Узбекнефтегаз Узатлетикс
(+998 95) 198-03-44
198-03-45, 198-03-46
Проспект. И.Каримова д.98 А
Citius, Altius, Fortius!
Главная  Статьи  Ваша профессия-тренер

Ваша профессия-тренер

« Назад

31.12.2015 08:32

 

 

Современная система спортивной подготовки — многофакторная система, которой соответствуют взаимосвязанные и взаимообусловленные части и разделы книги. Но прежде чем говорить о структуре спортивной подготовки, о ее частях и разделах, я считаю необходимым особо сказать о роли деятельности профессионального тренера. 

Вы тренер. Преподаватель спорта. Воспитатель. Учитель спортивной молодежи. Вы дарите ей не только радость от достигнутых спортивных успехов, но и большое, ни с чем не сравнимое удовлетворение от чувства силы, выносливости, ловкости, от приобретенного отличного здоровья и высокой работоспособности, от сознания развитой воли. Дорогой тренер! Что вас позвало на этот нелегкий, но благородный труд воспитания молодежи? Я беседовал об этом с многими тренерами, начинающими и заслуженными. Большей частью ответ был — «по призванию сердца». Это очень правильно. Ведь профессия тренера — это, прежде всего, призвание, определяемое добрым отношением и любовью к ученикам, желанием обучать и воспитывать их в духе моральной чистоты, духовного богатства, физического и спортивного совершенства. Отсутствие такого рода направленности в работе у человека, желающего стать тренером, должно быть непреодолимым препятствием к выбору этой профессии. Самое большое заблуждение — видеть в тренере лишь узкого специалиста, готовящего своих питомцев к спортивным рекордам. К сожалению, такой не только ошибочный, но и вредный подход к работе тренера еще встречается. Оценивая деятельность спортивного наставника, надо понимать, что великими спортсменами становятся не все его ученики. Но все без исключения должны стать всесторонне развитыми, сильными и смелыми людьми. Тренером высокой квалификации может стать человек, посвятивший свою жизнь этой профессии. Не обязательно, чтобы раньше он имел успехи в спорте. Но всегда важно будущему тренеру пройти путь овладения избранным видом спорта, чтобы иметь о нем достаточно конкретные представления. Конечно, есть случаи, когда человек, не имеющий физкультурного образования и не занимавшийся спортом, становится общественным тренером. Я знаю и таких — работающих с увлечением и с успехом. Но для этого им пришлось много потрудиться, овладевая в порядке самообразования требуемыми знаниями и навыками. Кстати, для тренеров-общественников есть прекрасная возможность заочно обучаться в институте физической культуры и по окончании — получить диплом о высшем образовании и профессию тренера. Ваш путь к профессиональному мастерству может продолжаться не один год. Но пока у вас будут силы и не иссякнет желание воспитывать молодежь, вы будете постоянно повышать свои знания, приобретать все больший опыт, все перспективнее будут ваши планы, значительнее успехи учеников. И тем интереснее, увлекательнее будет ваша работа. Вы можете сказать — желание-то есть, труда не боюсь, да и ребят люблю, да вот нет стадиона, нет бассейна, нет манежа... и вообще, ничего нет для занятий! Но с нуля начинали многие тренеры. Самое главное для начала — желание заниматься — ваше и ваших учеников. Я пишу эти строки, а перед мною возникает образ Виктора Ильича Алексеева, великого тренера, большого труженика, прошедшего путь от новичка в работе с легкоатлетами до всемирно признанного спортивного педагога (за первым номером ему было выдано удостоверение заслуженного тренера СССР). Думаю, что вам будет интересно и поучительно услышать о начале его пути. Это было летом в Ленинграде. Как участник матча команды легкоатлетов Ленинграда и Москвы, я для разминки перед соревнованием в прыжках с шестом вышел со стадиона им. В.И. Ленина. На пустыре, недалеко от трибун, я неожиданно увидел пеструю группу подростков, внимательно слушавших сильнейшего в ту пору копьеметателя Виктора Алексеева. Он учил их легкой атлетике — бегать, прыгать, метать, используя самые примитивные условия и самодельные снаряды. На мой вопрос об этой группе Виктор Ильич сказал: «Не раз я наблюдал, как ребята гоняли тряпичный мяч и консервную банку, с увлечением бросали, кто дальше, палку и как они неумело это делали. Мне жаль стало ребят, — продолжал Виктор Ильич, — что они так неорганизованно проводят время. А если их энергию направить в русло обучения легкой атлетике и воспитания трудом, и коллективом. Наверное, это может быть очень полезным для них, для роста, физического развития и вообще для формирования настоящих людей». Сейчас я пишу по памяти, передавая слова Виктора Ильича, но хорошо помню, с каким воодушевлением он говорил о перспективе своей работы. Нет, не думал он тогда о подготовке рекордсменов. Это пришло позднее, само собой, когда накопленный Виктором Ильичом опыт и знания сплавились с трудом и увлеченностью его учеников.

