Узбекнефтегаз Узатлетикс
(+998 71) 241-13-81
Факс +(998 71) 241-13-64
Проспект. И.Каримова д.98 А
Citius, Altius, Fortius!
Главная  Статьи  Особенности использования подвижных игр для формирования двигательных способностей школьников при занятиях легкой атлетикой

Особенности использования подвижных игр для формирования двигательных способностей школьников при занятиях легкой атлетикой

« Назад

23.01.2018 17:10

 

 

             Особенности использования подвижных игр для формирования двигательных способностей школьников при занятиях легкой атлетикой

                                                                                                                   Профессор Эгон Андрис

   Как показывает опыт спортивного резерва актуальным вопросом является своевременный «отбор и определение направленности: вида спорта, или на примере легкой атлетики – бег, прыжки или метания».

     Известно, что на  начальном этапе занятий спортом актуальным является обучение ребенка определенным умениям, навыкам и элементам техники  будущей специализации. Наиболее эффективным, в этом плане, является игровой метод. Игровой метод - это способ  организации овладения специальными знаниями, умениями и навыками развития двигательных качеств, основанный на включении в процессе обучения компонентов игровой деятельности. Игровой метод может быть представлен в виде игры, в виде упражнения в игровой форме, которые  имеют общие признаки, характерные для игровой деятельности, тем не менее, отличаются друг от друга (Миновский В.П.).

  Платонов В.Н. (2004) подчеркивает, что «...применение игрового метода обеспечивает высокую эмоциональность занятий и связано с решением задач в постоянно изменяющихся ситуациях, эффективно при наличии разнообразно технико – тактических и психологических задач, возникающих в процессе игры».

   В игре наряду с формированием двигательных умений и навыков, осуществляется развитие двигательных кчеств и  воспитание личностных качеств (Миновский В.П.). Игровой метод в наибольшей мере позволяет совершенствовать ловкость, силу, , быстроту, выносливость, находчивость,  самостоятельность и инициативность. Многие виды легкой атлетики, такие как бег, прыжки и метания входят  в содержание подвижных игр (Алабин В.Г. 1981, Усманходжаев Т.С., 1987, 1985, Андрис Э.Р., Шакиров А., 1997, 1999). Имеются практические доказательства, что дети технически правильно выполняют то или иное двигательное действие во время игровой деятельности, нежели  при проведении специальной тренировки. Однако не менее важным является своевременное (особенно в возрастном аспекте развития детей) их жизненно важных двигательных навыков, главными  из которых следует считать навыки ходьбы,  бега и метаний., то есть упражнений составляющих легкую атлетику (Андрис Э.Р., Шакиров А. 1999).   

  Легкоатлетические упражнения  являются ведущими в физическом воспитпнии. Однако многим легкоатлетическим упражнениям присуща циклическая деятельность, они состоят из монотонных движений, в результате чего притупляется интерес участия к занятиям.. Нарушить эту монотонность можно, используя соревновательно – игровой метод, цель которого повысить заинтересованность участия детей в выполнении однообразных упражнений ( Гурина Г.Н., Гуревич  И.А.).

   Под соревновательно – игровым методом в физическом воспитании подразумевается способ приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и морально – волевых качеств в условиях игры или соревнования. Его характерной особенностью является обязательное присутствие соревновательно – игровой деятельности двух противоборствующих сторон (Гуревич И.А. 2015).

   Одним из направлений, которое может существенно облегчить процесс воспитания двигательных способностей детей, является применение подвижных игр на занятих легкой атлетикой. Комбинация их с элементами специалных легкоатлетических упражнений позволит качественно улучшить проведение уроков физической культуры в школе. Одновременно это повысит эффективность процесса освоения техники легкоатлетических упражнений.

    Исходя из сказанного, нами  была сформулирована целевая установка «Совершенствование методики формирования у школьников двигательных умений и навыков техники легкоатлетических упражнений в  легкой атлетике с использованием подвижных игр». Педагогические исследования по этому направлению были проведены в общеобразовательных школах № 44 и 279 г.Ташкента (в два этапа: 1993-1994  и 1994-1995 уч. г.; в исследованиях приняло участие 458 школьников – 275 в экспериментальной  и 243 в контрольной группах). Физическая подготовленность школьников определялась по двум направлениям:  скоростные способности (бег на 30, 60 и 100 метров); скоростно--силовые способности (прыжки в длину с места, с разбега, в высоту,  метание мяча и гранаты).

Физическая подготовленность школьников:  Прежде всего нас интересовал вопрос динамики физической подготовленности детей в возрастном аспекте с акцентом на наиболее оптимальный (рекомендуемый) возраст для начала занятий легкой атлетикой.

Анализ динамики физической подготовленности школьников (на первом этапе) показал наличие стабильного прироста ее в возрасте с 7 до15 -ти лет, с наличием трех этапов. Наиболее активный прирост по скоростным и скоростно-силовым способностям отмечается с пятого по восьмой класс (11 – 14 лет; особенно активно в 11 – 12 лет), что подтверждает общепринятые рекомендации о начале занятий легкой атлетикой в этом возрасте. (Алабин В.Г. 1981, Волков В.М., Филин В.П., 1983, Платонов В.Н., 2004).

