Узбекнефтегаз Узатлетикс
(+998 95) 198-03-44
198-03-45, 198-03-46
Проспект. И.Каримова д.98 А
Citius, Altius, Fortius!
Главная  Статьи  ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ

ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ

« Назад

08.12.2014 07:20

 

 

            

    Подготовка резервов в лёгкой атлетике является важнейшей задачей всех физкультурных и спортивных организаций. Эта подготовка, в основном, производится в детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва (СДЮШОР), училищах олимпийского резерва (УОР), спортивных классах общеобразовательных школ.

Опыт подготовки многих выдающихся легкоатлетов показывает, что в процессе планомерной многолетней подготовки, начавшейся в 9 - 11 лет, можно достигнуть высоких результатов уже в юношеском возрасте (16 -   17 лет).

Для того чтобы успешно готовить легкоатлетические резервы в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР необходимо в первую очередь организовать планомерный многолетний учебно-тренировочный и воспитательный процесс для детей и юношей (9 -19 лет), основанный на учёте закономерностей роста молодого организма, развития физических, морально-волевых качеств, овладения широким диапазоном двигательных навыков без форсирования подготовки. Такой процесс позволит уже к 18 - 19 годам наиболее одарённым спортсменам выйти на уровень достижений международного класса. Высокие спортивные достижения в таком возрасте в целом оправданы. Главная проблема заключается в том, каким путём  они достигнуты.

Наиболее активная успешная деятельность спортсмена в лёгкой атлетике составляет 10 -15 лет.

Многолетний процесс подготовки делится на этапы: предварительной подготовки (группы начальной подготовки ДЮСШ - 9 -11 лет), начальной специализации (учебно-тренировочные группы - 12 - 15 лет), углублённой специализации (группы спортивного совершенствования - 16 - 18 лет), спортивного мастерства (группы высшего спортивного мастерства - 19 лет и старше).

Возрастные границы этих этапов, задачи, средства и методы подготовки для различных групп видов лёгкой атлетики имеют незначительные различия и поэтому могут быть взяты за основу планирования и построения многолетней подготовки спортсменов разных специализаций.

Первые три этапа подготовки соответствуют возрасту занимающихся в ДЮСШ, СДЮШОР, УОР. Четвёртый этап относится в большей мере к взрослым спортсменам, хотя ряд его задач и средств уже используются в работе со спортсменами старшего юношеского и юниорского возраста. Добиться на практике точного соблюдения возрастного состава учебных групп довольно трудно, что объясняется разной природной одарённостью спортсменов и их физической подготовленностью, а также биологическим (не паспортным) возрастом. Для достижения высших результатов необходимо затратить не менее 7 - 9 лет. Только очень талантливым ученикам удаётся пройти процесс обучения в сокращённые сроки. Однако имеется немало примеров быстрого увядания талантов из-за форсированного, неправильно построенного тренировочного процесса.

Широко известные факты достижения выдающихся результатов в раннем возрасте (победы на олимпийских играх, установление мировых рекордов) являются всё же больше исключением из правил и связаны с большим талантом отдельных легкоатлетов, а не общими закономерностями развития видов лёгкой атлетики.

Начальная возрастная граница для занятий лёгкой атлетикой может быть определена в 9 -11 лет, Однако это не значит, что до этого времени ребёнок не связан с физкультурой и спортом. Занятия по физическому воспитанию в детском саду, школе, семье, внеклассные занятия и игры способствуют созданию необходимого фундамента разносторонней подготовки.

В процессе многолетней подготовки юноши и девушки проходят через ряд возрастных ступеней. Большинство периодизаций  предусматривает деление на три группы. Так, классификация, используемая в педагогике и возрастной психологии, разделяет школьников на группы исходя из психолого-педагогических особенностей подрастающего поколения. Физиологическая периодизация исходит из строения, развития и становления функций систем организма. Деление на возрастные группы, предусмотренные правилами соревнований по лёгкой атлетике, этапы подготовки и учебные группы спортивных школ отражают эмпирически сложившуюся и в определённой мере оправдавшую себя на практике систему тренировочного и соревновательного процесса.

Существуют значительные различия в определении возрастных зон наиболее эффективного естественного развития выносливости, гибкости, быстроты, силы. Суммируя данные различных исследований, можно наиболее эффективными по темпам прироста физических качеств считать следующие возрастные периоды спортсменов.

Для развития выносливости: аэробные возможности (общая выносливость) - с 10 до 12 лет и в 17 - 18 лет; специальная выносливость (спринтерская) - с 14 до 16 лет; анаэробные возможности (специальная выносливость бегунов на средние и длинные дистанции) - с 15 до 19 лет;

-     быстроты: показатель темпа движений - с 9 до 12 и в 14 - 16 лет; скорость одиночного движения - с 9 до 13 лет; двигательной реакции - с 9 до 19 лет;

-     скоростно-силовые качества - с 9 до 10 и в 14 - 17 лет;

-     абсолютная сила - с 14 до 17 лет;

-     гибкость - с 7 до 10 и в 13 - 14 лет;

-     ловкость - с 7 до 10 и в 16 - 17 лет.

Такая динамика обусловливает в определённой мере задачи отдельных этапов многолетней подготовки и является залогом создания специального фундамента физической подготовленности, обеспечивающего достижение высоких результатов и сохранение их на протяжении нескольких лет активной спортивной деятельности.

Этапы многолетней подготовки

Этап предварительной подготовки

Этап предварительной подготовки легкоатлетов начинается в 9 -      10 лет и заканчивается к 11 - 12 годам. Этот период двигательного развития детей характеризуется ростом результатов при выполнении физических упражнений, требующих обучения и комплексного проявления физических качеств.

Основными задачами в группах начальной подготовки являются: укрепление здоровья, улучшение разносторонней двигательной подготовленности (РДП), овладение основными двигательными навыками спортивной ходьбы, гладкого и барьерного бега, прыжков с места и с разбега, всех видов метаний (преимущественно с места, за исключением метания мяча и копья); воспитание морально-волевых качеств.

На базе РДП и овладения основами легкоатлетических движений возможен отбор детей для занятий в пяти основных группах лёгкой атлетики: спринтерском и барьерном беге, беге на выносливость и спортивной ходьбе, прыжках, метаниях, многоборьях.

Таким образом, главной задачей этапа является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе видов легкоатлетического спорта, а затем отбор их для специализации по группам видов. Исключения могут составить лишь прыжки с шестом, спортивная ходьба и метание копья, для которых уже в этом возрасте следует определить довольно точно специфические способности детей.

Специализация должна быть узкой только по своей цели и широкой по использованию средств; это позволит избежать форсирования подготовки, которое приводит вначале к быстрому, а затем к постепенному застою спортивных достижений (уже к 18 - 19 годам).

Данный этап должен обеспечивать разностороннюю физическую и техническую подготовленность занимающихся с широким использованием легкоатлетических видов. Основными средствами подготовки юных легкоатлетов на данном этапе являются легкоатлетические упражнения; упражнения из других видов спорта, решающие задачи разносторонней физической  подготовки (РФП), волевой подготовки и упражнения повышающие эмоциональность занятий (подвижные игры, гимнастика, акробатика и      т. д.); соревновательные упражнения преимущественно по программе многоборья, а также теоретическая подготовка.

