный силовой бег, силовые прыжки, но это не дает высоких результатов. Последние десять месяцев после карантина, спасибо нашей федерации и в частности Андрею Хакимовичу, находиться ей все это время в Ташкенте на сборах и успешно подготовиться к выполнению лицензии. Мы полностью поменяли всю концепцию тренировок, применил прыжки совершенно другой направленности и она этот момент выдержала. Я убрал ее эту большую силу, я сделал максимальную силу, но именно специальную силу, скоростную силу.

Если взять, как она прыгала в 2018 году и нынешние прыжки, она стала легче. У ней есть еще большой потенциал, можно менять у нее многое в технике, можно ожидать еще рост результатов и большое будущее. Характер у нее непредсказуемый, приходится иногда подстраиваться под ее характер, я научился ее чувствовать и видеть ее настроение и на ходу менять работу. Потому что если она морально не готова, к запланированной работе, чтобы тренировка прошла положительно и в пользу, дала какой-то эффект, надо тренировку перестраивать. Если она не готова выполнять работу, а я хочу, чтобы она делала сегодня именно это, будет только минус. Если все положительно и правильно сложится, то думаю, на Азиатских Играх 2022 года и Олимпийских Играх 2024 года она может еще более достойно выступить, потому что запас, над чем можно работать есть и еще не полностью раскрыт весь ее потенциал.

verzilin_oleg_3.jpg

- Как вам удается подвести спортсменов к главному старту? Ведь на главных стартах ваши спортсмены показывают самые высокие свои результаты.

- Подвести к главному старту — это уже особая методика и должно быть «чувство тренера», чтобы увидеть, где перед основным стартом у спортсмена что-то не хватает. В процессе тренировок основную часть отдавать процессу восстановления. К процессу восстановления, надо подходить грамотно, плюс полноценный здоровый сон, как минимум 9-10 часов в сутки, хорошее питание. Оказывать помощь должны грамотные врачи, консультироваться с ними, сдавать анализы, чтобы следить за состоянием спортсменов. Итог всему, хорошее выступлении у Лилии на Чемпионата Азии, у Руслана на Азиатских Играх, Чемпионате Азии и Кубке Мира, у Роксаны на Международных соревнованиях, где они вышли на высокий уровень и показали личные рекорды.

- Как вы думаете, отчего должен отказаться спортсмен. Что мешает тренироваться и показывать высокий результат?

- Есть такая спортсменка Светлана Мастеркова, двукратная Олимпийская Чемпионка в беге на 800 и 1500 метров. Когда ей задали идентичный вопрос, она ответила: «Я отказалась от всего! Когда мои ровесницы ходили по клубам; мамы и папы одевали их в дорогие босоножки, платья, джинсы; я покупала себе кроссовки, шиповки, спортивные костюмы. Я полностью отказалась практически от всех мероприятий, которые мешали полноценному восстановлению моего организма». Я тоже стараюсь поддерживать такой жесткий режим, потому что, когда я сам тренировался, после двухразовых тренировок куда-то идти, на дискотеку или куда-то еще было неприемлемо. Утром уже следующая тренировка, а процесс не довосстановления — это шаг назад в твоей работе, плюс будут травмы за травмами, мышцы и организм не восстановились для полноценной работы.

Если спортсмен идет к цели, надо от многого отказаться, даже урезать себя в некоторых личных моментах и только соблюдать режим. Если спортсмен далеко не прыгнет или быстро не пробежит, он не получит соответствующее вознаграждение. Спорт – это для него та-же работа, где есть у него определенный стимул. Поэтому, в первую очередь режим. После тренировок - восстановление, если нет массажиста, то самомассаж и не всегда увлекаться им, потому что постоянный массаж не всегда полезен, идет перерасслабление мышц, а мышцы должны быть всегда в тонусе. Самое лучшее, уметь самовосстанавливаться, делать контрастный душ, витаминизацию, хороший сон. Если положено спать 10 часов, то восстановишься на 100 процентов, а если поспишь шесть или семь часов, то будет недовосстановление. Если коротко, должен ограничить себя во всем, что мешает тренировкам.

- К вам приходят тренироваться спортсмены, которые уже до вас не один год тренировались у других тренеров. Нет таких мыслей, что у вас он результат выше не покажет?

- Полностью подготовленных спортсменов у меня не было. Руслан был хорош в технике, но у него страдала силовая и общая выносливость. У Лилии была хорошая общая выносливость, прежний тренер Егорова Наталья Васильевна заложила в ней хорошую базу, но когда она ко мне перешла, у нее страдало то, о чем я уже говорил - силовая и специальная выносливость. Валентина Кибальникова, которая также тренируется сейчас у меня, является обладательницей Национального рекорда в беге на 100 метров с барьерами, но после большого перерыва в спорте начинал с ней все с нуля.