     Выявленная динамика уровня физической подготовленности, имеющая ярко выраженную этапность в период учебы в школе,  позволяет предположить возможность эффективного воздействия дополнительными средствами на овладение школьниками умениями и навыками в определенных упражнениях программы по физическому воспитанию.

  Двигательные умения и навыки в легкоатлетических локомоциях у школьников:  Одним из актуальных вопросов оптимизации процесса физического воспитания школьннков является совершенствование форм и методов обучения. В этой связи мы исходили из аксиомы, что техника движений, двгательные умения и навыки должны быть приоритетными в физическом воспитании.

   С целью выявления тенденций в характере изменения показателей двигательных умений и навыков у школьников в период учебы нам были выбраны в качестве критериев угловые параметры в беге на скорость, отталкивания в длину и высоту, а также важные моменты в технике метаний. Выбор этих показателей обусловлен их информативностью, а также тем, что они рекомендованы как граничные показатели биодинамики легкоатлетических локомоций (Донской Д.Д., Зациорский В.М.) и являются основными опорными точками (ООТ) по Богену М.М. (1985).

     Во время выполнения тестовых заданий осуществлялась видеосъемка. Материалы сеъемки обрабатывались общепринятым в биомеханике спорта методом построения киноциклограмм с последующим расчетом биомеханических характеристик.

Результаты проведенных исследований позволяют сделать ряд выводов имеющих несомненное практическое приложение:

  1. Анализ данных, полученных в ходе исследования показал целесообразность применения метода оценки уровня технической подготовленности школьнтков в отдельных граничных позах с последующих их сравнениях с модельными.
  2. Выявлено, что динамика показателей физической подготовленности школьников характеризуется тремя этапами (с 3 по 5 кл., с 6 по 8 кл., с 9 по 11 кл.).
  3. В результате исследований разработаны варианты подбора специальных упражнений с последующим включением их в подвижные игры. Основой этих упражнений являются:

▫ модельные показатели техники легкоатлетических локомоций бега, прыжков и метаний (мяча и гранаты);

▫ выявленные ошибки в процессе оценки техники выполнения легкоатлетических упражнений учащимися;

▫ специальные упражнения легкоатлетов, рекомендуемые при изучении и совершенствовании техники бега, прыжков и метаний.

  1. В результате анализа полученных данных в ходе исследования данных разработаны варианты применения подвижных игр, основанных на частичной их модификации с введением элементов техники легкоатлетических локомоций.

Технология подбора подвижной игры и ее модификация осуществляется в следующей последовательности:

─ выявляется ошибка в технике выполнения легкоатлетического упражнения (бег, прыжок, метания) методом сравнения с модельными показателями;

─ осуществляется подбор специального упражнения для исправления выявленной ошибки (возможен вариант акцентирования внимания занимающихся на отдельных элементах техники или упражнения в целом);

─ подбирается подвижная игра и в нее вводится соответствующее специальное упражнение;

─ осуществляется выбор формы (варианта) применения игры в уроке.

  1. Используя описанную методику, можно существенно повысить двигательную подготовленность учащихся в процессе учебы. Об этом свидетельствует значительно более высокий уровень прироста результатов в развитии физических способностей школьников экспериментальных классов по сравнению с контрольными. Отмечается также существенное улучшение качества двигательных умений и навыков в легкоатлетических упражнениях – беге, прыжках, метаниях у школьников экспериментальных классов.

Объективным показателем эффективности проведенных  исследований служит выраженное уменьшение отклонений показателей от модельных, подтверждаемое снижением процентного отклонения пространственных параметров и коэффициентов вариации, указывающим на стабильность выполнения элементов техники легкоатлетических упражнений.

  1. Педагогический эксперимент показал эффективность разработанной методики коррекции двигательной подготовленности школьников. В ходе эксперимента обоснована возможность целенаправленности воздействия на технику выполнения легкоатлетических локомоций – бега, прыжков в длину и высоту с разбега, метания малого мяча и гранаты специализированными упражнениями путем применения их в составе модифицированных игр.

Закючение: Включение легкоатлетических упражнений в подвижные игры является положительным фактором т.к характер их выполнения полностью подчинен закономерностям техники данного двигательного действия, а внимание обучемого сосредоточено на выполнении изучаемого действия (Миновский В.П.,2011). Игровая деятельность вступая во взаимодействие с обучением делает его более привлекательным для детей. Соревновательно-игровой вариант с применение командных эстафет является наиболее эффективным методом обучения двигательным действиям.