На первом этапе своей работы он сформировал группу, вскоре ставшую дружным коллективом, в котором все ученики обучались технике легкой атлетики. Тренировались все на том же пустыре около стадиона, лишь изредка, правдами и неправдами, занимались на спортивной арене. Виктор Ильич любил тренироваться на местности, за городом, в Кавголово. Туда он начал вывозить и своих питомцев, делая это и годы спустя, когда его группа превратилась в известную спортивную школу, с тренерами-помощниками — воспитанниками Виктора Ильича. Знаменитая его ученица, олимпийская чемпионка, заслуженный мастер спорта Галина Зыбина рассказывала мне о той атмосфере доброжелательности и энтузиазма, что царила в этих воскресных выездах в Кавголово. Здесь тренировка сочеталась с отдыхом, обедом у костра, разучиванием песен, интересными беседами. Обычно проводились две тренировки в день. Возвращались домой поздно вечером радостные, с чувством приятной усталости. Организаторские способности Виктора Ильича, а точнее его неуемное желание, помогли ему перевести свою «самодеятельную» группу в разряд спортивной школы, получить места для занятий и расширить состав групп за счет приглашения учащихся близрасположенных школ. В нашей стране вспоминают Виктора Ильича Алексеева как замечательного спортивного педагога, обладавшего большими знаниями, опытом и значительным творческим потенциалом, умевшего видеть в «гадком утенке прекрасного лебедя» и умело применявшего современную методику соответственно индивидуальным особенностям учеников. Сегодня знаменитая спортивная школа в Санкт-Петеребурге носит имя В.И. Алексеева и продолжает работу в традициях своего наставника, воспитывая атлетов с отличными результатами и высокими моральными качествами. Конечно, вам придется учиться читать специальную литературу, познавать на практике методику обучения и тренировки, вникать в индивидуальные особенности ваших подопечных, творчески применять систему подготовки. Поэтому и говорят, что современный тренер, даже самого высокого ранга, постоянно учится и должен иметь обширные знания. В первую очередь надо знать общие положения теории и методики спортивной подготовки, которые помогут правильно строить занятия с учениками, успешно воспитывать и приводить их к высоким спортивным результатам. В настоящее время с полным основанием можно утверждать, что современная, научно обоснованная и проверенная практикой система спортивной подготовки (ССП) должна применяться в любом коллективе занимающихся. Такая система нужна всем — от новичков до спортсменов высшей квалификации. Другое дело, что гибкость системы позволяет работать в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся (пол, возраст, характер, уровень подготовленности). Главное, что изменяется в системе, это нагрузка на организм и психическую сферу занимающегося. Неизменным в системе подготовки любых спортсменов остается ваша роль, роль тренера, наставника спортивной молодежи. Поэтому в первом разделе этой главы я считаю необходимым говорить о вашей роли, о том, каким вы должны быть. На всю жизнь у меня остался в памяти приход в нашу школу, где я учился в 1920 г., двух инструкторов физкультуры, окончивших курсы Всевобуча. Нас, мальчишек, они учили выполнять упражнения на гимнастических снарядах, ходить на лыжах, бегать и прыгать. Эти молодые, стройные люди, так ловко показывающие различные упражнения, казались нам необыкновенными. С обожанием и безграничным доверием глядели мы на них, ловили каждое слово, хотелось им подражать, походить на них, быть такими же, как они, — ловкими, подтянутыми. Сегодня, много лет спустя, когда я вижу того или иного заслуженного тренера в окружении юных учеников и молодых людей, я меньше думаю о плеяде подготовленных ими спортсменов, а больше — о том хорошем, что они им дали как воспитатели. Конечно, тренер должен вести учеников к высотам спортивного мастерства, физического совершенствования и здоровья. Но как важно не упустить из виду первейшую нашу задачу — задачу воспитания человека. К вам, будущему тренеру, предъявляются очень высокие требования. Вы — педагог, воспитывающий нравственность, психолог, формирующий у нее волевые качества, гигиенист, определяющий режим спортсменов, физиолог, понимающий процессы, происходящие под влиянием тренировочных нагрузок. Вы должны отлично знать теорию своего вида спорта, технику и тактику, методику обучения, средства и методы воспитания силы и выносливости, быстроты и ловкости, смелости и решительности, планирования, определения величины нагрузки и многое другое. Особые знания нужны, чтобы подготовить спортсмена или команду к состязаниям, чтобы в нужный день и час они могли достичь наивысшей спортивной формы. Вы должны знать, что каждый тренер, влюбленный в свою профессию и целиком отдающийся благородному делу воспитания молодежи, может достигнуть высшего результата — подготовить мастеров международного класса, дать пополнение в сборную команду страны. Это подтверждается расширяющейся географией высшего спортивного мастерства, новыми именами прославившихся тренеров, все большим представительством республик и городов в олимпийских командах. Система спортивной подготовки, о которой рассказано в этой книге, не рецепт. Только творческое осмысление теоретических положений, применительно к индивидуальным особенностям спортсмена, к возрасту и полу, характеру, физической и технической подготовленности, дает свои результаты. Вы просто обязаны постоянно изучать своих учеников, их поведение и функциональные возможности, знакомиться с условиями жизни, работы и учебы, находить оптимальное соотношение тренировочной работы и отдыха. Вы должны быть в курсе всех интересов и устремлений своих питомцев. Если к этому добавить, что система спортивной подготовки не стоит на месте, а постоянно совершенствуется, что все возрастает поток научной и методической литературы, а тренеру необходимо постоянно учиться, то станет ясно, насколько сложна и многообразна деятельность спортивного педагога. Вы должны знать, что стремительное повышение спортивного мастерства обусловлено многими факторами. Тут и развитие массовости, и поиск одаренной молодежи, и организация специальной подготовки сильнейших спортсменов и многое другое. Но главную роль в этом играет система спортивной подготовки. Чем она совершеннее, тем эффективнее ее применение, тем выше у спортсменов достижения. Вот почему во всем мире тысячи ученых, тренеров, медиков, спортсменов и других специалистов постоянно работают над проблемами системы тренировки. Практическое применение этой системы — дело тренера, ваше дело. Вам будет помогать врач. Желательно и участие ученых. Но вы главный, незаменимый носитель научных и методических знаний, педагогического учения и практического опыта. Вы вооружаете учеников техникой и тактикой, даете им силу и выносливость, обогащаете знаниями и опытом. Вы учитель, друг и советчик спортсмена. И каких бы высот он ни достиг (на этом пути спортсмен тоже приобретет большие знания и опыт), вы — наставник для него, всегда опора, всегда более знающий. Я не устану повторять, какую важную роль играют ваши знания в области теории и методики спорта. Они — фундаментальная основа для более глубокого понимания принципов и положений методики, для более эффективной реализации ее в практике. В этой книге вы найдете многое из того, что вам нужно в вашей работе. Но это не значит, что вы должны остановиться на этом уровне. Надо постоянно совершенствовать подготовку ваших спортсменов, выводить их на новые результаты, овладевать новыми рубежами нагрузок, сочетать их с оптимальным восстановлением, улучшать технику и тактику, многое другое. важные для вас особенности техники и тактики, методики развития качеств, соответствующих виду спорта. И есть величина нагрузок, выраженная в цифрах, и конкретные сроки планирования и многое другое. Там же идет речь о специальной тренировке, о выборе для нее средств, методов и нагрузок, приводятся примеры подготовки сильнейших атлетов и команд. К области ваших знаний относится и владение арсеналом технических средств, используемых в современном спорте. Вы должны умело владеть средствами измерения действий и перемещений спортсменов. Бесспорно, вам очень понадобится умение пользоваться различной аппаратурой для фиксации техники движений, измерения скорости, силы и выносливости, получения кинематических и динамических характеристик, для определения эргометрических затрат и других показателей. Тренеры в современном спорте все шире используют электронную аппаратуру, не только фиксирующую и контролирующую, но и накапливающую в персональном компьютере данные о спортсменах и прогнозирующие их потенциал. В дальнейшем я не раз буду говорить о различных устройствах и аппаратуре, используемой в процессе обучения и тренировки. Здесь же я только заострил ваше внимание на необходимости постепенно обзаводиться соответствующей аппаратурой и учиться работать на ней. Вы должны также знать устройство и возможности инвентаря, снарядов и тренажеров, требующихся в вашем виде спорта. Как видите, во всех вопросах спортивной подготовки вам не обойтись без научного подхода. Вы все более будете убеждаться, как важно