Я верю в каждого спортсмена, но только одна вера не принесет никаких удач, если не будет тандема – «тренер-спортсмен».

- Как вы относитесь к тому, что ученик уходит от своего тренера? Всегда ли это оправдано?

- Спортсмен должен полностью довериться своему тренеру. Но это не говорит о том, что он будет тупо выполнять то, что будет давать тренер, не обсуждая с ним эту работу. Только тандем, вера друг в друга, тренера и спортсмена приведет к тому, что будет показан высокий результат в своем виде.

У нас иногда бывает, что спортсмены выходят на определенный уровень, а потом начитавшись книжек (это конечно хорошо, что они читают), считают себя классными специалистами и тренер их уже не устраивает. А в итоге получается, пока ты под присмотром, за тобой следит тренер, помогает тебе - результат растет. А потом надеешься на свои амбиции и на то, что «я могу и знаю» - и это приводит к тому, что ты приходишь «в минус».

Взять Елену Исинбаеву. Уходила от своего тренера, через год-полтора обратно вернулась, потому что не было результата. Пришла, извинилась. Так же было у меня, с моим тренером - Натальей Васильевной Егоровой.

После Кубка СССР я приехал «звездой». Она сказала: «Хорошо, иди тренируйся сам тогда!» Через год, я к ней вернулся и сказал: «Самому тренироваться что-то не получается». А она мне: «Ну что, теперь будем тренироваться вместе?»

Это повсеместная ситуация, то тренер не нравится, то не так мне внимание уделяет, то спортсмен в группе не нравится, то кто-то из соперников мешает и т.д. и т.п.

Мы тренеры для того и нужны, чтобы вырастить и подготовить чемпионов. Мы учим спортсменов быть профессионалами, быть лучшими в своем виде, чтобы они смогли передать не только свой опыт, но и наш опыт, который мы в них вложили.

У меня до Лилии Манасыповой был свой личный опыт, когда я тренировался у Геннадия Георгиевича Арзуманова. Я сам тренировался и помогал ему тренировать. Он меня постоянно просил, то за одним присмотреть, то за другим. Вот так и набирался опыта, тренируясь у Геннадия Георгиевича и тренируя - Марата Бекмурзина, Светлану Копытову. Смотрел, тренировался и учился.

Беседу вел Виталий Жудро


Расписание чемпионатов Азии
Расписание Бриллиантовой лиги Ванды на 2024 год Сямынь (Китай) 20 апреля, Шанхай (Китая) 27 апреля, Доха (Катар) 10 мая, Рабат (Марокко) 19 мая, Юджин (США) 25 мая, Осло (Норвегия) 30 мая, Стокгольм (Швеция) 2 июня, Париж (Франция) 7 июля, Монако 12 июля, Лондон (Великобритания) 20 июля, Лозанна (Швейцария) 22 августа, Хожув (Польша) 25 августа, Рим Италия 29 августа, Цюрих (Швейцария) 5 сентября, Брюссель (Бельгия) Финал 13 и 14 сентября
Чемпионат мира в закрытом помещении 21 - 23 марта, 2025 год, Нанкин (Китай)
World Athletics Relays Всемирная эстафета пройдет в китайском городе Гуанджоу в 2025 году с 10 по 11 мая
Чемпионат Мира по легкой атлетике ХХ по счету Чемпионат Мира пройдет в 2025 году с 13 по 21 сентября в столице Японии Токио. Здесь в 1991 году проходил III Чемпионат мира, который запомнился соревнованиями в прыжках длину, где победил Майкл Пауэлл с мировым рекордом – 8,95, результат продолжает оставаться мировым рекордом по настоящее время.
Asian Youth Games Пройдут в городе Ташкенте с 10 по 25 сентября 2025 года
Всемирные Игры Дружбы Москва, Екатеринбург. 2025 год
World Atletics Road Running Championships Чемпионат мира по шоссейному бегу пройдет в Сан-Диего, Калифорния, в 2025 году.
Чемпионат мира по кроссу Чемпионат мира по кроссу пройдет в городе Таллахасси (штат Флорида, США) 10 января 2026 года.
Чемпионат мира U20 среди юниоров
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
НАШИ ПАРТНЕРЫ:
Партнер 1
Партнер 2
Партнер 3
Партнер 4
Партнер 5