Дети приходят заниматься в этом возрасте, как правило, не с целью стать чемпионами или добиться победы, а главное - получить удовольствие от тренировки или соревнований. Значительный отсев из групп начальной подготовки часто связан с монотонностью и однообразием занятий. Поэтому в группах начальной подготовки упражнения для повышения эмоциональности - подвижные и спортивные игры, гимнастические и акробатические упражнения - должны занимать до 20% от общего объёма тренировки (по времени). Эти упражнения параллельно будут решать и задачи РФП. Объём средств ОФП и обучения технике должен составлять примерно 60%. Остальные 20% отводятся СФП, участию в соревнованиях, тестированию и контрольным упражнениям, выполнению основных легкоатлетических упражнений с тренировочными целями. На первом году в группах начальной подготовки рекомендуется заниматься 3 раза в неделю по 90 мин, на втором - 3 раза в неделю по 100 мин, а на третьем - 4 раза в неделю по 100 - 120 мин.

В этом возрасте необходимо уже приучать детей к выполнению комплекса утренней специализированной легкоатлетической зарядки, в которую необходимо вводить бег.

В процессе занятий тренер обязан систематически проводить тестирование и контрольные упражнения, которые на этапе начальной подготовки достаточно разнообразны. Динамика тестовых показателей будет являться одним из критериев отбора спортсменов для занятий отдельными видами лёгкой атлетики. Тестирование следует проводить 2 - 4 раза в год. Исходное - в начале подготовительного периода - в сентябре - октябре, второе - в середине декабря, третье - в мае, перед началом летней серии стартов, четвёртое - в конце соревновательного периода (июль - начало августа).

Важной задачей занятий в группах начальной подготовки является обучение юных легкоатлетов умению переносить значительные физические и психические нагрузки. Это достигается через систему соревнований и особенно через использование комплекса круговой тренировки. Другая важнейшая задача - обучение основам рациональной техники легкоатлетических видов, создание хорошей школы движений. При этом обучение должно быть всегда групповым, без излишней индивидуализации.

В младшем школьном возрасте дети обладают способностью овладеть техникой сложных движений. Они хорошо воспринимают новые упражнения, однако чаще всего выделяют наиболее запоминающиеся детали. Дети с трудом анализируют свои движения. Новые условные связи образуются у них быстро, но труднее дифференцируются. Поэтому при обучении технике легкоатлетических видов предпочтительнее использовать целостный метод обучения. Это позволит юным легкоатлетам усвоить главное в содержании упражнения. Внимание детей 9 - 12 лет развито очень слабо. Устойчивый интерес к упражнению, которое не может быть выполнено сразу, возникает только в том случае, если обучение проходит эмоционально, подкрепляется наглядными пособиями и оценивается преподавателем-тренером.

Контроль за техникой выполнения упражнений необходимо осуществлять с разминки и общеразвивающих упражнений. Предметом наблюдений должна являться осанка спортсмена - свободное положение плеч и предплечий, постановка стопы на грунт движением сверху вниз и строго в продольном направлении, без разворота.

Особое значение приобретают ускорения, выполняемые в конце разминки. В процессе их выполнения необходимо следить за свободой и непринуждённостью движений, осанкой и постановкой стопы на грунт.

При выполнении основных упражнений юным спортсменам необходимо обращать внимание в первую очередь на овладение основными - ведущими - элементами движений. В процессе спортивного совершенствования с ростом уровня подготовленности техника изменяется в сторону большей индивидуализации. Поэтому необходимо обучать юных спортсменов правильным основам техники, на базе которых впоследствии можно продолжать совершенствование техники.

Большую роль в технической подготовке спортсменов играет способность выполнять движения свободно, расслабленно. Тренеры, особенно на этапе начальной подготовки, должны учить детей умению расслабляться - в состоянии стоя, сидя и лёжа, а затем в движении при выполнении бега, прыжков, метаний, ходьбы.

У детей до 9 - 11 лет имеются более благоприятные возможности для воспитания скорости, особенно частоты движений и темпа бега, чем у детей 12 - 13 лет. Поэтому в ходе занятий необходимо воспитывать именно эти компоненты быстроты - частоту движений и темп бега.

Способность к быстроте движений заложена у человека генетически. К 12 - 13 годам быстрота и подвижность нервных процессов почти достигают уровня взрослого организма. Поэтому важным фактором реализации генетически заложенных возможностей в проявлении быстроты, а следовательно, и достижения спортивных результатов в соответствующих видах является совершенствование её составляющих. На ранних этапах - развитие частоты и темпа движений, затем в 14 - 16 лет - скоростно-силовых качеств и мышечной силы, в 15 - 17 лет - специальной выносливости спринтера. Наиболее эффективными средствами развития быстроты в группах начальной подготовки будут  подвижные и спортивные игры, быстрый бег на контролируемых скоростях, эстафеты, прыжки и прыжковые упражнения, метание камней и лёгких предметов.

На этапе начальной подготовки важное значение имеет развитие силы и скоростно-силовых качеств. В 9 -11 лет можно с помощью общеразвивающих упражнений совершенствовать силовые качества детей. Такой универсализм заметен в первые полтора - два года. В последующие периоды сила и скоростно-силовые качества должны развиваться более специализированно. Упражнения, воспитывающие силу, должны выполняться с минимальными напряжениями, исключающими натуживание, а также максимальные мышечные напряжения. Для развития силы рекомендуются акробатические упражнения, гимнастические упражнения на снарядах, упражнения с отягощениями небольшой массы (от одной трети до половины массы собственного тела).

В группах начальной подготовки важное значение приобретает развитие ловкости движений, особенно в игровых и кроссовых тренировочных упражнениях, а также в занятиях по обучению технике легкоатлетических видов и её совершенствованию. Овладение новыми способами выполнения упражнений повышает способность координировать движения, т. е. развивает ловкость. Для этого используют упражнения в необычных условиях, с измененным исходным положением, смену способа выполнения (например, прыжки спиной вперёд, прыжки с неопределённого разбега, метание левой рукой, выполнение новых движений в полёте).

Важными компонентами ловкости являются "чувство равновесия", "чувство времени", "чувство снаряда", что заставляет преподавателя уже в первый период занятий лёгкой атлетикой развивать эти способности детей.

Параллельно с развитием ловкости у детей необходимо развивать гибкость. В 7 - 8-летнем возрасте дети обладают хорошей гибкостью и подвижностью в суставах, к 11 - 13 годам эти качества теряются, особенно у детей, обладающих повышенной силой. Для воспитания гибкости следует использовать в первую очередь барьерный бег, добиваться выполнения большинства специальных и основных упражнений с большой амплитудой, в занятия , особенно в подготовительную часть, включать для повышения гибкости специальные упражнения с предметами, у гимнастической стенки, акробатические упражнения на растягивание (шпагаты, полушпагаты, мостики, силовые упражнения в положении барьерного шага, различные наклоны сидя и стоя). Упражнения для развития гибкости надо выполнять систематически и включать их как в утреннюю зарядку, так и в основную тренировку.

Особое значение на этапе начальной подготовки приобретает развитие выносливости. Именно в упражнениях на выносливость юные легкоатлеты сталкиваются с преодолением больших физических и психических нагрузок. Упражнения на выносливость повышают физическую работоспособность легкоатлетов, что в дальнейшем помогает им выполнять значительные объёмы тренировочных нагрузок в беге, прыжках, метаниях, многоборьях, спортивной ходьбе.

Важное значение приобретает развитие аэробных способностей детей, что приводит к повышению функций кислородно-транспортной системы (потребление кислорода, увеличение лёгочной вентиляции, повышение капилляризации мышц, утилизация кислорода, экономизация сердечной деятельности и укрепление сердечной мышцы).

Аэробный режим у детей 9 - 11 лет может быть определён по данным ЧСС в период продолжительного бега: у мальчиков до 170 - 175 и у девочек до 175 - 180 уд/мин. Эти показатели несколько выше, чем у взрослых спортсменов, так как пульсовые режимы детей превышают такие режимы взрослых.

Для развития общей выносливости (аэробных возможностей) на этапе начальной подготовки используются длительные кроссы, спортивные игры, лыжи, плавание, пробеги на шоссе, длительные туристские прогулки в горной местности.