опираться не только на теорию и методику спортивной подготовки, но и на смежные науки: анатомию, физиологию, биохимию, биомеханику, психологию. И никогда не теряйте возможности прочитать книги по педагогике. Широкий научный кругозор непременно будет способствовать возникновению новых мыслей и идей, направленных на улучшение процесса воспитания и спортивной подготовки ваших учеников. Это ваше творчество и его надо всемерно развивать. Не избегайте разработанных вами новых путей и средств, но всегда оставайтесь на прочной основе научно и практически обоснованных положений системы спортивной подготовки. Не забывайте, чтобы творить новое — надо хорошо знать созданное ранее. Как видите, требования к знаниям тренера очень высоки. Но не огорчайтесь. Ведь даже самые великие тренеры начинали с нуля. Было бы желание и трудолюбие, а успех в воспитании ваших учеников не заставит себя ждать! Несколько слов об интуиции тренера. Наличие ее считают привилегией талантливых тренеров. Дело не в таланте. Интуиция (от латинского «пристально смотрю») — познание без развернутого рассуждения. Исходя из диалектического материализма интуиция есть результат ранее приобретенного опыта, навыков, знаний. Накопленные знания, опыт и постоянные размышления о главном деле своей жизни дают тренеру те озарения, которые лишь на первый взгляд кажутся неожиданными. Тренер — спортивный педагог и наставник, имеющий влияние на своих учеников нередко более значительное, чем школа и родители. Однако во всех случаях тренер должен работать с ними в контакте. Но, думая о влиянии на учеников, вам следует начинать с самого себя. Вы — непререкаемый авторитет для ваших учеников, и будьте всегда для них примером. Вы должны всегда следить за своим внешним видом. Подогнанная по фигуре, чистая спортивная форма на занятиях обязательна и для вас. Ученики не простят вам появления хотя бы раз в неряшливом виде. Даже вне занятий. И, конечно, вы не должны курить, употреблять спиртного. Хочу дать вам несколько советов о вашей дисциплинированности, подтянутости, манерах. Держите правильную осанку — прямая спина, развернутые плечи, слегка приподнятая голова. Прекрасный пример — тренеры по спортивной гимнастике и сами гимнасты. Обратите внимание на свою походку — она должна быть легкой и естественной. Избегайте размашистых жестов — пусть они будут скупы, но достаточно выразительны. Разумеется, при показе упражнений — амплитуда движений соответственна. Разговаривая, не утрируйте мимику, не смейтесь слишком громко. В манерах не будьте вычурными, не старайтесь походить на кого-либо. У каждого есть свои особенности, и вы будьте самим собой. Столь же значима ваша речь, ее обороты, интонация. Разговаривайте с учениками доброжелательно, как со своими детьми, не будьте многословны. Умейте выслушать, вникните в сказанное и тогда отвечайте. Торопливость — плохой помощник в вашем общении с учениками. Будьте сдержанны. Никогда не повышайте голос, не кричите и не стращайте. Не применяйте жаргонных слов и оборотов. Прекрасный русский язык — это тоже ваше сильное педагогическое оружие. Не наказывайте учеников ни словом бранным, ни физически (это уже наказуемо для вас). Возможно, придется принимать меры воздействия за проступок или нарушение дисциплины на занятии, дома, в школе. Для этого у вас есть мощные средства: отстранение от тренировки, участия в соревновании, выезда с коллективом за город. А самое главное средство — обсуждение на группе. В своих отношениях с учениками тренер должен помнить известное изречение Софокла: «Не всегда говори, что думаешь, но всегда думай, что говоришь». Умейте быть строгим, когда этого требуют обстоятельства. Но ваша доброжелательность, привязанность к ученикам требует от вас во всех случаях обсуждения нарушений, спокойствия и мудрых решений, позволяющих виновному исправиться. Умейте и не заметить небольшого нарушения принятого распорядка, не делайте замечаний по пустякам. Учитывайте свойственную юности жизнерадостность, шаловливость, непреднамеренные отступления от правил. Если вы будете часто делать замечания и выговоры, то многое потеряете в своем авторитете. Не демонстрируйте своей реакции на проигрыш вашей команды или поражение ученика в соревновании. Как бы ни было вам неприятно, будьте сдержанны и во время и после соревнования. Всякое поражение в спорте требует внимательного анализа и выводов, позволяющих улучшить подготовленность спортсменов. Поэтому и говорят, что «поражение — путь к победе». Нет ничего хуже брани и негативной критики поражения. Это непедагогично и мешает правильному воспитанию спортсменов. Всегда исходите из того, что спортсмены очень хотели победить, достичь успеха. Всегда есть объективные причины победы и неудачи, в том числе значительная доля вашего участия. Тренерские недоработки всегда сказываются на учениках. Так что будьте справедливы, добры и объективны. Не разбирайтесь в происшедших неприятностях на месте соревнования, в раздевалке, в автобусе, воздержитесь от скоропалительных оценок, замечаний и выводов. Дайте себе время подумать, а ученикам — обсудить. Помните слова народной мудрости: «Доброе слово лечит, а злое — калечит». Мне в свое время очень понравилось решение спортивного руководства ГДР, когда по окончании олимпиады оно устроило прием для неудачников и, проанализировав их подготовленность и участие в соревнованиях, пожелало им успеха в дальнейшей. В своей работе вы сами должны чувствовать, как воодушевленные вами ученики с еще большим упорством ведут тренировку. Не упускайте возможность похвалить ученика, если он заслужил. Доброе слово — одно из сильнейших средств воспитания. Ваш ученик может заслушать благодарность перед строем, как и право нашить на рукав ленточку — «заслуги» и эмблему клуба. Это прекрасные поощрения. Особо чествуйте ученика — победителя любого соревнования. Похвала перед строем, сообщение в стенной газете или многотиражке, диплом, скромный сувенир (их заслуженный тренер СССР В.И. Алексеев приобретал за свой счет) — большой моральный стимул для ваших спортсменов. Хорошо, когда вами разработан ритуал награждения. Но не увлекайтесь похвалой только сильнейших, успевающих. Очень важно вовремя поддержать отстающих, дав им посильное задание и похвалив за выполненное. Особое внимание обратите на реализацию принципов сознательности и активности. Позднее я скажу о них, здесь же напоминаю вам о важнейшем значении самостоятельности спортсменов, которую вам надо создавать и поддерживать. Вы должны быть озабочены сознательностью ваших учеников, ибо не должно быть механического бездумного выполнения ими программы подготовки. Спортсмен сам себя воспитывает, развивает, совершенствует во всех компонентах подготовленности. Вы наставляете его, объясняете и помогаете. Принцип сознательности требует от спортсмена знания и понимания всего того, что он выполняет в связи с тренировкой и участием в соревновании. Здесь уместны слова великого русского полководца А.В. Суворова: «Каждый солдат должен понимать свой маневр». Вы должны идти к тому, чтобы ваши новички из года в год становились все более знающими, опытными, и это — залог их спортивного роста. Конечно, мне легко давать советы, имея за спиной многие годы работы сначала инструктором физкультуры, потом тренером начинающих, а затем и наставником сильнейших в сборной команде страны по легкой атлетике. Кстати сказать, моя общественная пятнадцатилетняя работа в качестве председателя Государственного тренерского совета при Госкомспорте СССР дала богатые возможности близко познакомиться с тренерами и их работой в разных видах спорта. Поэтому мои советы и рекомендации отражают не только мой личный опыт, но и обобщенный опыт ведущих отечественных тренеров. Да, труд тренера нелегок. До позднего вечера вам придется заниматься разработкой тренировочных планов, записывать контрольные материалы в журнал, просматривать новейшую методическую литературу, готовиться к очередным занятиям, пытаться отыскать новые пути к прогрессу своих учеников. И так изо дня в день, из месяца в месяц. И почти без выходных. Ведь по субботам и воскресеньям обычно проводятся или состязания, или контрольные прикидки. Но, поверьте, это не в тягость. Наоборот, если вы трудитесь честно, творчески, плодотворно, то все заботы сразу же забываются, стоит лишь ученикам вашим добиться хотя бы маленьких успехов, подняться в своем мастерстве еще на одну ступеньку. Любовь к молодежи, желание помочь ей стать сильной, умелой и выносливой — вот что ведет тренера к трудовому подвигу! А что может быть прекраснее, чем видеть ощутимые результаты своего труда, видеть, как физически слабые, угловатые мальчишки и девчонки превращаются, как глина в руках искусного ваятеля, в красиво сложенных, крепких и смелых молодых людей! Вот почему так горды тренеры-ветераны своими питомцами, показавшими в годы Великой Отечественной войны не только отличную физическую подготовленность, но и большую моральную силу, мужество и героизм. Вот почему так горды нынешние тренеры своими учениками, добивающимися больших успехов на производстве, в науке, в учебе. Энтузиазм, беспредельная влюбленность в свою профессию — вот что сделает вас настоящим учителем!

