Герои фильма Огненные колесницы
« Назад
Благодаря фильму «Огненные колесницы» и его запоминающемуся саундтреку от Вангелиса все знают историю британских спринтеров Гарольда Абрахамса и Эрика Лидделла, обладателей золотых медалей на дистанциях 100 и 400 метров на Играх VIII Олимпиады. Но что на самом деле произошло на беговой дорожке на Олимпийском стадионе 95 лет назад в те опрометчивые июльские дни 1924 года?
Фильм 1981 года «Огненные колесницы» начинается с группы из примерно 30 молодых британских спортсменов, бегущих по английскому пляжу под звуки вздымающейся клавиатуры Вангелиса. Режиссер Хью Хадсон и победитель четырех Оскаров - музыка Вангелиса получила собственную премию Оскар - она рассказывает историю двух тех спортсменов в белых рубашках, двух чемпионов, которые вошли в историю спорта на Олимпийских играх в Париже в 1924 году: Абрахамс, англичанин, обучающийся в Кембриджском университете, и Лидделл, набожный христианин из Шотландии, который работал миссионером в Китае.
Абрахамс и Лидделл были соперниками в спринте, которые сделали свои имена, выиграв несколько стартов в Великобритании. Легенда гласит, что они встретились однажды на дистанции 100 метров, и Лидделл стал победителем. Британский дуэт был одним из фаворитов на золото на Парижских играх, где они встретились с легендарными звездами США.
Тем не менее, когда в январе Лидделл узнал, что забеги на 100 метров будут проводиться в воскресенье (6 июля), он отказался принять участие из-за того, что он был набожным христианином и был обязан соблюдать пост. С этого момента он посвятил все свои силы к подготовке на дистанцию 400 метров.
Известие о его отказе от участия в соревнованиях на 100 метров объехало весь мир. Его решение лежит в основе сценария фильма Хадсона, написанного Колином Уэллендом, в котором шотландский спринтер узнает о программе соревнований только в начале июля, когда пересекает Ла-Манш. Несмотря на сильное давление с целью пересмотра решения, он от него не отказывается.
Таким образом, 17 забегов в первом раунде на дистанции 100 метров проходили без шотландца. Абрахамс выиграл его с комфортом, как и Чарльз Пэддок из США - действующий олимпийский чемпион и мировой рекордсмен (10,4 в 1921 году) и его соотечественник Джексон Скольц, последняя восходящая звезда американского спринта. Абрахамс, Паддок и Скольц также выиграли свои четвертьфиналы в тот же день.
Продолжая рассказ о том, что произошло дальше, Абрахамс в интервью с первым спортсменом, выбежавшим из четырех минут одну милю Роджером Баннистером, опубликованном в “Олимпийском обозрении "осенью 1956 года, сказал: "Я помню каждый миллиметр полуфинала. Я поехал в Париж, зная, что мне противостоят четыре опытных американских спринтера, и на самом деле не считал, что у меня есть много шансов на победу.
«В полуфинале я задержался на старте, и мне все же удалось победить. Многие люди думают, что это было лучшее из того, что я когда-либо сделал, и они, как правило, говорят: «Ну, что бы случилось, если бы тебя не отставал с самого начала? Разве вы не провели бы лучшее время? Мой ответ - нет, потому что я произвел то, чего никогда бы не сделал».
В финале в понедельник 7 июля уверенный Абрахамс выстроился в линию против новозеландца Артура Порритта и четырех американцев: Паддока, Шольца, Честера Боумана и Лорена Мучисона. Британец оказался слишком быстрым для всех, выиграв у Скольца и Порритта с новым рекордом Игр - 10,6, чтобы стать первым в своей стране олимпийским чемпионом на 100 метров. Только два британских спринтера с тех пор повторили его успех: Аллан Уэллс в Москве в 1980 году и Линфорд Кристи против американской оппозиции в Барселоне 1992 года.
Тем временем Лидделл подготовился к выходу на дорожку и его первое выступление было на дистанции 200 метров, которое началось во вторник 8 июля и в котором также участвовал Абрахамс. Когда состоялся финал, два британских спринтера оказались против пяти американцев, среди них Скольц, который выиграл с результатом 21.6, вторым стал Чарли Пэддок - 21.7, Лидделл взял бронзу – 21.9, а Абрахамс финишировал шестым.
После того, как он прошел все этапы в соревнованиях на 400 метров, шотландец испытал шок, когда вышел в финал: ему дали внешнюю дорожку, что означало, что он не будет никого видеть. Хотя Лидделл не считался одним из фаворитов на этой дистанции, в которой также участвовал рекордсмен США Горацио Финч, он быстро выбежал со старта и сохранил скорость.
Выступая в британской газете The Guardian несколько лет спустя, он сказал: «Я пробежал первые 200 метров настолько быстро, насколько мог, и с помощью Бога я пробежал следующие 200 метров еще сильнее».
Лидделл пересек ленту на 0,8 секунды впереди Финча, а бронза досталась британцу Гаю Батлеру, который позже сказал: «Нам, его соперникам, казалось, что он пробежал всю дистанцию в спринтерском темпе». Время Лидделла 47,6 было олимпийским рекордом, который стоял до Берлина 1936 года.
Затем Абрахамс объединился с Уилфредом Николом, Уолтером Рэнджли и Ланселотом Ройлом, чтобы выиграть серебро 4x100 метров для Великобритании вслед за США.
После своих подвигов в Париже и триумфального возвращения домой Лидделл и Абрахамс разошлись. Шотландец вернулся в Китай, чтобы продолжить миссионерскую работу, и умер в возрасте 43 лет в японском лагере для интернированных в городе Тяньцзине 21 февраля 1945 года, за несколько месяцев до окончания Второй мировой войны.
Что касается Абрахамса, он был вынужден из-за травмы бросить свою спортивную карьеру в 1925 году. Он возглавлял олимпийскую сборную Великобритании в Амстердаме в 1928 году, а затем продолжал работать журналистом в течение следующих 40 лет и комментировать BBC на Олимпийских играх, Он также написал несколько книг об играх.
Абрахамс умер 14 января 1978 года в возрасте 78 лет, и его похороны представляют собой одну из заключительных сцен «Огненных колесниц», которая заканчивается там, где она начинается, с этими молодыми спортсменами, бегущими по пляжу в рамках подготовки к Олимпийским играм в Париже.
Эту сцену, дополненную оригинальным саундтреком, забавным образом воссоздал Роуэн Аткинсон, он же мистер Бин, на церемонии открытия в Лондоне в 2012 году. Выступая с Лондонским симфоническим оркестром под управлением Саймона Рэттла, комический актер сел за клавиатуру, держа палец на диезе C, играя повторяющуюся ноту в начале пьесы Вангелиса, занимаясь другими делами.
Затем он засыпает, и ему снится, что он бежит вместе со спортсменами в белых рубашках по пляжу. После того, как его высадили, он ловит машину, обгоняет их и выпрыгивает, чтобы взять ленту первым.
В общем, это достойная дань уважения вневременному фильму с правдивой и столь же вневременной историей.