Анаэробные возможности (специальная выносливость спринтеров, барьеристов, прыгунов, метателей, бегунов на средние дистанции) развиваются посредством соревновательных упражнений, серийного выполнения прыжковых, бросковых и других скоростно-силовых упражнений.

Большой ошибкой многих тренеров является увлечение в подготовке тренировочными средствами, развивающими анаэробные возможности, так как это приводит почти всегда к форсированию развития организма.

Календарь соревнований. Как уже говорилось выше, дети идут заниматься спортом для интересного проведения времени, поэтому соревнования в процессе подготовки легкоатлетов уже на начальных этапах должны занимать большое место. Именно в процессе соревнований происходит переориентация интересов занимающихся от увлекательного досуга к целенаправленной тренировке, достижению высоких спортивных результатов.

В группах начальной подготовки учебный год желательно начинать с 1 сентября.

Соревнования надо проводить в следующей последовательности: сентябрь - 2 - 3 старта по кроссу; декабрь - 2 - 3 старта по многоборьям; апрель - 2 - 3 старта по кроссу, 1 - 2 старта в отдельных видах; июнь и начало июля - 2 - 3 старта по многоборьям, 2 - 3 старта в отдельных видах.

Пробеги по шоссе и в лесу могут проводиться в ноябре и марте. В октябре, ноябре, феврале и марте необходимо сосредоточиться на целенаправленной тренировке.

Этап начальной спортивной специализации

Этап начальной специализации легкоатлетов начинается в 12 - 13 лет и продолжается до 15 - 16 лет. Юные легкоатлеты занимаются в этом возрасте в учебно-тренировочных группах ДЮСШ, СДЮШОР в УОР и спецклассах. Этот период двигательного развития детей характеризуется наиболее ярко неравномерностью прироста показателей физической подготовленности, завершением полового созревания (у девочек в 12 - 13 лет, у мальчиков в 14 - 15 лет).

При переходе от этапа предварительной подготовки к этапу начальной специализации тренер должен учитывать уровень физического развития и подготовленности, паспортный и биологический возраст спортсмена, его способности к возрастающим тренировочным нагрузкам.

Цель занятий на данном этапе заключается в разносторонней подготовке спортсменов в группе видов лёгкой атлетики и постепенном переходе к избранной специализации. Основными задачами этапа начальной специализации являются разносторонняя техническая подготовленность в группе смежных видов лёгкой атлетики, воспитание морально-волевых качеств, овладение основами тактической подготовки и широким объёмом теоретических знаний.

Решая основные задачи этапа, тренер-преподаватель постепенно проводит дальнейший отбор для специализации в отдельных видах лёгкой атлетики, основным критерием которого начинают служить спортивные результаты, достигнутые юными спортсменами на соревнованиях в родственных видах лёгкой атлетики.

Основными средствами подготовки являются широкий круг упражнений из родственных видов лёгкой атлетики, упражнения из других групп лёгкой атлетики, упражнения для повышения эмоциональности занятий, узкоспециализированные средства из отдельных видов лёгкой атлетики, соревновательные упражнения в специализированных многоборьях, теоретические занятия.

В учебно-тренировочных группах 40% времени должно отводиться средствам СФП, 40% - ОФП и 20% - средствам, повышающим эмоциональность занятий.

Постепенно с ростом  уровня подготовленности увеличивается число занятий в недельном цикле, их продолжительность:

1-й и 2-й годы - 6 - 8 раз в неделю по 1,5 - 2 часа (2 - 3 дня в неделю по 2 занятия и 2 дня отдыха); 3-й и 4-й годы - 9 - 10 раз в неделю по 1,5 -     2 часа (4 дня в неделю по 2 занятия при 1 или 2 днях отдыха).

Непременным условием должно оставаться подведение итогов после каждого занятия.

На этом этапе происходит переориентация целевой установки занимающихся на достижение высоких спортивных результатов. Средства для повышения эмоциональности занятий применяются ещё в большем объёме и выносятся в отдельные тренировочные занятия в осенний период, в разгрузочные микроциклы и дни.

Исходя из спортивного опыта и теоретических разработок, структуры спортивной техники и методики тренировки, можно выделить следующие комплексы специализаций в учебно-тренировочных группах: спринтерский бег (100, 200, 400 м); барьерный бег (110/100 и 400 м); бег на выносливость (от 800 до 42 195 м); спортивная ходьба; прыжки - в длину, тройной, высоту; прыжки с шестом; толкание ядра, метание молота и диска; метание копья; многоборья.

В отдельных случаях можно выделить в самостоятельную специализацию прыжки в высоту, исходя из высокого роста юных прыгунов, а также метание молота, исходя из среднего роста, массы и большой быстроты  движений юных метателей.

На всём протяжении этапа начальной специализации тренер-преподаватель должен проводить специализированные тесты и контрольные упражнения 2 - 4 раза в год и анализировать их динамику.

На этом этапе юные легкоатлеты продолжают совершенствовать технику, но уже в родственных видах. Значительно увеличивается объём специальных упражнений, обращается внимание на отработку отдельных ведущих элементов техники упражнений. Более широко применяется метод расчленённого обучения технике: основное соревновательное упражнение разделяется на элементы, на овладение которыми отводится определённое время. Затем эти элементы соединяются в связки, а затем - в целостное движение. При использовании расчленённого метода следует всегда помнить, что доводить до автоматизма выполнение отдельных элементов не следует. Их необходимо вовремя сводить в крупные связки, а последние, в свою очередь - в целостное упражнение. В этом случае не будут нарушаться переходы элементов  из одного в другой, что позволит вовремя сформировать временные и пространственные взаимосвязи между элементами и связками в целостном упражнении.

В этом возрасте следует продолжать работу по воспитанию естественности и непринуждённости всех движений юного легкоатлета. Особенно это касается его беговых движений.

На этапе начальной  специализации продолжается дальнейшее развитие физических качеств, но для различных групп лёгкой  атлетики оно уже имеет избирательное  направление. В 14 -17 лет наступает период наиболее выраженного прироста силы, развития нервно-мышечного аппарата и выносливости, говорящей о созревании кардиореспираторной системы. В спринтерском и барьерном беге, прыжках, метаниях и многоборьях основная направленность занятий должна заключаться в развитии скоростно-силовых качеств, абсолютной силы, необходимых для выполнения соревновательного упражнения групп мышц: быстроты движений, ловкости при несколько меньшем объёме средств, развивающих  общую и специальную выносливость.

В беге на средние, длинные, сверхдлинные дистанции и в спортивной ходьбе много времени отводится развитию выносливости и преимущественно аэробных возможностей в сочетании с анаэробными.

Воспитанию скоростно-силовых качеств, быстроты, абсолютной силы и ловкости отводится меньше времени, но используется оно более целенаправленно, избирательно.

Почти в одинаковом объёме для всех групп видов лёгкой атлетики продолжается развитие гибкости и подвижности в суставах.

На этапе начальной спортивной специализации происходит постепенное увеличение всех параметров тренировочных нагрузок: общего объёма, объёма интенсивных тренировочных средств различной направленности. Однако в этом возрасте на спортивные результаты оказывает большое влияние прирост общего объёма тренировочной нагрузки, который повышается за счёт увеличения числа тренировочных занятий и объёма отдельных занятий. Примерный прирост общего объёма тренировочных нагрузок из года в год составляет 10 - 15%. Повышение интенсивности занятий происходит за счёт увеличения объёма специальных упражнений, количества соревнований и средств скоростно-силовой подготовки. На этом этапе ещё очень осторожно следует подходить к использованию наиболее сильно действующих упражнений узкоспециализированной направленности: повторного и интервального бега на различных отрезках, прыжков с полного разбега и на максимальной высоте, метаний тяжёлых снарядов "на результат".