Структура системы спортивной подготовки

Если обрисовать ССП в целом, то это многолетний, круглогодичный, специально организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки соответственно индивидуальным особенностям спортсмена и проводимый при его активной деятельности в условиях педагогического руководства и контроля, научного медико-биологического и материально-техничесного обеспечения, использования средств восстановления и эффективной организации. Все части ССП неразрывно связаны между собой и осуществляются на основании изложенных в дальнейшем положений, принципов и правил. Такая система применяется во всех видах спорта от новичка до самого высшего спортивного мастерства. Говоря кратко, система спортивной подготовки представляет собой регулярные учебно-тренировочные занятия и соревнования, в ходе которых ваши ученики овладевают техникой и тактикой, развивают силу, выносливость, быстроту, гибкость, воспитывают моральные и волевые качества, приобретают опыт и специальные знания. Словом, повышают свои спортивные возможности. И все это на протяжении ряда лет. Добавьте к этому регулярный самоконтроль и медицинские обследования, а также соблюдение правильного режима и гигиенических требований. Наконец, учтите и условия, с которыми связано проведение занятий. Возможны особенности структуры ССП в связи с видом спорта (например, сочетание в единой системе подготовки всадника и коня в конном спорте, особая роль техники в стрелковом, автомото и планерном спорте, повышенные требования к воспитанию волевых качеств и обеспечению безопасности в дельтапланеризме и парашютном спорте и др.). На схеме ССП вы видите, что путь к поставленной цели (спортивному результату, победе в соревновании) лежит через решение ряда задач, выраженных в конкретных показателях, определяющих желаемую модельную характеристику спортсмена через постановку конкретных задач по всем видам предстоящей подготовки, выбор средств, методов и величин нагрузок, их распределение по формам занятий и тренировочным дням, через планирование на основе микроциклов (МЦ), этапов, периодов и больших циклов на протяжении ряда лет. Решение задач происходит в процессе подготовки, органически связанной с определенными условиями и управлением. При этом процесс подготовки чаще всего состоит из взаимосвязи и взаимодействия моральной, психологической, технико-тактической, теоретической и интегральной, общей и специальной физической подготовок. Главный из всех видов подготовки — упражнение в избранном виде спорта, синтезирующее результаты применения всех остальных видов подготовки. Например, в спортивных играх — это игровая подготовка; в борьбе, боксе, фехтовании — боевая; в легкой атлетике — упражнение в избранном виде и т.п. Такую подготовку я назвал интегральной. Реализация всех видов подготовки осуществляется через воспитание, обучение и тренировку. Кратко охарактеризую эти стороны спортивной подготовки. Воспитание — процесс воздействий педагога, коллектива, общественных организаций, средств массовой информации, многих внешних условий, направленных на сознание и психику спортсмена с целью формирования его личности и характера, высоких идейных убеждений и нравственных качеств, способности к проявлению мужества и трудолюбия, воли и стремления к победе. Воспитание всегда связано с осмысливанием педагогических воздействий, самоанализом, выводами и принятием решений. Поэтому столь важную роль играет и самовоспитание. Обучение — направляемый педагогом процесс приобретения учениками технических и тактических навыков и умений, развития физических качеств и овладения соревновательными способностями, теоретическими знаниями и др. Обучение, построенное на сознательном восприятии педагогических воздействий и активном отношении к этому процессу, всегда связано с самообучением. Тренировка — процесс систематического выполнения упражнений с целью повышения их эффективности и увеличения работоспособности соответствующих органов и систем спортсмена. Тренировкой руководите вы, но она с успехом может проводиться и спортсменом при наличии у него специальных знаний и опыта. На эту сторону самотренировки надо постоянно обращать внимание. Здесь подчеркну взаимодействие частей: обучая, вы в определенной мере воспитываете, тренируя — обучаете и воспитываете. Поэтому деление на обучение, воспитание и тренировку осуществляется по признаку преимущественного воздействия, преимущественной направленности. Как вы знаете, главным средством подготовки являются упражнения*. На схеме они разделяются на группы и выполняются с использованием определенных методов и величин нагрузок. Указаны также и восстановительные средства. Далее показаны основные формы учебно-тренировочных занятий и составляемые из них микроциклы. В свою очередь, из микроциклов составляются этапы, а из них — периоды, объединенные в пределах года в один или несколько больших циклов. Завершает схему многолетняя подготовка. Представленная схема дает лишь общее представление о структуре подготовки. В дальнейшем это будет изложено подробно в порядке, удобном для усвоения и реализации. Все части и звенья ССП взаимодействуют между собой через психические и физиологические проявления, через двигательную деятельность спортсмена, через весь режим его жизни. Следовательно, только сам спортсмен, обучаясь, тренируясь, участвуя в соревнованиях и пр., реализует ССП практически. Прежде чем перейти к содержанию спортивной подготовки, я считал нужным остановиться на некоторых обоснованиях процесса приобретения спортсменом подготовленности. Вашим ученикам это поможет понять, в силу каких причин и механизмов происходят в них положительные изменения, а также поможет вам проводить подготовку спортсменов на более высоком уровне. Возможности ваших учеников в нагрузках и законах приспособления Я всегда говорил своим ученикам, что «если они захотят, то обязательно достигнут высокого спортивного мастерства и отличного физического развития». В основе этого утверждения лежит не только тот бесспорный факт, что практически каждый человек обладает от природы склонностью к какому-либо виду спорта. Талант — это прекрасно, однако о нем я скажу позднее. Спортивный опыт показывает, что важнее всего труд. Наш организм, особенно растущий, обладает замечательной способностью изменяться, развиваться и совершенствоваться под влиянием спортивной подготовки. В основе спортивной подготовки, как вы знаете, лежит повторное выполнение упражнений, перенесение разного рода нагрузок, повторное проявление повышенных функций органов и систем организма спортсмена, в том числе его сознания и психики на различные внешне непривычные и незнакомые воздействия. Все это является функциональной нагрузкой для спортсмена, в ответ на которые организм спортсмена приспосабливается к новым требованиям, улучшая и укрепляя работоспособность задействованных органов и систем, то есть происходит приспособление (адаптация) организма к предъявляемым к нему повышенным требованиям.

Адаптация 

Однажды ученые сделали такой опыт. Кончик листа «мимозы стыдливой» соединили шелковой ниткой с микродинамометром. Вы знаете, что если дотронуться до листа мимозы, то он складывается. Вот ученые и измерили силу листа в этом движении. Потом перекинули нитку через маленький блок и к ее концу прикрепили груз. В течение дня экспериментатор дотрагивался до листа мимозы несколько сот раз. Лист то поднимал груз, то опускал и таким образом тренировался. А груз с каждым днем все увеличивали. И вот через месяц ежедневной тренировки снова измерили силу листа микродинамометром. Знаете, во сколько раз она уве-' личилась — в 400! Для чего я это вспомнил. Чтобы вы рассказали своим ученикам об этой чудесной способности всего живого изменяться, совершенствоваться под воздействием внешних условий, чтобы создали у них уверенность в возможности достижения ими высоких спортивных результатов. Ученые назвали эту способность адаптацией, то есть приспособлением организма к условиям среды, в которой он находится, к требованиям, которые к нему предъявляются. Физиологи, биохимики, морфологи, медики и другие ученые показали чрезвычайную сложность и многообразность изменений и перестроений, происходящих в процессе любого приспособления организма, в том числе и в спорте. Кажется, не остается в организме ничего, что не изменилось бы в той или иной мере, применительно к новым требованиям под влиянием новых нагрузок. Подобным образом и у человека, значит, и у ваших учеников, в результате физических упражнений увеличивается объем мышц, возрастает их сила, укрепляется сердце и уменьшается частота его сокращений, повышается емкость легких и снижается кровяное давление. Происходят и другие изменения в лучшую сторону. Общеизвестно, что человек может привыкнуть к значительным физическим нагрузкам: условиям высокогорья, тропической жаре и холоду Арктики. В основе этого — адаптация. Повышение функциональных возможностей ваших спортсменов, развитие двигательных качеств, воспитание воли и характера, освоение спортивной техники и тактики — все, что в комплексе составит их спортивную подготовленность, — тоже результат адаптации под влиянием повторяющихся и увеличивающихся требований и воздействий спортивной тренировки. И вот что важно. Особенности этой адаптации в точности соответствуют виду и характеру работы. Например, многократное повторение прыжковых упражнений в наибольшей мере повышает взрывную силу мышц, их эластичность, вырабатывает способность концентрировать усилия при отталкивании. Длительная работа преимущественно укрепляет и повышает возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, воспитывает выносливость и волю. А вот упражнения со штангой значительно увеличивают объем мышц и их силу. Такую адекватность (строгую соответственность) считают важнейшей закономерностью адаптации. Именно это позволяет вам точно и направленно вести процесс тренировки. Из этой закономерности следуют два положения. Первое — выбор средств, методов и нагрузок должен строго соответствовать поставленным задачам. Поэтому каждое упражнение, каждая тренировочная работа, каждый шаг в подготовке вашего ученика должны давать только то, что необходимо ему в связи с совершенствованием в избранном виде спорта, что способствует повышению спортивного мастерства. Работа, не соответствующая задачам тренировки, не просто лишняя, это — затрата энергии и нервно-психических сил, которые так бережно надо расходовать в подготовке современного спортсмена. Следовательно, вы должны отдавать себе полный отчет о поставленных задачах, о том, чего вы хотите достичь. Второе — рост специальных тренировочных нагрузок и воздействий, в том числе и. превышающих соревновательные, должен происходить с соблюдением адекватности избранному виду спорта, с пониманием кинематических и динамических характеристик* тренировочных упражнений, адекватных соревновательным. Они достаточно подвижны и сохраняют свои существенные особенности лишь в определенном диапазоне. Величина диапазона различна в разных видах спорта. Например, диапазон очень велик в беге, где основная сущность действия не изменяется при малой и при максимальной скоростях. А вот в выполнении сальто диапазон весьма мал, стоит лишь ослабить усилия при отталкивании, и упражнение не будет сделано полностью, т.е. сущность действия изменится. Из сказанного следует, что упражнения, нацеленные на повышение функциональных возможностей спортсмена и связанных с ними технического мастерства и психических качеств, должны выполняться в диапазоне адекватности.