Литература

  1. Андрис Э.Р., Шакиров А. Национальные игры и их применение для воспитания двигательных  способностей школьников при занятиях легкой атлетикой. «Миллий спорт турлари ва уйинларининг ривожлантириш муамоллари». Илмий маколаар тупл. Тошкент, УзДЖТИ, 1997,
  2. Алабин В.Г. Многолетняя подготовка легкоатлетов. – Минск, Высшая школа. 1981
  3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. –М.: ФиС. 1985.
  4. Былеева Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. –М.: Физкультура и спорт. 1982 -224с.
  5. Волков В.М., Филин В.П. Спортивный отбор. –М.: Физкультура и спорт. 1989. -176с.
  6. Гурина Г.Н. Соревновательный метод.  nashyfzkultura-ru/sorevnovatelnoigrovoy-metod
  7. Гуревич И.А. Сущность метода.  www.gomelscounts.cjv/sushnost-metoda.html
  8. Миновский В.П. Роль игрового метода тренировки в развитии физических качеств у юных легкоатлетов на этапах начальной подготовки. –Нальчик. 2011.
  9. Неверкович С.В. ред. Педагогика физической культуры и спорта: учебник. –М.: Физическая культура, 2006. -72с.
  10. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические применения. –Киев. Олимпийская литература. -2004 -2004. – 808с.
  11. Шакиров А., Савчук А.Н. Динамика уровня физической подготовленности абитуриентов «Актуальность биомедицинской и клинической антропологии» китобида. 9-12 июнь. Красноярск,. Пед. университет, 1997.
  12. Шакиров А. Особенности использования подвижных игр для формирования двигательных способностей школьников при занятиях легкой атлетикой.  Дис. Канд. пед.наук. – Ташкент 1999. (доступна в библиотеке УзГосИФК).


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


E-mail:


*Комментарий:


Леонид Андреев Мастер спорта международного класса. Чемпион мира среди юниоров в 2002г. в десятиборье. Серебряный призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в десятиборье
Надия Дусанова Мастер Спорта Международного Класса в прыжках в высоту. Чемпионка Азиатских Игр в помещении 2009г. и 2017г. Чемпионка Исламиады 2017г. Чемпионка Азии 2013г. и 2017г. Бронзовый призер Континентального Кубка Мира 2010г. Серебряный призер XVI-2010г. и XVIII-2018г. и бронзовый призер XVII-2014г. Азиатских Игр.
Юлия Тарасова Мастер спорта международного класса. Рекордсменка Узбекистана в прыжках в длину-6.81. Чемпионка Межконтинентального Кубка Мира в 2010г. в прыжках в длину-6.70 Чемпионка XVI (г.Гуанчжоу, Китай - 2010г.) и бронзовый призер XVII (г.Инчхон, Южная Корея - 2014г.) Азиатских игр в семиборье
Светлана Радзивил Мастер спорта международного класса. Чемпионка Мира среди юниоров в 2006г. Чемпионка XVI (г.Гуанчжоу, Китай-2010г.), XVII (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) и XVIII (г.Джакарта, Индонезия-2018г.) Азиатских Игр в прыжках в высоту
Анастасия Свечникова Мастер Спорта Международного класса. Рекордсменка Узбекистана в метании копья-61.17. Чемпионка мира 2009 года среди юношей и девушек в городе Брессанонне (Италия)
Екатерина Воронина Мастер Спорта Международного Класса. Чемпионка XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в семиборье. Рекордсменка Узбекистана в пятиборье в помещении - 4014 и в семиборье - 6212.
Иван Зайцев Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в метании копья
Владислав Полюнин Рекордсмен Узбекистана в метании копья среди юношей в возрастной категории 16-17 лет - 79.11 (700гр.) Чемпион Азии и бронзовый призер Чемпионата Мира 2015 года среди юношей.
Александра Котлярова Мастер Спорта Международного Класса. Серебряный призер XVII Азиатских игр (г.Инчхон, Южная Корея-2014г.) в тройном прыжке
Сухроб Ходжаев Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер Чемпионата Мира 2012 года среди юниоров в Барселоне (Испания), бронзовый призер XVIII Азиатских Игр (г.Джакарта, Индонезия-2018г.) в метании молота.
Гузель Хуббиева Заслуженный Мастер Спорта. Рекордсменка Узбекистана в беге на 60м. в помещении-7,19. Чемпионка XV Азиатских игр в беге на 100м. и серебряный призер в беге на 200м. (г.Доха, Катар-2006г.), призер Азиатских Игр 2002 и 2010 годов и зимних Азиатских игр 2009 года. Участница четырех олимпиад.
Нигина Шарипова Мастер Спорта Международного Класса. Обладатель лучших результатов последних лет в Узбекистане в беге на 100 метров, 200 метров и 400 метров.
Наталья Асанова Мастер Спорта Международного Класса. Бронзовый призер Чемпионата Азии в беге на 400 метров с/б 2009г. и серебряный призер Чемпионата Азии в помещении в беге на 400 метров 2014г.
Анастасия Журавлева Мастер Спорта Международного Класса в тройном прыжке и прыжках в длину. Рекордсменка Узбекистана в тройном прыжке - 14.55 (в манеже-14.24). Серебряный призер XV Азиатских игр (г.Доха, Катар-2006г.). Чемпионка Азии 2013г. и 2014г.
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
НАШИ ПАРТНЕРЫ:
Партнер 1
Партнер 2
Партнер 3
Партнер 4
Партнер 5