Соревновательная подготовка  на этапе начальной специализации имеет три формы: для 12 - 14-летних детей общие многоборья, к которым относятся четырёхборья и пятиборья; специализированные двоеборья (14 - 15), состоящие из смежных видов лёгкой атлетики; выступления в отдельных видах лёгкой атлетики.

При этом с возрастом занимающихся удельный вес общих многоборий постепенно уменьшается, которые затем переходят в специализированные двоеборья. К концу этапа объём соревновательной подготовки в отдельных видах лёгкой атлетики значительно повышается, достигая 10 -12 состязаний в год.

Соревнования концентрируются на зимнем этапе подготовительного периода (январь - февраль) и летнем соревновательном периоде (май - август).

Необходимо стремиться к тому, чтобы октябрь, ноябрь, декабрь, март и апрель были месяцами напряжённой тренировки. В эти месяцы также возможно выступление в одном соревновании, но без специальной подготовки.

Этап углублённой специализации

К 15 - 16 годам юных спортсменов этап начальной специализации постепенно переходит в этап углублённой специализации. Это выражается в увеличении числа стартов в соревнованиях на основной дистанции, в основном виде прыжков и метаний, в классических многоборьях, в более углублённом совершенствовании техники отдельных видов лёгкой атлетики.

Этап углублённой специализации начинается в 15 - 16 лет и продолжается до 18 - 19 лет, постепенно переходя в этап высших достижений. Лучшие воспитанники ДЮСШ, СДЮШОР переходят заниматься в группы спортивного совершенствования и в училища олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства.

Этот период двигательного развития подростка характеризуется стабилизацией, индивидуальной и различной физической подготовленностью юношей и девушек.

При переходе от этапа начальной специализации к этапу углублённой специализации тренер должен учитывать, прежде всего, не паспортный, а биологический возраст ученика, уровень его спортивных результатов, стаж занятий спортом, и лёгкой атлетикой в частности, уровень физического развития и физической подготовленности.

Цель занятий на данном этапе - достижение высоких спортивных результатов (на уровне норматива мастера спорта России и кандидата в мастера спорта).

Основными  задачами этого этапа являются углублённая специализация в 1 - 2 видах лёгкой атлетики с использованием всей совокупности средств и методов тренировки, совершенствование техники избранных видов лёгкой атлетики, продолжение разносторонней физической подготовки, совершенствование моральных и волевых качеств, психологическая, тактическая и теоретическая подготовка.

В отдельных случаях тренер по итогам соревнований и индивидуальным признакам может и на этом этапе поменять спортивную специализацию легкоатлета.

Основными средствами подготовки молодых легкоатлетов на этом этапе являются специальные тренировочные средства из избранного вида лёгкой атлетики, широкий круг упражнений из смежных видов лёгкой атлетики и родственных видов спорта, упражнения для повышения эмоциональности занятий, старты в одном из смежных видов лёгкой атлетики, теоретические занятия.

В группах спортивного совершенствования 60% времени отводится СФП, 30% - ОФП, 10% - упражнениям, повышающим эмоциональность занятий.

Постепенно с ростом спортивных достижений увеличивается и число занятий в недельном цикле до 11 -12, а иногда и до 15 (включая утреннюю специализированную тренировку-зарядку). При 12 занятиях схема недельного микроцикла будет выглядеть следующим образом: с 1-го по   6-й день по  2  занятия  в  день, 7-й день - отдых или 1, 2, 3, 5,  6-й дни по 2 занятия и - 4-й и 7-й по одному.

Соревновательная подготовкапроводится преимущественно в отдельных видах лёгкой атлетики, на строго выделенных для этого этапах годичного цикла.­­­­­­

Этап спортивного совершенствования характеризуется дальнейшим повышением объёма и интенсивности тренировочных нагрузок. При этом на рост спортивных результатов в многолетнем цикле оба эти параметра оказывают одинаковое влияние. Общий объём и интенсивность тренировочных нагрузок, начиная с 15 - 16 лет и почти до окончания спортивной карьеры, развиваются параллельно, имея в своей динамике периоды  повышения и снижения. Темпы роста общего объёма нагрузок и объёма наиболее интенсивных средств подготовки могут носить как прямолинейный характер на протяжении всех 3 - 4 лет, так и волнообразный.

Особенности подготовки юных легкоатлетов

в беге, прыжках, метаниях, многоборьях

Многолетняя подготовка юных легкоатлетов в соответствии с формой и содержанием видов лёгкой атлетики как в России, так и в других странах ведётся по группам родственных видов: спринтерскому и барьерному бегу, бегу на выносливость и спортивной ходьбе, прыжкам, метаниям и многоборьям. В отдельных случаях по этим группам проводятся свои национальные и международные соревнования, такие как первенство мира по кроссу, спортивной ходьбе, чемпионаты Европы по многоборьям, соревнования по спринтерским эстафетам и т. д. Каждая из этих родственных групп имеет свои методические особенности подготовки.

Спринтерский и барьерный бег - две большие группы объединяющие 14 видов олимпийской программы (7  у мужчин и 7 у женщин). По характеру методики тренировки на этапах углублённой специализации и высших достижений можно выделить четыре направления: бег на 100, 200 м и эстафета 4´100 м; бег 400 м и эстафета 4´400 м; бег на 110 м с/б и 100 м с/б у девушек; бег на 400 м с/б.

Однако на этапе начальной спортивной специализации должны быть выделены только две группы: спринтерского и барьерного бега.

На этапах начальной подготовки и начальной спортивной специализации в соревнованиях чаще всего используются укороченные дистанции в гладком беге от 60 до 300 м. В барьерном беге длина дистанции, высота барьеров и расстояние между ними для различных возрастов имеют свои параметры (табл. 7). При переходе юных легкоатлетов из одной возрастной группы в другую постепенно повышается высота барьеров и увеличивается расстояние между ними на коротких барьерных дистанциях. Соблюдение этого принципа создает благоприятные предпосылки для успешного освоения рациональной техники барьерного бега.

В  "длинном"  барьерном  беге  подготовка  резервов  начинается  с 14 лет, так как считается. что барьерист на 400 м должен начинать свою подготовку с короткой дистанции. Большинство выдающихся барьеристов на 400 м имели высокие результаты в беге на 110 м с/б.

Как уже говорилось, тренировочный процесс спринтеров и барьеристов должен обеспечивать разностороннюю физическую подготовку, в том числе разностороннюю беговую. Поэтому на этапе начальной специализации в учебно-тренировочных группах подготовка спринтеров направлена

на  тренировку  юных  спортсменов  на  всех  трёх  дистанциях - 100, 200, 400 м, а барьеристов на двух - 100/110 и 400 м. Это обусловлено тем, что разносторонняя беговая подготовка расширяет  функциональные возможности, совершенствует все физические качества, а главное, даёт возможность на этапах спортивного совершенствования и высшего мастерства значительно повысить объём бега с максимальными и околомаксимальными скоростями, что обеспечивает достижение спортивных результатов международного уровня.

Анализ спортивных биографий выдающихся спринтеров мира показывает, что разносторонняя беговая подготовленность, выраженная в высоких результатах на 2 - 3 дистанциях, является важнейшим компонентом достижения рекордных результатов в беге на отдельной спринтерской дистанции и в современной системе спортивной подготовки.