Применительно к спорту, кинематика — раздел биомеханики, в котором изучают движение тела и его частей с геометрической стороны, отвлекаясь от вызывающих его причин. На основании кинематических данных определяют положения, амплитуды и траектории движения отдельных точек тела спортсмена, угловых и линейных скоростей и ускорений. Внешнюю картину спортивной техники, которая выражает всю кинематику движений атлета, нередко называют формой движений. Применительно к движениям спортсмена, динамика — раздел биомеханики, в котором изучают эти движения с учетом действующих в них внутренних и внешних сил. Динамическая характеристика включает в себя: проявляемую в разных режимах силу мышц, сопротивление мышц-антагонистов, упругость и эластичность тканей мышц, силы тяжести и инерции, взаимодействие массы тела, реакционные силы, динамическую связь с опорой и снарядами, регулирование и уравновешивание движений, определение коэффициента полезного действия. Кинематическая и динамическая характеристики спортивного упражнения всегда взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но если кинематику можно рассматривать отдельно, то динамика всегда связана с формой движений.

В чем же суть адаптации в спортивной тренировке? Механизм адаптации затрагивает многие стороны жизнедеятельности организма. Но главное в этом механизме — восстановление затраченных ресурсов. Известно, что любая деятельность человека, физическая или умственная, требует определенных затрат энергии. В ходе работы возникает утомление, которое ликвидируется во время пассивного и активного отдыха, а также тренировочных занятий с пониженной нагрузкой или работы другого характера. Утомление проходит за счет восстановления затраченных ресурсов. Вот почему говорят, что спортивная тренировка есть сочетание работы и отдыха, утомления и восстановления. Обычно в привычной деятельности затраты энергии быстро восстанавливаются как в процессе работы, так и после нее. При этом организм восстанавливает прежнюю работоспособность. Другое дело, если физическая деятельность предъявляет организму более высокие требования. В этом случае в основе приспособления лежит, как говорил известный физиолог А.А. Ухтомский, «могучая способность живого вещества не только восполнять текущие траты, но и накоплять рабочие потенциалы выше того уровня, на котором они были до работы»*. Ученый так и говорил, что именно работа и упражнения ведут к увеличению массы и развитию органов. Кратко и ярко выражено это в следующих словах А.А. Ухтомского: «Работа строит орган». Значение этой чудесной способности организма человека изменяться, развиваться и совершенствоваться под влиянием соответствующих воздействий, в том числе спортивных упражнений, настолько велико, что нередко спортсмены, которых поначалу считали бесперспективными, достигали выдающихся успехов. Будучи упорными и настойчивыми в тренировке, они буквально изменяли себя.

При непрерывной, усиленной деятельности возрастают против обычной траты энергии, резче снижается количество веществ, ее обеспечивающих, значительней расходуются другие ресурсы организма, возникает большее, чем обычно, утомление. Важно подчеркнуть, что эти сдвиги в наибольшей мере выражены в органах и системах, ответственных за выполнение усиленной деятельности. Теперь о самом главном. В результате большого снижения энергетических ресурсов организма, его нервно-психических сил их восстановление происходит с превышением прежнего уровня. Организм, по образному выражению известного физиолога спорта B.C. Фарфеля, как бы говорит спортсмену: «Ну, братец, ты заставил меня выполнить непривычную и трудную работу. Но, чтобы мне было легче в следующий раз, я во время отдыха заблаговременно подготовлюсь к этому, повысив свои функциональные возможности». Такое явление называют сверхвосстановлением, или гиперкомпенсацией. 

Три стадии адаптации

Вообще адаптация к нагрузкам происходит как бы в три стадии: первая — адаптационные процессы, возникающие перед выполнением тренировочной работы в результате мысленных предстартовых посылов, представлений и реакцией. Это в определенной мере помогает совершенствованию психофизиологической деятельности; вторая — процессы, возникающие во время тренировочной работы, когда под влиянием функциональной нагрузки в организме спортсмена, в его психической сфере происходят соответствующие изменения. Именно в это время в организме создается энергетический дефицит, накапливаются продукты распада, возникает утомление, происходят процессы, направленные на восстановление работоспособности и ее превышение. Одновременно образуются условно-рефлекторные связи, совершенствуется управление всеми органами и системами со стороны ЦНС, воспитывается воля, создается умение и упрочиваются навыки, слаживается деятельность всего организма; третья — процессы, происходящие в организме спортсмена, в его психике после тренировочной работы. Эта стадия играет особую роль в повышении подготовленности, поскольку в это время проявляются в наибольшей мере восстановительные процессы. Это они в первую очередь обусловливают морфологические и структурные изменения, превращают количественные физиологические, биохимические и другие сдвиги в качественные. Это главный путь совершенствования таких качеств спортсмена, как сила и выносливость, быстрота, гибкость и др. Однако надо знать, что такое сверхвосстановление после одного тренировочного занятия удерживается недолго — всего несколько дней. При этом чем больше нагрузка от тренировочной работы, тем относительно больше времени нужно для восстановления и тем дольше удерживается состояние повышенной работоспособности. Например, после упражнений, развивающих гибкость, сверхвосстановление удерживается до 24 часов, после упражнений, развивающих силу крупных групп мышц, — 1-2 дня, а при развитии выносливости — 3-5 дней. Если в последующие дни не тренироваться, то возможности организма снижаются до прежнего уровня. Если же в фазе сверхвосстановления предъявить организму еще более высокие требования, то он, будучи лучше подготовленным, снова обеспечит сверхвосстановление до более высокого уровня. После первой повышенной нагрузки следует снижение работоспособности, которое затем в процессе восстановления достигает более высокого уровня, нежели до работы. В фазе сверхвосстановления вновь задается повышенная нагрузка, и снова тем же путем достигается сверхвосстановление. Но теперь его уровень выше. Затем следует новое повышение нагрузки, которое сменяется новым сверхвосстановлением, и т.д. К сожалению, работоспособность повышается с каждым разом очень ненамного, на «толщину папиросной бумаги», и требуется большое число повторений на протяжении недель и даже месяцев, чтобы достичь значительного улучшения подготовленности. Кроме непрерывного повышения нагрузки от занятия к занятию, используется также ступенчатый метод. В 2 — 4 занятиях нагрузка остается постоянной, чтобы закрепить изменения в органах и системах организма, полученные в фазе сверхвосстановления. После этого следует ступень более высокой нагрузки и новый подъем работоспособности. Для увеличения эффекта сверхвосстановления более подготовленные спортсмены используют также серию ежедневных занятий (от 2 до 7 дней), проводимых на фоне неполного восстановления. Здесь в каждой тренировке дается такая нагрузка, после которой организм не успевает восстановиться к следующему занятию. И хотя количество и интенсивность тренировочной работы одинаковы во всех занятиях, организму с каждым днем все труднее справляться с работой вследствие нарастающего недовосстановления. Но зато после отдыха или перехода на тренировку с уменьшенной нагрузкой организм спортсмена отвечает значительной гиперкомпенсацией. Этот путь может быть использован и при нарастающей с каждым занятием нагрузке, что после отдыха даст наибольший прирост возможностей. Надо знать, что при нарастающем с каждым днем недовосстановлении не всем удается выполнять одинаковую по нагрузке тренировочную работу. Она, возможно, будет непроизвольно уменьшаться, однако эффект последующего сверхвосстановления останется. При этом методе лучше всего чередовать одну неделю занятий с большой нагрузкой с неделей занятий с уменьшенной нагрузкой.