Несмотря на то, что существуют определённые индивидуальные психологические, морфологические, функциональные показатели предрасположенности спортсменов к каждой  спринтерской дистанции, тренировка на этапах начальной и углублённой специализации должна быть направлена на разностороннюю подготовку и участие в соревнованиях на разных дистанциях   спринта.  Подтверждением  этого  служит  опыт  подготовки Л. Кондратьевой, М. Кульчуновой, И. Приваловой, М. Гёр, И. Шевиньской, А. Пурсиайнен, В. Борзова, А. Уэллса, П.Меннеа, Л. Эванса, Ф. Фредерикса, М. Джонсона и др.

Для наиболее перспективных бегунов разработаны модельные характеристики,  соответствующие концу этапа начальной специализации (15 - 16 лет) и концу этапа спортивного совершенствования (18 -19 лет) -        см. табл.  

  Модельные характеристики перспективных спринтеров и барьеристов к концу этапа начальной спортивной специализации

Показатели

Бег

 

 

100, 200 м

400 м

110 м с/б

400 м с/б

Юноши

Рост, см

175 -180

178-183

180-185

180-185

Масса, кг

65-70

66-71

76-81

70-75

Весо-ростовой индекс, г/см

370-400

370-390

422-440

390-410

Спортивный результат, с

11,0-22,5

50,0

15,4

56,5

Бег 30 м со старта, с

4,0

4,1

Бег 60 м со старта, с

6,9

7,0

Бег 30 м с ходу, с

2,9

2,9

2,9

3,0

Бег 100 м со старта, с

11,4

11,3

11,5

Прыжок в длину с места, м

2,80

2,90

Тройной прыжок с места, м

8,60

8,60

8,80

8,70

Десятерной прыжок, м

30,0

30,0

31,0

31,0

Бег 150 м со старта, с

16,8

17,2

Бег 300 м, с

36,0

35,5

36,5

Бег 600 м, мин, с

1.24,0

1.25,0

 

Показатели

Бег

 

 

100, 200 м

400 м

100 м с/б

400 м с/б

Девушки

Рост, см

165-170

165-170

166-171

167-172

Масса, кг

54-59

54-59

58-63

56-61

Весо-ростовой индекс, г/см

327-350

327-350

349-370

335-355

Спортивный результат, с

12,4-26.0

58,6

15,3

63

Бег 30 м со старта, с

4,4

4,4

Бег 60 м со старта, с

7,7

7,7

Бег 30 м с ходу, с

3,2

3,2

3,2

3,3

Бег 100 м со старта, с

12,6

12,5

12,8

Прыжок в длину с места, м

2,50

2,60

Тройной прыжок с места, м

7,20

7,20

7,40

7,30

Десятерной прыжок, м

26,0

26,0

26,0

25,0

Бег 150 м со старта, с

19,0

19,4

Бег 300 м, с

42,0

41,5

43,0

Бег 600 м, мин, с

1.40,0

1.42,0

 

В качестве контрольных нормативов кроме модельных характеристик для бегунов на 100 и 200 м должен использоваться бег на 40 м с низкого старта; а также повторный бег 5´200 м с интервалом отдыха 5 мин. Важным упражнением для контроля за скоростно-силовыми качествами бегуна будут 10 приседаний с отягощением в 50% от собственного веса, выполняемых на время. Эти показатели для групп спортивного совершенствования должны иметь следующие величины: юноши - около 10,0 с, девушки - около 14,0 с, для бегунов на 400 м может быть использован результат в беге на 200 и 500 м. В коротком барьерном беге используется пробегание 11 барьеров на время, а для длинного барьерного бега - пробегание дистанции 500 м с восемью барьерами. Важным моментом является определение времени одного барьерного цикла (сход - сход), которое к концу этапа спортивного совершенствования должно достигать у юношей 3,9 - 4,2 с, у девушек - 4,6 - 4,8 с (для 400 м с/б), для короткого барьерного бега - 1,1 -1,2 с у юношей и девушек.

Тренировочные нагрузки юных спринтеров и барьеристов должны постепенно повышаться из года в год. Важнейшим параметром нагрузки является бег с соревновательной и околосоревновательной  скоростью на различных отрезках. Объём интенсивных средств тренировки должен повышаться постепенно на протяжении 6 - 8 лет. На этапе начальной  специализации в учебно-тренировочных группах эти объёмы должны составлять 35 - 60% от максимальных величин при постепенном ежегодном увеличении до 10%. Такая динамика тренировочных нагрузок обеспечивает плавный, постепенный переход от разносторонних физических нагрузок к остроспециализированным и не допускает форсирования подготовки спринтеров и барьеристов, раннего истощения их нервной системы.

Значительные объёмы бега с максимальной скоростью у юных спортсменов часто приводят к образованию так называемого скоростного барьера, являющегося значительным препятствием на пути повышения скорости при беге по дистанции.

В целях избежания образования "скоростного барьера" юные спринтеры и барьеристы должны использовать в тренировке следующие методические приёмы: бег с изменением длины шагов (более короткими и более длинными), частоты шагов (бежать чаще или реже); быстрый бег по дорожке с изменяющимся рельефом: в гору, под гору, по виражу, зигзагами и т. д. Эти упражнения могут включаться в тренировку юных бегунов в значительных объёмах.

Бег на средние, длинные, сверхдлинные дистанции и спортивная ходьба. Эта группа лёгкой атлетики объединяет 14 видов олимпийской программы: 8 у мужчин и 6 у женщин. По характеру и направленности методики тренировки на этапах спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства можно выделить следующие группы: бег 800 и 1500 м; бег 5000 и 10 000 м; марафонский бег; бег 3000 м с/п; спортивная ходьба.

С самого начала занятий лёгкой атлетикой и особенно на этапе начальной специализации в беге на выносливость тренеры должны работать с учениками над совершенствованием техники бега и ходьбы. Главным критерием техники в упражнениях на выносливость является экономичность, в то время как в спринтерском и барьерном беге - мощность беговых движений.

В беге на средние и длинные дистанции во всём мире наблюдается самый незначительный переход сильнейших юношей и девушек в группу взрослых спортсменов. Это связано с тем, что многие талантливые бегуны слишком рано и в больших объёмах начинают применять остроспециализированные средства тренировки на выносливость: темповый кроссовый бег, интервальный и повторный бег на отрезках.

Специализированная тренировка должна начинаться после того, как у юного бегуна заложен фундамент разносторонней физической и технической подготовленности. Поэтому на этапе начальной специализации следует много внимания уделять разносторонней беговой подготовленности на гладких и барьерных дистанциях. Большое значение приобретает в этот период развитие силы нижних конечностей, и особенно силы. В учебно-тренировочных группах на первых этапах подготовки следует развивать скоростно-силовые качества, применяя круговую тренировку, прыжки с места, многоскоки, спрыгивания, силовую гимнастику. Эти упражнения, укрепляя мышцы нижних конечностей, не ведут к перенапряжениям в деятельности вегетативных систем организма.

Ранняя специализация в беге (11-14 лет), хотя частично и определяет рост результатов в детском и юношеском возрасте, не обеспечивает достижений мирового класса в последующем. Поэтому подготовка на этапе начальной специализации должна быть направлена на развитие функциональных систем (сердце, лёгкие, кровь), укрепление мышечно-связочного аппарата, так как именно непереносимость нагрузок (кости, связки, мышцы) становится в последствии фактором, ограничивающим работоспособность бегунов и скороходов.

В настоящее время в подготовке используются четыре группы упражнений, выделенных по характеру энергообеспечения и напряжённости функционирования основных систем организма:

1. Аэробной направленности. Бег в диапазоне ЧСС у юных бегунов до 160 уд/мин, (накопление лактата в крови до 40 мг%)  с двумя зонами нагрузки, восстановительной и поддерживающей тренированности.

2. Смешанной аэробно-анаэробной направленности. Бег в диапазоне ЧСС 160 - 190 уд/мин. Концентрация лактата в крови до 80 мг%.

3. Преимущественно анаэробной направленности (концентрация лактата в крови свыше 80 мг%) с двумя зонами нагрузки - субмаксимальной и максимальной. ЧСС при этом режиме энергообеспечения не является информативным показателем.

4. Скоростно-силовые упражнения, которые по своей физиологической направленности могут относиться ко всем  зонам нагрузки, в зависимости от характера усилий.

Общий объём бега на этапе начальной специализации должен составлять не более 35 - 40%  в первый год и повышаться до 60% к 3 - 4-му. На этапе углублённой специализации объёмы бега молодых бегунов должны составлять от 65 до 89% от объёма, выполняемого высококвалифицированными спортсменами. Тем же закономерностям подчиняется и планирование объёма бега в анаэробном и смешанном режимах. При планировании многолетней тренировки на этапе начальной спортивной специализации тренеру целесообразно планировать общие объёмы бега, вычисляемые от максимальных величин для средних дистанций (800 и 1500 м). Поэтому в дальнейшем в группах спортивного совершенствования ежегодный прирост общего объёма у стайеров, марафонцев и бегунов на 3000 м с/п должен быть большим, чем у бегунов на средние дистанции. Однако это не значит, что все бегуны в возрасте 12 - 15 лет должны быть обязательно средневиками. Они могут бегать и на более длинные дистанции.

Легкоатлетические прыжки. Эта группа видов лёгкой атлетики объединяет 7 видов лёгкой атлетики олимпийской программы (4 у мужчин и 3 у женщин).

На этапе начальной специализации (12 - 15 лет) в учебно-трениро-вочных группах спортивных школ целесообразно выделить три группы: прыжки в длину и тройным; с шестом; в высоту. Возможно объединение прыгунов в высоту, длину и тройным в одну группу, так как требования к скоростно-силовой подготовке прыгунов, применяющих способ "Флоп", во многом идентичны требованиям, предъявляемым к прыгунам в длину и тройным.

Выделение групп, специализирующихся в прыжках с шестом, уже на этапе начальной специализации (в 12 лет) оправдано тем, что сама подготовка юных шестовиков по своей сути и характеру разносторонняя. Для успеха в прыжках с шестом необходимо научить спортсмена быстро бегать, хорошо прыгать в длину, иметь гимнастическую и акробатическую подготовку, а также силу и выносливость на достаточном уровне, так как соревнования по прыжкам с шестом проводятся по 4 - 8 часов подряд. Юные прыгуны с шестом должны овладеть также большим объёмом различных технически сложных движений. Таким образом, разносторонняя физическая и техническая подготовка юных прыгунов обеспечивается сочетанием в занятиях различных видов спорта и легкоатлетических упражнений.

Поэтому при ранней специализации прыгунов с шестом почти невозможна форсированная подготовка. В то же время уже в 11 - 14 лет создаются очень хорошие условия для овладения сложной техникой прыжка с шестом.

В процессе многолетней тренировки прыгунов на этапах начальной и углублённой специализации особое внимание в технической подготовке должно быть уделено обучению разбегу, отталкиванию и особенно элементам перехода от разбега к отталкиванию, т. е. последним 3 - 5 шагам разбега, постановке ноги и непосредственно отталкиванию. Эти требования выполняются за счёт постепенного перехода от общепрыжковых упражнений к специфическим прыжкам. Начальное обучение и соревнования детей по прыжкам в длину и тройным до 12 лет должны проходить без использования планки для отталкивания. Обычно используют площадку шириной    80 см, а результат измеряют от следа. При обучении разбегу много внимания должно уделяться овладению занимающимися свободным и быстрым бегом на различных отрезках - от 10 до 60 м как с высокого старта, так и с более плавным началом, но обязательно с ускорением.

В учебно-тренировочных группах важное значение приобретают упражнения для развития "прыжковой ловкости", т. е. выполнение различных прыжков со сложными движениями руками и ногами в полётной фазе. Для повышения двигательных возможностей прыгунов можно использовать в тренировке различные способы прыжков в длину: "согнув ноги", "прогнув­шись", "ножницы" - и в высоту: "перешагивание", "перекат", "волна", "перекидной" и "флоп".

Соревновательная подготовка юных прыгунов на этапе начальной специализации должна предусматривать старты в спринтерском, барьерном беге и в различных прыжковых дисциплинах.

Уже в учебно-тренировочных группах основное место должны занимать общепрыжковые упражнения, акробатические упражнения, специальная силовая гимнастика для мышц ног, рук, туловища с использованием малых отягощений (до 30% от собственного веса).

Постепенно объём упражнений со штангой увеличивается: только по достижении спортсменами 18 - 19 лет он составляет до 80% от используемого взрослыми спортсменами. Постепенно увеличивается и степень отягощения. Околомаксимальные веса штанги в основных тренировочных упражнениях (толчок, рывок, приседание со штангой на плечах, выход на прямую толчковую ногу, поставленную на гимнастическую скамейку, со штангой на плечах) можно  использовать только после 4 - 5 лет целенаправленной подготовки прыгунов. Во избежание форсирования подготовки объёмы наиболее интенсивных  средств тренировки на начальных этапах должны повышаться плавно. На первом году занятий в учебно-тренировочных группах объём этих упражнений должен находиться на уровне 35 - 40% от объёмов, выполняемых взрослыми спортсменами. Ежегодное повышение объёма этих средств подготовки должно составлять 5 - 10%

Следует обратить внимание на объём выполнения такого важного скоростно-силового упражнения, как спрыгивание и напрыгивание на возвышение. Высококвалифицированные прыгуны выполняют в этом упражнении 1500 - 2000 отталкиваний в год. В тренировке юных спортсменов следует регулировать не только их объём, но и высоту возвышения, начиная  спрыгивания  на две ноги с высоты 0,3 м и доводя до 0,8 - 1 м; прыгуны постепенно переходят к упражнениям со спрыгиванием на одну ногу, а затем на одну ногу с последующим отталкиванием вверх и вперёд. Высота спрыгивания в этих случаях должна регулироваться ещё более точно - в пределах 0,2 - 0,6 м  

Легкоатлетические метания. Эта группа объединяет 7 видов олимпийской программы (4 у мужчин и 3 у женщин).

По характеру двигательного действия, методике подготовки на этапах углублённой специализации и высшего мастерства все метания делят на четыре группы: толкание ядра, метание диска, метание молота, метание копья.

На этапе начальной специализации будущие толкатели ядра и метатели диска объединяются в одну группу. На 1-м и 2-м году занятий в учебно-тренировочных группах возможно подключение к этой специализации и юных метателей молота. В процессе многолетней тренировки необходимо непрерывно осуществлять принцип доступности и постепенности. Для этого в разных возрастных группах используют снаряды различного веса 

 Соревновательные снаряды для легкоатлетов

различных возрастов

 

Вес

Возраст,

Ядро, кг

Диск, кг

Копьё, г

Молот, кг

Мяч, г

лет

юн.

дев.

юн.

дев.

юн.

дев.

юн.

дев.

юн., дев.