Фактически развитие этих процессов гораздо сложнее. Но с позиций спортивной практики, особенно важно точное определение той фазы гиперкомпенсации, в которой можно задавать аналогичную или большую нагрузочную повторную работу. Этой проблемы нет при умеренных нагрузках, после которых полное восстановление и некоторое возрастание работоспособности происходят в течение ночного сна. Но при очень больших нагрузках, требующих значительных физических и нервно-психических сил, связанных с проявлением выносливости, в длительной работе может возникнуть более сложная динамика адаптационного процесса. Это было показано Ю.П. Сергеевым в исследовании, когда после фазы сверхвосстановления вновь происходит спад работоспособ¬ности ниже исходного уровня и только вслед за этим возникает устойчивая фаза завершенных адаптационных процессов  и, следовательно, готовность к повторению такой же или большей нагрузки. Естественно, в подобных случаях такая повторная, большая, нагрузка должна задаваться позже (например, у заслуженного мастера спорта, чемпиона олимпийских игр и рекордсмена мира В. Куца такой интервал был равен 1-2 неделям). При выборе упражнений меры нагрузок и установления очередности их применения в тренировочных занятиях необходимо, по возможности, учитывать гетерохронность* процессов адаптации разных органов и систем, развития компонентов подготовленности процессов восстановления. В связи с этим надо иметь в виду, что под влиянием нагрузок разные органы и системы организма имеют неодинаковые темпы и величины морфологического развития, совершенствования их функций и различное время для восстановления. Например, применительно к развитию двигательных качеств, значительных успехов в увеличении подвижности в суставах можно достичь за 3 месяца тренировки, а для заметного увеличения объема лишь некоторых групп мышц двигательного аппарата требуется не менее 6 месяцев. В то же время для значительного повышения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем нужно не менее 10-12 месяцев регулярной тренировки. Говоря о двигательных качествах, эту гетерохронность можно упрощенно выразить следующим образом: гибкость прибавляется ото дня ко дню, сила — от недели к неделе, быстрота — от месяца к месяцу, а выносливость — от года к году. В связи с гетерохронностью адаптационных процессов есть четыре варианта использования упражнений и тренировочных работ. В первом варианте одним упражнением, одной тренировочной работой улучшаются одновременно несколько компонентов подготовленности. Только темпы и уровни этих улучшений разные. Например, при выполнении непрерывных прыжковых упражнений с целью развития скоростно-силовых качеств уже в первых занятиях будет приобретено умение выполнять движения правильнее и отталкиваться энергичнее. Гетерохронность — разновременность процессов, явлений, действий и их неравная мера.

Необходимая в этом упражнении гибкость заметно прибавится через неделю, а в мышечной силе прирост скажется спустя 3-4 недели. Развитие специальной выносливости, позволяющей длительно выполнять это упражнение и, следовательно, эффективнее влиять на улучшение других компонентов, потребует 2-3 месяца. Значит, срок развития специальной выносливости будет определяющим в улучшении скоростно-силовых качеств. Во втором варианте в тренировочном занятии выполняются разные упражнения и тренировочные работы, которые создают свой уровень нагрузки на соответствующие органы и системы, улучшая требуемый компонент подготовленности или часть его. Подобный пример представляет собой и современный пятиборец, который сочетает в себе пять различных видов подготовленности. Он должен быть отличным конником, фехтовальщиком, пловцом, стрелком и бегуном. И для каждого из видов спорта он приобретает технику и тактику, соответствующую силу, быстроту, выносливость, ловкость, умение, волевые качества, опыт участия в соревнованиях и многое другое. Это — словно пять спортсменов разного профиля, пять тренированностей, соединенных сложнейшими взаимоотношениями и связями в одном организме. Следовательно, один спортсмен может иметь несколько тренированностей, к тому же разного уровня. В третьем варианте несколькими упражнениями или тренировочными работами улучшают последовательно, на протяжении недель и месяцев, одни за другим, компоненты подготовленности в избранном виде спорта. Например, прежде чем овладевать техникой, надо достичь необходимой для этого амплитуды движений и требуемого уровня силы. В четвертом, наиболее эффективном, сочетаются первый, второй и третий варианты в одном занятии на протяжении различных циклов подготовки. Такое одновременное последовательное улучшение подготовленности хорошо видно на примере баскетболистов, совершенствующих различные компоненты своего мастерства посредством игры в баскетбол, использующих групповые и индивидуальные упражнения для последовательного улучшения техники, тактики, точности передач и меткости, силы, быстроты и выносливости. Гетерохронность в развитии органов и систем, совершенствовании их функций, улучшении компонентов подготовленности органически связана с неодинаковым временем, необходимым для восстановления, что прямо зависит от интервалов между повторными нагрузками. Важно знать, что в процессе адаптации значительную роль играют функции ЦНС, в том числе расход нервно-психической энергии на осуществление процесса адаптации. Можно думать, что выход организма на новый адаптационный уровень после очень большой нагрузки стоит весьма дорого для функций ЦНС и психической сферы. В этом случае организм стал крепче, сильнее и выносливее во многих морфологических, физиологических, биохимических и других компонентах обеспечения. Но проявить в полной мере эти качества в спортивной работоспособности атлет еще не может, так как нужно восстановить запас нервно-психической энергии, затраченной на суперкомпенсацию. Только после достаточного восполнения ее, на что необходимо более длительное время, нежели обычно, спортсмен сможет проявить в полной мере новые возможности организма. Очень важно, что повторение одной и той же тренировочной или какой-либо другой работы умеренной мощности на протяжении недель и месяцев обеспечивает хотя и не очень высокий уровень спортивной результативности, но зато значительно упрочивает и стабилизирует навыки, создает более совершенную координацию функций органов и систем и укрепление их и всего организма в целом за счет положительных структурных и морфологических изменений. На этой основе создается так называемый специальный фундамент. Достигнутый уровень адаптационных изменений, вызванных тренировочными и учебными упражнениями, может поддерживаться длительное время нагрузками в 70—80% от максимальной с интервалами, зависящими от особенностей вида спорта. Чаще всего для этой цели проводятся занятия . два раза в неделю. Процессы адаптации к нагрузкам и воздействиям ССП протекают успешнее и достигают более высокого уровня при правильном режиме жизни спортсмена, высокой жизнедеятельности его организма, оптимальном чередовании работы и отдыха, соблюдении всех принципов и правил тренировки. Адаптационные возможности организма спортсмена велики, но не беспредельны. Они больше, когда нагрузка воздействует локально или на отдельные органы и системы, и тогда ресурсы всего организма способствуют протеканию более эффективных приспособительных реакций. Это подчеркивает особо важную роль специальных упражнений. Адаптационные возможности меньше, когда требования предъявляются всему организму и используются почти все его приспособительные ресурсы, как это бывает при напряженной работе над интегральным упражнением, адаптации к высокогорью, перемене поясного времени, климату и др. При слишком жестком режиме тренировки, не соответствующему подготовленности, может произойти срыв адаптации — едва ли не самая главная причина перетренировки. Если на протяжении 2—3 недель вы не наблюдаете у своего ученика улучшения в том, в чем вы ждали, значит, у него не хватает адаптационных возможностей. Причина — чаще перегрузка, усталость, и, следовательно, необходим отдых (в том числе активный). Довольно часто причина в недостаточной общей функциональной подготовленности спортсмена. Тогда ему необходима общая физическая подготовка и укрепление специального фундамента. В это время можно работать над техникой в достигнутом режиме интенсивности.

Образование условно-рефлекторных связей 

В приобретении спортивной подготовленности и совершенствовании мастерства ведущую роль играют образование условно-рефлекторных связей и приспособление функциональных систем к требованиям выполняемых упражнений. Эти физиологические механизмы имеют место и при адаптации к нагрузкам, но особенно велико их значение при овладении спортивной техникой, воспитании моральных и волевых качеств. Знаменитый физиолог И.П. Павлов так и говорил: «Очевидно, наше воспитание, обучение, дисциплинирование всякого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов». В многочисленных исследованиях, в том числе и в спорте, показано, что образование условно-рефлекторных связей и установление на этой основе двигательных и других навыков происходит в результате многократных повторений определенных внешних и внутренних воздействий. Такое приспособление организма также адекватно вызвавшим ее требованиям. Следовательно, скажете вы, такой физиологический механизм входит составной частью в то, что говорилось об адаптации органов и систем организма к выполняемой работе! Это верно, но надо видеть и различия. Вы не можете себе представить, чтобы за одно выполнение упражнения и даже за целый тренировочный день у ваших учеников заметно прибавилось силы или выносливости. Для этого нужно многократное повторение во многих занятиях, ведь в органах и системах организма должны происходить изменения, для которых требуется время. Но вы также знаете, что при обучении спортсмен может выполнить задание с первого же раза. Такое умение непрочно, оно свидетельствует о том, что спортсмен правильно воспринял задание и мысленно его повторил, чем привел в действие механизм образования соответствующих рефлексов. Здесь задействованы и память, и двигательные центры головного мозга, и психическая сфера.

Во всех случаях умение, приобретенное в нескольких попытках, даже очень способными учениками, непрочно, легко нарушается и без повторений может вовсе угаснуть. Необходимо, чтобы умение превратилось в двигательный навык. Он приобретается в повторениях и их нужно тем больше, чем сложнее техника движений. Вместе с тем, задание при воспитании моральных и волевых качеств, осознанно воспринятое учеником, может укрепиться с первого раза.

Адаптация к режиму жизни

Я рассказывал вам об адаптации и совершенствовании путем повторяющихся воздействий. Но для ваших учеников очень важно установить также правильный режим дня и вызвать в организме соответствующее приспособление к этому режиму. Тогда они смогут наиболее эффективно сочетать работу и учебу, тренировку и отдых, питание и сон, баню и массаж и т.п. Твердо установленный режим значительно повышает жизнедеятельность организма и способствует достижению высоких спортивных результатов. Если у вас появится возможность вывезти вашу группу на 2-3 недели в горы (от 1000 до 3000 м над уровнем моря), то вы ощутите на себе и сможете оценить на своих учениках положительное влияние адаптации к высоте. Подробно о тренировке в этих условиях читайте в разделе «Тренировка в горных условиях». Роль адаптационных возможностей в подготовке спортсмена очень велика. Но способность к адаптации надо использовать разумно, при постепенном повышении требований к организму. Помните, что оптимальное сочетание работы и отдыха — основное правило эффективной тренировки.

О целостности организма спортсмена

Абсолютно во всех случаях практической реализации ССП надо помнить о целостности организма с его анатомическими, морфологическими, физиологическими, психологическими и другими особенностями, соединенными в очень сложную, но единую систему. Все органы и системы организма, их многообразные функции взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому выполнение любого упражнения, пусть самого элементарного, обязательно затрагивает в той или иной мере весь организм. Организм всегда функционирует как единое целое. Разные спортивные профили, многообразные двигательные возможности человека есть прежде всего двигательные навыки и умения, выполнение которых обусловлено функциями многих органов и систем, как специфически приспособившихся к требуемой работе, так и не нуждающихся в этом. Среди них особое место занимает сердечно-сосудистая система (ССС), поскольку кровообращение обеспечивает жизнедеятельность человеческого организма. Главное в приспособлении ССС — экономизация деятельности и увеличение функционального резерва в ответ на повышение нагрузки в работе. Поэтому, обдумывая пути решения какой-либо задачи, подбирая средства, методы и нагрузки, вы всегда должны представлять себе, по возможности, весь комплекс проявляемых при этом функций органов и систем, их уровень и степень участия в работе. Конечно, в простых случаях вам не очень надо об этом задумываться. Например, давая ученику упражнения со штангой для развития силы, вы заранее знаете, что для сокращения мышц ему понадобится достаточно большое волевое усилие, определенная координация движений, сохранение равновесия. Вы знаете, что в таких упражнениях увеличивается мышечный объем, улучшается способность проявлять силу, а при непрерывном повторении значительно усиливается деятельность сердечно-сосудистой системы Но в практике вы не раз встретитесь с более сложными задачами определения задействованного комплекса функциональных проявлений. И от решения таких задач будет зависеть эффективность улучшения тех компонентов подготовленности, которые обеспечивают требуемый спортивный результат. О компонентах подготовленности скажу позже. Здесь же еще раз обращаю ваше внимание на важнейшую необходимость всегда и во всем считаться с целостностью организма. Итак, любое упражнение и воздействие — физическое, волевое, техническое, тактическое, идеомоторное, аутогенное и другое — не может быть строго локальным, абсолютно односторонним. Как бы специфично ни направлялись воздействия на какой-либо один орган или систему, они будут отражаться на всем организме в целом. Другое дело, что соответствующим подбором средств, методов, нагрузки эти воздействия можно в большей степени направить по пути повышения тех или иных функциональных возможностей, образования требуемого навыка, совершенствования психологической стороны деятельности спортсмена и др. Главнейшую роль в объединении и согласовании деятельности органов и систем, их функциональных возможностей в обеспечении целостности организма при любом состоянии (в покое, во время работы, при утомлении и восстановлении) играет ЦНС и ее высший орган — головной мозг. Их функции имеют важнейшее значение в построении движений, в управлении ими, в проявлении психических и физических качеств и многом другом. В организме человека все подчинено управлению и контролю со стороны ЦНС, головного мозга, его коры. Сознание, определяющее многообразные проявления психической сферы, связи с внешней средой тоже являются функцией человеческого мозга. В процессе какой-либо деятельности, например, во время выполнения спортивного упражнения, в кору головного мозга непрерывно поступает информация об этом в виде нервных импульсов-сигналов от рецепторов кожи, мышц, суставных поверхностей, сухожилий, органов зрения и слуха, всех внутренних органов и систем. В ответ ЦНС и в первую очередь головной мозг обеспечивает согласованную деятельность организма, вызывая и направляя изменения в органах и системах, регулирующих происходящие в них процессы. В ходе выполнения тренировочных и соревновательных упражнений в деятельности организма можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные слагаемые: 1. Возникновение желания и усилие воли, приводящие в действие механизмы построения движений за счет соответствующих мышечных групп. 2. Включение и усиление деятельности органов и систем, создающих физиологические, биохимические, энергетические и другие виды обеспечения выполняемой работы. 3. Возникновение отрицательных изменений в функциях органов и систем под влиянием выполняемой работы и снижающих ее эффективность. 4. Возникновение борьбы между отрицательными изменениями в организме и процессами, направленными на продолжение работы. 5. Проявление воли к продолжению работы, в том числе при отрицательных изменениях в функциях организма, возникающих при утомлении, недостаточности мышечных усилий, снижении активности и др. 6. Включение резервов потенциальных возможностей для продолжения работы за счет усиления деятельности ЦНС и психической сферы, создающих новый приток энергии, которую можно назвать нервно-психической энергией. Все слагаемые выполнения спортивных и других упражнений на всем их протяжении также направляются и контролируются ЦНС при весьма значительном участии сознания, желания и воли. Это они определяют начало и конец упражнения, его интенсивность. Они ведут борьбу с нарастающей усталостью, обеспечивают приспособление действий к изменяющимся двигательным ситуациям и внешним условиям. Особо обращаю ваше внимание на эту руководящую роль сознания, желания и воли, ибо, в конечном счете, от них зависит успех или неуспех в любом виде спорта. Всякая специальная работа требует специфического физиологического, биохимического и др. обеспечения, которое развертывается и достигает максимума под воздействием нервно-психической энергии. В конечном счете, именно эта энергия определяет спортивную работоспособность, особенно при нарастающем утомлении, а снижение, особенно преждевременное, физиологических, биохимических и других показателей часто свидетельствует о недостаточной подготовленности органов и систем, об их отставании от возможностей ЦНС и психической сферы. Можно образно представить запас нервно-психической энергии как бы находящимся в резервуаре. Вместе со снижением в нем уровня уменьшаются и возможности обеспечивать работу. Истечение энергии из резервуара регулируется самим спортсменом. Чем больше открыт выход, тем значительнее расход энергии и более высокая мощность работы. И наоборот, при малом истечении энергии «двигательный мотор» спортсмена будет работать на малом числе оборотов, но зато весьма продолжительно. Немаловажно и то, что нервно-психическая энергия находится в резервуаре словно под давлением, и поэтому при мгновенном «широко открытом» выходе создается работа предельной, максимальной мощности, которая длится лишь секунды. Разумеется, это упрощенное представление о роли нервно-психической энергии в выполнении тренировочной работы и спортивных действий. Несомненно, что происхождение этой энергии связано с жизнедеятельностью организма, его жизненным потенциалом, состоянием спортсмена и широкой функциональной подготовленностью органов и систем. Конкретным руководителем нервно-психической энергии является воля. Она вбирает в себя многие проявления психической сферы: желание, мотивацию, стремление, самовнушение, мысленные посылы и пр. Концентрируя их в единой направленности, воля становится сильнее, и возможно самое главное ее свойство — способность сжать результаты соответствующих функций ЦНС и психической сферы в единый пучок точно направленной психической энергии. Все это связано и со специальной спортивной тренировкой, в процессе которой спортсмен обучается концентрировать и направлять нервно-психическую энергию, одновременно совершенствуя те функции ЦНС и психической сферы, которые образуют эту энергию, повышают ее уровень и мощность, создают запас. Очень важно и обратное влияние всех процессов и изменений, в органах и системах на состояние и функции ЦНС и коры мозга. Позднее об этом будет особый разговор, в связи с ролью обратной связи и воспитанием способности проявлять потенциальные силы спортсмена.