12 - 13

4,000

3,000

1,000

0,700

-

-

4,000

3,000

150

      13

-

-

-

-

600

400

-

-

150

14 - 15

5,000

3,000

1,500

1,000

600

400

5,000

3.000

-

16 - 17

6,000

4,000

1,500

1,000

800

600

6,000

4,000

-

 Правила соревнований разрешают проводить все виды метаний подросткам, начиная с 12 лет, а метание копья с 13 лет. Использование облегчённых снарядов имеет  серьёзные биолого-педагогические основания. Известно, что силовые качества подростков наиболее успешно развиваются в 15 - 17 лет; в этом возрасте увеличивается и собственный вес юных метателей, который имеет очень тесную взаимосвязь с абсолютной силой. Сила и способность её мобилизовать воспитываются у легкоатлетов на протяжении многих лет, поэтому раннее начало занятий с тяжёлыми снарядами способствует закреплению неверных навыков метания. Кроме этого, метание тяжёлого снаряда, особенно ядра, может привести к травмам кисти. Использование тяжёлых снарядов в тренировках и соревнованиях юношей приводит к формированию навыков выхода из круга и заступов, так как недостаток силы юный метатель часто стремится компенсировать чрезмерным навалом на снаряд. Всё это говорит о том, что для каждого возраста должны быть свои снаряды и торопиться к переходу на снаряды следующего веса нецелесообразно, так как это отрицательно влияет на формирование техники и ритма метаний, ведёт к травмам опорно-двигательного аппарата.

На этапе начальной специализации (12 - 15 лет) необходимо одновременно совершенствовать техническое мастерство и развивать физические качества спортсменов. В подготовке должны широко использоваться неспецифические средства, такие как: прыжки, упражнения с отягощениями, гимнастические и акробатические упражнения и упражнения из всех видов метаний. Скоростно-силовым упражнениям  на этапе  отводится  около 50% времени занятий. К концу этапа доля неспецифических скоростно-силовых упражнений уменьшится в пользу специальных. Упражнения со штангой включаются в большом объёме также на этапе углублённой специализации (16 - 18 лет). Для развития силы и скоростно-силовых качеств используются упражнения с малыми и средними отягощениями, со штангой большого и малого веса. Максимальным весом для юношей считается вес на 10 -20 кг больше собственного, а для девушек - на 10 - 15 кг меньше веса тела. Максимальные отягощения должны применяться не чаще одного раза в неделю.

В тренировку юных метателей должны включаться разнообразные упражнения: спринтерский бег на дистанции 20 - 60 м, прыжки с места и с разбега (длина, высота, тройной) и медленный бег до 11,5 - 2 км для развития аэробных возможностей.

Метания представляют собой упражнения со сложнокоординационной структурой. При этом специфика выполнения разбега, как прямолинейного , так и вращательного, требует основательной подготовки вестибулярного аппарата, устойчивости организма к воздействию вестибулярных раздражителей и физическому утомлению.

Поэтому для метателей необходим подбор разнообразных упражнений, выполняемых на фоне раздражения вестибулярного аппарата. Это обеспечит необходимую устойчивость к такому виду утомления и сохранит необходимую ориентацию движений.

Параметры тренировочных нагрузок на протяжении этапа начальной и углублённой специализации должны постепенно повышаться. Исходным для частных объёмов этих средств (для 12 лет) должен быть объём, равный около 30% от максимальных, используемых мастерами спорта международного класса в бросковых упражнениях и упражнениях со штангой, и около 40 - 50% в спринтерском беге, причём  под бросками нормальных снарядов подразумевается вес, соответствующий возрасту юных спортсменов.

В учебно-тренировочных группах, специализирующихся в толкании ядра и метании диска, бросковая работа выполняется в соотношении 60% упражнений в толкании ядра и 40% в метании диска.

Легкоатлетические многоборья. В олимпийскую программу включены 2 вида из этой группы упражнений (десятиборье у мужчин и семиборье у женщин).

В тренировочных целях, особенно на ранних этапах спортивного совершенствования, используются самые различные многоборья, включающие от 2 до 9 видов лёгкой атлетики 

Направленность тренировочного процесса в многоборьях у девушек и юношей одинакова, и они могут быть объединены в одну учебно-тренировочную группу. Однако с ростом мастерства юноши и девушки, как правило, делятся на разные группы в связи с разным составом видов лёгкой атлетики, входящих в классические многоборья.

Обычно в соревнованиях и тренировочных занятиях многоборцев используются такие же снаряды и те же расстановка и высота барьеров, как в соответствующих возрастных группах юных метателей и барьеристов.

В начальной подготовке юных многоборцев важно определить, с каких видов надо начинать подготовку. Существует два мнения. Первое - начальными видами являются спринтерский бег, прыжки в высоту и толкание ядра. Сторонники этого направления считают, что спринтерский бег определяет успех в 5 видах десятиборья, прыжок в высоту вырабатывает прыгучесть, необходимую для всех прыжков, а толкание ядра - силу. Сторонники второго направления рекомендуют начинать подготовку с технически сложных видов: барьерного бега, прыжков с шестом и метания копья.

Тренировка в многоборье, как и в других видах лёгкой атлетики, должна быть разносторонней, тем более, что сами многоборья состоят из различных видов. Она должна предусматривать более широкий круг упражнений, чем программы десятиборья и семиборья. Юному многоборцу рекомендуется использовать средства из других видов спорта, особенно игры, гимнастику, акробатику, лыжный спорт, плавание.

На первых этапах начальной специализации следует стремиться к росту спортивных достижений за счёт совершенствования техники видов многоборья, а не за счёт повышения физических качеств, особенно силы.

Соревновательная подготовка юных многоборцев должна включать участие как в многоборьях, так и в отдельных видах лёгкой атлетики и до 6 - 8 стартов в год. Из них 3 - 5 по многоборью, включающему 7 - 10 видов.

Тактика участия в соревнованиях по отдельным видам лёгкой атлетики должна предусматривать выступление в "благополучных " видах на крупных соревнованиях, с сильной конкуренцией, а в отстающих видах - в более мелких и при отсутствии сильной конкуренции. Это будет способствовать выработке правильной психологии спортсмена, его уверенности в своих силах.

Объёмы наиболее интенсивных средств значительно ниже , чем у специализирующихся в отдельных видах. На этапе начальной специализации параметры тренировочных нагрузок находятся на уровне 35 - 40% (1-й  год) и 55 - 60% (4-й год), а на этапе углублённой специализации - в начале 65%, в конце до 85% от объёмов, выполняемых МСМК.

Ежегодное повышение объёмов наиболее интенсивных средств тренировки должно составлять до 10%. В то же время средства разносторонней физической подготовки ежегодно сокращаются.

Воспитательная работа с юными легкоатлетами

Условно можно выделить три стороны воспитательного процесса: воспитание общественной морали; воспитание волевых качеств и психологическая подготовка; воспитание специальных профессиональных навыков, необходимых для достижения высших спортивных результатов в избранном виде лёгкой атлетики.

Процесс воспитания юного легкоатлета осуществляется в семье, под влиянием родителей; в школе, с помощью учителей, в спортивной школе - тренера. Кроме того, на формирование общественной морали и других качеств у юношей и девушек большое влияние оказывают средства массовой информации: кино, телевидение, радио, газеты и журналы.

Тренер в процессе многолетней подготовки должен учитывать все эти факторы, действующие на учеников, и на их основе руководить воспитательным процессом. Постепенно, особенно с ростом спортивных результатов, влияние тренера на ученика становится всё больше, и в этот период он может решить самые сложные проблемы воспитания, с которыми не могут справиться школьный коллектив и семья.

Поэтому личностные качества тренера, его идейная убеждённость, патриотизм, честность и дисциплинированность будут играть в формировании юного спортсмена немаловажную роль.

Тренер - основная фигура в спортивной школе, проводящая воспитательную работу и психологическую подготовку. Воспитательная работа с юными спортсменами должна проводиться всегда до занятий, во время занятий и после их окончания в очень корректной и ненавязчивой форме. Она начинается с установления товарищеских отношений между всеми занимающимися, налаживания взаимопомощи при выполнении упражнений, обсуждения планов и перспектив тренировочной группы, организации досуга. На этапе начальной подготовки следует постепенно вводить юных легкоатлетов в мир спорта, рассказывать о лучших легкоатлетах мира, об успехах российского спорта, что способствует воспитанию патриотизма. В дальнейшем теоретические занятия могут посвящаться разбору соревнований и тренировочных уроков под девизами: "Обучаясь технике, я должен выполнять всё правильно", " Я должен выполнять задания полностью, как бы трудно мне ни было", "Я должен выполнить контрольный норматив", "Я должен победить в соревнованиях своего соперника (равного по квалификации)" и т. д.