О единстве организма и внешней среды

Известный русский ученый И.М. Сеченов говорил: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него»*. Условия внешнего мира, в которых живут люди, чрезвычайно разнообразны. Тысячи «нитей» связывают организм с внешней средой, вызывая в нем ответные реакции, соответствующие внешним воздействиям и внутренним изменениям. С этих позиций надо подходить и к спортивной подготовке, в которой выполнение физических и других упражнений происходит в определенных условиях внешней среды, связано с многими воздействиями тренера и других лиц, требует особого гигиенического режима и др.

* Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга, 1963.

Вы знаете, что система спортивной подготовки в настоящее время требует больших затрат времени — 1000—1500 и более часов в год. Легко понять, насколько разумно надо сочетать объем современной спортивной подготовки со всем режимом жизни, чтобы любимое занятие спортом не заслонило всего многообразия полноценной социальной деятельности молодого человека. Для спортсмена, стремящегося к высшему мастерству, спортивная подготовка есть образ жизни — так глубоко переплетаются многие стороны занятий спортом с учебой, трудом, общественной работой, отдыхом, гигиеническим режимом, культурным досугом. А вам, тренеру, отводится ведущая роль в организации наиболее полноценной жизни ваших учеников. Рано или поздно, но неизбежно оканчивается спортивная карьера, и вам надо заранее проявить заботу о дальнейшей жизни своих подопечных.

Николай Георгиевич Озолин

Источник: http://litterref.ru 



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Леонид Андреев Мастер спорта международного класса. Чемпион мира среди юниоров в 2002г. в десятиборье. Серебряный призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в десятиборье
Надия Дусанова Мастер спорта международного класса. Чемпионка Зимних Азиатских игр (г.Ханой, Вьетнам - 2009г.) Бронзовый призер Континентального Кубка мира в 2010г. Чемпионка Азии в 2013г. Серебряный призер XVI (г.Гуанчжоу, Китай-2010г.) и бронзовый призер XVII (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) Азиатских игр в прыжках в высоту
Юлия Тарасова Мастер спорта международного класса. Рекордсменка Узбекистана в прыжках в длину-6.81 Чемпионка Межконтинентального Кубка Мира в 2010г. в прыжках в длину-6.70 Чемпионка XVI (г.Гуанчжоу, Китай - 2010г.) и бронзовый призер XVII (г.Инчхон, Южная Корея - 2014г.) Азиатских игр в семиборье
Светлана Радзивил Мастер спорта международного класса. Чемпионка Мира среди юниоров в 2006г. Чемпионка XVI (г.Гуанчжоу, Китай-2010г.) и XVII (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) Азиатских Игр в прыжках в высоту
Анастасия Свечникова Мастер Спорта Международного класса. Рекордсменка Узбекистана в метании копья-61.17. Чемпионка мира 2009 года среди юношей и девушек в городе Брессанонне (Италия)
Екатерина Воронина Мастер Спорта Международного Класса. Чемпионка XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в семиборье. Рекордсменка Узбекистана в пятиборье в помещении.
Иван Зайцев Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в метании копья
Владислав Полюнин Рекордсмен Узбекистана в метании копья среди юношей в возрастной категории 16-17 лет - 79.11 (700гр.) Чемпион Азии и бронзовый призер Чемпионата Мира 2015 года среди юношей.
Александра Котлярова Мастер Спорта Международного Класса. Серебряный призер XVII Азиатских игр (г.Инчхоне, Южная Корея-2014г.) в тройном прыжке
Сухроб Ходжаев Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер Чемпионата Мира 2012 года среди юниоров в Барселоне (Испания) в метании молота (6кг.) - 76.16
Гузель Хуббиева Заслуженный Мастер Спорта. Рекордсменка Узбекистана в беге на 60м. в помещении-7,19. Чемпионка XV Азиатских игр в беге на 100м. и серебряный призер в беге на 200м. (г.Доха, Катар-2006г.), призер Азиатских Игр 2002 и 2010 годов и зимних Азиатских игр 2009 года. Участница четырех олимпиад.
Нигина Шарипова Мастер Спорта Международного Класса. Обладатель лучших результатов последних лет в Узбекистане в беге на 100 метров и 200 метров.
Наталья Асанова Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер Чемпионата Азии в беге на 400 метров с/б.
Анастасия Журавлева Мастер Спорта Международного Класса в тройном прыжке и прыжках в длину. Рекордсменка Узбекистана в тройном прыжке - 14.55 (в манеже-14.24). Серебряный призер XV Азиатских игр (г.Доха, Катар-2006г.). Чемпионка Азии 2013 и 2014 года.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
НАШИ ПАРТНЕРЫ:
Партнер 1
Партнер 2
Партнер 3
Партнер 4
Партнер 5