Высококвалифицированные легкоатлеты должны обладать очень большой работоспособностью и, следовательно, громадным трудолюбием, которое следует воспитывать в спортивных школах, на тренировочных занятиях и в ходе специальных мероприятий.

Большие успехи в лёгкой атлетике обычно связаны с достижением намеченного результата или победой над соперником. Победить слабого не сложно. Значительно труднее победить равного или более сильного соперника. Поэтому процесс тренировки постоянно связан с развитием волевых качеств спортсменов. Выработка воли начинается порой с самых обыденных вещей и прежде всего с отказа от многих вредных привычек, неорганизованности. Начинающий спортсмен должен иметь строгий распорядок дня: учёбы, отдыха, сна, тренировки; соблюдать определённый режим питания, а главное - несколько раз в неделю, затем ежедневно, а позднее        2 раза в день серьёзно тренироваться.

Стремление прославить свою Родину, город, желание подготовиться к труду и защите Родины, долг перед коллективом - это идейная основа, обеспечивающая целеустремлённость, волю к победе, настойчивость и упорство спортсмена.

Основными волевыми качествами легкоатлета являются дисциплинированность, настойчивость, упорство в преодолении трудностей, уверенность в себе, смелость, решительность, воля к победе, которые совершенствуются в процессе многолетней подготовки.

Дисциплинированность - это строгое соблюдение правил и законов на работе, в общежитии, на тренировке, чёткое выполнение составленного режима дня, творческое отношение к выполнению распоряжений старших товарищей и тренеров.

Без настойчивости и упорства невозможен путь к победе и достижениям, поэтому необходима ясно поставленная цель: пробежать нужное количество километров, выполнить норматив, попасть в сборную команду и т. д. Необходимо приучить ученика верить в достижение цели, даже несмотря на временные неудачи.

Тренер должен постоянно приучать молодых легкоатлетов не обходить, а преодолевать встречающиеся трудности, с которыми всегда связаны тренировка и соревнования. Чем быстрее бег, выше планка, длиннее полёт снаряда, чем сильнее конкуренция, тем быстрее наступает утомление, с которым надо активно бороться. Трудности возникают и в связи с климатическими условиями: плохой погодой, сильным ветром и т. д., которые юные спортсмены должны научиться преодолевать.

Участвуя в соревнованиях любого масштаба, спортсмены непременно волнуются: их беспокоит тактика противника, оценка зрителей, выполнение элементов техники и т. д. Необходима уверенность в своих силах, решительность, чтобы преодолеть это волнение и достойно вести борьбу за победу, за высокий результат. Необходимо научить воспитанников самостоятельно решать сложные задачи, возникающие как в процессе подготовки так и на соревнованиях.

Воля к победе, её воспитание и проявление неразрывно связаны со всеми моральными и волевыми качествами. Важную роль в воспитании воли к победе играют соревнования. Однако воля к победе в связи с преодолением трудностей может воспитываться и в повседневной жизни. Волевые качества совершенствуются в борьбе с трудностями, создаваемыми внешней средой, в борьбе с самим собой. При этом главную роль играет самовоспитание: чтобы в нужной мере развивать свою волю, характер, необходимо большое самосознание; чтобы добиться высоких спортивных результатов в лёгкой атлетике - огромное желание тренироваться. Опыт показывает, что у спортсменов, добившихся высоких спортивных результатов, очень рано проявляются бойцовские качества и спортивный характер. Следовательно, для того чтобы спортсмен смог успешно проявить себя в соревнованиях любого, самого высокого ранга, необходимо чтобы уже в юношеском возрасте у него сформировались высокие морально-волевые качества.

Поведение спортсмена на соревнованиях является результатом того, что было заложено в процессе подготовки. Редко бывает, когда спортсмен, негативно проявляющий себя в ходе тренировочного процесса, положительно ведёт себя на соревнованиях. Недостатки, допущенные спортсменом в ходе подготовки, приводят к ошибкам в состязании. Именно в условиях острой спортивной борьбы, когда необходимо быстро и самостоятельно принять решение, выявляются те недоработки в воспитательном процессе, о которых тренеры, да и сами спортсмены, подчас и не подозревают.



Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Леонид Андреев Мастер спорта международного класса. Чемпион мира среди юниоров в 2002г. в десятиборье. Серебряный призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в десятиборье
Надия Дусанова Мастер спорта международного класса. Чемпионка Зимних Азиатских игр (г.Ханой, Вьетнам - 2009г.) Бронзовый призер Континентального Кубка мира в 2010г. Чемпионка Азии в 2013г. Серебряный призер XVI (г.Гуанчжоу, Китай-2010г.) и бронзовый призер XVII (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) Азиатских игр в прыжках в высоту
Юлия Тарасова Мастер спорта международного класса. Рекордсменка Узбекистана в прыжках в длину-6.81 Чемпионка Межконтинентального Кубка Мира в 2010г. в прыжках в длину-6.70 Чемпионка XVI (г.Гуанчжоу, Китай - 2010г.) и бронзовый призер XVII (г.Инчхон, Южная Корея - 2014г.) Азиатских игр в семиборье
Светлана Радзивил Мастер спорта международного класса. Чемпионка Мира среди юниоров в 2006г. Чемпионка XVI (г.Гуанчжоу, Китай-2010г.) и XVII (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) Азиатских Игр в прыжках в высоту
Анастасия Свечникова Мастер Спорта Международного класса. Рекордсменка Узбекистана в метании копья-61.17. Чемпионка мира 2009 года среди юношей и девушек в городе Брессанонне (Италия)
Екатерина Воронина Мастер Спорта Международного Класса. Чемпионка XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в семиборье. Рекордсменка Узбекистана в пятиборье в помещении.
Иван Зайцев Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в метании копья
Владислав Полюнин Рекордсмен Узбекистана в метании копья среди юношей в возрастной категории 16-17 лет - 79.11 (700гр.) Чемпион Азии и бронзовый призер Чемпионата Мира 2015 года среди юношей.
Александра Котлярова Мастер Спорта Международного Класса. Серебряный призер XVII Азиатских игр (г.Инчхоне, Южная Корея-2014г.) в тройном прыжке
Сухроб Ходжаев Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер Чемпионата Мира 2012 года среди юниоров в Барселоне (Испания) в метании молота (6кг.) - 76.16
Гузель Хуббиева Заслуженный Мастер Спорта. Рекордсменка Узбекистана в беге на 60м. в помещении-7,19. Чемпионка XV Азиатских игр в беге на 100м. и серебряный призер в беге на 200м. (г.Доха, Катар-2006г.), призер Азиатских Игр 2002 и 2010 годов и зимних Азиатских игр 2009 года. Участница четырех олимпиад.
Нигина Шарипова Мастер Спорта Международного Класса. Обладатель лучших результатов последних лет в Узбекистане в беге на 100 метров и 200 метров.
Наталья Асанова Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер Чемпионата Азии в беге на 400 метров с/б.
Анастасия Журавлева Мастер Спорта Международного Класса в тройном прыжке и прыжках в длину. Рекордсменка Узбекистана в тройном прыжке - 14.55 (в манеже-14.24). Серебряный призер XV Азиатских игр (г.Доха, Катар-2006г.). Чемпионка Азии 2013 и 2014 года.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
НАШИ ПАРТНЕРЫ:
Партнер 1
Партнер 2
Партнер 3
Партнер 4
Партнер 5